Актеры 10
Съемочная группа 3
Рекомендуем 22
Отзывы к
сериалу
8
Очередной совместный проект Института развития интернета и НТВ, вышедший еще в ноябре 2023 года, но оставшийся относительно незамеченным на фоне громких премьер конца прошлого года, «Цербер», тем не менее, заслуживал зрительского внимания. Судите сами: не так уж часто нам попадается качественный детектив в сеттинге Царской России, чья центральная сюжетная линия с неким серийным убийцей столь органично вплетена в реальные исторические события, развивающиеся вскоре после знаменитого Восстания Декабристов.
И так, сюжет крутится вокруг следствия по делу Южного и Северного тайных обществ, которые стали костяком последующей попытки мятежа, закончившейся воцарением и ужесточением внутренней полицейской политики нового российского императора Николая I. Неизвестный серийник последовательно убивает «информаторов» царской полиции, которые в разное время предоставляли правоохранительным органам информацию о планах заговорщиков из числа представителей дворянских фамилий, при этом оставляя на месте преступления записки со строчками из стихотворений Пушкина. Расследовать это дело поручено в прошлом опальному дворянину, а ныне — чиновнику Третьего отделения Александру Бошняку, эдакому Шерлоку Холмсу Российской Империи.
Интересно, что при этом «Цербер» остается самым типичным представителем классического детектива: вместо полиции и ФБР здесь выступают сотрудники следственной комиссии и легендарного Третьего отделения, а убийца — ветеран Отечественной войны 1812 года с явными признаками ПТСР и обидой на государственную власть. Российский кинематограф редко балует своего зрителя более-менее достойными художественными фильмами о царской эпохе, и уже поэтому визуально красивый «Цербер», погруженный именно в этот исторический период и прекрасно воссоздающий на экране соответствующий антураж, определенно заслуживает внимания любителей жанра.
При этом стилистически сериал очень напоминает целую плеяду викторианских и стимпанк детективов, от «Шерлока Холмса» Гая Ричи до «Видока» и «Сонной Лощины». Местами, как только камера оператора Петра Духовского добирается до самых грязных кварталов Петербурга или деревень, невольно возникают ассоциации с сериалом Тома Харди «Табу», и это тоже весьма лестное для российского проекта сравнение. Готически-викторианский стиль прекрасно ложится на локации Санкт-Петербурга XIX века, что находит свое отражение и в качественном визуале, и в приятной, хотя и мрачной атмосфере проекта. Ледяная пустота Северной столицы проникает буквально в каждый кадр «Цербера».
Но нельзя, конечно, назвать сериал беспросветно мрачным и депрессивным. За редкие вспышки специфического юмора на уровне гэгов сортирных американских комедий здесь отвечает сюжетная ветка с московским следователем Лавром Петровичем (шикарный Тимофей Трибунцев под тонной грима, очевидно напоминающий Колина Фаррелла в образе Пингвина из последнего «Бэтмена»), имеется и собственная романтическая линия с целым любовным треугольником, со временем все плотнее переплетающаяся с центральной аркой расследования.
За последнюю отвечает целиком и полностью протагонист Сергей Марин (хороший актер, сыгравший главные роли в таких успешных картинах, как «Начальник разведки», «Крепость Бадабер», «Душегубы» и приквел «Майора Грома» от Кинопоиска — в «Цербере» ничем не отличается от предыдущих ролей) и очень красивая, но посредственная актриса Вера Колесникова. Александр Горбатов (главные роли в «Художнике» и «ГДР») в основной злодейской роли — такой же, как и в положительных, ничем не отличается, типичный смурной герой боевика. Порадовал Цыганов в неоднозначном третьестепенном образе сволочного офицера русской армии, ставшим третьим углом любовного треугольника. Качественный грим и образ создали Дмитрию Ульянову, поразительно похожему на руководителя Третьего отделения графа Бенкендорфа, коего мы помним по портретам из учебников истории. Иван Колесников в «Союзе спасения» в роли императора Николая I Павловича, честно говоря, мне казался куда лучшей кандидатурой, чем Алексей Трофимов здесь. Евгений Лямин при появлении в кадре тупо раздражал. Ну и Лев Зулькарнаев, да простят меня его поклонники, ну ни разу не Александр Сергеевич Пушкин.
Вернусь еще раз к любовной линии, коей здесь уделяется не меньше внимания, чем собственно детективу. Уж очень наигранно и не натурально выглядят отношения Колесниковой и Марина (хотя последний влюбленных мужиков вроде играть умеет). По большей части виновата в этом актриса: все ее реплики звучат однообразно, не выразительно, ее как будто и не тянет к Марину вовсе, хотя сцену в поле она отыгрывает по полной программе.
В целом, «Цербер» скорее понравился. Интересный сюжет, отдельно взятые интересные актерские работы (жаль не главные герои), сеттинг Российской Империи в мрачной готической атмосфере, викторианский визуал — проект выглядит дорого и качественно, потому и смотрится с интересом. Хотя далеко не оригинален, а скорее даже вторичен.
6 из 10
Сериал 'Цербер' как большой успех в безнадежном деле
Детектив в декорациях 19-го века с участием исторических личностей.
Тут вам и декабристы, и Пушкин, и Николай I, и Бенкендорф. Но такие… условные: местами как вывески или как цитаты из википедии, но больше как обычные человеки. Сюжет сумбурен и неправдоподобен до невероятия. Сшит белыми нитками, склеен не пойми из чего — от вполне реального восстания декабристов до фантастических событий с участием царских особ. К мотивам героев в большинстве случаев невозможно отнестись серьезно. Финал — нелепейший, оставляющий с вопросом «и что это было?». И при всем том из надуманной и не очень складной истории кино выбивает такую искрУ, что мало не покажется, а персонажи все таковы, что про каждого хочется посмотреть отдельно снятый фильм.
В завязке сюжета — серия жестоких убийств в Петербурге: гибнут свидетели по делу о декабристах, выдавшие товарищей (кары зашифрованы в пушкинском стихотворении). Из Москвы в столицу приглашен опытный сыщик. А дальше — любовь, заговор, дуэли, погони. Все как мы любим!
В картинке — ледяной Петербург 1826 года, цветущие луга Псковской губернии как бы в районе Михайловского и суровая каменно-дровяная Петропавловская крепость. Хороши также интерьеры и костюмы пушкинской поры.
В сериале масса достоинств и удовольствия для киноманов. Каждая сцена, отдельно (от всеобщего сумбура) взятая — практически киношный шедевр.
Персонажи яркие и харизматичные, ни одной проходной роли. И прекрасные актерские работы. Запомнились:
Тимофей Трибунцев в гриме, степень преображения которого можно сравнить разве что с гримом Евгения Цыганова в роли стареющего режиссёра в киноспектакле Д. Крымова «Дон Жуан. Генеральная репетиция» (то есть, когда актер совершенно неузнаваем — впрочем, Трибунцева все же можно узнать по мимике, выражению глаз и голосу (и от этого наблюдать за ним еще интересней!), а Цыганов менял еще и тембр, и манеру речи; достопамятного Высоцкого в исполнении Сергея Безрукова не берем, очень уж он был не киногеничный), играет хитроватого, грубоватого, беспринципного, но по-своему гениального частного пристава — сыщика, вызванного в северную столицу на сложный случай, но мечтающего вернуться в спокойную Москву, где не бывает дел большой государственной важности и нет необходимости отчитываться за каждый чих перед начальством, зато можно и «плюшками» (калачами дармовыми) побаловаться и между делом свидетеля в тазу утопить. Розыск он чинит со своими двумя подручными-обалдуями. Здесь шикарная роль у Кирилла Кяро, которого все привыкли видеть в заглавных — а тут как бы и небольшая, зато веская! за нее сразу цепляется внимание. Актер Владимир Крылов тоже удачно вписывается в честную компанию. Троица эта отыгрывает эксцентричную и комичную часть драмы.
Сергей Марин — в роли дворянина на службе III отделения, красавца-мужчины, влюбленного в польскую заговорщицу. По всему видно, что Марин — отличный актер, но здесь ему как бы негде развернуться.
Евгений Цыганов — в роли графа и хозяина жизни. Еще один красавец-мужчина. Тоже влюблен. В ту же прекрасную польку. Его бы тоже побольше!
Алексей Трофимов — в роли молодого Николая I, рефлексирующего любителя поэзии, не вставшего еще на путь реакции как бы. Забавно!
Евгений Лямин — в роли заключенного по имени Илья Фабер: тоже вроде бы недолго в кадре, а какой живой, трогательной и убедительный образ (наивного романтика, неискушенного жизнью, идеалиста, агнца на заклание)!
Лев Зулькарнаев — в роли Пушкина-какого-то-мальчишки (поэту было в ту пору 26, и по тем временам это уже ого-го!). Говорит поэт в кадре какую-то околесицу, но очень к месту — и сцена с его участием и по-человечески, и с исторической точки зрения (в части политических взглядов) очень даже точна.
Прекрасны также Александр Горбатов в практически безмолвной, но убедительно страдательной (веришь, сочувствуешь!) роли благородного мстителя и Мариетта Цигаль-Полищук в роли хозяйки дешевого борделя — на нескольких минутах экранного времени актриса успевает выдать такую яркую эксцентрику и здесь же настоящую трагическую ноту, что только аплодисменты.
В общем рекомендую. Это такое кино-кино! А бардак-с с историческими фактами в таких случаях как раз дает полезную мотивацию — узнать, как же оно было на самом деле.
Сериал этот, по жанру — скорее историческое фэнтези, рассказывающее не о событиях истории, а лишь вплетающее исторические факты в вымысел, который, в первую очередь, развлекает, но и дает пищу для ума — в хорошем смысле, провокация на подумать. Тут можно и Федора Михайловича вспомнить и, например, задаться вопросом, есть ли такая идея-принцип, стоящая того, чтобы переступить через человеческое (вопрос этот можно было бы задать хоть выдуманным, хоть реальным декабристам, и не только им). Или о том, как легко манипулировать человеком, играя на его лучших чувствах (жажде справедливости, стремлении не быть трусом), используя его светлую энергию на недоброе, ненужное дело.
В итоге кино это и на полюбоваться (красотами и прелестями разными — кто чего (или кого) себе найдет), и на хорошо посмеяться, и на подумать годится.
На мой взгляд, заслуживает высшей оценки, если бы не очень уж жестокие убийства.
9 из 10
Неоконченная история
Сразу оговорюсь, специально не читал биографию господина Бошняка и госпожи Собаньски. Не хотел впасть в сиюминутное ковыряние несоответствий, характерное для картин разворачивающихся на фоне грандиозной истории прошлого. Однако считаю, что знаю историю второй половины 19 века лучше многих рецензентов на Кинопоиске.
Посему: на мой взгляд игра актеров превосходная, особенно стоит выделить Сергея Марина, знакомого по сериалам Начальник Разведки и Душегубы, понятно что любой актёр со временем вольно или не вольно приобретает амплуа, которое довлеет над ним всю последующую карьеру, исключения можно пересчитать по пальцам одной руки. Но в контексте данного сериала Марин сыграл как нельзя более правдоподобно.
Вера Колесникова мне незнакома поэтому её игру наблюдал впервые, мне она показалась достойной, особенно сымитированный польский акцент.
Про игру остальных актёров могу сказать только положительные слова, несмотря на второстепенность ролей.
Отдельно стоит упомянуть виды Петербурга первой половины 19 века, они замечательны.
К своему сожалению сюжет, на который так рассчитывал после первой серии, пошёл не по тому пути, хотя казалось логичным рассказать про английский и польский след в событиях на Сенатской площади, про связь Южного и Серверного общества с масонскими ложами европы, что является доказанным фактом, раскрыть вероятную версию отравления Александра I, и отношения Пушкина с некоторыми заговорщиками (которые его в конце-концов незаслуженно опорочили). В то же время представляется сомнительным сюжетный ход, при котором дворянин, обличённый царским доверием, имеющий особое задание и представляющий все последствия своих решений пойдёт на поводу у эмоций и не только не выполнит приказ, но и станет причиной гибели кадрового офицера.
Неожиданные повороты сюжетных линий четвёртой серии я склонен объяснить ограниченностью экранного времени сериала (иначе его можно было бы продолжить ещё на пару серий), а не отсутствием воображения и здравого смысла у создателей.
P.S.По ощущениям, оставшимся от просмотра, очень похож на сериал Пропавшая Вадима Перельмана.
В общем моё мнение честные
7,5 из 10
Это грустно, это очень грустно. Я каждое утро просыпаюсь и думаю, как это грустно.
Цербер был многообещающим проектом по мотивам событий после восстания 14 декабря. С самого начала мне было понятно, что это не историческая картина, а костюмированные выдумки авторов. И главное здесь – насколько хорошо сценарист Александр Гоноровский и режиссёр Владимир Щегольков написали свой сюжет в исторических реалиях. Чтобы высказаться об этом подробнее, я разделю свою рецензию на две части:
Часть первая. Начало и середина сериала.
Очень странно, что авторы приписывают своих персонажей реальным личностям: Александру Карловичу Бошняку, Каролине Адамовне Собаньской и т.п. – сюжетные арки одноимённых персонажей никак не соответствуют их биографиям, и это действительно может помешать просмотру, особенно если до этого прочитать Википедию или другие ресурсы.
Сергея Марина, исполняющего роль главного героя Александр Бошняка, трудно узнать из-за голубых линз на глазах. По словам авторов, они придают ему аристократичности, хотя и немного мешают его актёрской игре: актёр слишком часто пучит глаза в кадре, из-за чего его образ немного скрытного и неразговорчивого человека немного портится. Единственное, что связывает сериального Бошняка с его прототипом – увлечение ботаникой. Этот факт несколько раз упоминается по ходу действия, но лишь один раз его знания находят применение – остальное расследование построено на нахождении улик. Нестандартность здесь заключается в попытке ввести исторические зацепки, например, внимание к лошадям извозчика и т.п.
Каролина Собаньская из 1 серии, на мой взгляд, один из лучших персонажей этого сериала. Верно, авторы выкинули биографию её прототипа, взамен предложив зрителю сильного женского персонажа, чья сила заключается не в насилии, а в плетении интриг, в которых задействованы и её связи, и её женское очарование. Во 2 и 3 сериях на первый план выходят скорее интрига вокруг её личности, а также любовные отношения с Бошняком, которые зависают в 3 серии на напряженной ноте, заставляя зрителя ждать продолжения.
На мой взгляд Лавр Петрович воплощает в себе попытку авторов представить образ пухлого полицмейстера, достаточно сурового и грубого (иногда даже пошловатого) – не помню, чтобы в других российских исторических сериалах был подобный типаж, оттого считаю оправданным использование грима. Тимофей Трибунцев справился со своей ролью весьма достойно, хотя иногда его персонаж вызывает неприязнь, но мне кажется, так и было задумано и такой Лавр Петрович должен был быть противовесом аристократичному Бошняку.
Атмосфера Петербурга 1820-ых годов в которую погружают персонажей тоже важный атрибут этого фильма. Речь не только о восхитительных декорациях и костюмах, но и о реалиях того времени – в начале очень интересен фокус на патроно-клиентских отношениях, в последующих сериях авторы попытались показать два мира: дворянский и нищенски-мещанский с интересными декорациями. Видно, что одну и ту же декорацию иногда снимали с разных углов так, чтобы это ощущалось разнообразие локаций.
Главная интрига сериала не в том, кто убийца, а то поймают ли его герои? И по мере того как Александр Бошняк приближается к его поимке интрига закручивается не только вокруг убийств, но и вокруг людей его окружающих – наблюдать за этим крайне увлекательно: каждая из трёх первых серий даёт порцию информации, которая держит зрителя в волнении у экрана.
В этих сериях иногда наблюдались проблемы со звуком: актёры зажёвывали фразы и смысл терялся. Немного портят атмосферу некоторые шутки про жопу, кому-то может не понравится Александрийская колонна в 1826 году, ведь в «Цербере», конечно же, есть исторические ляпы. Но в остальном это весьма крепко сделанные три серии которые действительно интересно смотреть.
Часть вторая. Финал или сериал после 30 ноября.
Последняя серия резко меняет свой тон: появляется больше экшена и интрига о главном преступнике уходит на второй план. Многое из того, что было заявлено в первых сериях не раскрыто, лично я заметила несколько несостыковок с предыдущими сериями.
Впечатление эта серия у меня оставила крайне противоречивое. Её можно было бы принять, если бы она была отдельным произведением, но она является продолжением прекрасных трёх первых серий и, противореча им и по атмосфере, и по поступкам персонажей, перечёркивает их.
Мне нравится трактовка названия сериала, предложенная актёром Евгением Антроповым, сыгравшего полицмейстера Донникова. Его монолог, почему-то он не вошёл в финальный монтаж (по крайней мере я этой мысли не услышала), предполагает, что «цербер, это тот кому можно все, ведь за ним ад». Проблему здесь я вижу в том, что этот вопрос, как и вопрос предательства Бошняка, почти не затрагивался на протяжении всего сериала и внезапно в конце он становится ключевым, подминая под себя и интригу с убийцей, и любовную линию. То есть на протяжении всего сериала зрителя завлекали и интриговали одним, а финал переключился совершенно на другое, не доведя уже обозначенное до справедливого конца. В этом я вижу один из главнейших провалов фильма.
Вдобавок ко всему я заметила, что некоторые отрывки из трейлера не вошли в финальный монтаж. Получается, что обещано одно, а получено совсем другое? Возможно, материала было снято намного больше, но его пришлось порезать на всего лишь четыре серии что и породило огромное количество сюжетных дыр. Но даже если это так, и рано или поздно мы всё же увидим «скучную режиссёрскую версию», показанное в финале всё равно у меня оставило неприятный осадок.
Таким образом, если мы говорим о 1-3 серии, то я смело поставлю 7 или даже 7,510. Они не идеальны: актёрская игра может показаться наигранной, действие затянутым, монтаж рваным, в сериале есть ляпы и простые, и исторические, но, в остальном, это крепкие и интересные серии, которые приятно пересматривать… было бы если не 4 серия. Всё произошедшее в ней рушит и образы персонажей, и любовную интригу, и атмосферу, оставляя лишь красивые костюмы и пейзажи. Финал портит всё впечатление от сериала. Если включать ещё и 4 серию, то моя оценка снизится до 5/10: у сериала было хорошее начало, которое создатели, увы, не смогли развить до конца.
Это грустно, это очень грустно.
5 из 10
На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Цербер 2023 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.
1826 год, Санкт-Петербург. После подавления выступлений на Сенатской площади, следственная комиссия начинает поиск участников восстания декабристов. Некоторые из них попадаются властям из-за доносчиков. Неожиданно в Петербурге происходит серия жестоких убийств: жертвами становятся те, кто донесли на декабристов. Возле тел убитых неизменно остаётся листок со строками из стихотворения молодого поэта Александра Пушкина. За расследование дела берутся московский сыщик и освобождённый из под ареста дворянин Александр Бошняк.
Цербер / Tserber 2023, Россия, детектив