Интересные факты 5
Актеры 18
Съемочная группа 9
Похожие 21
Отзывы к
фильму
6
Я смотрю этот фильм раз… десятый, наверное.
И не могу понять, почему большинство моих сверстников боготворит убогое «прекрасное-далеееко-не-будь-ко-мне-жестоооко» — некрасивую, депрессивную песню, вирусную настолько, что вызывает ночные кошмары. А равно — убогое детское фэнтези Булычёва, непонятно кем и почему признанным одним из лучших советских фантастов.
Тайна железной двери — живое, настоящее кино о настоящих советских детях. Умных, честных, хитрых и талантливых. Разных. Фильм о дружбе — банально звучит. Фильм о преданной дружбе — звучит банально. А вот фильм о чести и достоинстве — уже звучит по-другому. История о выборе пути — тоже банально. А история о выборе десятилетнего мальчика — почти эпик. Пока смотришь фильм, замечаешь, как с каждым «спичечным» успехом у мальчишек схлопывается жизнь — они понимают, что этот успех — не настоящий, он им не интересен.
В отличие от нынешних, прошу прощения, детских фильмов, «Тайна железной двери» несет в себе мораль, которую вполне могут уяснить дети: ты хотел лучше для себя? — но от этого пострадали твои близкие. Значит — нужно поступиться своими желаниями ради них. Ты хотел лучше для друга? — но он тебя об этом не просил. Значит — не стоит навязывать счастье другим, ведь на то оно и счастье, что случается редко и не просто так.
Конечно, можно себя заставить, как в анекдоте про нового русского или как Мальчик с миллионом волшебных коробков, смеяться ради профилактики. А если смеяться не хочется — что делать? А ничего — для этого есть специальное кресло. Фильм из прошлого как будто предугадывает наше настоящее — цифровые услуги, психотерапевтические машины, роботы и.. тоскливое одиночество. Живой мальчишка, воспитанный живыми родителями (искрометный дуэт Фрейндлих и Табакова — где вы еще это увидите?!) шестидесятниками, — «эй, старуха, иди сюда!» — безусловно побеждает и тупых роботов, и злобных волшебников.
А вот в кого вырос этот умный и находчивый мальчик — уже совсем другая история..
Если бы не Стас Давыдов, я бы об этом фильме так и не узнала. Но кто-то когда-то прислал ему на обзор маленький отрывок из фильма, и я, увидев его, встрепенулась: ага, прелесть идиотизма! Надо посмотреть. И через какое-то время посмотрела.
Да, сей вдохновенный трэш неплох, благородное безумие в фильме наличествует. Какой-то параноидальный волшебник в образе мальчика, в итоге выяснилось, что он не человек даже, а что-то типа голема — и знаете, заметно! Я не уверена, что дело в таланте юноши, по-моему, просто его неумение играть было удивительно к месту — Всемогущий ведет себя так, будто не вполне понимает, как это — быть человеком, но ему сказали, что он обязан им быть — причем плохим человеком.
Главный герой мало впечатляет, но его друг… о! Он крут! Из него вырастет настоящий человек, как принято было говорить в СССР. Смел, благороден, совестлив, ответственен — и при этом не производит впечатление правильного мальчика, идеального пионера. Только ради этого парня фильм нужно показывать свои детям, чтобы мальчики видели, с кого брать пример, а девочки — с кем стоит дружить.
Благородная шиза фильма проявляется в том числе в облике тупого робота с головой медведя (современный фольклор, конечно, мешает нормально воспринимать медведя, преследующего маленьких детей). На фоне медведя выясняется, что главный герой при всех своих недостатках отлично умеет юзать дыры в программе этого робота — прирожденный тестер.
Нельзя не вспомнить и героя Крамарова, который добивает финал фильма появлением нагишом и танцем с определенными элементами трансвестизма.
Что до сюжета — очередная история бездарного использования сверхмогучего артефакта. Итак, что нужно уяснить всем героям подобных историй. Первым делом нужно пожелать: я хочу, чтобы те мои желания, исполнение которых может привести к гибели вселенной в ближайший триллион лет не исполнялись с отчетом о возможных последствиях в объеме пары печатных листов. То же самое про гибель Земли или жизни на Земле с временными рамками в пять миллиардов. Потом: я хочу, чтобы человеческая цивилизация продолжала существовать и развиваться в течение минимум миллиона лет, максимально долго. Потом: я хочу полной физической безопасности для себя с сохранением своей видовой принадлежности, физического тела и личности во их полноте и динамике, включая свободу передвижения и воли, при сохранении места моего проживания на планете Земля и при возможности в любой момент отменить или скорректировать данное желание. Потом: хочу, чтобы никто и никоим образом не мог лишить меня возможности воспользоваться волшебными спичками при каждом моем сознательном желании это сделать. Потом пожелать себе еще плюс пару сотен коробков на первое время, и начать захватывать мир. Простите, оптимизировать мир (с) Э. Юдковский. Это единственный путь, на котором есть шанс, что все не полетит в тартарары. К счастью, вероятность существования подобных артефактов ничтожна, так как даже умный, широко образованный, гуманный и дальновидный человек может просто из непонимания каких-либо законов мира или социума вместо оптимизации мира все порушить.
Даже в детстве я понимала, что нужно быть просто полным дебилом, чтобы вместо чего-то глобального просить себе мороженое или хоккейный талант. Меня лет с пяти бесили герои цветика-семицветика и прочих подобных историй убожеством своих мечтаний. Этот фильм исключением не стал бы, конечно…
Но причаститься сюрреалистического советского милого бреда его просмотром можно.
Фильм из далёкого детства и один из самых любимых. Что характерно — книгу я прочёл уже гораздо позже, после неоднократных просмотров, и экранная история показалась мне тогда живей и интересней.
Конечно, с точки зрения современного зрителя, избалованного компьютерными спецэффектами, происходящее на экране покажется немного наивным и слегка неуклюжим. Но согласитесь, кто в детстве не мечтал о таких спичках? И я не считаю что это кино ориентированно только на детей, и вышедшим из школьного возраста оно будет менее интересно. По крайне мере нам с супругой так не кажется. Происходящее на экране не только веселит, но и заставляет задуматься о своём месте в жизни, об отношениях с близкими людьми, о том что такое настоящая дружба. Некоторая нотка назидательности здесь всё же присутствует, но это скорее дань тому времени. И нисколько не раздражают звучащие в кадре песни, даже наоборот, придают действу на экране динамичности.
Интересно, что в роли одного из милиционеров снялся известный пародист Александр Иванов, рассказавший в одном из интервью что сниматься ему не понравилось и он решил не продолжать артистической карьеры, правда через 19 лет он нарушил данное решение, снявшись в Фильме «Две стрелы», опять же в эпизодической роли без слов.
Так как мои давние впечатления нисколько не расходятся с впечатлениями нынешними, то ставлю фильму 10 из 10. Рекомендуется к просмотру всей семьёй, да же можно вместо Гарри Поттера, наш фильм гораздо добрее.
Не было еще с незапамятных времен на планете Земле человека, который не хотел найти лампу с джинном, волшебную палочку, цветик-семицветик, выловить щуку с её веленьем или заурядную золотую рыбку. Артефакт не важен, главное, чтобы желания выполнялись. Уж тогда бы — ого-го, на мелочи бы не разменивались.
Очередная версия сказки про исполнение мечтаний была снята известным детским кинорежиссером Михаилом Юзовским. Лучшее его достижение — это милый фильм «Там, на неведомых дорожках…» Несколько картин вроде «После дождика в четверг» достаточно регулярно показывали по советскому ТВ, да и теперь иногда по соответствующим каналам мелькают.
А вот «Тайна железной двери» известна меньше. Мальчуган Толик, любящий приврать по поводу и без, самым безответственным образом влез в какую-то электроподстанцию (по крайней мере, на той самой железной двери висел характерный плакатик с молнией) и стянул коробок с магическими спичками у волшебника, замаскировавшегося под подростка. Ну и дальше по канонам жанра «хочу мороженного — хочу быть всех сильней». С небольшими провалами во времени.
Титульные звёзды подобраны на зависть. Алиса «Снежная королева» Фрейдлих, Олег «Матроскин» Табаков, Савелий «Мёртвые с косами» Крамаров. Роли, вернее сказать, рольки у них, конечно, были микроскопичны. В изображении мамы-папы актёры и не усердствовали, а вот нудист-гитарист Зайцев (угадайте, кто играл) вышел даже очень ничего, шелапут такой.
Но кино на 100% детское. Поэтому главное было — подобрать детей, хотя бы парочку, чтобы потом достаточно было сказать: Красная Шапочка, Васечкин или Алиса — и сотворённый образ неумолимо всплывал перед глазами в 1001-й раз. Здесь, к сожалению, все выстрелы ушли мимо. Основных персонажей было три с половиной — сын самого Юзовского Мичислав (Митя) явно был балластом. Из остальных потенциал был, пожалуй, только у Серёжи Евсюнина, он же волшебник. Этакий нечаевский Звёздный мальчик или Драко Малфой времен второго-третьего курса. Но не сложилось.
Особую жалость вызывал реквизит. Понятно, что 1970 год и глубокий Советский Союз. Но усаживать Всемогущего в детскую жестяную машинку, о которую спотыкался Иван Васильевич из одноименной комедии, это уж больно наивно. Примитивный футуризм проявили художники, забросив героя в гигантский локатор. Просто верх фантазии на тему необычного мира. А про робота я вообще постараюсь промолчать. У довоенного Роу Змей Горыныч и то реальней выглядел. Тут прям какой-то массовик-затейник из детского сада, а не правая рука Всемогущего.
Но идея неистребима. Желание чего-то на халяву будет вечно. Поэтому и фильм все смотрели с позиций «А вот я бы…». И мораль авторов, что нужно отказаться от дармовых благ, а добиваться всё своим путём противоречит человеческой сущности. Лично у меня такие стремления поутихли после прочтения знаменитого рассказа Уильяма Джекобса «Обезьянья лапка», где волшебные дары оборачиваются неожиданной изнанкой.
На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Тайна железной двери 1971 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.
Однажды четвероклассник Толя Рыжков нашёл волшебные спички, исполняющие любое желание. И началась у Толи вольготная жизнь! Вместе с другом он оказался на волшебном острове. Но вскоре ребята поняли, что возвращаться им придётся самостоятельно.
Тайна железной двери / Tayna zheleznoy dveri 1971, СССР, приключения, семейный, фантастика