Галерея
Актеры 47
Съемочная группа 8
Рекомендуем 9
Похожие 18
Отзывы к
фильму
13
Я буду мертвым после того как умру, и я был мертвым до своего рождения. Жизнь — это окошко в смерть.
Исландия — интересная страна. Кино там в большом почете, ибо является одним из наиболее популярных и доступных видов развлечений. Соответственно, существует и собственная киноиндустрия, которая порой выдает неплохие картины, хотя когда их смотришь, волей-неволей ежишься, буквально кожей ощущая две визитные карточки северного острова: холод и отчужденность. Хотя, по нашим меркам, не так уж там и холодно.
Главного героя, «тунеядца» Хлинура, вполне можно назвать адаптированным к климату, то есть отмороженным: однообразные дни и ночи, случайные связи, никакой пылкости чувств. Да и жить с мамой в таком возрасте как минимум странновато. Правда, его спасает своеобразное чувство юмора.
- Это же семейный ужин, а не похороны!
- Я бы предпочел похороны. Там хотя бы на одного идиота меньше.
Зато есть кусочек знойной Испании, чьё имя в титрах поначалу наводит на мысль о слуховой галлюцинации: звезда фильмов Альмодовара, прекрасная и горячая Виктория Абриль с ее очаровательным ломаным английским. На приглашение посетить Исландию она поначалу ответила отказом. Прочитав первые строки сценария, где говорится: «Добро пожаловать в Исландию, сейчас 3 часа утра, температура за бортом -15 градусов по Цельсию, желаем вам приятного пребывания», она решила, что невозможно снять фильм при температуре минус 15, и даже не стала дочитывать сценарий. Но в итоге кажется, что присутствие испанки в кадре повышает температуру до плюс двадцати. Думаю, съемочная группа точно не мерзла.
Фишка «Рекъявика» — это coming-out наоборот: обычно детям приходится раскрываться перед родителями, а тут ситуация противоположная. Однополые браки в стране легализовали относительно недавно, а исландский кинематограф вообще очень любит подчеркивать свою толерантность, широту взглядов и отсутствие ханжества. Так что выбор темы вряд ли удивит кого-то, хоть немного знакомого с размягчающимися нордическими нравами.
Бальтасар своим примером демонстрирует жизнеспособность северно-европейского кинематографа: начиная с небольшого, он понемногу стал подбираться к заветным голливудским холмам, приглашая в свои фильмы звезд вроде Кейт Бэкинсейл, Марка Уолберга, Дианы Крюгер, Венсана Переса… Однако ранние его работы, будем честны, отличались куда большей самобытностью. «Рекъявик» до сих пор остается для меня в числе любимых картин Бальтасара — в том числе благодаря странному дуэту Гуднасон-Абриль.
P. S. Знали ли вы, что накануне Рождества зоофилы рыщут по лавочкам в поисках порнухи с Рудольфом, северным оленем?
Это сейчас имя Бальтазара Кормаукюра у многих на слуху. А в год выхода фильма едва ли этот режиссер был известен за пределами Исландии. Зато его ироничная комедия просто не могла не стать известной. Бальтазар очень старался и выдал лаконичную феерию пронизанную иронией, жизнелюбием и изысканным стебом над пресловутой толерантностью. Тут можно описывать пошловатые сюжетные перипетии героя, который оказался вынужден ревновать свою возлюбленную к собственной матери, а можно выделить совсем другое. Кормаукюр показывает более чем высокую степень сексуальной свободы — без эйджизма, сексизма и многих других… измов. Никакой дискриминации, прямо как в тренде. Только вот заплатить за другого человека за парковку не положено. Это не нарушает закон, но за такое простое действие человека могут забрать в полицию. И заметьте, без каких-либо разбирательств. И главное, как тонко и изысканно подает Бальтазар это блюдо совмещая отстраненный нордический темперамент и страстную сексуальную линию. Виктория Абриль, «горячая» звезда Висенте Аранды и Педро Альмодовара, тут оказывается очень к месту. Своим простым присутствием она будто растапливает гордые фьорды и все шаблоны разрываются.
Если не видели фильм, то просто представьте, что молодой двадцатипятилетний мужчина живет с мамой. Не работает. Живет на пособие. Ни к чему не стремится. Но вот однажды, мама знакомит его с молодой подругой и уезжает на несколько дней за город… Думаете, что уже догадались в чем тут «вся фишка»?
Вещи совсем не такие, какими кажутся — юмор Бальтазара оказывается очень сдержанным. И чем более он в сложившемся сюжете проявляет сдержанность, тем более сильным оказывается эффект.
7 из 10
Двадцатипятилетний бездельник Хлинур живёт на пособие в доме своей матери. Он дрыхнет минимум до обеда, ублажает себя за просмотром порнофильмов, слоняется по барам и пытается склонить противоположный пол к близким контактам третьей степени. Порой ему это даже удаётся. Благодарить за это следует алкоголь — источник и решение всех проблем — без него этот лузер имел бы дырку от бублика, а не женщин. Правда одна из его малочисленных любовных удач — миловидная блондинка Холфи, даже видит его в качестве потенциального жениха. Ну а что? Тоже вариант. Исландия страна маленькая, мужики зачастую склонны к рукоприкладству, а Хлинур, даром, что не образец галантности или сексуального гигантизма, всё же представляется весьма безобидным малым — эдаким забавным подкаблучником.
Сомнамбулическое существование Хлинура продолжалось бы, пожалуй, до самой смерти, не ворвись это самое существование страстная испанская фурия Лола в исполнении «альмодоварской девочки» Виктории Абриль. Эта подруга и, по совместительству, любовница его матери приехала в Исландию преподавать фламенко. В один прекрасный момент, благодаря отъезду матери и вмешательству верного кореша Хлинура — алкоголя, красотка оказывается в постели нашего героя. Хотя постель здесь весьма условное понятие, ибо герои вступают в коитус с завидной частотой и регулярностью в самых разных местах дома. Безудержная, вулканическая сексуальность Лолы растапливает хлинуров ледник, трансформируя его в гейзер и заставляя часто и бурно извергать свои воды.
Оргазмическая кульминация фильма становится своеобразной точкой отсчёта, ибо с этого момента зрителю предстоит гадать: будет ли она судьбоносной и смыслоопределяющей, или всего лишь короткой, пусть и довольно яркой, вспышкой посреди бесконечной полярной ночи сознания Хлинура. Первое означает уход ленты в сторону банальной мелодрамы с элементами «воспитательного фильма», второе, с учётом ментальной бледности героя — что перед нами шикарная обманка в стиле «Забавных игр» Михаэля Ханеке.
Исландец испанского происхождения Бальтасар Кормакур, участвовавший в качестве актёра в двух фильмах ведущего исландского постановщика Фридрика Тора Фридрикссона, в своём режиссёрском дебюте хоть и эксплуатирует столь характерную для своего наставника тему «исландских неприкаянных», но в стилистическом плане идёт совершенно иным путём. Кинематограф Фридрика Тора предельно меланхоличен. В воздухе витает атмосфера безысходности и тоски. Порою даже возникает мысль о, своего рода, переосмыслении древнегреческих трагедий в условиях исландских пустошей. Кроме того в каждом фильме Фридрика Тора чётко прослеживается глубокое, практически херцоговское (если брать в качестве ориентира фильмы «Каждый за себя, а бог против всех», «Строшек» и «Войцек») сочувствие судьбе своих героев. Кормакур же, в свою очередь, низводит трагедию до фарса, намеренно всё упрощая, дабы показать мелочность высокопарного сплина отдельных представителей среднего класса. Там, где у Фридрика Тора лишь чуть виднеется горькая ирония, у Кормакура цветёт буйным цветом сарказм. Да и отношение к герою разнится кардинально. Хлинур для Кормакура не выброшенный на берег несчастный белый кит, а лишь вброшенный в жизнь недоносок, неспособный брать на себя ответственность и проявлять истинную эмпатию.
Маскируясь под непринуждённую романтическую комедию, «101 Рейкьявик» на поверку оказывается остросоциальным фарсом — сатирой на нравы не только лишь современной Исландии, но и многих других стран во все времена. В образе Хлинура многие могут узреть своё собственное отражение (как, например, автор этих строк), но далеко не все готовы это признать. Проще плюнуть и жить дальше. В конце концов мы станем мёртвыми после смерти и были мертвы до рождение, а жизнь — всего лишь неделя. Аминь.
7 из 10
Сюжет на тему — чем заняться в сытой Европе, ведь государство платит тебе только за то что ты есть.
Лучшая экранизация книги, которую я видел. Настроение передано на все 100. Хлинур именно такой какой должен быть. И пусть Лола в фильме испанка, а мама Хлинура занимается фламенко, это только придаёт колорита. Радует, что в экранизацию не вошли многие ненужные сцены и герои.
Саундтрек такой-же сумбурный и забавный, как мысли Хлинура Бьёрна, честного налогоплательщика, живущего на пособие и не способного разобраться со своей жизнью.
Фильм, кстати, выделяется из общей картины скандинавского кино. Он взрывной. Здесь нет нордического молчания в кадре, здесь постоянно что-то происходит. Этакий карнавал среди зимы.
10 из 10
За отлично переданную атмосферу и саундтрек.
На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть 101 Рейкьявик 2000 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.
Двадцатипятилетний безработный Хлинур живет вместе с матерью. Один раз в неделю в уик-энд он ночует у подружки, а в понедельник возвращается домой. Однажды мать приводит домой свою подругу Лолу (преподавательницу танцев), а сама уезжает на несколько дней…
101 Рейкьявик / 101 Reykjavík 2000, Германия, комедия, мелодрама