Галерея
Интересные факты 2
Актеры 33
Съемочная группа 1
Похожие 21
Отзывы к
фильму
8
Знакомство с Чеховым для Фере началось с театра: пятнадцатилетним он играл в любительских постановках чеховских водевилей «Медведь» и «Предложение». Фильм, как и все прочие («История Поля» (Histoire de Paul), «Сестра Моцарта» (Nannerl, la soeur de Mozart), «Следующий фильм» (Le prochain film)), согласно мнению кинокритиков, прежде всего связан с биографией самого режиссёра, а уже в последнюю очередь с героем фильма. Личный интерес, то, что «зацепило» режиссёра и автора сценария в биографии писателя, очень хорошо просматривается в сюжетной канве картины: смерть брата Чехова Николая — ранняя смерть старшего брата Фере, тоже Рене, умершего в 4 года, а также смерть отца, после чего Рене много недель провёл в психиатрической больнице, решив затем отказаться от актёрской стези и стать кинорежиссёром.
Работа всей семьи на имя Антона (что не соответствует действительности) соотносима со сложившимся кинопроизводством семейства Фере (жена — продюсер и режиссёр монтажа, дочери — актрисы). И даже ранняя смерть Чехова связывается Фере с его собственными размышлениями о неминуемом.
Хронологические рамки представленного действия очень размыты. Это не только заявленный в названии наиболее драматичный в чеховской биографии 1890 год, когда он отправляется на остров Сахалин, чтобы изучать быт каторжников, а 12 лет: с 1884 до 1896.. Практически всё представленное на экране является лишь искривлённым отражением фактов биографии А. П. Чехова, а иногда и вовсе вымыслом.
Есть в фильме примечательный эпизод: Николай Чехов демонстрирует брату его портрет, на котором изображён короткостриженый молодой человек. Изображённый на портрете имеет мало общего с Николя Жиро (исполнителем роли Чехова), ещё менее похож изображённый на полотне на Чехова. По сути, и фильм Фере является таким странным портретом: не Чехова, не его самого — а кого-то третьего.
Значительное место в фильме отведено медицинским занятиям Чехова, но его врачебная практика является каким-то «пристяжным» элементом в сюжете, делом, мешающим зарабатыванию копеек. Единственная связь медицины и творчества в фильме — якобы реальный разговор с мальчиком-пациентом о вреде курения, ставший основой рассказа «Дома» (1886).
Этот принцип «списывания с жизни», к сожалению, проходит красной нитью через весь фильм. По признанию Фере, его поразила та удивительная лёгкость, с которой Чехов писал. Однако лёгкость эта мнимая. И даже если чисто физически рассказ мог быть записан за несколько часов, то кто знает, сколько времени заняла предварительная работа, когда сложились все его элементы из массы увиденного, услышанного и прочувствованного?
В том-то и дело, что во второй половине 1880-х годов, понимая, что «всё вокруг сюжет», Чехов не списывает с жизни, а изображает её. Неоднократно принципы художественного творчества он будет излагать в письмах к брату Александру: «…кому интересно знать мою и твою жизнь, мои и твои мысли? Людям давай людей, а не самого себя» (П., 3, 210).
Сцены, освещающие путешествие на Сахалин, которые должны были стать кульминационными, таковыми не стали. И даже не то страшно, что сахалинские сцены снимали в Норвегии, а то, что импульсом к поездке становится якобы нереализованная мечта Николая о таком путешествии. Ни слова, ни кадра о тяжелейшем пути на «каторжный остров» — три-четыре сцены с заключёнными. И всё.
Есть в этой киноленте замечательный вымышленный эпизод. Он, пожалуй, оказывается наиболее достоверным в актёрском плане. Речь идёт о встрече Чехова с учительницей Анной (её роль исполняет дочь Фере — Мари). Это эпизодическая, но вполне законченная актёрская работа.
Фильм является любопытной фиксацией современного знания, а вернее, незнания реальных фактов биографии Чехова, свойственного не только россиянам, но и европейцам. Да и русский быт конца XIX века мало знаком режиссёру.
Остаётся надеяться, что российские режиссёры окажутся способными увидеть в подлинных событиях чеховской биографии драматизм и показать нам не припудренную историю собственного семейства, а сложный и противоречивый характер Чехова, его окружение и творческий процесс, чтобы развенчать сложившиеся за столетия стереотипы.
Антон Павлович Чехов. Имя это знакомо не только в нашей стране, его любят читатели всего мира, а театры в разных точках света продолжают ставить его пьесы. Стоило ожидать, что рано или поздно кто-то решит перенести на экран биографию великого драматурга. В 2015 году это сделали французы.
Честно говоря, я не ждала чего-то шедеврального, не было у меня огромных ожиданий. Но все же я надеялась увидеть точечные попадания. Пусть будут погрешности, но хоть что-то останется от Антона Павловича. Понятно, что это французы, но раз уж мы не сделали биографию известнейшего русского драматурга, то можно понадеятся, что суть его творчества и жизни будет передана. Не зря же любят его по всему миру.
К сожалению, даже мои скромные ожидания разбились о реальность. Увы, фильм похож на набор клипов, которые меняются очень быстро, и не понять, что к чему. Если человек не изучал биографию, то большинство лиц он вообще не узнает. Думаю, стоило взять более короткий отрывок времени из жизни писателя, чтобы избежать такого рваного полотна на экране. К тому же, не все факты описаны верно по хронологии.
Актеры. Это полнейшее непопадание. Да, все мы знаем известный портрет Чехова в пенсне, но посмотрите фотографии молодого автора — он высок, статен, красив. Здесь же щупленький малый, нет никакого обаяния, и, увы, нет юмора. Он не всегда был добрым, но неизменно был.
Из Лики Мизиновой сделали даму легкого поведения, но она была в первую очередь легка душой. Ни в коем разе не была замужем во время дружбы с Чеховым. И да, кроме того, что они были любовниками, они были прежде всего друзьями. В фильме же Лика повторяет лишь одну фразу: «я хочу тебя».
В особом «восторге» я от Толстого. Это просто цыганский барон какой-то. Если бы не текст, вы никогда бы не поняли, что это Лев Николаевич.
Вообще, я не сторонник теории «только русские могут снять о русском», но здесь и в самом деле все какое-то чужое, не веришь, что это лица русской интеллигенции XIX века. Не веришь их словам, потому как совсем не так они общались, стоит почитать их письма и сравнить с фильмом. Да и сути чеховской нет. Просто капля Чехова в французском вине.
За музыку, костюмы и популяризацию имени Чехова в мире ставлю 3.
3 из 10
Один мой друг, киноман, терпеть не может советский дубляж зарубежных фильмов. По его словам так западные аристократы приобретают «колхозный» акцент. Моя мама не любит смотреть, как «наши актеры играют в иностранную жизнь». Ей никогда не нравились отечественные экранизации книг Агаты Кристи, экранизации французских романов. Многие не любят зарубежные экранизации нашей классики.
Наверно, полностью дух страны может передать в полной мере только ее житель, да и здесь все относительно. Как бы ни старались советские и современные русские актеры сыграть дворян, за отсутствием образцов перед глазами, такая игра теряет всякую достоверность, а иногда и правдоподобие.
Французский режиссер Рене Фере задумал снять фильм об одном из самых «русских» наших классиков, «Пушкине в прозе», — А. П. Чехове. Задача сама по себе крайне сложная даже для режиссера, живущего в родственном менталитете, для иностранца становится почти невыполнимой. Возможно, поэтому режиссер намеренно даже не пытается быть похожим и достоверным. Фильм «Антон Чехов 1890» (в русском переводе — «Антон Чехов») напоминает скорее плохую карикатуру на русскую жизнь конца 19 века. Пафосные беседы о гении Чехова, утрированные образы известных личностей (сам Чехов, Толстой, Левитан и др.), водка и пустые рассуждения о смысле бытия — примеры развесистой клюквы этого фильма. Особенно забавляют моменты, в которых автор «забывается» и под гримом «русскости» в картине проявляется французский быт: «я только что с маскарада из замка!», «на обед у нас корнишоны» (это на Сахалине-то).
Проще говоря, отечественный зритель, столь трепетно оберегающий особенности русского мира, своих классиков, идеалов и богов, останется крайне недоволен этим фильмом.
Честно говоря, я пытался смотреть на все эти неизбежные режиссерские ляпы сквозь пальцы, пытаясь разглядеть какой-то замысел режиссера. Но ни глубины идеи, ни продуманности сюжета — ничего, за что можно было бы всю эту «клюкву» простить, я не увидел. Фильм «Антон Чехов 1890» — это просто набор штрихов о жизни реального Чехова, это иллюстрированный список людей, с ним встречавшихся; это фильм без гениального замысла, без талантливой актерской игры.
Фильм «Антон Чехов 1890» — это французский фильм для французов, целью которого, скорее всего, было познакомить жителей пятой республики с биографией драматурга, чьи пьесы они иногда видят в своих театрах.
4 из 10
За пределами России мир, читая многих российских писателей, наиболее выделяет троих: Федор Достоевский, Лев Толстой, Антон Чехов.
И во Франции режиссер Рене Фере поставил фильм об Антоне Чехове. Актера на роль Антона Чехова подобрать сложно: нужно, чтобы он походил на писателя внешне. Но возможно, еще труднее передать внутренний мир писателя, творца. Насколько это получилось в картине?
Время действия фильма конкретно: 1890 год. Чехову тридцать лет. Но все же фильм тонкими нитями, кружевами охватывает всю жизнь писателя.
В начале фильма перед зрителем еще писатель, который с недавних пор подписывался под своими юмористическими рассказами как «Антоша Чехонте». В ту пору у него светлое, теплое, оптимистическое мироощущение, восприятие жизни. Однако, увы, так будет не всегда.
Автор говорит, что некий человек в молодости заболел тяжелой болезнью, которая оказала решающее влияние на его жизнь. Можно понять, что здесь Чехов говорит о самом себе, своей тяжелой болезни.
Любовная тема. Показано сложное, непростое чувство любви самого Чехова, когда с одной стороны писателю сложно было раскрыть для себя это чувство, что внешне выглядело, будто в жизни Чехова не было большой любви. Но двойственность, противоречивость натуры Чехова была в том, что за внешней суховатостью, ироничностью в нем была способность на гораздо более тонкое, ранимое чувство, что отразилось на его творчестве: «О любви», «Дама с собачкой». В фильме о противоречивости двойственности любви Чехова упоминается в разговоре.
Тема дружбы. В фильме о Чехове показан Иисак Левитан — величайший художник-пейзажист, с очень спокойными гармоничными, статичными полотнами. Одно из них: «Осенний день. Сокольники» показано и в фильме. И даже появление в фильме художника Левитана лишь на некоторое время придает ему духовность, гармонию, умиротворение — те чувства, что исходят от его прекрасных картин.
Остров Сахалин. В фильме показано и посещение Чеховым острова Сахалин, который был в те времена местом ссылки. Там были заключенные. В фильме показано, как писатель говорит с заключенными о их судьбе, тяжелой нелегкой доле. И работа на острове.
И как и было на самом деле, в фильме показано, что вернувшись из поездки на остров, Чехов изменился: произведения стали наиболее мрачные, пессимистичные. И упоминание в фильме одного из таких произведений «Гусев» только подтверждает это.
Чехов в фильме показан и за работой: его врачебная практика.
Раскрыта в фильме и внутренняя глубинная личная драма жизни Чехова: его сложные взаимоотношения с отцом. В фильме писатель сам говорит о том, что у него еще было много братьев: четверо и сестра. И отец Чехова, будучи купцом, который держал в Таганроге бакалейную лавку. Но по характеру был жестоким человеком, подавлявшим личность Чехова. И это внутреннее противостояние с деспотичным отцом, суровостью жизни, в которой он с ранних лет вынужден был зарабатывать себе на жизнь, сформировало его моральный принцип: «Я всю жизнь по капле выдавливал из себя раба». Значит, я не сломался под всеми тяготами жизни, был сильным духом, морально, нравственно. И одновременно он видел эту слабохарактерность в других людях, высмеивая ее в своих рассказах: «Смерть чиновника», «Хамелеон», «Толстый и тонкий».
И вместе с этим в этом фильме Чехов, сыгранный Николасом Жиро, предстает человеком мягким, добрым, гуманным, интеллигентным.
В фильме прекрасна показана и природа России. Словно сквозь годы зритель переносится туда, пропитываясь той духовностью России конца девятнадцатого столетия, сокрытой и в центральной части России, и на острове Сахалин, в суровых условиях каторги, боли, мук, но и искупления. И самое главное, зритель пропитывается духовностью самого Антона Чехова.
Сегодня не так много фильмов, как кому-то может быть и хотелось бы, где главными героями были бы писатель, художник. А также ученый, композитор, философ.
Фильмов, где главными героями стали бы Иисак Левитан, Николай Бердяев, Иван Бунин. Этот список можно продолжать. И чего-то не хватает. Может быть, не хватает той духовности, отражением и символом которой и являются эти имена.
И вот в этом фильме как раз и сделана попытка соприкоснуться с этой духовностью, культурой, интеллигентностью, символом которых является Антон Чехов и его произведения. И эта попытка великолепна, поскольку все это передано.
10 из 10
На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Антон Чехов 2015 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.
Фильм охватывает пять лет из жизни писателя: 1885—1890 годы. Именно эти годы являются самыми яркими в его биографии: Чехов становится известным в писательской среде, он пишет свои первые пьесы для театра, теряет брата, отправляется на Сахалин, где узнает, что смертельно болен.
Антон Чехов / Anton Tchékhov 1890 2015, Франция, биография, драма, история