Галерея
Интересные факты 8
Актеры 47
Съемочная группа 9
Рекомендуем 12
Похожие 21
Отзывы к
фильму
5
Август 1944-го, Париж. Отважные союзники уже высадились в Нормандии и рьяно гонят немчуру взашей по французской землице. Париж вот-вот падет, но Гитлер ведь не тот малый, что проигрывает красиво. А потому в Париж он отсылает комендантом надежного (как он думал) генерала Дитриха фон Хольтица, чтобы организовать оборону города. Ну а если возникнут нюансы, то Хольтиц получил приказ разнести весь Париж в труху. Вот только этим коварным планам намерены воспротивиться славные сыны французского Сопротивления, которые подняли восстание в красивейшем городе на планете.
Прямо скажу, снять такое себе идейно-тематическое продолжение эпической постановки «Самый длинный день», вышедшей четырьмя годами ранее, у француза Рене Клемана не получилось. Хотя принцип использовался все тот же — калейдоскоп сюжетных историй, сироп из исторических фактов и художественного вымысла, масштабные костюмированные съемки, батальные сцены и в качестве главной изюминки — гигантский набор мировых звезд, снятых в маленьких эпизодах. Не получился фильм у Клемана по ряду причин. Первая и самая главная — это беспредельно пафосный сюжет, который еще и чертовски не сбалансирован. Почти в три часа экранного времени Клеман напихал массу совершенно бессвязных историй, вроде конвоя пленных французов из Парижа в Бухенвальд или расстрел нацистами революционных подростков. Ряд сцен, вроде «занятия» молодым Бельмондо в качестве министра и его подружкой президентского дворца отдает несерьезным ребячеством.
Еще одна проблема постановки — отсутствие какой-то единой стержневой линии. В «Самом длинном дне» таким стержнем был сам день «Д» — точка отсчета изменившая без всякого преувеличение дальнейшее развитие всей Европы. В этом же фильме вроде как такой центральной идеей должно было стать донесение от парижского подполья союзникам с просьбой немедленного наступления на Париж. Но снято это было до беззубости наивно. Сначала подполье в лицо одного типа посылает гонца, при этом находит его с третьей попытки. «- Ты пойдешь? — Ой, нет, у меня тут дела. — А ты пойдешь? — Нет, я тоже занят, в другой раз давай. — Хм, ну вот видишь, мне некого больше послать, поэтому пойдешь ты. Согласен? — Конечно». Это вот так гонца в штаб союзников определяли.
Но дальше комедия будет еще забористей. Первому американскому патрулю гонец из Парижа прокричит: «Я из Парижа, мне нужно к вашему командующему Эйзенхауэру! Срочно!» А потом парня выслушает совет генералов (будет там и Паттон, и Брэдли и, конечно же, Де Голль) и все такие послушают незнакомого парня, представившегося майором, что надо идти на Париж, а не выполнять свои продуманные ранее директивы, покивают головами и таки согласятся. «Ах, да-да, нас же не простят, если мы позволим разрушить немцам Париж…». И вот этот придурковатый наивняк Рене Клеман на полном серьезе впаривает зрителю.
Впрочем, за счет игры «угадай звезду» фильм смотреть все же интересно. Калейдоскоп впечатляет, хотя большинство приглашенных актеров играло через жопу, в основном только улыбаясь друг другу, источая при этом беспредельный пафос. Правда, касалось это в основном приглашенных голливудских звезд. Именно в такой манере Кирк Дуглас и Гленн Форд сыграли генералов Джорджа Паттона и Омара Брэдли. А Энтони Перкинс сыграл американского сержантика, все мечтавшего посетить Париж. Молодые Бельмондо и Делон сыграли подпольщиков. Располневшая до неприличия Симона Синьоре — хозяйку кафе, а Лесли Карон — некую благородную даму, по своей сферической глупости превратившуюся во вдову… Но калейдоскоп актеров в фильме гигантский и за всеми не угнаться. А вот понравился из всех больше всех, пожалуй, немец Герт Фребё, весьма колоритно сыгравший коменданта Парижа.
Освобождение Парижа — явно не самое центральное событие во Второй мировой войне, но коль уж эту операцию решили осветить в кинематографе, сделать это следовало все же с меньшим пафосом и большей художественностью. Хотя за счет безразмерного тоннажа звезд, этот фильм с некоторыми оговорками можно рекомендовать к просмотру.
P.S. А вот с исторической достоверностью Роже Клеман как-то не решился пойти до конца. По крайней мере, роль французов-коллаборационистов, которых было дофига и больше, в фильме вообще никаким боком не показана. Отважные французы в фильме воюют исключительно против подонков-немцев.
6,5 из 10
Почти трехчасовая эпопея о Второй Мировой с самого начала была для Клемана коммерческим проектом, к созданию которого на стадии сценария подключились популярный американский романист Гор Видал и тогда еще никому не известный Ф. Ф. Коппола. Постановочный размах в реконструкции освобождения Парижа от нацистов совместными усилиями движения Сопротивления и союзных войск диктовал узкий формат коммерческого боевика, не оставляющий места для глубоких характеров и психологически нюансированного повествования.
Вместо этого перед зрителем разворачивается фрагментированная, стремящаяся показать как можно больше реальных исторических лиц масштабная история, в которой каждый герой выполняет эпизодическую функцию. Привлечение знаменитостей по обе стороны Атлантики (Бельмондо, Делон, Кремер, Монтан, Перкинс, Дуглас. Уэллс) создало несколько курьезных ситуаций по ходу повествования (например, минутное появление в кадре героя Монтана, которого тут же убивают).
Нарратив принципиально децентрирован, лишен узловой фигуры, возможно, для того, чтобы показать движение народных масс в истории освобождения Парижа. Если именно эта цель стояла перед режиссером, то справился он с ней не настолько виртуозно как Эйзенштейн в своих ранних картинах, а с гораздо большей тяжеловесностью. То, что должно было стать преимуществом фильма (большой бюджет, широкие возможности по реконструкции событий) стало его недостатком, превратив во французский аналог голливудской ленты «Самый длинный день».
Формальные признаки дорогостоящего военного американского кино обнаруживаются невооруженным глазом: преобладание общих планов с привлечением массовки, обилие каскадерских трюков, взрывов и пальбы в батальных сценах, схематизм в описании персонажей, сегментированность сюжета, сведенные к чисто функциональной роли монтаж и операторская работа, патетическая музыка.
Однако, Клеману, несмотря на все недочеты, удалось передать атмосферу радости от Освобождения, ощущение неумолимости бега времени и приближающейся победы. «Горит ли Париж?» пронизан историческим оптимизмом, показывает, усилиями скольких людей победа стала возможна, как много они для этого сделали, однако, в нем нет трагизма противоречивых экзистенциальных ситуаций, перед которыми ставила людей войны, что передает, например, «Армия теней» Мельвиля.
Стремясь к исторической достоверности в своих ранних неореалистических картинах, Клеман мастерски показывал двусмысленность и необратимость онтологического выбора в пограничных ситуациях, позволявших сделать характеры персонажей чрезвычайно глубокими и достоверными, «Горит ли Париж?», к сожалению, этого лишен.
Наличие немногих эмоционально ярких эпизодов (например, гибель молодого американского солдата в исполнении Э. Перкинса у входа в бистро) не может компенсировать недостатки формата коммерческого военного кино, в тисках которого оказался режиссер, пытаясь реконструировать события Второй Мировой на совместные с американцами средства. Тем не менее «Горит ли Париж?» остается интересной попыткой французских кинематографистов посоревноваться с голливудскими коллегами в жанре крупнобюджетного постановочного кино, являвшейся уникальной для тех лет.
Выдающийся французский режиссер Рене Клеман в своем фильме «Горит ли Париж?» удивительно точно показал, как происходило освобождение Парижа в1944 году от немецких оккупантов.
Начинается фильм тем, что Гитлер отдает приказ генералу фон Хольтицу (коменданту города) заминировать и взорвать Париж со всеми его шедеврами и достопримечательностями. Об этом узнают бойцы из французского Сопротивления и начинают подготовку восстания. Не дождавшись американцев, 18 августа 1944 года бойцы Сопротивления решаются на восстание, жители Парижа выходят на баррикады. Парижская полиция активно переходит на сторону народа и вместе с бойцами Сопротивления вступают в бой с гитлеровцами. Сражение за Париж продолжалось с 19 августа 1944 года до капитуляции немецких оккупационных сил 25 августа того же года. 24 августа 1944 года французское Сопротивление получило подкрепление от сил Сражающейся Франции и от американской армии под командованием генерала Паттона. Париж был освобожден, а генерал фон Хольтиц и его окружение сдались в плен.
Фильм «Горит ли Париж?» -потрясающий фильм. Прекрасная операторская работа, хороший сценарий, а главное в фильме заняты самые крупные звезды мирового кинематографа. Я еще никогда не видела, чтобы в фильме одновременно снималось такое количество самых ярких звезд США и Франции.
В фильме задействованы: Кирк Дуглас (генерал Паттон), Орсон Уэлс (посол Швеции), Шарль Буайе (доктор), Жан-Луи Трентиньян (капитан Серж), Симона Синьоре (хозяйка кафе), Энтони Перкинс (сержант), Ив Монтан (сержант Марсель Везьен), Глен Форд (генерал-лейтенант Бредли), Ален Делон (премьер Шабан Дельмас), Жан Поль Бельмондо (премьер -министр), Гер Фребе (генерал фон Хольтиц), Мишель Пикколи.
У каждого была небольшая роль в этой кино эпопее, но зато как сыграно! Кирк Дуглас в роли генерала Паттона на экране был не более 15 минут, а какой это был образ! Это был генерал Паттон, сильный, твердый, властный, не меняющий своих решений. Отлично сыграл Орсон Уэлс посла Швеции, выдержанный, имеющий здравый смыл, умеющий отстаивать свое мнение и добиваться поставленной цели. Очень понравилась игра Энтони Перкинса, он молодой сержант, который никогда не видел Париж, мечтающий увидеть Эйфелеву башню, посидеть в парижском бистро за стаканчиком французского вина. Жан -Луи Трентиньян прекрасно сыграл очередного мерзавца, предателя, отправившего на смерть 40 молодых бойцов Сопротивления. Да все играли на самом высоком уровне. Но, особенно хорош был Герт Фребе в роли генерала фон Хольтица -коменданта Парижа. Это был настоящий немецкий генерал, с немецкой выправкой и слепой верой в своего фюрера.
Фильм «Горит ли Париж?» очень сильный и эмоциональный, три часа экранного времени пролетает быстро и незаметно. Смотреть этот фильм обязательно, чтобы лучше узнать историю и увидеть мужество и героизм французского народа в борьбе за освобождение своего прекрасного города Парижа от немецких оккупантов.
Последние дни оккупации Парижа. Фашисты, прежде чем уйти из Парижа планируют его в полном смысле слова взорвать и сжечь. Зная мировую историю — финал фильма вполне предсказуем. Но в центре внимания оказываются многочисленные участники Сопротивления, войска союзников, обычные люди, упомянутые нацисты и даже Генерал Паттон.
Рене Клеман решил сделать более европейскую версию фильма «Самый длинный день», показав в мозаичной манере процесс освобождения Парижа. Важно, что режиссер не стал заострять внимания на печалях войны, а выделил преимущественно позитивные моменты.
К слову сказать, трудно выделить кто сыграл в фильме главную роль — вероятно здесь совсем нет главного героя. Режиссер будто выхватывает важные моменты из жизни самых разных людей.
Как и в фильме «Самый длинный день» в фильме «Горит ли Париж» снялось множество звезд первой величины. В небольшом эпизоду можно заметить Симону Синьоре. В роли лидера Сопротивления — Алена Делона. А генерала Паттона сыграл Кирк Дуглас.
В итоге: мое отношение к этому фильму нейтральное. Несмотря на то, что кино снято практически безупречно, у фильма есть существенный недостаток — излишне большой хронометраж. В силу этого кино в некоторых моментах становится похожим на документальную хронику. Мне же больше по душе лаконичность
6 из 10
На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Горит ли Париж? 1966 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.
Гитлер отдает приказ генералу фон Хольтицу стереть Париж с лица земли. Великий город должен быть заминирован и уничтожен. Стремительный бросок бронетанковой дивизии генерала Леклерка и решительность руководителей Сопротивления, организовавших Парижское восстание, во главе с будущим Премьер-министром Франции Шабан-Дельмасом, спасли город и нарушили чудовищные планы фашистов.
Горит ли Париж? / Paris brûle-t-il? 1966, США, военный, драма, исторический