Галерея
Интересные факты 3
Актеры 29
Съемочная группа 10
Рекомендуем 9
Похожие 20
Отзывы к
фильму
9
В заключение моего обширного цикла рецензий на фильмы Алана Паркера, хотелось бы проанализировать его «Славу», где на этот раз человеческая свобода экспонируется положительно, где ее ничто не сдерживает, где она реализует себя в жизни героев и их творчестве с полной силой. Неслучайно эта картина входит в сотню самых вдохновляющих: в «Славе» есть место спонтанному, стихийному творчеству, в котором только и возможна реализация если не абсолютной, то по крайней мере хотя бы относительной свободы. Формально, как и «Стена», «Слава» предугадывает клиповую эстетику 80-х, основы которой заложил еще Кен Рассел в своих «безумных» биографиях, потому монтаж, режиссура, хореография массовых сцен (в предельно ограниченном пространстве столовой, улицы или сцены) безупречны.
Усвоив уроки великих киномюзиклов Боба Фосса «Кабаре» и «Весь этот джаз» с их откровенно репрезентируемой сексуальностью, а также контркультурного музыкального манифеста конца 60-х — начала 70-х «Волосы» (и не в последнюю очередь его экранизацию Форманом), Алан Паркер в своем фильме о жизни нью-йоркской школы искусств создает невероятно эклектичное, насыщенное множеством комических деталей и колоритных, запоминающихся персонажей повествование. Несмотря на заглавие, эта картина — скорее о мечтах о славе, чем о самой славе: никто из героев так ее и не достигает, режиссер скорее показывает их возможные ошибки на пути к славе, взлеты и падения, чем достижение желаемой цели.
Хотя, лично на мой вкус, фильму больше бы подходило название «Свобода» или «Творчество», ибо упорная учеба в школе искусств, разрабатывающая таланты, обрамляющая неограненные алмазы до состояния бриллиантов, совсем в немногих случаях не вредит, а помогает раскрыться показанным Паркером индивидуальностям актеров, танцоров и музыкантов (лишь в отношении первых мы видим прогрессивное обучение, на других отделениях учителя и сама система преподавания чрезмерно консервативна). Из-за невозможности описать всех, режиссер останавливает внимание зрителя на пяти-шести основных героях: чернокожих балерине-певице и неграмотном танцоре, актере-гее, закомплексованной актрисе, музыканте-композиторе и отвязном актере, пытавшемся стать стенд-ап комиком.
Отношения с преподавателями почти не освещаются, Паркеру едва хватает времени, чтобы рассказать о перечисленным мною героях, порой деталей их жизни излишне много, хочется, как и в любом мюзикле, больше песен и танцев. Однако, режиссер снимает не развлекательное, формально виртуозное кино, а драматическую историю о том, как мечты о славе и творческая карьера становятся условием бегства от бытовых и личных неурядиц. Презренность повседневности, каждодневных проблем с родственниками, родителями, партнерами становится трамплином для поисков себя каждым из героев, и по мере развития фильма каждый узнает себя лучше, чем это было до зачисления в школу, раскрывает в себе новые способности, раскрепощается (в случае Дорис — буквально).
«Слава» — одна из самых оптимистичных картин мирового кино, в том числе и музыкального, которое как известно, и так не отличается пессимизмом (за исключением лент Фосса), но и в нем редко встретишь столь вдохновенную веру в обретение счастья в творчестве. Герои этого фильма Паркера — счастливые люди несмотря на все их проблемы: в одной из лучших, если не самой лучшей сцене ленты они превращают скучное пространство школьной столовой в арену для спонтанного хепенинга, в котором свобода тотальна, нет рамок, несчастий, тоски и каждодневных тягот. Безусловно, что у Формана в экранизации «Волос» получилось более убедительно показать эстетизацию действительности как суть «новой левой» утопии, Паркер же не ставил перед собой таких задач: его герои хоть и молоды, но они — не хиппи.
Режиссеру «Славы» было важно продемонстрировать на что способно раскрытие таланта, когда оно спонтанно, когда индивидуальность того, кто наделен им, раскрепощена, когда ничто не мешает свободе человеческой самореализации. По этой причине снятая между напряженными, нервными лентами о поиске свободы в мире границ, рабства и ригидных социальных структур именно «Слава» — наиболее полное выражение принципов свободолюбивого кинематографа Алана Паркера. Какие бы иные пути не искал этот режиссер для их выражения, как бы он не протестовал против самых разных форм ограничения и закрепощения человека, только в этой ленте (может, еще в «Багси Мэлоуне») ему удалось донести до зрителя простую истину: свободы нет нигде в нашем мире кроме творческой деятельности, лишь в ней человеческая экзистенция перестает нас терзать проклятыми вопросами и пограничными ситуациями и обнажается во всей своей позитивности и плодотворности.
Интуитивно, нехронологически исследуя кинематограф Алана Паркера, вернее наиболее показательную его часть, мы пришли к выводу о том, что талантливого режиссера-британца интересовали метаморфозы человеческой свободы в нашем мире, и как порой не были тягостны и мрачны его социальные ленты, его музыкальные картины дают оптимистичный ответ на мучающий Паркера вопрос: «Возможна ли хотя бы относительная свобода в мире, сжатом тисками противоречий и ограничений?» Возможна, говорит Паркер, но только в искусстве, его продуцировании и восприятии, в отношении остальных сфер человеческой жизни не надо питать гибельных иллюзий.
О сюжете можно сказать очень односложно — дети поступают в Нью-Йоркскую школу исполнительского мастерства, учатся, взрослеют и выходят в жизнь. Вот и все кино. Без главных героев — выхватывающее случайно, наугад избранные несколько биографий. Вот и все дела. Казалось бы, должно быть очень скучно. Но отнюдь…
Стильная, продуманная, резкая работа Алана Паркера задает качественно новый темп в понимании мюзикла. После гениального, но в определенной мере оторванного от жизни «Всего этого джаза» Боба Фоссе, именно Паркер внес свежесть в жанр совместив молодежный формат с музыкальным. Как обычно для себя не забыл мастер и о реалистичной стороне. Тут будет предостаточно и психологизма, и подросткового бунта, и вопросов социального несовершенства. Но зато какие прекрасные сцены удались. Многого стоит просто посмотреть как обычный таксист врубает на полные динамики своей машины и под записи его сына, распрощавшись с остатками притворных приличий ребята начинают плясать прямо на улице, остановив все движение. Постановочно, кстати, получилось полное предвестие «Плохого» в котором Мартин превосходно снял Майкла Джексона. А какими насыщенными вышли взаимоотношения ребят с преподавателями. Когда Лерой станет жаловаться на отсутствие афро-американской литературы, как хлестко его отправит преподавательница читать «Отелло». В общем, все будет та насыщенно, что целый мини-сериал мог бы получиться — Паркер мастерски сплетет обрывки подростковых судеб. Тут не будет звезд, зато никто не сфальшивит. Ребята выложатся так, что на долю большинства из них большого успеха больше и не придется повидать. Так, один из самых ярких мальчишек — Джин-Энтони Рэй, сыгравший афро-американца Лероя, снимется еще всего в нескольких фильмах, а также неоднократно повторяя свой образ Лероя в сериалах. А такие были ожидания — харизматичный и талантливый ведь актер-то. Зато самая эффектная актриса и музыкальная исполнительница картины — Айрин Кэра, та самая которая сыграла Коко, певицу попавшую на неожиданный backroom casting и психологически не выдержавшая испытания, получила все-же свой «Оскар». Через несколько лет после «Славы» она очень уж вдохновенно спела свою песню в «Танце — вспышке».
Так что, «Слава» Паркера предопределила появление как «Танца-вспышки», «Кордебалета», «Остаться в живых», «Сделай шаг», «Грязные танцы» и многих других. Не говоря уже о том, что после выхода фильма, не один сезон выходил одноименный сериал — «Слава». В наши дни, правда, всевозможные передачи типа «Голоса» в полной мере дублируют подобную тему, переводя ее в плоскость риалити-шоу.
7 из 10
Именно со «Славы» началась эпоха молодежных танцевальных фильмов: «Танец-вспышка», «Шаг вперёд», «Авансцена», «Уличные танцы», «Сделай шаг», «Держи ритм», «Без ансамбля» и прочие, не говоря уже о сериале и мюзикле «Слава», а также ремейке 2009 года.
Можно было бы сказать, что режиссер угадал с темой, но я бы скорее сказала, что это теме повезло с режиссером. Особенно это заметно, если посмотреть несколько других похожих лент и заполировать поверх фильмом 2009 года. Но и в восьмидесятых слепых среди кинокритиков не было: «Слава» получил 2 Оскара (песня, оригинальный саундтрек), Золотой глобус (песня) и премию Британской академии (звук).
Ни одна номинация на премию за актерскую игру победой не стала, что логично: кто же наградит новичков, у которых за плечами максимум один-два фильма? Тем не менее, сыграли ребята отлично. Не знаю, то ли они играли сами себя, то ли Паркер так удивительно хорош как режиссер, но им веришь. Каждому из них. Девушке, которая делает аборт, потому что ребёнок помешает мечте. Парню, которому придется выйти из амплуа комика, и встретится с самим собой. Девушке, которой говорят, что ей не дано танцевать, а она всю жизнь занималась только этим — и не знает, как жить дальше. Парню, которому придется смириться с тем, что те, кто раньше был твоими «дружбанами», теперь обзывают тебя педиком за выбранную профессию. Да, этот режиссер не мог пройти мимо социальных проблем даже в первых фильмах: аборты, безграмотность — его темы, но всё-таки этот фильм, в первую очередь, о том, что слава — это очень много работы. Причем, что характерно, снято всё это без блеска и мишуры. В конце концов, закулисье никогда не бывает красивее сцены, но оно живое.
Я действительно удивилась тому, что из молодых актеров фильма успешную карьеру в кино почти никто не сделал. Разве что Пол МакКрейн, у которого специфическая внешность — запоминающаяся, по крайней мере. В итоге гугл при поиске абсолютного большинства из актерского состава выдаёт только фотографии из «Славы» — и это тридцать лет спустя. Пожалуй, лучшей иллюстрации к тезису фильма «известными становятся единицы» — не придумаешь. Тем не менее, играли ребята хорошо. Правда хорошо.
Я согласна с тем, что местами фильм похож на кинохронику, но это всё-таки не столько мюзикл, сколько… производственный фильм. Есть же производственные романы Хейли, почему бы не быть производственному фильму Паркера? Кстати, именно поэтому я не могу назвать особо выдающихся музыкальных номеров: они бы слишком сильно выделялись в ровном течении фильма. Разве что известная песня Кары «Out Here On My Own», но она тоже была поставлена не в духе мюзикла — и слава Богу.
Зато я категорически не согласна с распространенным комментарием «Затянуто». К героям привыкаешь, им сопереживаешь, они становятся ближе и даже человечнее с каждым кадром, их истории должны были быть рассказаны так — и никак иначе. А какие в фильме есть напряженные моменты, а? Сначала просмотришь и только потом замечаешь, что пора бы уже выдыхать.
Фильм «Слава» в итоге оказался гораздо глубже, чем можно было от него ожидать. Хороший, сильный, качественный фильм о танцорах, актерах, музыкантах, а в итоге — просто о людях, которым к концу фильма сопереживаешь от всей души. Может, это и есть главное в любом фильме.
Фильм «Слава» рассказывает о судьбах учеников Нью-Йоркской сценической школы. Не имея сюжета, фильм пронизывают сотни отдельных сюжетных линий, лишь малая часть которых показана на экране.
Основной плюс фильма — великолепная игра актёров, играющих начинающих актёров-студентов. Всё это выглядит так, словно снимается не художественный фильм, а кинохроника.
Основной минус фильма — его чрезмерная затянутость. Режиссёр досконально показывает каждую историю, хотя многие из них этого и не заслуживают.
7 из 10
На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Слава 1980 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.
В основе сюжета лежат события, которые разворачиваются в нью-йоркской школе исполнительного искусства, где талантливые подростки проходят обучение на пути к славе.
Слава / Fame 1980, США, драма, музыкальный