Галерея
Актеры 21
Съемочная группа 36
Рекомендуем 15
Похожие 17
Отзывы к
фильму
9
Потерянные души
Джессика Честейн - моя любимая актриса, которая по-настоящему умеет играть и показывать свой драматический талант, я не буду перечислять фильмы с её участием, скажу лишь, что её фильмы я не пропускаю.
В данном же фильме под названием 'Память' мексиканского режиссёра/сценариста/продюсера Мишеля Франко Джессике снова предоставился шанс сыграть очень, не только драматическую роль, но и продемонстрировать женщину, прошлое которой не давало ей покоя.
Речь в фильме шла о девушке по имени Сильвия (Честейн), у которой была алкогольная зависимость, и ей приходилось по-прежнему посещать клуб, в котором состояли зависимые в прошлом люди, несмотря на то, что Сильвия уже много лет как вылечилась от зависимости. У Сильвии также есть дочка Анна (Брук Тимбер) и сестра Оливия (Меррит Уивер), но с матерью у неё натянутые отношения. У Сильвии очень простая и рутинная жизнь, она работает социальным работником в медицинском центре. На вечере выпускников она встречает Сола (роль исполнил Питер Сарсгаард), с которым в прошлом у неё связаны неприятные воспоминания. Но есть одна проблема - у Сола деменция (постепенная и прогрессирующая потеря памяти), он живёт со своим братом, а жена у него умерла несколько лет назад. Сол ничего не помнит и пытается вспомнить, что произошло с ним в прошлом, и все другие события.
Сильвия и Сол нашли друг друга, две потерянные души нашли себя. У каждого свои психологические проблемы, и, если Сильвия пытается уйти от своего прошлого и стереть в памяти всё то, что с ней произошло, то Сол, наоборот, пытается вспомнить своё прошлое. Контраст между ними очень большой, но тем самым они оба дополняют друг друга. Дуэт Честейн и Сарсгаард были неплохой экранной парой. У Джессики всегда хорошо получается гармонировать со своими мужскими партнёрами по фильмам, по аналогии с мини-сериалом 'Сцены из супружеской жизни', где её партнёром был Оскар Айзек. Пару слов про Питера Сарсгаарда, который за свою роль получил премию Венецианского кинофестиваля, ему удалось показать своего персонажа таким, каким он должен быть - милым и немного наивным, с провалами в памяти, с выражением лица, эмоции которого выражают грусть и некую потерянность в этом мире.
'Память' - это один из тех фильмов, который способен задеть вас за живое и оставить отпечаток на душе и в сердце.
'Память' Франко - скрупулезное исследование проблем деменции, детских травм и токсичного феминизма под оберткой городской мелодрамы
Фильмы мексиканца Мишеля Франко легко узнать. Его герои неизбежно страдают. Чаще всего они либо смертельно больны, ну или хотя бы их жестоко расстреливают на улице. Свежая 'Память' слегка выбивается из этого ряда. Как минимум, тут никто не умирает, а мазками даже расчерчено что-то похожее на хэппи-энд.
Банально 'Память' - это фильм о встрече двух городских одиночеств. Ровно два миллиона подобных сюжетов сняли в осеннем Нью-Йорке. Здесь тоже не стали изобретать велосипед. Живущий в главное киногороде мира Франко позвал еще двух нью-йоркцев - Джессику Честейн и Питера Сарсгаарда, чтобы разыграть довольно простую на первый взгляд историю.
Она не может забыть прошлое, он не может вспомнить его. Поэтический логлайн фильма скрывает довольно жестокую реальность. Она пережила насилие в юности и теперь закрывает дом на шесть замков, избегает всех мужчин на улице, а дочери запрещает ходить даже на школьную вечеринку. Он потерял жену и страдает синдромом потери краткосрочной памяти, по сути забывая через пять минут всё, что случается с ним.
Два этих человека вряд ли могли встретиться в реальном мире. Да и деменция вне кино - штука куда более печальная и, к сожалению, зачастую прогрессирующая. Таких сложностей, на которые можно легко надушнить, в фильме много. Например, 13 лет психотерапии почему-то совсем не работают, хотя героиня Честейн не просто посещает ее, но и работает в доме престарелых, куда человека с подобными проблемами вряд ли возьмут. Да и как она, имея судя по всему медицинское образование, не отдает себе отчет, что такое деменция, тоже остается вопросом.
Реальность в 'Памяти' утоплена в угоду случаю. От Вуди Аллена фильм Франко, впрочем, отличается почти всем. Несмотря на иррациональность происходящего и довольно фантастический сеттинг режиссер не забывает про кандалы человеческого общества. Поэтому счастье героев локально, эпизодично и лишь проблесками напоминает о чем-то возвышенном. В остальном 'Память' - это суровый байопик человеческих судорог. Жизнь теней, а не тел в мире созданных ими же фантомов.
При всём этом Франко, выбирая медленный темпоритм фильма, почему-то растрачивает хрон не на рефлексию о том, как преодолевать проблемы, а жадно и чрезмерно наслаждается красотой кадра. Ни на секунду нельзя забывать о жестокости мира и окружающей реальности. Счастье среди деменции и унижения - это еще одно переосмысление пира во время чумы. Сколь не осуждай, но выбрать чуму во время пира смогут лишь самые неуравновешенные.
И ведь хочется обозвать фильм блеклым, критиковать за бесполезно, но нарочито ослабленную фабулу, все-таки невозможно лишить его статуса произведения, касающегося тем, брать которые другие бы побрезговали. А Франко, как настоящий социопат и пессимист, их препарирует. Хоть и отказывается вписывать в какой-то более глобальный контекст. Что верно, ведь частное не всегда есть деталь общего.
Как итог, 'Память' - это работа, которая легко сотрется из памяти через пару дней. Мы слишком завязаны на острых переживаниях и суетливом хаосе, чтобы улавливать эстетику бытовых мелочей. Но куда важнее другое. Франко намекнул, что в какой-то мере каждый из нас с детства болен деменцией, хотя этого и не осознает. Что уж говорить о детских комплексах.
И часто вылечить нас может лишь теплое плечо рядом. Вам по-прежнему не нравится глагол 'вылечить'? А теперь задумайтесь, так ли много больных признают свой недуг.
Пример того как не надо натягивать сюжет на слога
Так понимаю в основу ленты лег слоган, который в аннотации Кинопоиска звучит «Она не может отпустить прошлое, он — вспомнить», но сложилось впечатление, что автор сценария даже не попытался проработать историю, а накидал что-то из головы, ибо исходя из того, что показано в экспозиции история просто технически не могла произойти.
Она социальный работник, которая 13 лет состоит в анонимных алкоголиках и прошла программу 12 шагов. Как социальный работник она обязана знать, что такое деменция, и что там все намного серьезней, чем «тут помню, тут не помню», а как человек прошедший 12 шагов, она по определению должна была отпустить своих демонов, ибо это ключевой момент программы. Чисто для понимания – вбейте в поисковик «программа реабилитации 12 шагов этапы» и посмотрите, как она выглядит, автор же судя по всему не удосужил себя такой ерундой, как по диагонали ознакомится чем эти алкоголики на своих встречах занимаются.
Главному герою, если сложить вводные данные, по сюжету в районе 53-х лет, но то что показано в ленте – это уже близко не начальная стадия деменции из-за чего, даже если пока он еще формально дееспособен, он не может жить без постоянного присмотра, поэтому опять же, ситуации, послужившей стартом истории просто не могло случиться.
Просто навскидку – если поменять профессию главной героини, на что-то не подразумевающее возможность контакта с больными людьми и позволить ей иметь обычные человеческие проблемы и обиды, а ему вместо деменции выдать черепно-мозговую травму, в результате которой он все еще дееспособен, но имеет некоторые дефекты психики, то никаких вопросов к происходящему далее не было, но и пришлось больше времени потратить на прописывание причинно-следственных связей, а это видно не входило в планы сценариста.
В результате – лента на базовом сценарном уровне является мертворожденным конструктом. Да, в реализации чувствуется уровень и если ничего не знать ни об алкоголизме, ни о деменции, то фильм может вызвать эмоциональный отклик, но никакого послевкусия и выводов он после себя не оставляет.
6 из 10
P.S.
Как пример метаморфозы, через которую проходят люди в программе «12 шагов» можно посмотреть «Не волнуйся, он далеко не уйдет» (2018), после просмотра которого становится ясно, что суть не в том, чтобы вечно превозмогать в группе единомышленников, а в том, чтобы устранить первопричину мании.
Как пример распада личности при деменции можно посмотреть Отец (2020), который заслужено взял Оскар за сценарий, а Энтони Хопкинс за лучшую мужскую роль.
Она хочет забыть, а он - помнить...
Он страдает от деменции, пытаясь собрать разрозненные воспоминания в единую картину своей жизни, но сохранив самое главное - открытость миру и способность чувствовать. Она не может забыть надругательства над собой, избегая любых контактов с противоположным полом и скрывая свою хрупкость за внешней невозмутимостью.
Кто они? Живые люди, которые столкнулись с обстоятельствами, разделившими их жизнь на до и после. Нездоровые люди. Несчастливые. Нереализованные. Недолюбившие.
Что мы привыкли читать и слышать о таких людях в медиапространстве? Лично я постоянно натыкаюсь на профессиональных психологов и внимающий им люд, которые в один голос утверждают: сначала человек должен обрести себя, только в этом случае он сможет составить гармоничную пару с кем-либо. Однако я не уверена, что данный тезис безотказно работает для всех.
Кажется, режиссер М. Франко в этом со мной солидарен. В своей картине он рассказывает историю абсолютно неустроенных людей, которые, тем не менее, обретают друг друга и находят в этом успокоение. Это здоровые отношения двух нездоровых людей. Герои взаимной любовью и нежным участием лечат друг друга. Она, познавши мужскую жестокость в прошлом, встречает человека совсем иного - ранимого, безобидного, порой беспомощного. Он находит девушку, перед которой не стыдится проявить свою слабость. Что он разглядел в ней при первой же встрече? Почему пошел за ней? Мы того не узнаем наверняка. Но, может быть, он почувствовал в ней тот же внутренний надрыв и понял, что она-то его точно сможет понять? Это необъяснимо. Это любовь между двумя очень чуткими людьми.
И хоть они оба пытаются решить проблемы со своей 'памятью' (она - забыть прошлое, он - вспомнить), в итоге оба приходят к единому выводу: основного внимания заслуживает то, что происходит здесь и сейчас, в настоящем. Эти прекрасные минуты вместе. Эти свидания в кафе, где ему подают 'как обычно', хотя он даже не помнит, в чем это 'как обычно' заключается. И они смеются.
***
История не вызвала во мне бурю эмоций, взрыв. Она по-человечески тронула, вызвала нежные чувства. Кажется, на это авторы и рассчитывали. Несмотря на размеренное течение сюжета, фильм мне показался недолгим, я не заметила, как он закончился. И это, на мой взгляд, большой комплимент для картины, повествующей о тихой жизни обычных людей без воплей и заламывания рук.
Отдельно отмечу актерские работы. Питер Сарсгаард был удостоен за эту роль награды Венецианского кинофестиваля. Он действительно очень органичен в этом образе, ему удалось передать какую-то детскую наивность и доброту в лице своего героя. Джессика Честейн под стать партнеру: передавая эмоции, не перебарщивает и не скатывается в кривляние.
И очень важно! В фильме есть интимные сцены. Интимные скорее не в том смысле, что зритель видит частички обнаженных тел, а в том смысле, что показана внутренняя близость героев. Все сделано очень деликатно. Пошлости совсем нет! Совсем! Огромная благодарность создателям фильма за это. Такую картину легко могла испортить раскованная эротическая сцена, похабное для подобной истории громкое дыхание во время таких сцен. Слава Богу, ничего из перечисленного здесь нет.
Если любите тонкие драмы, от которых остается легкое послевкусие надежды на радостные минуты для героев в будущем, рекомендую посмотреть этот фильм. Фильм действительно сделан с душой.
На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Память 2023 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.
Прошлое не дает покоя Сильвии. На вечере выпускников она встречает Сола и обвиняет его в преступлении, совершенном против нее много лет назад. Сол страдает прогрессирующей потерей памяти и отказывается признавать вину. Постепенно противостояние двух одиноких сердец перерастает в сильное чувство. Тонкая история любви, помогающая справиться с демонами прошлого и обрести надежду на счастье.
Память / Memory 2023, США, драма