Мефисто

Mephisto

1981, Австрия, драма

Это осовремененная версия легенды о Фаусте. Пользующийся признанием критиков сценический актер Хендрик Хофген устал от легких развлекательных театральных условностей и ищет чего-то более революционного в духе Брехта. Несмотря на эти свежие идеи, слава не раскрывает своих объятий. Отчаявшийся Хендрик продает свою душу, но не Дьяволу, а нацистам, так как жажда славы сильнее ненависти к захватчикам. Только позже, полностью попав под пяту Третьего Рейха, он понимает свою ошибку..

Страна
Австрия, Венгрия, Германия, Германия (ФРГ)
UHD
16+   2ч 24м КиноПоиск  7.8 IMDb  7.7
Мефисто

Галерея

Интересные факты 2

Экранизация романа Клауса Манна «Мефисто: история одной карьеры» (1936 год).
Это первая часть так называемой «немецкой трилогии» фильмов Иштвана Сабо («Мефисто», «Полковник Редль», «Хануссен»).

Актеры 19

Карин Бойд
Juliette Martens
Тамаш Майор
Oskar Kroge, színigazgató
Ildikó Kishonti
Dora Martin, primadonna
Шандор Лукач
Rolf Bonetti, bonviván
Аньес Банфалви
Angelika Siebert, naiva
Юдит Хернади
Rachel Mohrenwitz, drámai szende
Хеди Темесси
Egy nagybankos neje
Тери Тордай
Laura, szobrásznõ
Габор Сабо
Theatre Party Attendant (в титрах не указан)

Съемочная группа 14

Габор Сабо
Режиссёр, Сценарист
Петер Добаи
Сценарист
Лайош Кольтаи
Оператор-постановщик
Зденко Тамаши
Композитор оригинальной музыки
Жужа Чакань
Монтажер
Йожеф Ромвари
Арт-директор
János P. Nagy
Декорации
Агнеш Дьярмати
Художник по костюмам
György Fék
Sound Designer

Рекомендуем 3

Четыре ночи мечтателя
1971, Италия, драма, мелодрама
Мегатон Мусаси [ТВ-2]
2021, Япония, аниме, боевик, мультфильм, фантастика

Похожие 22

Пианист
2002, Великобритания, биография, военный, драма
Список Шиндлера
1993, США, биография, драма, история
Торчвуд
2006, Канада, боевики, драмы, триллеры, фантастика
Сайлент Хилл
2006, США, приключения, ужасы, детектив
Жизнь прекрасна
1997, Италия, военный, драма, комедия
Первый мститель
2011, США, боевик, приключения, фантастика
Операция «Валькирия»
2008, США, военный, драма, триллер
Поезд
1964, США, триллер, военный
Изгоняющий дьявола
1973, США, ужасы
Там, где гнездятся орлы
1968, США, боевик, военный, приключения
Орел приземлился
1976, Великобритания, военный, драма, приключения, триллер
Зеркала
2008, США, детектив, ужасы
Мальчик в полосатой пижаме
2008, США, военный, драма
Звуки музыки
1965, США, биография, драма, мелодрама, мюзикл, семейный
Бесславные ублюдки
2009, США, блокбастер, военный, комедия, боевик, драма
Спецназ
2002, Россия, боевик и приключения
Охотники за сокровищами
2014, США, военный, драма, комедия
Ярость
2014, США, блокбастер, военный, боевик, драма
Союзники
2016, США, боевик, драма, триллер
Оверлорд
2018, США, боевик, ужасы, фантастика
Реинкарнация
2018, США, ужасы, триллер, детектив, драма

Отзывы к фильму 9

Ваша оценка
Ваша рецензия о фильме
Нам обязательно нужно Ваше имя, ник или ...

Фильм мне не понравился. Средний фильм. Для масштабного высказывания о добре и зле Сабо выбрал роман Клауса Манна, но масштабного высказывания не вышло. Получился голливудский «арт-хаус», этакий якобы художественный продукт. Если не ошибаюсь, академики оценили и дали Сабо Оскара.

Мифы о великом Брандауэре, на мой взгляд, всего лишь мифы. Да он неплохой артист, играет неплохо, хотя и несколько прямолинейно-назойливо. Но ничего великого в этой роли я не вижу.

Роман Клауса Манна, я к сожалению, успел только просмотреть. Но даже при беглом взгляде отличия фильма от книги бросаются в глаза. Дело не в том, что фильм должен быть самостоятелен(хотите быть самостоятельным пишите сами свой сценарий), дело в сути. Во первых это роман личный. Манн писал об актере, которого знал. Фильм Сабо общее гуманитарное место а ля монолог кота Леопольда. Во вторых роман это размышление о таланте. В финале книги герой готовит и играет роль Гамлета и в одиночестве — несчастным запуганным актером. Важно, конечно, что Гамлет и все рассуждения тоже важны. Конечно, фильм это выкидывает. Это ж фильм. Тут надо что то потупее. Финал фильма совсем что то из другой оперы.

Основной промах фильм — это промах мимо таланта. В мифе принципиально важно, что жертвует душой талантливый человек. В фильме это комсомолец-краснобай, изначально заточенный не на искусство, а на лозунги. Поэтому нацисты, приходятся весьма, кстати. А если герой не талантлив, то чего тут вообще смотреть? Все рушится как карточный домик и сидишь смотришь 2 с половиной часа нудноты. Я еле еле досмотрел.

Как Сабо пытается победить нудноту? Необычайно бойким сценарием. Сцены длятся по полторы две минуты. Иногда и по минуте. О каких то глубоких диалогах или развитии драматургии тут говорить не приходится. Взамен бесмысленная динамика и комсомольская бойкость. Это Голливуду понравилось и американцы Сабо взяли на работу-снимать проходные вторичные байопики и мелодрамы. К тому моменту режисссер уже расстратил все свои небогатые художественные запасы, которые в Мефисто все же нет нет, да и просматриваются. Попросту говоря Сабо после Мефисто превратился в посредственность.

Помимо всего сказанного, на одно структурное размышление фильм меня все таки навел. Но это заслуга не фильма, а Клаусса Манна, по своему сдвинувшего миф о Фаусте. Фауста в фильме собственно нет, есть Мефисто. Кто же продает душу и зачем? Или что вообще тут продается? Получается, что душу вообщем продает обычный средний человек(о чем есть книга Ханны Арендт), но не ради Фаустовского познания. А ради того, что бы побыть Мефистофелем. Немного поиграть в Мефисто. Да по сути человек отдает даже и не душу, души у него нет, он продает свое краснобайство, свою речь, как источник соблазнения и получает взамен какую то иллюзию власти и вседозволенности. Надо сказать что этот тоталитарный проект по воссозданию мифа о Фаусте тогда оказался для обеих сторон(власти и артиста) провальным. Власть быстро убеждается в том, что искусство ненадежный рупор и как его не поверни, оно всегда выдает свое же вранье. Оно этой откровенностью вранья только и выживает, тем что врет так, что во вранье забывается. С другой стороны артист получает власть совсем уж карикатурную, не дьявольскую и при малейших попытках на что то влиять его жестко ставят в рамки. Последняя сцена на стадионе акт безвыходности. Актера как ненужную пластинку, за которую зря заплачены деньги, гоняют по кругу попусту. Понятна мысль режиссера, что искусство превращается в своего рода спорт. Зрителей(настоящих) у такого искусства нет, никого им не одурманишь. А Мефисто вдруг превращается, наконец, в нечто похожее на люцеферовский дух, когда насается(летает), как одурелый без цели по пустому стадиону. Вспоминается Кафка и его окончание мифа о Прометее. Орлы устали, Прометей устал, скалы устали. Мир устал от искусства, вышедшего из фаустианского мифа о великой личности и его аватара — мефистофелевского мифа о посредственности.

6 из 10

P.S. Сегодня 18 февраля у Сабо день рождения. Случайно, что рецензия написана именно в этот день

Первыми великими фильмами, пытавшимися художественно осмыслить образы и хтоническую природу нацизма, были превентивные картины Фрица Ланга. Пост-мортем же вопросом задавались, кажется, все великие режиссеры. Но только венгр Иштван Сабо, продолжая концепцию Ланга, попытался, вскрыв капсулу духа времени, проявить содержимое в лаборатории национальных немецких архетипов.

И так же как «Нибелунги», «Мефисто» Сабо основан на памятнике национальной литературы, в основе которого, в свою очередь, столь же каноническая легенда, а также и реальные события. Что знаменательно, именно Клаус Манн, автор романа и сын Томаса Манна, задал лейтмотив переосмысления «Фауста» в ракурсе роковых событий в Германии тех лет. Его отец потом разовьет тему в монументальном «Докторе Фаустусе», но это уже совсем другая история.

Герой Клауса Манна и Иштвана Сабо далек от грандиозных теоретических построений витийствующего Цайтблома. Не близок ему и стиль гения-затворника Леверкюна. Хендрик Хофген — театральный актер, под стать Клаусу Кински. Столь же неудержимый в своих экспрессивных порывах, он обсессивен и несдержан. Не зная усталости, его мятежный дух беспрерывно требует продолжения карнавала. Но в то же время, в глубине души он болезненно, почти до беззащитности раним. Глубоко переживая неудачи на малой сцене в родном городке, он решается попробовать силы в Берлине.

Клаус Манн, характеризуя игру Хофгена, пишет, что исполнение его признавали неидеальным, но впечатляющим. Аффектная манера актера и вправду делает ему имя — чередуя образы, он, в конце концов, находит себя в Мефистофеле, очаровывая кроме простой публики и нацистскую верхушку. Но вот парадокс — соблазнитель на сцене, в жизни он оказывается в роли соблазняемого. И дело здесь не столько в тщеславии. В сложном триумвирате соединяются грани искушения — национальная гордость, гипертрофированное эго и психологическая самоактуализация. Герою не просто удается образ Мефистофеля, даже его партийным покровителем названный важнейшим для германской ментальности. Он его персонифицирует, полностью отождествляясь с ролью, которую подспудно играл и до этого. В Мефистофеле растворяется его фобии, реализуются его мечты о «революционном театре». Только теперь, границы театра расширяются, и Хофген внезапно обнаруживает себя плетущим дьявольские интриги уже на межнациональном уровне. Таким образом, не выходя из родного образа ни на минуту, его и без того неудержимый темперамент, подпитываемый бездной вдохновения, делает Хагена для соплеменников настоящим олицетворением эпохи.

Геббельс тогда, Голливуд сейчас, не дадут соврать — важнейшая роль в пробуждении массового национального самосознания принадлежит культурной программе. Речь не идет о внушении или врожденной человеческой жестокости — здесь за деталями обращайтесь к Стенли Милграму. Ведь одно дело, предпоследний винтик механизма, спускающий курок, и совсем другое — аккумулированная из недр коллективного сознания центробежная сила. Нет ничего легче, чем убить человека, когда акт умерщвления санкционирован сверху. Одно резкое движение — и готово.

Из таких стремительных, импульсивных движений складывается эпатирующая своей надрывной спонтанностью игра Хофгена. Под стать ей и монтажная манера «Мефисто» — герой столь неудержим, что как-бы пытается опередить развитие сюжета. Так и команде Гитлера потребовалось всего 6 лет на то, чтобы подготовить масштабнейший акт уничтожения себе подобных в истории биологического вида человека разумного. В такое время фатум, воплощаемый в трагическую реальность, всегда поглощает индивидуума, и, что куда больше впечатляет, даже великое искусство меняет свою роль и служит аккомпанементом пробуждающемуся духу рагнарёка.

Соответствующий эпический пафос выдерживается Сабо через суггестивность образного ряда, реминисценциями в котором оживает экспрессионистский театр теней. Но инфернальным центром которого, разумеется, является одержимость Хофгена, блестяще сыгранного немцем Клаусом Мария Брандауэром. Психологическая трансформация человека, отдающегося на волю предназначения личного и высшего, вместе с робкими попытками сознания остановить процесс — все эти нюансы, отработанные еще на уровне сценария, были воплощены Брандауэром без нотки фальши. Скрупулезно детализирован и визуальный слой «Мефисто». Цветовая палитра, то давяще серая, то болезненно яркая, будто расплывающаяся — не от близости ли адских котлов?

«Мефисто» — произведение искусства, возможно, суммирующее попытки определения итога военного периода и соответствующее финальной стадии принятия травмирующего опыта. Не эксплуатируя тему ужасов смерти, оно обращается к первопричинам. А также констатирует предопределенность катастрофы, делая интереснейшие выводы о человеческой природе и сущности искусства, преображаемого духом времени, подкрепляя их захватывающим сюжетом и уникальной изобразительной манерой. Вывод — шедевр на все времена.

10 из 10

Иконографичность представления фашизма — это всегда «слушай, смотри и молчи». Причём абсолютно не важно, пляшешь ли ты в онационал-социализированном варьете 40-х в Берлине или смотришь на этот канкан с монитора. Хендрик Хёфген гонялся за признанием, которое выскочило чертом из табакерки, и в процессе занялся прелюбопытной арифметикой: шестеро исчезли. Жена, товарищ, враг, любовница, искусство, он сам. Взамен — залитый слепящим светом зал со свастикой и шесть сотен новых друзей. А ещё расстрелы. Чёрная кожа. Вскрытая нация и канонада аплодисментов. В конце останется только пустое каменное поле, бьющие отовсюду лучи и агонизирующий в точке максимума символизм. В восемьдесят первом выйдет «Мефисто», через семь лет «Хануссен» ознаменует конец немецкой трилогии Иштвана Сабо, ну а затем на арене покажется двадцать первый век с его информационной прожорливостью, тупой всеядностью и началом свистопляски на костях. Память очень быстро стирается, люди выкидывают коленца и строят отели на минных полях, жизнь же катится дальше. А ведь в таких (не)далеких летах Германия ещё упивалась патетикой, ставила арийски верного «Гамлета» и полировала копыта.

Мефисто, — не Мефистофель, потому что оно, потому что огромно, бесчеловечно и неизменно притягательно. По-своему. Коллективное сознательное немецкого народа, конформизм поневоле и по желанию, духовные поиски, вечное «быть или не быть» и неприметное зло обывательской натуры — всё это венгерский режиссер вложил в свою антитоталитарную притчу, а потом распял и оставил висеть в воздухе немым вопросом. Главный герой — одаренный актер Хендрик, который мучается, рвет на себе волосы, рыдает, алчет славы и кладет свои силы на алтарь нового режима. А режим — он рядом, скользит мрачной шекспировской тенью вдоль стен провинциального театра, улыбается губами нового премьер-министра и зловеще чеканит слова из радиоприемников. Там что-то было про талант: ах, да, ведь это часть той силы, что хотела благо, а получилось, как всегда — только зло. Ещё было про иллюзии: талант хотел невозможного, вечной жизни на афишах, в умах и немного в сердцах, хотел искусить, вкусить и выбросить людские души, а ведь он только мелкий бес, песчинка, муравей — он никто, он простой человек. Но человек с подлинным дьяволом дружбу вести не может, как перефразом объяснет ему нацистский лидер. Затопчет, использует, изуродует тебя народ, у которого девять кругов души завились такой спиралью, что не поймешь, в ком же его дух — в докторе Фаусте или создателе Майн Кампфа. Его этнически много, а ты один. Поэтому в размышлениях о людях режиссер ставит уверенную точку, а неприкаянный бесенок остается ни с чем.

Любое тоталитарное начинается с отката. Поднажмет своей безумной массой, вставит палки в колесо времени, превратит стагнацию в фанатизм, сбросит все старообрядческое, понаставит новых идолов на каждую полку и многозначительно плюнет в вечность. И развратит. Непременно развратит — тело ли, душу, или все вместе, разом, чтобы потом легче было изгонять демонов прошлого. Недаром фильм начинается с пасторальной сцены из немецкой оперы, где мы слышим ещё не лающий язык, и видим самое важное — глаза людей в зале. Везде они: одухотворенные, счастливые, печальные, нежные, яростные — живые. И у каждого свои, и каждый по себе, но все они объединены чем-то более прочным, чем ксенофобией. Но потусторонняя сила возьмет верх, и слезы восторга подменит запойный гимн и шабаш с пляской десятка мефистофелей на балу в доме Хендрика (и хорошо, что не Воланда). Средневековым людям нужно не много: оккультизм вперемешку с ортодоксальностью, поменьше моралите и кусок земли от феодала. Разврат же здесь один — и он в искусстве. В стройных ножках танцовщиц, обтянутых дешевыми чулками, в безвкусно-помпезных статуях свежих героев, в идеологии и маслянистых глазках элиты, сидящей в национальном театре. Культура же — это падшая женщина, фройляйн с сомнительным цветом кожи, которую остригли, оголили и поставили под брезгливый взгляд новой власти. Гитлер любил женщин с большой грудью, и теперь культура что мать для чистокровной расы; пышногрудая, сочная, материальная своей плотской красотой и вскармливающая целое поколение одинаковых арийских мальчиков в черных шортах и девочек с шиньонами из славянских волос. Для продолжения рода, для укрепления веры, и далее по списку. Нацисты действительно совершили невозможное: за дешевку и расистские индульгенции надули философские души настолько, что вассалами при феодале остались буквально все.

Но каждый великий диктатор — немного актер, играющий жизнью толпы, и, в конце концов, наблюдающий за тем как его город сгорает дотла. Каждый великий актер — всегда немного неудачник, потому что рано или поздно он выгорает вместе с городом и пускает метафорическую пулю в висок. Да что там — вся жизнь это один сплошной театр, набитый бутафорией. Только Сабо подчеркнул главное различие: в реальности сюжетная линия де факто требует определенности, убивает всех суфлеров и отметает всякий конформизм. Не играешь сегодня сам — завтра театр сыграет тебя. Маршируй четко: айн-цвай-драй — и вот ты уже сидишь под колпаком у гаденького настоящего. Сам Хёфген со своим мягким рукопожатием и нежным цветом лица лишь очередная архетипическая неясность, уклончивость существования и приспособленчество, что вместе с потупленными глазами и умильной улыбкой перед лицом власть имущего порой творит колдовские чудеса. Или хотя бы продлевает жизнь земную на неопределенный срок — а с небесной позже разберемся, ведь кто-то уже во весь голос передает, что Gott ist tot, не дослушав оригинал до конца. Не важно, в каком ты веке — когда говорят о той Германии, то лучше промолчать: либо опасно, либо бессмысленно — уже всё сказали до тебя. А может, история одного актера как раз и говорит: не молчи. А может, и нет. Хендрику и его друзьям котел все равно приготовили, нечисть готовится почесать пятки трезубцами, и лава кипит.

Буль-буль.

Хендрик Хофген — провинциальный актёр, обладающий большим талантом и огромными амбициями. Ему не безразлична судьба его родины и близких людей. Он сочувствует коммунистам, делает театр «для рабочих». Потом, с помощью протекции, он получает место в Берлинском театре, где ему уже приходится сотрудничать с нацистами. Но на самом деле вся его жизнь протекает по ту сторону рампы. Как любой гений, он полностью предан своему искусству, всё что он хочет — это иметь возможность для самореализации, для воплощения творческих замыслов. Он «помешан» на этом, и в том его правда, его возвышенность. Весь окружающий мир непрерывно дёргает его — политики, премьер-министры, войны, партии, ты с нами или ты с ними — и Хендрик изворачивается как может, при этом пытаясь ещё спасти близких ему людей по мере возможности. И когда семья Хендрика предлагает ему сбежать из Третьего Рейха, опять со всех сторон давя на него вопросом «с нами ты или с ними?», никто не понимает что для Хендрика сбежать означает предать главное что есть у него в жизни — его искусство, его театр. И пусть его жизнь сможет оборваться в любой момент, он до конца останется преданным делу своей жизни.

Один из лучших фильмов о нацисткой Германии, который я видела, хотя фильм вовсе не о ней, и даже не о Фаусте с Мефистофилем. Это кино о судьбе творческого человека, человека правого полушария, человека искусства. Это фильм о человеке, который не продал душу ни нацистам, ни коммунистам, а полностью посвятил свою жизнь театру, единственной и главной любви своей жизни.

На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Мефисто 1981 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.

Это осовремененная версия легенды о Фаусте. Пользующийся признанием критиков сценический актер Хендрик Хофген устал от легких развлекательных театральных условностей и ищет чего-то более революционного в духе Брехта. Несмотря на эти свежие идеи, слава не раскрывает своих объятий. Отчаявшийся Хендрик продает свою душу, но не Дьяволу, а нацистам, так как жажда славы сильнее ненависти к захватчикам. Только позже, полностью попав под пяту Третьего Рейха, он понимает свою ошибку..

Мефисто / Mephisto 1981, Австрия, драма