Галерея
Интересные факты 1
Актеры 20
Съемочная группа 9
Рекомендуем 18
Похожие 21
Отзывы к
фильму
20
Жестяной барабан — роман немецкого писателя Гюнтера Грасса и фильм Фолькера Шлёндорфа по мотивам одноимённого романа Гюнтера Грасса. Можно было бы считать оба произведения немецким ответом на Питера Пэна, причём альтернативой, а не конкурентом. Однако фильм в 1979 году сняли четыре страны: Фрнция, ФРГ, Польша и Югославия. И Югославии больше нет — там вовремя не поняли, что означает трах-бабах жестяных барабанов.
Сюжет фантастический, как и в сказках про Питера Пэна: невзрослеющий мальчик негативно оценил мир взрослых, оценил, как маленький мудрец. В эпоху нарастания нацистского психоза, на глазах у малыша поражавшего общество довоенной Германии, единственное, что он смог сделать, это колотить в жестяной барабан.
Иногда он не получал ничего, иногда наказывали, но иногда он производил на окружающих фантастический эффект. Мы уже знаем, что этот эффект не спас немцев ни от национал-социализма, ни от войны, ни от длящейся до сих пор американской оккупации. А снова расти он сам решил после двадцатилетнего перерыва, когда заметил, что мир взрослых стал избавляться от безумия и пакостей.
Сегодня фильм Die Blechtrommel на одной из самых золотых полок мирового киноархива. При появлении вызывал бурю эмоций, скандалов и даже судебных исков. Сегодня хорош для просветления мозгов и понятий, для очистки взора от шор и розовых очков.
Порой думаешь, как легка и радостна моя судьба, ведь я не угнетаема другими государствами, войны пока ещё нет и в моём окружении люди по большей мере психически здоровые.
К Оскару двойственные чувства: жалость и злость.
Понимаю, что парень родился от случайно зачатой мамы на грязном поле картошки, прямо на земле; рос он в нездоровой семье, где инцест был очевидным и привычным делом, а взрослые и не пробовали скрывать смешение крови; со сверстниками не сложилось. Мама у него бросилась в брак с нелюбимым человеком, в то время, как любимый и не думал брать на себя ответственность за отношения, а пользовался матерью на протяжении жизни. Замуж мама вышла за бесчувственного потребителя её, как домохозяйки. В итоге три безответственных взрослых, растивших Оскара.
Но злость на героя-мальчика так же свербила меня во время просмотра. Неужели можно быть таким слабым, чтобы настолько испугаться взрослого мира и отказаться взрослеть? Ты ведь не обязан быть таким же, как те, кто растил тебя. Кроме того, у мальчишки проблемы с эмоциями — все чувства он либо проигрывает на барабане или кричит. В общем, если бы это был мой ребёнок в современном мире, то, мы бы годами ходили с ним к психотерапевту.
Давид Беннент сыграл великолепно, его необычная внешность смогла передать внутреннее состояние души ребёнка. Для меня Оскар это монстр, способный на жуткие вещи: он плачет, если ему что-то нужно; он делает наивные глаза, если хочет остаться живым в руках солдата; большая часть его рассуждений пусть и взрослые, но довольно высокомерные.
На мой взгляд, фильм о безответственности. Безответственные взрослые научили тому же ребёнка и в мире фильма все абсолютно безразличны друг другу, так как мысли у героев лишь о себе.
Страшна предвоенная атмосфера, безответственный народ не понимает и не осознаёт, что фашизм приведёт к страшным вещам, одна из героинь будет» счастлива, если фюрер посмотрит» на неё.
Прочтённый роман и фильм оставили тяжёлое впечатление.
Смотрела режиссёрскую версию длительностью почти три часа, с фрагментами, где отсутствует перевод. Пришлось вспомнить немецкий язык, который двадцать лет назад был у меня свободным.
Тяжелейший фильм. Редко попадается такое кино, Слава Богу. Про болезни, войну, смерти, сумасшествия, глупость. Главный герой — маленький человечек Оскар, который взрослеет, но его тело остаётся телом трёхлетнего ребёнка. Вокруг него творится история. И он, играя на своём бело-красном жестяном барабане, рассказывает нам про свою жизнь.
В фильме много эротики. Местами прямо порно. Напомнило «Калигулу» Тинто Брасса, снятую также в 1979 году. Модно, что ли, это было тогда? Как-то пошло, рыночно, развратно. Жестокие дети писают в кастрюлю и варят суп, играя в кухню, а потом кормят им больного ребёнка. Рыбак вылавливает полуразложившуюся лошадиную голову, облепленную извивающимися угрями. Как теперь есть суши с угрём? Только недавно на работе завхоз рассказал, что во время службы на Кавказе они выловили в реке труп, весь покрытый угрями, присосавшимися. С тех пор он не есть угрей. Я теперь тоже. Женщины листают книги с фривольными картинками и возбуждаются, трутся коленками. Мужчины залазят им под юбки, а дети наблюдают за этим, сидя под столом. Мать главного героя живёт сразу с двумя мужьями. Хотя кого этим удивишь? Знаю счастливо замужних женщин, имеющих по пять любовников. Запретная тема детского суицида. Не менее запретная тема, когда уставшая мать хочет избавиться от взрослеющего мешающего сына. Женщины устают от всего. От орущих детей, ненасытных любовников, домашнего хозяйства, работы… Нарушение общечеловеческих запретов. Почва, на которой благодатно произросло древо фашизма. На самом деле, безграничная человеческая глупость, которая неиссякаема. И всегда с нами. Также в этом кино раскрыта табуированная тема произвола советских солдат на территории поражённой Германии.
Не удивительно, что психика мальчика травмирована. В три года он прыгает с лестницы и перестаёт расти. В дальнейшем он наблюдает за изменяющимся миром мудрыми глазами старика в теле ребёнка. Характерна смерть одной из героинь — от того, что всё достало. Сейчас, глядя на всё с позиции 36-летней женщины, я её прекрасно понимаю. Мне очень понравилась мать рода — бабушка Оскара, носящая четыре длинные юбки. Женщина — настоящая соль земли. Мир вокруг рушится, а она, знай себе, картошку выкапывает.
Отрицательная рецензия. Фильм великий, получивший множество значимых наград. Но слишком тяжёлое для меня кино. У ребёнка должно быть детство, школа, друзья. Когда его прямо из колыбели погружают во взрослую жизнь — всё во мне восстаёт против этого. Много издевательств и боли. Я не хочу, чтобы кто-то из моих близких мог пережить подобный опыт.
1. Грасса, к сожалению, не читал.
2. Фильм понравился и впечатлил отдельными и даже многими аспектами, моментами, но в целом все-таки не склеился в единое сильное впечатление.
3. Разумеется, в такого рода фильмах для целостного восприятия необходимо найти ключ к «раскодированию» иносказательной составляющей — то есть, в данном случае — найти адекватное понимание, что именно должен символизировать мальчик с его барабаном. А на этот счет, судя по рецензиям, которые я прочитал единого мнения у рецензентов не сложилось.
3а. Думаю, все-таки суть здесь в том, что мальчик должен символизировать немецкий народ (или любой другой в подобных исторических обстоятельствах — русский, украинский итд). Он одновременно достоин жалости и ненависти. Он и сам виноват в том, каков есть: ведь сам принимает осознанное решение «не расти», оставаться избалованным и деспотичным ребенком, но в то же время трудно его в этом обвинять: ведь какой осознанности можно ожидать от трехлетнего ребенка (от обычного среднего народа). Показательно, что роковой выбор он как бы делает даже из совершенно «высоких» побуждений — чтобы избежать испорченности мира взрослых (так религиозные или националистические фанатики отказываються от современной просвещенности, дабы не загрязнить себя неминуемо связанным с ней размыванием границ между «хорошо» и «плохо», вообще «падением нравов»). Но запрет на рост неминуемо приводит к куда более плачевным последствиям.
Итак, мальчик отказывается расти. Мальчик остается маленьким страшным деспотом, который наблюдает судьбы людей и страны, какбы невольно приводит к трагедии близких ему людей, людей, которые его любят и жалеют. Он даже осознает свою вину в этих личных катастрофах, но осознание это какое-то туманное, временное, безэмоциональное, отстраненное, олигофреническое. Таков и народ, который в силу сложившихся трудных исторических обстоятельств вдруг решает не расти, вдруг решает взять в руки барабан (т. е. прямолинейную идею типа «барабан / Германия / нация / Магомет / Иегова / власть народу / Русский мир /Бандера / Майдан / Крымнаш превыше всего») и ничего, кроме этого барабана не знать и не видеть. И пусть рушатся судьбы отдельных людей и целых народов, да и его самого — он видит только барабан и терроризирует этим барабаном всех вокруг. И рано или поздно все вокруг поддаются его террору: кто из чувства собственной вины перед ним, кто из чисто человеческой благородной доброты, а кто — просто, чтобы не связываться. Все ему потворствуют и сотворяют из него чудовище.
Важен посыл, что нельзя винить этого мальчика в его выборе, в том, каков он есть. Чего можно хотеть от мальчика? Какого осознанного выбора? Его жаль. Он раздражает, он бесит, но у каждого адекватного человека он неминуемо вызывает жалость. Да ведь и барабан то ему пообещали взрослые! (предводители, демагоги, политики итд).
И только через падение в гроб, через потерю всех самых близких ему людей он вдруг понимает, что пришло время расти. После всех катастроф и трагедий, которые происходили на его глазах, он созревает до осознания, что все-таки пора вырасти. Но реализуется ли это решение, мы не знаем. Хотя первый шаг сделано — «барабан похоронен». Это как денацификация Германии, декомунизация России (которая так по-существу и не состоялась) итд.
Еще раз повторюсь. Самое важное в этом образе, мне кажется, — это именно эта двойственность: когда мальчик (народ) одновременно и виноват в страшных трагедиях, и вызивает искреннее сочуствие. Ведь он ребенок, он виноватый невинный ребенок. Его невозможно не любить. Так и народ, особенно родной народ. Ты можешь его ненавидеть за то что именно он привел к власти Гитлера, Сталина, Путина, за то что он тупо майданит каждые 10 лет. Но в то же время ты не можешь его не любить, как не можешь не любить то доброе и невинное, что есть даже в деспотичном ребенке. Можешь разве подобно Яну Гусу повторить «sancta simplicitas», наблюдая, за сжигающим тебя фанатиком.
Кстати, эти сцены с сексуальной озабоченностью маленького Оскара очень хорошо изображают эту двойственность. Ты одновременно и умиляешься невинностью этой любовной страсти, она прекрасна и чиста, как и всякая детская любовь. Но в то же время ужасаешься (подобно юной героине фильма) животностью, которая в это все вдруг вмешивается, ты понимаешь, что здесь не только чистая детская любовь, но и омерзительная эгоистическая животная страсть.
4. Много отдельных достоинств. Визуальный ряд. Сцена с угрями — великолепна. Мальчик — безупречен, демонически прекрасен (такой себе Омен). Сцены избалованности сыграны удивительно натурально.
Наверно, в некотором смысле повлиял стилистически на Амели. Хотя фильмы совершенно разные и с совершенно разной претензией. Может, и глупое сравнение. Просто подумалось.
Словом, идея хорошая, отдельными аспектами — прекрасно. Но в целом для меня не склеилось — чисто эмоционально не склеилось. Как-то вся эта метафора не раскрывается во всей своей полноте. Может, и вообще неправильно все интерпретирую
Да, и еще момент, не очень оптимистичный. Старшее поколение всегда попытается передать младшему этот самый барабан. И даже, если очищение произойдет, даже похоронив барабан в одном поколении, мы никогда не застрахованы от его воскрешения в поколении новом — так Оскар подарил барабан своему предполагаемому сыну на его трехлетие. Страшная история всегда может повториться — достаточно просто снова запретить себе расти и фанатически влюбиться в барабанную дробь.
6 из 10
На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Жестяной барабан 1979 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.
Древний Данциг — Гданьск. Годы зарождения фашизма. Главный герой — мудрый мальчик, разочаровавшийся в мире взрослых и решивший больше не расти.
Жестяной барабан / The Tin Drum / Die Blechtrommel 1979, Германия, военный, драма