Галерея
Интересные факты 5
Актеры 22
Съемочная группа 7
Похожие 21
Отзывы к
фильму
20
Фильм «Белорусский вокзал» — это не обычное кино о войне. Здесь нет ни одной батальной сцены. Просто спустя 20 лет встретились четверо фронтовых друзей на похоронах пятого. Директор завода, бухгалтер, слесарь и журналист. А на войне все были десантниками. Даже в разговорах упоминается всего один бой, когда будущий директор завода на себе по снегу тащил раненого будущего слесаря. Здесь есть замечательная военная песня «Десятый наш десантный батальон». Но нет патриотических разговоров, нет объяснений. Зачем тогда такой странный фильм «о войне», в котором нет войны?
Кто-то очень правильно сравнил этот фильм с «Возвращением» Э.-М. Ремарка. Здесь, как и у Ремарка, рассказывается не о войне, а том, как сложилась судьба фронтовиков в мирное время. Это сейчас некоторым кажется, что фронтовиков после 1945-го повсюду окружали почет и уважение. В реальности все было гораздо прозаичнее. Они вели жизнь простых людей. И «Белорусский вокзал» снят не для всех, а только для тех, кто ищет ответы на вопросы «что это были за люди, которые сумели на себе вынести ношу войны?» и «как им жить дальше, после войны?». Если самих ветеранов больше интересует второй вопрос (а фильм снят в первую очередь для них), то нас должен бы заинтересовать первый вопрос: «Что это были за люди?». Каждое поколение чем-то отличается от других. И поколение фронтовиков было не таким, как последующие «моя хата с краю… Я сам по себе». Я помню этих людей двадцатых годов рождения. Скромные, честные, трудолюбивые, очень надежные. Кому-то покажется неправдоподобным, что директор завода и другие полезли в грязный люк помогать слесарю. Это сейчас не полезли бы, а для тех людей труд — это не унижение, а необходимость. Иначе они войну бы не выиграли, ведь война это не только стрельба, это еще и тяжкий труд. Сейчас все говорят «это не моё дело». А они относились иначе. Как говорил в своё время герой Е. Урбанского: «нам теперь до всего есть дело». Они и аварию предотвратят, и парня спасут. И за ценой при этом не постоят. Они несколько молчаливые, говоря современным языком, можно сказать «закомплексованные». Пройдя через ад войны, человек многое вытесняет в свое подсознание, многое подавляет в себе, чтобы не сойти с ума. Поэтому кому-то может показаться странным, что фронтовые друзья при встрече ведут себя столь сдержанно. Но и герои Ремарка не бросались друг к другу в объятия со слезами и с криками «Родненький!..» Когда один человек спасал другого, рискуя жизнью, их дружбе уже не обязательны слова и признания. Их дружба несказанна, но ею пропитаны все их взаимоотношения. Да, молчат они слишком о многом. Слесарь очень любит свою жену, но не может прямо объясниться с ней на больную тему. «Сижу я зверюга зверюгой, а сказать ничего не могу». И перед сотрудниками милиции они оправдываться не решились. Благо, их выручила девушка. «Но ведь разобрались же!» И девушка эта журналисту явно понравилась, это видно по дуэли взглядов. Но он промолчал. И слова бухгалтера о том же: «Вот так молчишь, молчишь всю жизнь, пока тебя какая-нибудь сволочь за горло или за кошелек не возьмет». Кто не был на их месте, тот не имеет права их судить.
В фильме также много социальных моментов, связанных с вырождением общества. Да, в брежневские годы оно тоже вырождалось. Тут вам и генерал, у которого в доме прислуга. И одного из фронтовых друзей принимали на кухне, не посадили за общий поминальный стол, так как посчитали простым шофером. Видимо, в доме генерала простонародье ровней не считали. (Внук, правда, не такой, на него и надежда автора). Тут вам и молодежь, косящая под «Битлз», поющая «А мы орём на всю катушку» и танцующая «неприличные» танцы. Тут вам и мордоворот Саша, отказывающийся везти раненого в больницу и лезущий в драку на ветерана. И прочее. Сейчас многие из этих проблем элементарно устарели (все эти разговоры о самостоятельности предприятий, сюжетные линии бухгалтера и директора завода). Многие признаки «падения нравов» выглядят вообще смешно (песни и танцы). Но смотришь на это и думаешь — а ведь лет через 20 после этого начнутся девяностые, и тот, кто доживет, увидит настоящее падение нравов. Настанут «Авария — дочь мента», «Брат», «Игла». И тогда понимаешь, что один из этих друзей (кто доживет), вероятно, в будущем может стать тем решительным и молчаливым стариком — героем М. Ульянова — из «Ворошиловского стрелка».
Сейчас многим «Белорусский вокзал» может показаться скучным. Мы привыкли к иному. Кино при капитализме существует для того, чтобы развлекать зрителя, помогать ему с интересом провести время. При социализме — для того, чтобы воспитывать, просвещать зрителя. Но есть и третий вариант — это кино биографическое. Когда человек пытается показать окружающим, через что он прошел. Чтобы окружающие поняли, каково ему, что у него теперь на душе творится. Вот это как раз такой случай. В этом фильме вас никто не собирается просвещать. Но и развлекать вас никто не собирается. Да-да, дорогие работники офисов, не все фильмы сняты для того, чтобы развеять вашу скуку. «Белорусский вокзал» снят не для того, чтобы вы увлекательно скоротали время в ожидании заветной пятницы, как и Ремарк писал «На западном фронте без перемен» и «Возвращение» вовсе не для того, чтобы какой-нибудь скучающий бюргер хорошо провел время между пивком и сосиской. И Сэлинджер написал «Рыбка-бананка хорошо ловится» не для того, чтобы кого-то развлечь. Поэтому и здесь автор не добавил в фильм ни батальные сцены, ни погони, ни перестрелки, ни загадки, ни любовные треугольники. Там даже — о, ужас! — спецэффектов нет. Вообще.
Смотреть фильм или не смотреть? Если Вам скучно, то ни в коем случае не смотрите. Он не разгонит Вашу скуку. Если Вы — подросток или молодой человек, желающий узнать, так кто же с кем воевал, то не смотрите, не поймете, посмотрите лучше «Освобождение» или «Брестскую крепость». Если Вы — учитель истории, то не вздумайте запустить этот фильм перед скучающими и жующими жвачку школьниками. Это кино не для них. До такого кино еще нужно дорасти.
Смотрите его только в том случае, если Вам интересны ветераны. Не как брэнд, не как символ, а как настоящие, живые люди. Здесь отличные актеры. Ну и самое лучшее, за что фильм очень нравится мне — так это за то, что при просмотре ощущаешь себя в кругу своих, как будто это мои друзья, с ними так хорошо и душевно. И песня замечательная.
10 из 10
«Белорусский вокзал» отличается от других фильмов военной тематики. Герои здесь показаны не в фронтовых сражениях, а в обыденной мирной жизни спустя несколько десятилетий после Дня Победы.
Актёрский состав фильма подобран наилучшим образом. Я до конца кинокартины был уверен в том, что все эти люди — Харламов, Иван, Дубинский, Алексей, Рая — прошли через войну вместе, в составе того самого 10-го десантного батальона. И зритель убеждается в этом благодаря тому, как четверо оказываются в разных проблемных ситуациях, продолжая действовать сообща. Среди героев присутствует фронтовой дух, ими всё также руководит бывший командир сапёрной роты, роль которого исполнил Алексей Глазырин. Наконец, чего только стоит песня Булаты Окуджава на музыку Шнитке, ставшая для меня ещё одним символом Победы. Более того, Евгений Леонов, знакомый мне по комедиям, которые можно увидеть в новогоднюю ночь, оказался чудесным актёром, изображающим простого советского гражданина.
Разумеется, режиссёр Андрей Смирнов ярко подчёркивает проблему поколений. Мы видим, как неуважительно относятся молодые люди к тем, кто подарил всем нам мирное небо над землёй. И эта проблема уже тогда, в 1971 году, приобрела важный характер. Так или иначе после просмотра фильма задумываешься, сумели ли мы сохранить уважение к ветеранам войны? Несмотря на то, что их остаётся всё и меньше и меньше, они всё ещё среди нас. И каждый из нас должен быть благодарен им.
10 из 10
Война, безусловно, страшное явление в истории стран. Люди не могут предполагать, что будет с судьбой Родины, с их собственной судьбой. Однако война может объединять тех людей, которые были однополчанами, которые были вместе в эти непростые времена. Однополчане могут остаться друзьями, братьями на всю оставшуюся жизнь, дружба их будет крепкой, пусть даже судьба раскидает их по разным уголкам страны.
Командир саперной роты Виктор Харламов (Алексей Глазырин), командир разведки Иван Приходько (Евгений Леонов), радист Анатолий Дубинский (Анатолий Папанов), минер-подрывник Алексей Кирюшин (Всеволод Сафонов) служили вместе. Вместе с ними была и сестра милосердия Рая (Нина Ургант). Они расстались на Белорусском вокзале летом 1945 года, после войны в стране, победившей фашизм, расстались под мирным небом. Они встречались последний раз на именинах своего однополчанина Валентина Матвеева.
А теперь, через четверть века, четверо ветеранов-мужчин встречаются на похоронах Валентина. За 25 лет в стране, в мире что-то изменилось. Внешне изменились и герои. Как они живут в настоящее время? Каковы их мысли? Они все работают: директор завода, слесарь, бухгалтер, журналист. Время движется вперед неумолимо. К сожалению, одного из них уже нет. Конечно, грусть, боль. Причем эти четверо героев, могли вслед за Давидом Самойловым с горечью повторить: «Война гуляет по России, а мы такие молодые». Молодость — пора весны жизни наступает один раз и боль людей этого поколения в том, что во время их молодости была война. Молодость, которая не вернется! Они добились быть может успеха в карьере, но годы дают о себе знать.
Еще одна тема, поднятая в фильме: как поколение героев-ветеранов вошло в послевоенную, мирную жизнь. Казалось, нет ничего проще — мирное небо над головой! Но все не так просто. Когда герой А. Папанова начинает рассуждать: «на войне все было четко, понятно, что выполнять. А тут больше свободы, и, непонятно как быть»
На примере семьи Ивана и Любы можно видеть «мысль семейную». Когда мальчишки ремонтируют велосипед в обычной благоустроенной квартире. Особого энтузиазма, романтики, счастья тут не видно.
Тема «отцов и детей», сменяемости и взаимодействия поколений также затрагивается в фильме, когда молодой человек Саша, владелец автомобиля, начинает грубить ветерану, даже не понимая, что перед ним человек, который отстаивал независимость Родины. Ну нельзя так, молодежи надо научиться уважать старшее поколение. Ведь мир, в котором мы живем, создан и этим поколением.
Когда герои собираются в своем кругу. О них заботится Рая. Актриса Нина Ургант сумела передать в этом образе силу женщины — кормилицы, целительницы, утешительницы. Это тот образ женщин, о котором К. Симонов писал: «как слезы они вытирали украдкою, как вслед нам шептали: «Господь Вас спаси!» и снова себя называли солдатками, как встарь повелось на великой Руси».
И конечно песня на музыку Альфреда Шнитке, на стихи Булата Окуджавы. «Нам нынче всем нужна одна победа! Одна на всех мы за ценой не постоим!». И те мгновения, когда была исполнена эта песня, как ее строки отражались на лицах героях. Кто-то не смог, отвернулся и заплакал, кто-то пытался держаться, подавляя эмоции, кто-то нервно закуривал.
Эта война, став тяжелейшим испытанием, сплотила при этом народ.
В девяностые годы о поколении этих фронтовиков еще поставлен был фильм «Сочинение ко дню победы», где играли Михаил Ульянов, Вячеслав Тихонов поколение этих фронтовиков, ветеранов.
Нужно помнить и ценить подвиг этих людей. Не допустить больше войны.
С днем Защитника Отечества!
10 из 10
«Белорусский вокзал» — фильм и о войне, и одновременно не о войне. И дело даже не в том, что события разворачиваются через двадцать пять лет после победы. Суть фильма не в том, что встретились именно фронтовые друзья, иначе бы не был этот фильм понятен и близок людям совсем других поколений, рождённых через много-много лет после войны.
Да, в «Белорусском вокзале» есть и приметы конкретного времени, благодаря им фильм приобретает жизненность, фактуру, а не остаётся на уровне абстрактных философских размышлений. Главные герои — фронтовики, солдаты Великой Отечественной, ныне — люди среднего возраста, обыкновенные советские граждане. Очень необычный, кстати, образ фронтовиков: в мировой культуре они навсегда остались восемнадцатилетними мальчишками и девчонками, в памяти моего поколения — дряхлеющими и уходящими великими стариками. А здесь они просто люди в обычной бытовой рутине. Просто тогда, в семидесятые, это было обычным делом, что рядовой бухгалтер на предприятии имеет восемь боевых наград. И за окном идёт обычная мирная будничная жизнь, и их ещё слишком много, чтобы ценить великий подвиг их юности, и герои стареют, становятся докучливыми пожилыми, которые, кажется, только мешают молодым. И это будничная жизнь какая-то сложная и непонятная, не ясно, кто прав, кто нет, где свои, и где враг. И все они слишком далеко разошлись друг от друга. Кто-то директор завода, а кто-то слесарь, которого даже на похоронах фронтового товарища принимают за чьего-то шофёра. И фронтовые друзья кажутся даже чуточку чужими: ну встретились, обнялись, всплакнули, а сказать-то и нечего, и кому-то надо вернуться на работу, а кому-то — домой. Бытовуха.
Но если бы фильм был просто о встрече фронтовых друзей спустя годы, только о том, какими они стали после победы, он не трогал бы за душу нас, ту войну не видавших. Как ни странно, но самое близкое по духу «Белорусскому вокзалу» произведение — это «Двадцать лет спустя», вторая часть мушкетёрской трилогии. Наверно, эта аналогия лучше всего может пояснить, почему нас по-прежнему так задевают старые советские фильмы о войне. Дело ведь не только в долге памяти. Из чувства долга никого любить не заставишь. Просто эти фильмы о том, что действительно связывает людей на всю жизнь. Мы существа общественные, мы не можем друг без друга, без привязанности к нашим близким. А связать нас может только общее дело, правильное и нужное, дающее смысл нашему существованию. Вот чтоб «рядом свои, и наше дело правое», чтоб победа была нужна одна на всех. Через жизни советских людей таким делом прошла война. И я не в коем случае не хочу сказать, что ради того, чтобы наполнить жизнь выживших смыслом, надо устраивать трагедию Второй Мировой и Великой Отечественной — поэтому и говорю про мушкетёров, про то, как память о том хорошем и благородном, что связывало их в молодости снова связывает их через двадцать лет разлуки и даёт им силу для нового. Так и тут герои не могут просто так разойтись в стиле «встретились, потрепались» — и в результате оказывается, что и здесь, среди ежедневной рутины, существуют поступки благородные и подлые, есть сволочи, которым нужно дать отпор, а это делать всегда сподручнее, когда рядом свои, и когда вы связаны осознанием того, что ваше дело правое.
Фильм очень грамотно построен с точки зрения динамики сюжета. Сначала — медленно и невнятно. Просто обычный день, пусть и омрачённый похоронами друга. Просто в рабочее расписание втиснут ещё визит на кладбище. Герои встречаются, чувствуют отчуждённость. Затем темп нарастает, они мучительно пытаются вернуть то былое ощущение общности, при этом ещё не желая выходить из круга обычной размеренной жизни. Всё меняется, когда они принимают решение идти помогать Ивану. Отсюда начинается их воссоединение, освобождение их сути героев-фронтовиков из-под маски рядовых граждан-обывателей. И под конец — катарсис песни Нины Ургант, подготовленный всем ходом фильма и рассказывающий подготовленному зрителю всю суть, всю философию этой истории.
10 из 10
На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Белорусский вокзал 1971 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.
Герои фильма расстались на Белорусском вокзале летом 1945-го. Спустя четверть века они встречаются на похоронах боевого товарища. В их душах с новой силой оживает пережитое. Время не властно над их памятью: ветераны сохранили верность фронтовой дружбе, способность жертвовать собой, неистребимую любовь к жизни.
Белорусский вокзал / Белорусский вокзал 1971, СССР, драма