Галерея
Актеры 23
Съемочная группа 171
Рекомендуем 15
Похожие 22
Отзывы к
фильму
3
Каждому поколению - своих мушкетеров
На днях вышли сразу две новые экранизации 'Трех мушкетеров'. И если говорить про британскую с черным Д'Артаньяном и голливудскими винировыми зубами не хочется, то французская пары слов заслуживает.
Вечный текст Дюма, который люди хорошо знают в среднем лет в 10-12, затерт до дыр. Чисто французских экранизаций уже под второй десяток. О мушкетерах снимали и стимпанк, и черные комедии, и классические пеплумы, поэтому главный вопрос - зачем нужна еще одна.
Ответ тут появился ближе к концу. Новые мушкетеры точно не для фанатов мюзикла с Боярским или поборников ультрачистоты французского нарратива. Это версия для зрителей, не знакомых с историей от слова совсем. И надо сказать, в этой задаче фильм хорош, даже очень. Каждому поколению - своих мушкетеров. Принцип, который работает с условным Бэтменом, но не работает с Гарри Поттером. И это тоже интуитивно понятно.
А хороши мушкетеры ровно тремя вещами. Во-первых, тут играют суперзвезды французского кино. Атос Венсана Касселя - самый грустный и вечно рефлексирующий на моей памяти. Миледи Евы Грин вообще находка, этакая абсолютно готическая злодейка, к тому же еще и умеющая сексуально (даже сексуальнее Мориарти) падать с Рейхенбахского водопада (зачеркнуть) Белых скал Дувра. Понравился Пио Мармай в роли болтуна Портоса. Хорош и слабый, но не до комичного король Луи Гаррель.
Во-вторых, впервые на моей памяти эпос о мушкетерах получился настолько не театральным. Нет больше голубых и красных плащей. Париж в экранизации Бурбулона утопает в грязи и помоях. Эта Франция готически прекрасна и нуарно таинственна. И ох уж этот вечный, никогда не перестающий дождь.
В-третьих, абсолютно не повесточный фильм (очень аккуратный каст, придраться можно разве что к Констанции, которую играет этническая алжирка) почти не меняет текст Дюма. Лишь один эпизод идет сильно в разрез с фабулой Дюма, но он хорошо двигает сюжет и, в целом, очень гармоничен.
Новые 'Мушкетеры' будут дилогией, при этом вторая часть уже снята и выйдет в прокат в ближайшем декабре. Есть очень большие сомнения, что фильм прямо-таки станет культовым. Для мессианского статуса здесь все же не хватает движухи, режиссерского креатива и свежести истории (даже для неофитов). Но все равно фильм заслуживает больше респектов, чем критики.
В этом смысле 'Мушкетеры' и подобные им истории работают, когда новый зритель видит параллели с известным. Расскажи воспитанным на Гарри Поттере взрослым детям, что факультеты Хогвартса - это переодетые в мантии Портос, Атос, Арамис и Д'Артаньян, и сразу заработаешь баллы.
Такими тропами и должна идти классическая культура, имплементируя образцы ветхого искусства в понятные образы. А там смотри и кинозал резко поумнеет. В 'Звездных войнах' узнает Куросаву, во фресках Тебю - скандинавские игры со смертью фон Триера и Бергмана, а в танце Уэнсдей - влияние 'Сияния' Кубрика. Культура идет по кругу, поэтому тут как в беге на 400 метров - главное не застрять на вираже.
«Три мушкетёра: Д Артаньян» (2023): Опять скрепит потёртое седло
“Три мушкетёра: Д Артаньян” (Les trois mousquetaires: D Artagnan) – это четвёртый полнометражный художественный фильм французского режиссёра Мартина Бурбулона (Martin Bourboulon). “Любовь вразнос” (Papa ou maman) 2014 года стал его первым полнометражным фильмом.
Вторая часть “Трёх мушкетёров”, на сей раз посвящённая Миледи, не заставит себя долго ждать. Она выйдет в декабре 2023 года. И, надо признать, уже есть живой интерес узнать, что же дальше. Первая часть заинтриговала.
Риск таких экранизаций заключается в опасности остаться непринятыми и оскорблёнными.
Более того, за очередную экранизацию взялся молодой режиссёр, чей почерк больше выдаёт молодого сорванца, чем солидного мужа. Мне показалось, что здесь не особенно строго следили за достоверностью исторического костюма (Миледи часто выглядела как модель с показа Жана-Поля Готье) - но тем не менее костюмы красивы; совпадением по возрасту главных действующих как в романе, за манерами 17 века в том самом смысле, как именно дамы и кавалеры общались между собой, и было мало битв – звона шпаг, а больше выстрелов.
Что касается одежды, то Тьерри Делетр (Thierry Delettre), художник по костюмам на проекте, решил внести свежесть во времена 17 века, именно поэтому и создаётся ощущение странной “подиумности” от нарядов действующих лиц. Он пошёл на упрощение как в отношении костюмов, так и причёсок: “Мы берём эпоху, переосмысливаем архивы и стараемся вписать вещи более естественно. Отсюда и более небрежная манера носить одежду, чем мы видим в документальных фильмах или картинах”.
По общей атмосфере здесь был уклон в брутальность (такой противоречивый и яркий Арамис чего стоит), взрослость. Но это меня насторожило лишь в начале, потому что дальше повествование сгладилось, увлекло и заинтересовало. И потом, всё же молодой дерзкий Шарль Д Артаньян, наполненный амбициями и мечтами, смог победить эту жёсткую реальность, будучи именно смелым и не теряющимся даже перед королём Франции. Он олицетворяет хороший урок для тех, кто ещё боится покорять какую-нибудь столицу.
По итогу в фильме сохранилось главное: Д Артаньян и Констанция Бонасье (в исполнении алжирской актрисы Лины Худри (Lyna Khoudri), она здесь просто девушка – мечта, есть за что полюбить эту цельную и яркую натуру; легко понять героя Франсуа Сивиля, исполнившего роль Д Артаньяна), “один – за всех и все – за одного”, очень симпатичный юмор. Первоначальные придирки компенсируются масштабом, общему оформлению планов, живыми мизансценами и хорошо подобранным актёрам.
Атос, воплощённый Венсаном Касселем, идеально подходит на эту роль, особенно опираясь на его личную драму в реальной жизни, которая разверзлась в начале 2023 года, когда из его аккаунта в социальной сети исчезли фотографии Тины Кунаки, его второй супруги, на которой он женат с 2018 года. Он не поздравил её с днём рождения, и в то время, как Тина делилась снимками с фотосессий, Венсан рекламировал свои проекты 'Три мушкетёра' и 'Связь' (Liaison), в котором он снимается вместе с коллегой из “Мушкетёров” Евой Грин (Миледи). Он похвалил её 'замечательную партнёршу по съёмочной площадке'. Мне показалось, что в образе Атоса прослеживается печаль самого актёра, который проживает своё одиночество (в какой бы степени оно ни было) прямо на съёмочной площадке. И эта роль для него – когда Атос озвучивал свою историю – была вроде психодрамы.
Мартин Бурбулон в истории о мушкетёрах работает с актёрами, с которыми познакомился на начальных этапах своего творческого пути. С Венсаном Касселем (со времён “Багровых рек”, когда он ассистировал Матьё Кассовицу) и Роменом Дюри (кто сыграл главную роль в его предыдущем историческом фильме Eiffel).
И для меня это была приятная неожиданность, что итоговое впечатление от истории сложилось положительное. Я вспомнила всю ту мрачность проинтригованного насквозь Парижа, узких улочек с булыжниками, страсти между придворными особами, кому нужно сохранять лицо для престижа королевства, забывая о своих желаниях.
В данном случае я как раз говорю о Королеве Франции: “Она себе не принадлежит”. И актрисе Вики Крипс (Vicky Krieps), обладательнице приза Особый взгляд Каннского кинофестиваля за роль в 'Корсаже' (2022), в своей роли Анны Австрийской в “Мушкетёрах” удалось передать именно женщину, которая больше, чем королева. Причём получился невероятно благородный образ, который можно увидеть в учебнике истории в разделе о Франции, где размещают фотографии королев и королей.
У меня, наконец, сложился образ французского короля. Я поверила, что он мог быть таким. Тем более, роль Людовика XIII великолепно сыграл Луи Гаррель. Он предстаёт непохожим на себя, а для актёра такие крутые перевоплощения – это высший пилотаж. Его брат скоро женится, но советники короля считают, что им следует готовиться к войне, а не к пышной свадьбе. Кардинал Ришелье, его доверенный советник, произносит точную мысль, попадающую прямо в цель: “У короля не бывает друзей – у него есть подданные и враги”. Верные королю Англии протестанты в своей цитадели Ла-Рошель проявляют явные признаки заговора против католиков. Луи говорит мало, но если и говорит, то его хочется слушать.
Меткий и бесцеремонный юмор в фильме прекрасно проявляется, когда в первый день своего пребывания в Париже Д Артаньяну доводится произнести свою первую реплику: 'Если гасконец извинился, он и так сделал в два раза больше того, чего от себя ожидал'. Ему 'удаётся' оскорбить трёх мужчин, ворвавшись в Париж, и удаётся приковать внимание к своим приключениям. Но это ещё и благодаря постановке режиссёра Мартина Бурбулона с его быстро развивающимися событиями, за которыми тем временем нетрудно уследить.
О - ля - ля! Мсье Бурбульон заварил такую бурд..., в том смысле, что у режиссера получилось нечто, рассчитанное на не совсем традиционные вкусы. А впрочем, он художник, он так видит.
И что же он видит? А видит он Дартаньяна, в общем - то фартового, но немного деформированного паренька, мчащегося в Париж с рекомендательным письмом от папеньки. Дартаньян куртуазен, он приехал завоёвывать Париж в одежде клошара, у него обольстительные сальные волосенки, и извалявшись в грязи в самом начале фильма, он принимает мужественное решение - не мыться! Пятна грязи на потном лице делают его совершенно неотразимым для младшего обслуживающего персонала. А ещё он улыбчив, как олигофрен, и похоже на то, что он сдавал ЕГЭ по обществознанию. А иначе откуда он знает цитату Бэкона про деньги? То - то же, она знакома только тем, кто писал эссе по общаге.
Итак, к главному герою претензий нет, вылитый гасконец, вылитый! Под стать ему и остальные мушкетёры. Забудьте обо всем этом нафталине: брабантские кружева, камзолы из искусно обработанной ткани, позолоченные перевязи для шпаг... Всё это старьё сдано в утиль. В фильме Бурбульона мушкетёры выглядят как некий гибрид завсегдатаев гей - клуба, и банды полупьяных байкеров. Потные алкаши в засаленных кожаных куртках, и шляпах с петушиными перьями. Чувствуется глубокое погружение в эпоху.
Благородное искусство фехтования (а дурачок Дюма опустился до того, что детально описывал комбинации - 'он сделал параду прим, и они сошлись в позиции терс на терс') прочитано режиссером по - современному. Его мушкетеры машут шпагами, как дворники, дерущиеся черенками от лопат, щедро разбавляя выпады размашистыми пинками, и бросками подручных предметов. А что не так? Стиль 'парижская мельница', безумно популярный в 17 веке. Именно этому учил Дартаньяна папаша - махай как мельница - глядишь, противник умрет от смеха. Таким образом, и здесь придраться не к чему.
Атос выглядит, как жертва французской пенсионной реформы, и завсегдатай павильонов 'парижское долголетие'. Старый, седой, пожилой галл с выдающимся носом, морщинистым лицом, и выпученными от натуги глазами. Он с большим трудом держит дрожащей рукой шпагу, а в одном из эпизодов и вовсе падает от усталости. Причём, падает он на короля, и тот, отвергнутый неверной женой, ощутит счастье в объятьях пенсионера со шпагой. Если верить этому фильму, то предки Арамиса торговали финиками где-то на тунисских базарах - настолько он не похож на француза, а Портос был шалуном - бисексуалом. О, мсье Бурбульон знает толк в извращениях!
Что касается сюжета, то этот фильм рассчитан именно на заявленную возрастную категорию - 12 лет. Режиссер максимально упростил сюжет, выбросив за ненадобностью все хитросплетение интриг, и оставив только историю с подвесками. Нантский эдикт, тонкости политики Ришелье - да кому всё это нужно! В топку! Похожий на пациента ЛТП, одутловатый от пьянства Ришелье на пару с разбитной тёлочкой Миледи (в одном из эпизодов она наконец-то собьёт с уст Дартаньяна дурацкую улыбку, ловко вывалив натруженное вымя) покажут вам парижскую богоматерь!
Лет тридцать назад, это кино шло бы по разряду 'детско-юношеских фильмов'. Герои ещё не бегают по стенам, и не уклоняются от пуль, но уже летают без вреда для здоровья. До 'Матрицешкетёров' осталось сделать один шаг, и судя по сиквелу 'Миледи', этот шаг скоро будет сделан.
Чем хороша эта версия 'Трёх мушкетеров'? В грязном, полутемном Париже, грязные, немытые мушкетеры неловко машут шпагами, убивая врагов одним своим дыханием. Попутно, они легко раскрывают дебильные заговоры врагов, и завоёвывают любовь небрезгливых парижанок.
Какое счастье, что экран не передаёт запахи!
На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Три мушкетера: Д’Артаньян 2023 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.
От Лувра до Букингемского дворца, от трущоб Парижа до осады Ла-Рошели… В королевстве, разобщенном религиозными войнами и угрозой Британского вторжения, прославленные мушкетеры скрестят шпаги, готовые отдать жизнь ради величия Франции.
Три мушкетера: Д’Артаньян / Les trois mousquetaires: D'Artagnan 2023, Франция, приключения, боевик, история