Галерея
Интересные факты 3
Актеры 6
Съемочная группа 9
Рекомендуем 5
Похожие 22
Отзывы к
фильму
12
Молодая африканка по имени Шандурай после ареста мужа-учителя перебирается в Европу. В «вечном городе» Риме она находит пристанище в доме мистера Кински — странного английского пианиста, одержимого музыкой. В качестве платы за предоставленное жилье Шандурай работает в его доме служанкой, а параллельно пытается выучиться на врача. Несмотря на то, что Кински целиком поглощён музыкой и общается преимущественно с Бахом, Моцартом и Григом, между ним и тёмнокожей девушкой начинают складываться довольно необычные отношения. Но когда едва мерцающий огонек страсти уже готов будет вспыхнуть ярким пламенем, Шандурай получит сообщение, что в Рим приезжает её освободившийся муж, которому помогли выбраться из заключения хлопоты мистера Кински…
Похоже, что на исходе шестого десятка Бертолуччи всерьёз озаботился собственным омоложением, во всяком случае — духовным и творческим. Это отчётливо просматривается в «Осажденных», где в каждом кадре предпринимаются почти отчаянные усилия избавиться от архаики академического стиля, синонимом которого к концу столетия едва не стал сам режиссёр. Обнаружив в повести Джеймса Ласдуна перипетии, напоминающие расклад «Последнего танго в Париже», Бертолуччи, видимо, решил снять нечто вроде вольного римейка на заданную тему. Если, конечно, при этом постараться абстрагироваться от темы взаимодействия двух культур — африканской и европейской. Их проникновение обозначено, главным образом, через музыку: фортепианная классика легко уживается тут с экзотическими «мелодиями» Чёрного континента.
Поселив героев в двухэтажном особняке с винтовыми лестницами, автор принялся максимально эффектно использовать это в мизанкадрах, почти злоупотребляя глубинными вертикальными планами. Чтобы акцентировать внимание на стиле, он «синкопирует» монтаж, разбивая линейное повествование, то реминисценциями, то дробным ритмом, то рапидными растяжками… Короче, делает всё, чтобы не позволить скучать ни себе, ни продвинутому зрителю. Но эффект получается почти обратный. Если в поведении Шандурай (26-летняя замбийская актриса Тэнди Ньютон восьмью годами раньше блистательно заявила о себе в австралийской ленте «Флиртуя», а впоследствии успела даже засветиться в роли девушки «миссионера» Итана Ханта) ещё просматривается хоть какая-то логика, то герой Дэвида Тьюлиса напрочь перечёркивает все её старания добиться желанного электрического разряда, предполагаемого между любовниками.
И дело даже не в том, что у Тьюлиса «никакая» сексуальность, а в том, что он актёр британской ультра характерной школы, и отличается крайне экзальтированной игрой. Поэтому всё, что касается странностей Кински, не вызывает вопросов, но именно эти странности не позволяют поверить в историю любовных отношений, которые не только не складываются, но почти пародируют некую гипотетическую «лав стори». А за отсутствием убедительных чувств ещё больше начинают выпирать наружу стилевые изыски. Именно поэтому фильм оставляет ощущение необязательности, причём как для самого автора, так и для его почитателей. Скорее всего, даже самые преданные фанаты маэстро ограничатся дежурной галочкой (типа — просмотрено), но вряд ли соблазнятся желанием возвращаться к этому кино ещё раз.
Фильм, своего рода, затуманенное сон, в тысячный раз, но все же в новом свете, повествует нам о прекрасном и извечное чувство. Кроме этого, данный фильм рассказывает нам о не менее сильном чувстве преданности, о тайной, глубокой и порой застенчивой нежности в сочетании с молчаливой пламенной страстью. Особенностью этого фильма, которая придает ему особый шарм, является то, что он совсем не переполнен замысловатыми философскими диалогами, размышлениями и пустыми дискуссиями. В поле зрения наблюдателей за событиями попадают только сцены, в которых присутствуют разговоры о быте, о проблемах, но не более, такие разговоры, скорее, является официальным составляющей фильма, но суть картины скрывается в мимике, жестах и, конечно же, в музыке — которая не может быть не замеченной.
Старый африканец поет, надрывая горло, он является напоминанием о Родине Шандурай, он пронзительно поет о печали, не покидает ее, который является ощутимый только для нее. Музыка заполняет те же пробелы, которые по стандарту должны были занять диалоги, и учитывая это, фильм нисколько не проигрывает, как по мне. Звуки музыки льются отовсюду, именно она раскрывает нам глубину переживаний, именно через нее актеры выливают свои переживания или отвлекаются от будней. Именно музыка, в том числе сам процесс игры, завораживает Шандурай, пронизывает ее и невидимой нитью привязывает ее к своему работодателю, и в этом нет ничего постыдного. Их отношения, на самом деле специфические, но в них однозначно присутствует настоящая любовь. Ими руководят разные чувства, пусть даже подтекст в какой-то степени одинаков, но Шандурай помнит о муже, о чем мы узнаем в порыве злость, которая является следствием слов любви в ее сторону. Такая « провокация» толкает к изменениям, ведь женщина хочет быть любимой. Всегда.
Для меня этот фильм о границах искусства и личного, о кардинально разных цивилизациях и их обитателях, о нежной связи между мужчиной и женщиной.
9 из 10
Мне больше нравится другое прокатное название этой картины — «Шандурай». Так зовут героиню фильма. Ее блестяще исполняет Тэнди Ньютон.
Ее сотрудничество с Бернардо Бертолуччи создало прекраснейшую женскую роль. Думаю, что еще ни одна актриса у Бертолуччи не играла так сильно, вдохновенно, и искренне.
Маэстро снимает простую маленькую историю о скромной женщине из Африки, которой в силу обстоятельств пришлось бежать со своей родины. Ее муж сидит в тюрьме, а она живет в Риме в доме утонченного английского пианиста.
«Закончится все тем, что ты с ним переспишь», — улыбаясь говорит Шандурай ее итальянский приятель. Этим обозначается последующая интрига всего фильма.
Бернардо Бертолуччи опять, как и в своей «восточной трилогии» берется за тему столкновения цивилизаций. Интересно, но в данной картине Бертолуччи опять воспроизводит ситуацию при которой Мужчина и Женщина оказываются в большом доме (квартире). Но в здесь все будет развиваться совсем не так, как в «Последнем танго в Париже». Все будет совсем по другому.
Думаю, что «Последнее танго…» вспоминается не случайно. «Осажденные» — более зрелый, осмысленный взгляд Бертолуччи на тему любви.
В итоге: Бернардо Бертолуччи снимает потрясающую картину. Он демонстрирует высоты кинематографического мастерства. Лаконичен, точен и лиричен.
9 из 10
Тема — взаимодействие людей разных цивилизаций. С одной стороны — африканская цивилизация. Её певец кажется сделанным из того же материала, что и обнажённые ветви дерева, на фоне которого он поёт. Эта параллель будет постоянно повторяться. Нередко появляется и громадное дерево-шатёр. Мы ощущаем, что это цивилизация, близкая к природе, естеству. Но песня певца, ритмы, пронизывающие африканскую музыку, — это музыка борьбы и протеста. И муж главной героини не только учитель, но в первую очередь борец. Причину всей несправедливости африканской жизни героиня видит в европейской колонизации и поэтому заведомо не доверяет белым. Уезжая в Италию, чтобы спастись и чтобы получить образование, она прежде всего мечтает об освобождении мужа-героя.
Хозяин дома, в котором она живёт за его обслуживание, — музыкант, исполнитель классической, гармоничной музыки. Первая её реакция на такую музыку — отторжение, это не её ритмы, непривычное, не соответствующее её душевному настрою искусство.
Кински влюбляется в героиню и начинает оказывать ей знаки внимания: благодарит за работу, посылает цветы, кольцо, тёткино фамильное украшение. Девушка принимает подношения крайне настороженно: к ней относятся как к той, кого можно купить недорого. В возмущении она заявляет, что поверит в его любовь, если он поможет освободить её мужа. Собственно, с этого момента, видимо, и начинается личностный интерес Кински к героине. В ответ на её неприятие его музыки он старается проникнуться её музыкой. Тщательно скрывая это от неё, он распродаёт всё своё добро, чтобы спасти её мужа. Перед ней возникает совершенно иной облик мужчины, благородного, самоотверженного, но абсолютно непафосного, без малейших черт внешнего героизма. Вот эта рафинированная тонкость чувств как бы реабилитирует для неё западную культуру и западного человека, в конце концов, она поверила в истинность любви Кински и, хотя и не без внутреннего сопротивления (гора неудачных черновиков письма), ответила на неё. Конечно, финал — самый напряжённый момент фильма.
В фильме ощущается и определённая ирония автора по отношению к западным культурным ценностям. Это тёткино наследство, и, может быть, это облегчает его распродажу. Может быть, поэтому выделена продажа рояля, единственного по-настоящему ценного для героя предмета, и в этот момент героиня понимает самоотверженность его любви. Всё же остальное существует для него лишь как предметы, собравшие толстенные слои пыли. Он не выступает с концертами, при всём мастерстве он не внесёт ничего нового. Лишь обогащённая африканскими ритмами, энергией борьбы, его музыка обретает своеобразие и ценность. Бертолуччи, как и большинство либеральных интеллигентов, большие надежды возлагает на идеи мультикультурализма. «Новые» европейцы почувствуют обаяние изысканной европейской культуры, потянутся к ней, но и обогатят её свежей кровью. Увы, сейчас, как художник, чрезвычайно внимательный к политическим проблемам, такой фильм бы он не снял, время иллюзий прошло.
Может быть, излишняя политизированность, придающая картине определённую прямолинейность, и не даёт последним фильмам Бертолуччи подняться до уровня его предыдущих шедевров.
На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Осажденные 1998 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.
Спасаясь от наказания, которое грозит ей на родине, молодая африканская женщина по имени Шандурай отправляется в Рим, где находит пристанище в доме английского пианиста мистера Кински. В качестве платы за предоставленное жилье она работает служанкой и в то же время пытается выучиться на врача. Несмотря на то что Кински целиком поглощен своей профессией, общаясь в основном только с музыкой Баха, Моцарта и Грига, между ним и Шандурай возникают довольно необычные романтические отношения.
Осажденные / L'assedio 1998, Великобритания, драма, мелодрама