Галерея
Актеры 11
Съемочная группа 24
Рекомендуем 1
Похожие 22
Отзывы к
фильму
12
В данном фильме цели государства и искусства как раз совпадают, а вот с целями идеологий, политических режимов — нет. Жожар — администратор и свою цель как государственный чиновник видит в спасении и сохранении сокровищ Лувра как ценности общемировой. Немецкий искусствовед, историк, надевший шинель оккупанта, поступает в соответствии со своим принципом служения искусству, перешагивая через ограничительные рамки временной формы правления в его государстве. Восток для последнего — это бывшая цивилизация, осколок прежнего мира, накрытый варварским режимом большевиков и потому насилие против него оправданно. А вот варвары оказываются достойны по своему самопожертвованию, сопротивлению врагу подвигам античных и других героев Запада, чьи скульптуры выставлены в галереях Лувра… Сложное сплетение мыслей, ассоциаций, фактов, лиц собрал Сокуров в своем фильме-мозаике. И разные чувства он вызывает у всех нас, зрителей, от наслаждения, очарования Лувром, портретами людей, живших до нас за тысячи лет, до разочарования на резких поворотах кусков мозаики, которые между собой оказываются несовместимыми.
Мне кажется, режиссеру надо дальше продолжать работать в этом направлении на стыке документа и вымысла при попытке проникнуть в тайны жизни Людей на Земле, которым несть числа.
Как известно, в 1940 году нацистская Германия оккупировала половину территории Франции, вынудив подписать Компьенское перемирие, завершившиеся разделом государства на оккупационную зону и квазигосударство под управлением правительства Виши. С точки зрения истории, настал тот момент, когда Германия, наконец, расправилась со своим историческим врагом, и встал вопрос, а как нацисты поступят с тысячелетним наследием Франции, включая памятники культуры. К этой теме обратился культовый российский режиссер Александр Сокуров в своей художественно-документальной ленте «Франкофония».
Синопсис Июнь, 1940 год. После оккупации Германией северной части Франции её столица Париж объявляется свободным городом, куда вскоре прибывают высшие представители Третьего Рейха, чтобы решить судьбу исторических памятников, включая легендарный Лувр. Об этом сложном и противоречивом периоде во французской истории и о роли и значении искусства делится своими размышлениями сам режиссер Александр Сокуров.
Когда бывалый киноман слышит имя режиссера и сценариста Александра Сокурова, то он подспудно осознает, что его ожидает нечто необычное. По сути дела, «Франкофония» — это мысли вслух самого автора, который размышляет над величием искусства, над необходимостью его охраны и над теми эпизодами истории, когда люди это искусство пытались сохранить и в то же время уничтожить. Поскольку «Франкофония» — это наполовину художественное кино, то в нем присутствует определенный сюжет, связанный с сотрудничеством директора Лувра Жака Жожара и представителя Берлина графа Меттерниха. Из фильма становится известно, что, несмотря на лютую ненависть нацистов к французам, они не планировали уничтожить их памятники культуры. Рассуждая над этой проблемой, Сокуров проводит параллели с политикой Германии на востоке, конечно же, с Эрмитажем, который, напротив, не входил в планы по сохранению. Вообще мне показалось, что весь фильм — это сплошная ода искусству с политической присказкой, чью идею еще предстоит домысливать еще очень долго после просмотра.
Итог Честно говоря, что-то добавить о «Франкофонии» довольно сложно, потому что, определенно, этот фильм очень необычный. Его не стоит воспринимать как нечто сложное, но в то же время нет необходимости целиком отключать сознание. Определенно можно сказать, что кино очень красивое, и его действительно переполняет дух французской культуры и искусства.
7 из 10
Зная Александра Сокурова как режиссёра художественных фильмов, приятно удивилась увидев в его фильмографии необычную по формату картину.
Документальным фильмом «Франкофонию» назвать нельзя: в нём есть актёры, играющие роли исторических персонажей, есть Александр Сокуров, который играет самого себя, есть его вымышленный друг — капитан корабля, есть даже два карикатурных призрака! В этом фильме Сокуров делает что хочет и как хочет, так что при определении жанровой разновидности этой картины само собой напрашивается слово «гонзо-фильм». Или аудиовизуальная инсталляция — как хотите. Смешивая воедино прошлое и настоящее, документальное и игровое, героев выдуманных и когда-то существовавших, режиссёр говорит о том, о чём прямо говорить у нас не принято.
Камера оператора Брюно Дельбоннеля, который в своё время снимал и сокуровского «Фауста», переносит зрителя на улицы Парижа, показывая город с высоты птичьего полета: «Об этом городе я в последнее время думаю часто. Ведь здесь где-то Лувр…'
В «Франкофонии» Александр Сокуров сопровождает зрителя по Лувру и делится некоторыми мыслями по поводу увиденного.
Но даже не это здесь главное. В фильме автор реконструирует историю Лувра в период немецкой оккупации во Вторую мировую, когда этот великий французский музей мог исчезнуть. Но Лувру повезло. И немалую роль в этом сыграли две исторические личности: директор Лувра Жак Жожар и представитель Рейха, историк искусства Франц Вольф Меттерних. Как начальник отдела охраны памятников «Kunstschutz», Меттерних должен был переправить экспонаты Лувра в Германию, но не спешил этого делать… История с Лувром — тот случай, когда два должностных лица — победитель и побеждённый — приходят к единому знаменателю в вопросах сохранения Лувра.
В «Франкофонии» высвечивается вопрос: что важнее — идеология или искусство, и почему представители одной и той же цивилизации уничтожают культурные ценности друг друга.
Призрак Наполеона Бонапарта, которого Сокуров встречает в залах Лувра, уверяет, что войны он вёл исключительно ради искусства, что большая часть экспонатов Лувра — его военные трофеи. Сокуров задаётся вопросом оправданы ли потери человеческих жизни спасением шедевров искусства? Правы ли были французы, отдавшие свою страну Гитлеру и подставившие Лувр под угрозу исчезновения. Показывая кадры блокадного Ленинграда и проводя параллель с Эрмитажем, в стенах которого жители умирающего города сколачивали гробы, Сокуров даёт понять, что в нашем случае другого выбора не было. Коллекции двух музеев были спасены, но спасены разной ценой.
«Франкофонии» — это авторский монолог об искусстве и его отношении с государством, фильм-рефлексия, фильм-призыв.
Экспериментальная во многих аспектах картина Александра Сокурова знакомит с жизнью Лувра через призму отношений двух музейных кураторов во время немецкой блокады Парижа и ищет ответ на извечный вопрос «способно ли искусство впитать в себя и отразить всю историю человечества?»
Франкофония была отмечена в Венеции золотым львом, как лучший евро средиземноморский фильм; не так уж много картин, которые двигают вперёд жанр документального кино, но детище Сокурова из их круга. Оно вбирает в себя все лучшее, чем радовал режиссёр в прошлые годы: из кокона «Русского ковчега», «Молоха», «Фауста» на свет выходит прекрасное и удивительное по своей форме творение. Визуально фильм стремится к совершенству, погружение в эстетику и поэзию в каждом кадре достигается путём искусного монтажа альманаха фотографий из семейных альбомов, ретроспективных псевдо-документальных съёмок из жизни героев и словесной импровизации мастера.
Оператор Брюно Дельбоннель («Амели», «Внутри Льюина Дэвиса», «Фауст») размеренно и не спеша ведёт нас по залам Лувра, знакомя с вечными шедеврами мирового наследия. Время от времени к нему на помощь приходят страстный любитель войны и красоты Наполеон Бонапарт и юная, свободная Марианна. Особого упоминания заслуживает голос мудрого автора, руководящего всем процессом за монитором ноутбука — это сам Александр Николаевич, он в очередной раз доказывает, что является честью и совестью Российского кино.
Это очень размеренное, фантасмагорическое кинополотно, оно не навязывает истину, оно не отображает вечность, оно вообще не очень то получилось, о чем Сокуров говорит ещё в заглавных титрах, но оно приоткрывает дверь на перипетии событий, о которых забывать не стоит, оно превозносит искусство над суетой жизни и боли, в конце концов оно на пару часов впустит в голову человека, который с большой нежностью и любовью снимает кино.
9 из 10
На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Франкофония 2015 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.
Судьба уникальной коллекции произведений искусства и исторических реликвий Лувра во время фашистской оккупации.
Франкофония / Francofonia 2015, Германия, документальный, драма, история