Галерея
Интересные факты 3
Актеры 20
Съемочная группа 39
Рекомендуем 4
Похожие 22
Отзывы к
фильму
14
Накануне 8 ноября 1939 года деревенский плотник и убежденный пацифист Георг Эльзер (Кристиан Фридель) спрятал в стене зала в Мюнхене самодельную бомбу с часовым механизмом, которая должна была сработать на следующий день во время выступления Гитлера, убив фюрера и изменив ход истории. Но к несчастью, Гитлер закончил своё выступление на 13 минут раньше. Однако Эльзер узнает об этом уже в гестапо, будучи арестованным у самой границы с Швейцарией. Его будут допрашивать и пытать, и чтобы хоть как-то отстраниться от доставляемых мук Эльзер будет пытаться вспомнить мирную жизнь, наполненную несчастной любовь к Эльзе (Катарина Шюттлер), вышедшей замуж за другого. Пригрозив расправой над ней, гестапо вынудит Георга сознаться и рассказать, как и почему Эльзер решил спланировать покушение, но в после признания ему не поверят, что какой-то плотник справился в одиночку.
Один из главных злодеев минувшего столетия хоть и упомянут в названии фильма, которое своевольно дали ему отечественные прокатчики, в картине практически не показан и присутствует опосредованно. Гитлера спасло лишь то, что он покинул место, где выступал, на 13 минут раньше взрыва. С этим, например, связано и то, что английские прокатчики тоже решили изменить оригинальное название и назвали картину «13 Minutes».
В основу фильма легла реальная история немецкого антифашиста Георга Эльзера, однако она мало известна за пределами Германии, где память о нём увековечена памятниками и мемориальными табличками, установленных в тех местах, что имели отношение к его жизни. Такая локальная известность кажется странной, напрасной и в некоторой мере несправедливой. Фильм же заслуживает внимания не только за явный гуманистический и антивоенный подтекст, но и за поразительные актёрские работы, пронзительно воплотившие на экране преображение маленького человека в человека с большой буквы несмотря на то, что изначальный план потерпел поражение.
На заре своей деятельности в большом кинематографе, Оливер Хиршбигель снял два выдающихся фильма: «Эксперимент» (2001) и «Бункер» (2004), в которых прямо или косвенно присутствовала тема 12-летней власти национал-социалистического режима в Германии (1933—1945). В дальнейшем Хиршбигель сделал одну попытку закрепиться в Голливуде — «Вторжение» (2007), и две попытки — в британском кинематографе: «Пять минут рая» (2009) и «Диана» (2013). Эти попытки не имели успеха, и, на мой взгляд, прежде всего, художественного.
Таким образом, спустя 11 лет, Оливер Хиршбигель вернулся к родному немецкому кинематографу и к уже хорошо знакомой теме. Однако, на этот раз данная тема была рассмотрена под существенно иным углом.
Во-первых, хронология сюжета сдвинулась в прошлое, к средним и ранним этапам национал-социалистического периода истории Германии (и даже к тем временам, когда нацисты ещё не пришли к власти). А во-вторых, рассказываемая история обрела более персонифицированный (даже можно сказать, деликатный) характер, поскольку в её центре оказался немецкий плотник Иоганн Георг Эльзер, 8 ноября 1939 года устроивший взрыв в мюнхенской пивной «Бюргербройкеллер» с целью убийства Адольфа Гитлера, который к тому времени уже почти 7 лет находился на политической вершине Германии.
Помимо личности самого Эльзера, этому фильму есть что сказать и о некоторых других персонажах, умело раскрытых за небольшое количество отведённого времени. Заметно, что Хиршбигель старался не впадать в крайности и избегать радикальных суждений.
«Эльзер» не обладает психологической бездной «Эксперимента» или эпическим масштабом «Бункера», однако располагает убедительным исследованием внутренностей тоталитарного режима и его постепенного воздействия на подвластное общество, а также пронзительной историей тлеющих, в таких условиях, остатков совести и здравомыслия.
8 из 10
В отличие от графа Клауса фон Штауффенберга и покушения 20 июля 1944 года, история одиночки Георга Эльзера практически не знакома широкому кругу людей и даже редко обсуждается в контексте тематики Второй Мировой среди людей интересующихся. Тем не менее, история этой, в определенном смысле незаурядной, личности давно заслуживала внимания в художественной реализации в кино. По-своему примечательно, что фильм был снят именно в Германии.
Перво-наперво, перед нами история не масштаба «Операции Валькирия» и ждать дорогой, масштабной военной драмы не стоит. Вместо заговора высшего военного командования, в ноябре 1939 года миссию освободить Германию от Гитлера и руководства партии взял на себя музыкант, плотник. В отличие от довольно скромного по своему размаху процесса подготовки задуманного, куда интересней погрузиться в историю формирования такого решения. В стране, где особенно тяжело быть белой вороной, аполитичным, защищать неугодных режиму друзей и иметь собственные убеждения, в голое простого сельского жителя формируется цель — не допустить краха своей родины, ввергаемой в новую Мировую Войну.
Визуально картина производит очень приятное впечатление, и не зря она была тепло принята на Берлинском кинофестивале. Ощущается, что над историей, постановкой кадров, декорациями, подбором актеров корпели, ведь самоцелью не был коммерческий успех. При совсем скромном бюджете удалось, хотя бы локально, воссоздать целую историческую эпоху. Локально, потому как большую часть фильма мы проведем в камерах и кабинетах гестапо и в родном городке главного героя, который производит впечатление аутентичности, как Германии, так и 1930-м. Исполнитель главной роли действительно вызывает эмоции своей историей, большая часть которой завязана вовсе не на покушении или борьбе с нацизмом, но на личной драме в отношениях.
7 из 10
Перед тем как снимать очередную картину о Третьем Рейхе и борьбой с фашизмом не лишним было бы определиться с целью фильма. Иными словами, является ли это мрачным напоминанием о «банальности зла» или только из-за того, что финансирование под антифашистский фильм выбить всегда просто? Оливер Хиршбигель воскрешает историю Георга Эльзера — неудачного убийцы Адольфа Гитлера. Увы, если взять объективное мнение, события фильма упрощены до банальщины, а львиную долю картины занимает избыточный сентиментализм.
Упрощение не пошло картине на пользу. Хиршбигель, судя по всему, решил, что некоторые избитые повороты позволят испытать зрителям дешевый эмоциональный катарсис. Мало кто будет отрицать, что Эльзер заслуживает героизации, но все же столь примитивный в драматургическом плане сценарий, в сочетании с превосходными режиссерскими действиями (вид пламени «войны» в очках Эльзера) немного опошляет действительность. Всё же, я считаю, история Эльзера нуждается в более подлинном раскрытии, с меньшим манипулированием эмоциями и более развернутыми ответами.
Сцены допроса Эльзера после неудачного покушения перемежаются флэшбеками ранней жизни Георга. У ретроспективных кадров было две задачи. Во-первых, развить романтическую линию Эльзера и Эльзы. Во-вторых, изобразить растущую нацификацию Германии. К сожалению, обе эти задачи до предела схематизированы. Если романтическая линия написана вполне добротно, то превращение маленького немецкого городка в оплот национал-социализма показано без нюансов и не позволяет идентифицировать причины восторженного приема нацисткой идеологии у населения. В исторических процессах всё куда сложнее, чем в кино, поэтому не стоит скатываться в кинематографическую условность.
Также немного смутила сцена в конце. В конце фильма Эльзер показан в концлагере в апреле 1945, где-то за месяц до конца войны. К моему разочарованию, сценаристы даже не предприняли попыток поразмышлять, почему враг фюрера не только не был казнен, как только его допрос был закончен, но и вообще отправлен в концлагерь на преференциальный режим. Конечно, это требует некоторого теоретизирования, но по крайней мере рассуждения над ситуацией сделали бы фильм не таким простым, оставив при этом героическую начинку.
Фридель сыграл роль Эльзера хорошо. Достаточно очаровательный исполнитель, способный играть и всерьез (одна сцена сыворотки правды чего стоит).
Операторская работа без нареканий. Также применено небольшое визуальное клише: в сценах, иллюстрирующих прошлое, всё снято в теплых и перенасыщенных цветах, но это хороший ход.
В качестве заключения. «Взорвать Гитлера» — медитативное европейское кино. Забудьте об «Операции Валькирия» — поменьше зрелищности, побольше личностной драмы.
P.S. Честно говоря, сперва я негодовал: почему большую часть фильма показывали рефлексию Эльзера? А потом осознал, что названию от русских прокатчиков верить не стоит. Фильм всё-таки называется «Эльзер». А никак не «Взорвать Гитлера».
6 из 10
На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Взорвать Гитлера 2015 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.
Всего 13 минут не хватило плотнику Георгу Эльзеру, чтобы изменить ход мировой истории. 8 ноября 1939 года в мюнхенской пивной «Бюргербройкеллер», где Гитлер каждый год в годовщину «Пивного путча» выступал перед ветеранами Национал-социалистической рабочей партии Германии, Эльзер вмонтировал самодельное взрывное устройство с часовым механизмом в колонну, перед которой обычно устанавливали трибуну для вождя. В результате взрыва 8 человек было убито и 63 ранено. Однако Гитлера среди пострадавших не оказалось. Фюрер, ограничившись на этот раз кратким приветствием в адрес собравшихся, покинул зал за семь минут до взрыва, так как ему нужно было возвращаться в Берлин. В фильме реконструирован социально-политический контекст того времени, а также события происходившие с Георгом Эльзером.
Взорвать Гитлера / Elser 2015, Германия, военный, драма, история