Отпуск в сентябре

Otpusk v sentyabre

1979, СССР

Драма по мотивам пьесы Александра Вампилова «Утиная охота». Инженер Зилов переживает душевный кризис. Казалось бы, герою фильма жить да радоваться: он окружен верными друзьями, его любят женщины, у него неплохая работа, налаженный семейный быт. Только одним небесам его обделили — доброй душой, способностью любить и сострадать. Мучая других, он и сам мучается, оказываясь в конце концов на грани самоубийства. Однажды, проснувшись, он видит в своей комнате гроб и венки от безутешных друзей. Что это — неудачная шутка или грустное напоминание, что мертвыми бывают и живые люди?

HD
16+   2ч 15м КиноПоиск  8.0 IMDb  7.8
Фильм Отпуск в сентябре online на emblix

Интересные факты 1

Фильм снят по пьесе Александра Вампилова «Утиная охота».
Актеры 6
Съемочная группа 3
Рекомендуем 15
Фильм Варвара-Краса, длинная коса online на emblix
1970, СССР, детский, драма, комедия, мелодрама, семейный, фэнтези
Фильм Слезы капали online на emblix
1982, СССР, фэнтези, драма
Фильм Тиски online на emblix
2007, Россия, триллер, драма, криминал
Фильм Облако-рай online на emblix
1990, СССР, комедия, драма
Фильм Мы из джаза online на emblix
1983, СССР, комедия, музыка
Фильм Пыль online на emblix
2005, Россия, фантастика, драма, комедия
Фильм Старый Новый год online на emblix
1980, СССР, комедия
Фильм Дорогая Елена Сергеевна online на emblix
1988, СССР, триллер, драма, криминал
Сериал Священник онлайн на Эмбликс
2018, Корея Южная, драмы, триллеры, ужасы, фэнтези
Фильм Когда деревья были большими online на emblix
1961, СССР, драма, мелодрама
Фильм Успех online на emblix
1985, Россия, драма
Фильм Женя, Женечка и «Катюша» online на emblix
1967, СССР, мелодрама, комедия, военный
Фильм «Авария» – дочь мента online на emblix
1989, СССР, драма
Фильм Премия online на emblix
1974, СССР, драма

Отзывы к фильму 20

Ваша оценка
Ваша рецензия о фильме
Нам обязательно нужно Ваше имя, ник или ...

Помню, когда-то, лет пять назад, пытался посмотреть эту прославленную и считающуюся эталонной экранизацию «Утиной охоты» после первого прочтения вампиловского текста, но бросил из-за разночтений с режиссером в интерпретации пьесы: многое показалось шаржированным и намеренно огрубленным (особенно в сцене танцев на новоселье, после которой я смотреть ленту и не стал). Сейчас, перечитав произведение Вампилова и многое поняв по-иному, склонен полагать, что подход Мельникова имеет право на жизнь и, если не исчерпывает всей глубины текста, то очень близко к ней подбирается. «Отпуск в сентябре» может вызвать много нареканий у читавших «Утиную охоту» по крайней мере по двум основополагающим параметрам.

Во-первых, вопросы вызывают трактовки большинства персонажей: так Саяпин в исполнении Богатырева вышел каким-то уж совсем безмозглым пошляком и весельчаком, в пьесе он сохраняет по крайней мере хотя бы налет серьезности; Купченко в роли Галины как-то уж излишне красива и стильна (хотя этот акцент имеет место быть, ведь советские учительницы действительно по воспоминаниям живших в то время были образцом вкуса и стиля), а Резникова в роли Веры выглядит как-то слишком уставшей от жизни и лишена особой очаровывающей мужчин задоринки, на что намекают многие сцены в пьесе с ее участием.

Так же и Леонов в роли Кушака как-то комичен, странен, непохож на начальника из пьесы, лишен его тошнотворной правильности и серьезности, Ирина же у Мельникова выглядит какой-то уж совсем бесцветной, лишенной обаяния юности, зрителю даже непонятно, почему Зилов покусился на эту серость, променяв на нее красавицу жену (тот же момент и с Верой). Официант Дима у Мельникова перестает играть роль одушевленного инфернального символа законченного конформизма, как это было в пьесе, и становится просто обычным парнем. Наконец сам Зилов в исполнении Даля при всей виртуозности этого великого актера в создании психологического портрета героя производит впечатление полного ничтожества и законченного негодяя, по сути дела это антигерой, алкоголик и эгоист и непонятно, что в нем находят женщины. У Вампилова же Зилов получился куда сложнее — это собирательный образ человека «застоя», шаг за шагом вместе с эпохой приходящего к катастрофическим выводам о самом себе.

Неудивительно, что, так сгустив краски особенно в образе главного героя (который у Вампилова может и пошутить, и элегантно вывернуться из жизненной проблемы), Мельников обрек свою картину на «полочный» статус и даже был обвинен в «очернении образа советского человека. Однако, этот излишний режиссерский произвол в трактовке персонажей — не единственная вольность фильма: второе допущение Мельникова — это странная перетасовка эпизодов-воспоминаний Зилова, восстановить вампиловский порядок которых может только читавший пьесу. Из-за этой перетасовки часто теряется драматургическая логика «Утиной охоты», повествование дробится, и герои опять же становятся уже персонажами не Вампилова, а Мельникова.

Подобный претензии к «Отпуску в сентябре» похожи на придирки, потому скажу и о бесспорных достоинствах этой картины: во-первых, два с лишним часа смотрятся удивительно легко, во-вторых, типовые интерьеры и клаустрофобия однушки вкупе с дождем за окном создают удивительно верную для замысла «Утиной охоты» депрессивную атмосферу, все актеры без исключения в рамках тех задач, которые поставил перед ними постановщик, работают с полной самоотдачей (в первую очередь, это, конечно, Даль, во-вторых, на мой взгляд, Гундарева — единственная, кто сто процентов попала в цель с образом, сыграв именно вампиловскую Валерию). В-третьих, явно телевизионная операторская работа и такой же монтаж ленту не только не портят, но и добавляют атмосфере налет какой-то совсем уж безысходной заурядности.

По этим причинам, наверное, именно «Отпуск в сентябре» наряду с панфиловской «Темой» вплотную приблизился к выражению духа своей эпохи — торжества мещанства и карьеризма, духовной подлости и повседневного негодяйства, окончательной гибели революционных идеалов, в которые последними верили, скорее всего «шестидесятники» (вспомним финал «Заставы Ильича»), — одним словом, вещевого материализма, за который так ругали Запад, но именно он, этот вещизм и консюмеризм в конечном итоге и развалил СССР.

В заключение скажу, что «Отпуск в сентябре» и по режиссуре, и по актерскому исполнению, и даже по не мешающим им монтажу и операторской работе несмотря на всю вольность в прочтении, не побоюсь этого слова, этапной для советской драматургии пьесы, — конечно, хотя и не эталонная экранизация Вампилова (здесь я отдаю пальму первенства Панфилову и его «Валентине»), но более чем качественная и добротная. И в конечном итоге это просто хороший фильм.

Отпуск в сентябре. Его дождался главный герой фильма Виктор (Олег Даль) и собирается отправиться со своим другом на утиную охоту (картина снята по пьесе «Утиная охота» А. Вампилого). Утром Виктору доставляют похоронный венок. Шутку такую друзья его задумали. А Виктор постепенно вспоминает события предшествующих нескольких дней, приведших к такой злой шутке и к куда менее безобидной на всё реакции Виктора.

Великолепнейший, шедевральный, не побоюсь этого слова, фильм о личностном кризисе, вынуждающем человека жертвовать отношениями с близкими людьми просто потому, что человек пуст внутри. У Виктора, вроде, всё есть. Хорошая стабильная работа, новая выданная квартира, беременная жена. Однако он и жене изменяет, и на работе халтурит, умудряясь испортить отношения почти со всеми, и пьёт, конечно же, что же ещё остаётся. Чтобы понять, к чему это ведёт, экстрасенсом быть не нужно. Фильм, с одной стороны, страшен. Именно из-за своего такого вот настроения и чересчур откровенного взгляда на действительность, в своё время его и запретили к показу, вышел он на экраны только через 6 лет, уже после смерти Олега Даля. А с другой стороны он прекрасен, ибо заставляет самого смотрящего всё переварить, пропустить через себя и задуматься о собственной жизни и своих дальнейших действиях и планах.

У меня возникла стойкая ассоциация с фильмом «Страх и ненависть в Лас-Вегасе», когда герои приходят в себя в разгромленном номере отеля и как бы вся их задача провалена. Также и тут, только по-советски. Единственное отличие, что там, вроде бы весело, а тут настоящая драма. Утро, льет дождь, за окном уныло копается в грязи экскаватор, квартира завалена бутылками, главный герой очухивается, идет на кухню, находит в холодильнике свою кепку (!) и пузатую бутылку пива, начинаются попытки дозвониться друзьям и родным, почти никто не берет трубку. У зрителя складывается полное понимание того, что вся жизнь героя пошла под откос. После чего, ему доставляют похоронный венок с его именем и только после этого начинают показывать, как он дошел до такой жизни. Фабула гениальная, как по мне.

Актеры отличные и играют изумительно. Изумительно играют мерзких, заурядных личностей, которых не жалко, глядя на которых не весело и в их компании, за теми разговорами, которые они ведут, находиться особо не хочется. Как и главному герою, который явно чувствует себя среди них абсолютно чужим, хотя, вроде бы, все знакомы еще со школьной скамьи. Очень интересно наблюдать за игрой гениальнейшего актера Леонова, в амплуа, которое ему абсолютно не свойственно. Хмурый серьезный начальник, который отчитывает раздолбаев-подчиненных и, как бы, должен являть собой голос разума в компании людей, которые водку на обеденном перерыве хлещут стаканами. Совершенно не тот образ, к которому привык зритель. И как же они пьют! Умеючи, аппетитно, с толком, с расстановкой. Глядя на то, как в этом фильме пьют, мне самому захотелось хлопнуть, хотя уже больше 4-х лет ни-ни. Явно, сказывается реальный жизненный опыт актеров.

В целом, картина страшная. И страшно от того, что до такого дойти может каждый, стоит только расслабиться, уйти в себя, потерять хватку, вкус к жизни. Как говорили в царской России: «обабиться», зачерстветь. Пока внутри у тебя что-то теплится, можно смотреть на всё это окружающее уныние и радоваться и даже как-то жить, любить. Как только потухнет — всё. Бери ружье, снимай носок.

Виктор Зилов — человек не самый приятный: врет, пьет, изменяет жене и халтурит на работе. Для него нет ничего святого кроме утиной охоты, которой он вот-вот сможет себя посвятить — в наступающем сентябре ему светит отпуск. Да еще получил квартиру — вот где счастье, рай на земле! Теоретически. На практике все не так просто: жена узнала о его интрижках, на работе пришлось сдавать липовый проект, а давнюю подругу, единственную женщину, которая его еще любит, не получилось сосватать начальнику в качестве любовницы. На улице не прекращается дождь, а в жизни — бытовуха. Иногда кажется, что никакой охоты не будет, так и останется серая жизнь, состоящая из дождя, водки, бытовых подлянок и скандалов. А может, и не в охоте счастье, и даже не в отпуске? Ответ на этот вопрос Зилов будет искать в течение всего фильма.

Нет это не агитка про человека, оторвавшегося от коллектива (над этим жанром в одной из сцен даже посмеялись). Это просто история человека, не доброго и не злого, а самого обычного, испорченного жизнью. Зилов не хулиган-антисоциал, которому надо напомнить о важности коллектива, а просто безвольный тип, который не смог найти себя в повседневной жизни и теперь отыгрывается на окружающих. Но вечно так продолжаться не может, и пора делать выбор между женой и любовницей, между друзьями и собой любимым. Чаще всего в истории понятно, кто герой а кто злодей, но только не здесь. Здесь ярлыкам не место, здесь просто люди с человеческими трагедиями.

Причем прекрасно сыгранные люди. Актеров подобрали идеально. Олег Даль бесподобен в роли безвольного подлеца Зилова. Ирина Купченко прекрасно сыграла его жену — сломавшуюся, несчастную женщину, у которой где-то за кадром появился шанс начать новую жизнь. Евгений Леонов в роли шефа главного героя одновременно начальственно монументален и скромен. Великолепно сыграли и Юрий Богатырев, и Геннадий Богачев, и все остальные.

Отдельная благодарность за картинку. Операторская работа в то время в СССР приоритетом не была — ну, есть герои в кадре, и отлично. Но за камерой «Отпуска» стоял Юрий Векслер («Шерлок Холмс»), которому мало было просто показать героев — художественная композиция в кадре тоже присутствует. Без изысков. но все равно кадры в фильме сделаны со вкусом. Даже характерная для советской пленки тусклая желтизна на своем месте, потому как общему тоскливому настроению фильма вполне соответствует.

Бытовые катаклизмы — вещь неизбежная, но страшная, особенно если бросаешься в них с головой просто от скуки. И «Отпуск в сентябре» прекрасно это показывает. Это великолепный фильм об обычной жизни обычных людей, шедевр мелодрамы и история о вечном: все-таки бытовуха в нашей жизни была, есть и будет. И фильмы о ней тоже никуда не денутся. Но именно этот фильм рассказал о ней идеально.

10 из 10

На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Отпуск в сентябре 1979 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.

Драма по мотивам пьесы Александра Вампилова «Утиная охота». Инженер Зилов переживает душевный кризис. Казалось бы, герою фильма жить да радоваться: он окружен верными друзьями, его любят женщины, у него неплохая работа, налаженный семейный быт. Только одним небесам его обделили — доброй душой, способностью любить и сострадать. Мучая других, он и сам мучается, оказываясь в конце концов на грани самоубийства. Однажды, проснувшись, он видит в своей комнате гроб и венки от безутешных друзей. Что это — неудачная шутка или грустное напоминание, что мертвыми бывают и живые люди?

Отпуск в сентябре / Otpusk v sentyabre 1979, СССР