Интересные факты 2
Актеры 13
Съемочная группа 5
Рекомендуем 13
Отзывы к
фильму
6
Кто не с ними – тот и трус, и враг. И вообще не человек, как видно.
Я пытаюсь полюбить этот фильм, но не могу. Создавался он в 1937 году, параллельно с тем, как во всех субъектах СССР кого-то приговаривали к расстрелам. Несмотря на такую «занятость», товарищ Сталин находил время для «консультаций» с режиссёрами, поэтому те придирки, которые я излагаю далее, адресованы главным образом не съёмочной группе, а руководству исчезнувшей страны. Если бы Роберт Стивенсон увидел этот фильм, снятый по мотивам его романа, то, вероятно, произнёс бы слова, вынесенные мною в заголовок рецензии. От оригинального «Острова сокровищ» тут осталось только само путешествие на остров и некоторые узнаваемые персонажи. Акценты смещены до такой степени, будто перед нами совершенно другое произведение и… А знаете, что? Давайте забудем о первоисточнике. Представим, что это действительно другая история и все совпадающие имена – это случайность. Тем более что Ляйвеси вместо привычного Ливси – это прям соль на рану…
Итак, у нас тут конец XVIII века и восстание против монархии. Разумеется, есть «грязные ростовщики» и есть патриоты-повстанцы, которые даже сокровища ищут не для личного обогащения, а для того, чтобы купить на них оружие и порох. Именно на этом построен весь сюжет, поэтому пираты воспринимаются лишь побочной линией. Причём, линией весьма интересной в плане подачи. Несмотря на то, что сражения и даже убийства поставлены здесь на удивление зрелищно и достоверно (привет Михаилу Ромму, в фильмах которого персонажи засыпают при попадании пуль!), в некоторых сценах чувствуется избыточная театральность. Например, морской волк Билли так корчит лицо, напевая знаменитое «йо-хо-хо!», будто понимает, что на него сейчас кто-то смотрит и не должен сомневаться, что видит пирата. Образы разбойников созданы внушительные, и при всех остальных недостатках актёрскую игру можно только похвалить. А вот костюмеры и гримёры могли бы приложить чуть больше усилий: очень уж подозрительно, что многие пираты ходят с длинными волосами, которые – по идее – стригли в те времена. И есть один персонаж, который чересчур выделяется на фоне всех остальных – Дик. Он похож не на пирата, а какого-то бродячего музыканта в тряпье. Куда смотрел режиссёр и как пропустил такой явный ляп – непонятно.
Но не будем забывать, что на повестке дня мировая революция. Эту тему с восстанием режиссёр (ну как вы могли подумать на товарища Джугашвили!) пропихивает буквально везде. Куда ни кинь взгляд, главных героев окружают враги. Пираты – это так, мелочи. Ростовщики и королевские гвардейцы – вот эпицентр зла. А все «злые», разумеется, на одной стороне. Плевать, что пираты по умолчанию являются грабителями и никак не могут «дружить» с ростовщиками. У нас же тут «кто не с нами – тот враг»! Хочется спросить: а с нами – это с кем? События, напомню, происходят в XVIII веке, но открытый призыв «К оружию, граждане!» это впечатление разрушает до основания. Ну не мог так воскликнуть повстанец XVIII века во время битвы с пиратами. Не королевскими слугами, а всего-лишь с пиратами. Вот и главная проблема: даже в отрыве от несоответствия книге этот фильм не может восприниматься как независимая единица искусства. Всё от начала до конца тут создано под контролем руководящей партии, а потому тотальная пропаганда постоянно лезет в глаза. Гос... товарищи коммунисты вообще хоть в ком-то, кто не разделяет их идеалы, видели людей? Нигде и никогда, ни при каких обстоятельствах всяким «иным» не давалось никаких шансов. Если человек пират, то он им и останется без возможности поменять взгляды на происходящие события. Если слуга монарха, то тем более. А ростовщики... они вообще от акул происходят, а не питекантропов, ведь так?
Какая страна, такой и сценарий. Какой сценарий, такой и фильм. И если сценарий противоречив, то и фильм будет противоречивым. Ещё раз отметив, что актёры старались настолько, насколько это возможно, я заканчиваю свой укорительный отзыв, направляя все камни в огород страны, которая в данном случае несёт ответственность буквально за всё.
4 из 10
P. S. Забавная деталь: пират Израэль Хэндс постоянно восхваляет царя Давида. Видимо, кто-то из сценаристов посчитал, что у персонажа говорящее имя, и его следует показать иудеем.
Чапаев и Анка против пиратов
– Василий Иванович, там пираты ром с раками пьют!
Чапаев берет бинокль, долго смотрит и говорит:
– Да нет, Петька, это у них рожи такие.
(перефразированный анекдот)
После того, как Ленин сказал, что важнейшим из искусств является кино (про цирк, кстати, наврали, фраза была только про кино - смотрите в записках Луначарского), на потакание десятой музе были брошены на удивление (при той-то разрухе) мощные силы. Советское кино 30-х работало на идеологию, воспитание нового труженика, и, конечно, не было чуждо развлекательности. Если бы в те годы существовало понятие блокбастер, то, можно сказать, именно созданием блокбастеров про самых настоящих комиксоидных супергероев занимался тогда советский кинопром.
Экран заполнили комедии с розовощекими (даже сквозь черно-белый цвет пробивалась их розовощекость) комсомольцами, всегда готовыми и не знающими уныния, с песней, которая строить и жить помогает, перекраивающими жизнь под себя, и лихими героями, раскрывающими заговоры матерых шпионов из Антанты и одной рукой пачками разбрасывающими белых. Это было понятно и правильно, ведь зритель в массе своей, что тогда, что теперь любил, чтобы его развлекали, и не грузили философией, а персонажи в фильмах были простыми, понятными и такими, чтоб их можно было по-дружески хлопнуть по плечу.
К виду таких советских блокбастеров эпохи великих строек принадлежит и фильм Владимира Вайнштока 'Остров сокровищ', снятый по любимому многими поколениями (в том числе и тогда) шедевру приключенческого жанра Роберта Льюиса Стивенсона. Советским зрителям, как и всем зрителям в мире, нужны были герои - яркие и харизматичные, приключения - удивительные и необыкновенные, путешествия - экзотические и диковинные. 'Остров сокровищ' сталкивал зрителя с кровожадными пиратами, отправлял на прекрасных кораблях в морские дали, заставлял искать сокровища на таинственных островах по старым картам... в общем, делал все, о чем мечтают дети и подростки. Только сделать это пытался по-советски.
Я, кстати, очень критически отношусь к советской идеологии, однако ругать режиссера или отчитывать сценариста Леонидова - все равно, что ругать дальтоника за то, что он не различает цвета. По-другому тогда было нельзя, а снимать было нужно. И не только потому, что был госзаказ на энное количество идеологических приключений, но и хотелось. Режиссеру нужно снимать и желательно не в стол - что бы там ни было - хоть война, хоть идеология. Можно называть это как угодно - 'прогнулся', 'продался', а можно просто понять этот компромисс с властью, принять его и идти дальше, стараясь под коркой заскорузлой идеологии разглядеть что-то настоящее.
Отодрав корку коммунистических идей, которые, надо признаться, в контексте 'Острова сокровищ' выглядят невероятно комично со всей этой революцией и 'товарищи, в дорогу', остается все то же чистое приключение, все тот же аттракцион, который ничуть не хуже американских приключенческих фильмов тех лет, да и тех, что попозже!
Вайншток проявил себя настоящим профи, и если бы не вся та революционная чушь, навязанная сюжету во имя 20-летия Октября и во славу величайшего кинолюбителя всех времен, имел бы место самый настоящий приключенческий шедевр. Потому что есть все - динамика, азарт, дружба, верность, отчаянная храбрость и самопожертвование. Есть атмосфера авантюризма, и романтика дальних странствий, корабли и море, есть настоящие герои и отъявленные негодяи. Есть шикарные советские актеры, которые без преувеличения - идеальны в своих ролях. Да, у одноногого Сильвера явно слишком много ног для одноногости, да, вместо юного Джима Хокинса зачем-то Анка-пулеметчица, да, непростительно и глупо слит Бен Ганн, но зато и пираты выглядят как пираты, а не как пригламуренные рокеры, и корабль настоящий, и песни такие, что вмиг заседают в голове, а уж песню пиратов про 'мертвых, которых похоронит мрак' выгнать из головы просто нереально, настолько она точно попала и в Стивенсона, и пиратскую романтику!
С другой стороны, пытаясь уйти от 'буржуазного' Стивенсона, безбожно нашпиговывая фильм пламенными революционными речами (особенно позабавила речь командира повстанцев о том, что драться нужно зубами, если кончился порох, что особенно было актуально для еле как укомплектованной Красной армии в Гражданскую), авторы картины делали себе только хуже, лишая картину бессмертия. Безидеологические ленты того времени, (исключаем истинные шедевры таких мастеров как Эйзенштейн и Пудовкин), смотрятся до сих пор ярко и свежо, взять хотя бы 'Закройщика из Торжка', а вот картины со слишком жирными идеологическими мазками умирают вместе с породившей их идеологией - и 'Остров сокровищ', увы, несмотря на всю свою талантливость - архаичен. К большому сожалению, прекрасная работа Вайнштока как режиссера приключенческого кино, актеров, сыгравших самых аутентичных в истории пиратов, композитора и поэта, написавших самую пиратскую в мире песню, сейчас незаслуженно оказываются в тени той каши, что царила в головах у обезумевших от верности вождю и необходимости снять к юбилею революции что-нибудь 'эдакое' союздетфильмовских редакторов.
Причем, стенания охотников до 'чистого' Стивенсона мне тоже не понятны: в титрах есть строчка 'по мотивам', написанная крупным шрифтом, а режиссер имеет право на свое видение темы. Или давайте припомним Дэрабонту, что Рэд в книге ирландец, а не негр, а 'Вокруг света за 80 дней' и вовсе сожжем за осквернение памяти старины Верна. Я думаю, такая категория как близость к оригиналу вообще не имеет большого смысла, когда речь идет об отдельном художественном произведении по мотивам некоего друго произведения, тем более, если никто не обещает точной экранизации. Другое дело, что в данном случае возникает вопрос: 'А оно было надо? Дало ли подобное изменение что-то новое и нужное фильму?' И тогда выясняется, что тот самый чистый Стивенсон куда умнее, мудрее, интересней, дальновидней, и изменения не пошли фильму на пользу.
Маститый режиссер Вайншток, с удовольствием работавший с иностранным материалом (до этого он снял 'Детей капитана Гранта', а потом - 'Всадника без головы') создал фильм, который вроде бы всем хорош, но он только полуприключенческий, и уж слишком стремиться понравиться высокому начальству, а потому даже в репликах, в которых вроде бы ничего нет фальшиво-советского, ждешь подвоха, ждешь, где же вылезет очередной 'чапай' вместо доктора Ливси и адов ростовщик, чуть не хуже пиратов, вместо дурного, но вполне человечного Трелони и начнут свистеть о классовой борьбе и мировой революции, которые 'Острову сокровищ' - как курице - катана.
В результате получилась небезынтересная и местами невероятно талантливая и эффектная диковинка, раритет, своеобразный документ эпохи, словно старая карта - соленой морской водой - здорово попорченный идеологической залипухой. Он не достоин того поношения, которое иногда слышится в его адрес, но и рассчитывать может разве что на условное внимание со стороны таких любителей покопаться в нафталине как я.
7 из 10
Фильм для тех, кто думает не желудком
С огромным удовольствием посмотрела фильм. Как же в наше насквозь фальшивое время не хватает вот таких вот фильмов - живых, искренних, задорных!
Единственным, наверно, минусом для ценителей творчества Стивенсона является сильное переосмысление концепции 'Острова...'. Но при этом удивительным образом сохранён приключенческий дух романа.
Актёры старой советской школы, конечно же, вне конкуренции. Н. Черкасов в роли Билли Бонса просто неподражаем: 'Все доктора - швабры!'
Запоминающиеся песни, созданные мастерами жанра - Н. В. Богословским и В. И. Лебедевым-Кумачом.
Очень гармонично вписалась в канву любовная линия. По мне, так влюблённая девушка в приключенческом фильме смотрится логичнее, чем ребёнок, который и делать-то толком ничего не умеет (Стивенсон, прости).
Конечно, чтобы понять и принять этот фильм, нужно понимать ту эпоху, которая его создала: эпоху романтики, веры в светлое будущее и горячего желания его построить. Эпоху, когда стремление получить сокровища и использовать их на благо родной страны было гораздо более понятным, чем желание набить карманы.
Вывод: категорически рекомендуется всем, кто хочет увидеть романтический и красивый фильм о патриотах. Категорически не рекомендуется узколобым фанатам Стивенсона, падающим в обморок от любого отступления от сюжета, а также тем, для кого слова 'любовь', 'родина', 'патриотизм' менее привлекательны, чем 'нажива', 'деньги' (велик риск, что узнают себя в Трелони, а то и в Сильвере).
37-й затронул и «Остров сокровищ»…
«Остров сокровищ» и советское время. Понятия из разных вселенных. Советским гражданам, читающим на ту пору, хотелось увидеть героев книг на экране; убеждён, так и было. Но как снимать, когда всемирный диктатор – вождь мирового пролетариата – товарищ Сталин мог пустить в расход не понравившегося деятеля (в данном случае, культуры; в том числе, культуры, почему нет).
Интерпретация «Острова…», его кардинальная переделка и адаптация его на душу тирана, затронула нити сценария и завязала их на узел. Роберт Стивенсон. Бедный бы, наверняка. Слезу пустил. Но не дожил писатель, а кино родилось в муках. В муках зрители пытались запихнуть в себя эту несъедобную и неудобоваримую вещь.
Но давайте представим, что мы не знаем «Острова сокровищ». Настоящего, я имею ввиду. Допустим ли для глаз теперь фильм? Предлагаю с этой стороны взглянуть на всё про всё, но и не забывая о ещё более далёкоёй классике. Хотя, для нас – современников, конечно, кино 37 года уже классика. Время-то какое страшное для народа…
И вот я включил диск регионального издания и стал знакомиться. Конечно, памятуя о мультике басенно популярном особенно в 90-е. Глядя в экран, я силился вспомнить мультик, что зацепил тогда ещё детское моё сердце.
Сама экранизация получилась (как это говориться) «оторви и выкинь». Перековеркали всё и вся. Джимми Хокинс – был, да. Только это была переодетая для своей миссии девчонка. Трелони превратился в Трелони. А доктор Ливси стал Ляайвеси. Но имена именами, - сама история получилось, велась с другого русла. Деньги пиратов оказывается, нужны были для политвосстания.
Но пусть даже и так. Но сами события, и их развитие оставляют желать много лучшего. А – заметьте, - это фильм для детей. По-моему, он неудобоваримый. Это нынче об этой перелопаченной истории знают единицы. Сей фильм отправился в небытие. (Практически). А ведь тогда, поди ж ты пойми, детям такое показывалось. Может, конечно, в виде обязательной программы политрука.
Никогда бы и никому бы я не стал такое советовать. Даже тем, кто без ума от классики (моя двоюродная сестра и кума по совместительству, она любит фильм старины). Уж лучше, ежели прикипели любовью к «Острову сокровищ», то смотреть лучше мультфильм.
4 из 10
На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Остров сокровищ 1938 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.
1793 год. Отряды повстанцев Ирландии, сражающиеся за освобождение от владычества Англии, временно отступают под натиском войск врага. Они оставляют раненого доктора Лайвеси на попечение хозяйки небольшой гостиницы и ее дочери Дженни. Девушка ухаживает за молодым доктором. Вскоре в гостинице появляется еще один постоялец — старый пират Билли Бонс, скрывающийся от преследований старых друзей. У Бонса имеется карта с обозначением места, где хранятся сокровища знаменитого пирата Флинта. Билли Бонс становится жертвой пиратов, а карта попадает в руки Лайвеси и Дженни. Повстанцы решают отыскать клад, чтобы на эти деньги приобрести оружие и боеприпасы.
Остров сокровищ / Ostrov sokrovishch 1938, СССР, мюзикл, приключения