Галерея
Съемочная группа 11
Рекомендуем 6
Похожие 19
Отзывы к
фильму
11
«Поваккатси» — второй фильм из трилогии «Катси» режиссёра Годфри Реджио. Первый — «Кояанискатси» вышел в 1983 году. И к его съёмкам режиссёр, если так выразиться, подготовился не совсем стандартным способом. И вот прошло всего на всего пять лет с момента выхода первой части. По сути это всё тот же «Кояанискатси», только теперь поданный немного под другим соусом.
Начало второй части ни в какое сравнение не идёт с началом первой. Если начало первой части заставляло бежать по телу огромное количество мурашек (беру в качестве примера себя), а ведь просто демонстрировались наскальные рисунки и взлёт ракеты под произнесённое мужским голосом с низким тембром название самого фильма, то здесь нам сразу показывают — насколько тяжело приходится жителям третьего мира. Они в буквальном смысле таскают на себе огромные мешки и работают в грязи, покрывающей их с ног до головы. И только потом нам показывают более или менее счастливых жителей больших городов. То есть на этот раз природу обошли стороной, чему в первой части было уделено достаточное количество времени.
Если не быть знакомым с первой частью и совершенно случайно наткнуться на «Поваккатси», то фильм, скорее всего, сможет произвести хоть какое-то впечатление. Потому что возможно, что человек окажется в ситуации, когда картина, подобная этой по стилистике и по форме подачи материала, в его жизни никогда ещё не появлялась. Но, если смотреть вторую часть сразу же после первой, хотя мало кто решится на такой шаг, то ощущения будут совершенно другими. Уже не будет того «вау» эффекта, до которого была способна довести первая часть. Ведь там было отлично проведено знакомство зрителя сначала с красотами статичной природы, после чего под ускоряющийся темп музыки режиссёр постепенно знакомил нас уже с жителями мегаполиса. А в конце так и вовсе было что-то граничащее с психоделкой.
Это тот случай, когда продолжение было совсем не обязательно снимать. Но в продюсерах значатся Френсис Форд Коппола и Джордж Лукас и поэтому примерно начинаешь понимать, что из себя представляет ситуация. Даже создаётся ощущение, что некоторые фрагменты ты уже видел в первой части.
6,9 из 10
Южноамериканские рудники, голодные дети Африки, выжженная земля и горы мусора — казалось бы, мало что изменилось со времен первого фильма трилогии «Катси». Но если в «Кояанискатси» Годфри Реджио вынес человеческому роду приговор, то теперь берется оправдывать. Даже в нашем постоянно бегущем во все стороны сразу товарно-денежном мире есть место простому счастью.
Главных «героя» три: природа, человек труда и прогресс. Первого автор очень любит, второму сочувствует, третьего как минимум опасается. В отсутствие закадрового голоса, язык Реджио — это прежде всего монтаж, здесь важна последовательность. Ритуальные танцы неизвестных народностей сменяются крупным планом водопада, кадры бредущей невесть куда женщины с тюком на голове уступают место панорамному облету огромной свалки. «Поваккатси» о жителях стран третьего мира, в их искренних эмоциях, в их чувстве единения с природой и умении радоваться вопреки, автор видит последний шанс человечества. Снято все с редкой изобретательностью: камера осторожно заглядывает в самые укромные уголки Земли, парит над бескрайними полями, ловит удивительные гримасы — воистину, «колдовство жизни». Причудливое собрание повседневных мелочей, Реджио играет отражениями, использует прозрачные поверхности, следит за преломлением солнечных лучей или направлением полета водяных брызг, кажется, тут нет ни одной «обычной» сцены. Если в чем-то и можно упрекнуть кино, то только в чрезмерных обобщениях: все сведено к простому противостоянию шумных перекрестков и величественных горных массивов, неоновых вывесок и вычурных костюмов аборигенов. Порою происходящее доводится до абсурда — одетый в лохмотья мальчик исчезает в пыли из-под колес промчавшейся мимо машины — не говоря уже про банальности на тему экологической обстановки. Даже провода, по которым бегут заряженные частицы, здесь не величайшее достижение цивилизации, но еще один шаг по направлению к пропасти, о чем сообщает тревожная музыка.
Да, Реджио предвзят, но на таком уровне может себе это позволить. Ведь как избежать упрощений в «высказываниях обо всем на свете»? Другое дело, что автору не удается выдержать свой позитивный настрой. Несмотря на детские улыбки, несмотря на умиротворенную жизнь у берегов океана или в тени огромных деревьев, финальная мысль оказывается печально-осуждающей. Пока ты смотришь рекламу косметики на одном из верхних этажей высотного дома, где-то за тысячи километров простой рабочий стирает руки до мозолей. И никто не знает заранее, где ему суждено родиться.
После успеха «Кояанискатси», Годфри Реджио с помощью новых друзей-продюсеров снимает свой второй фильм. Он показывает жизнь людей из стран третьего мира. Все мы прекрасно знаем, как они живут. Сожалеем, помогаем детям с африканского континента, перечисляя деньги через благотворительный фонд, в общем их ситуация практически не меняется вот уже несколько лет. Да, в их глазах мы видим и радость и печаль, отчужденность, короче всё как и у других людей. Отсюда вопрос, Годфри — зачем ты показываешь всё в таком замедленном виде? Смотреть как идут люди с мешками на голове в течении десяти минут хватит терпения далеко не каждому. Может, вы возразите, и скажете мне через экран своего ноутбука что то типа — «Эй, ты ничего не понял! Надо смотреть в их глаза, следить за их мимикой и движениями тела, наслаждаться музыкой!» Да бросьте! Видели мы с вами фильмы и более жизненные. Этот, правда утомил.
Никто не знает, почему он родился там, где родился. Но он всегда может перемещаться в любую точку мира, жить там, где пожелает. Всего в этом мире можно добиться упорным трудом. Говорить о том, что вот у этих людей нет телевизора, они ходят на базар и все в грязи, но они в единении с природой! А вон те, из первого фильма — как стадо переходят по пешеходному переходу, как роботы кидают в боулинге шары, в них природы нет — это неправильно! Все мы живем по-разному, так как выбираем сами, а если кто не выбирает — то тот наверное просто слабее остальных. Таких мы видим и в этом фильме. В общем фильм мне не понравился совсем, Годфри сдал свои позиции (может и за счет бюджета) по сравнению с первым фильмом. Все лица попавшие в кадр хороши, да вот только знакомо как-то.
2 из 10
На повестке второй фильм из трилогии «катси» — «Поваккатси». Здесь Годфри Реджио немного снижает масштаб, отходя от колоссальных кадров в «Кояанискатси» в более «приземленные». Это в том смысле, что теперь зрителю предстоит на протяжении полутора часов увидеть жизнь у людей и в людях. Но это не просто люди. Это люди так называемого Третьего мира.
Если Бог существует и имеет возможность наблюдать за всеми делами, происходящими на Земле, то он, возможно, поразился бы тому, как люди живут все вместе на одной и той же планете. Вроде священные писания ясно дают понять: все люди равны перед Богом. Но только бедные и неимущие должны стоять перед Господом? Иль сплошь богатые и всемогущие? Об этом, кажись, не написано. Ну, я не могу утверждать это, ибо не знаком полностью с писаниями. И всё же: с каждым днем кто-то богатеет, а кто-то беднеет. Утопия Томаса Мора так и будет оставаться утопией. А человеческий мир — долго сохранять баланс бедных-богатых.
При всей этой трудной ситуации в странах Третьего мира, как мне кажется, Годфри Реджио не стремился показывать всем ужасающий расклад, сложившийся в Африке и Юго-Восточной Азии. Да, есть кадры настоящего порабощения и эксплуатации людского труда. Но они не трубят о том, что требуется немедленный пересмотр положения всех людей в мире. Режиссер явно хотел показать это чистое и первородное единение человека с природой. Если в первом фильме зритель мог видеть отчуждение человека от матушки-природы, то во втором встречаются уже воистину великолепные и безумно красивые кадры, которые никак не рисуют негативных оттенков. Люди здесь уже в самой природе. Таких людей можно считать деревенщиной, безкультурщиной, необразованными и неотесанными. В общем, как захочется. Вопрос: виноваты ли тогда они в том, что не имеют возможности носить костюмы от Dolce & Gabbana или знать все пользовательские функции IPhone?
Особенно впечатляют, конечно же, лица всех детей, появляющиеся перед камерой. Многие смеются и улыбаются, как и подобает их возрасту. Но были и такие дети, у которых взгляд пронзает своими серьезностью и настоящей взрослостью. Ведь это не те дети, которые по утрам могут нежиться в постели, а потом включать телевизор с мультфильмами и поедать вкуснейшие завтраки. Это те дети, которые начинают постигать взрослый труд с раннего детства. И это для них как норма жизни. Если у ребенка взгляд взрослого человека, то в мире нарушилось равновесие…
Но что такое «поваккатси»? Если переводить дословно (как это было дано в конце фильма), то это «колдун жизни», «волшебник жизни», «чародей жизни». Жизнь в трансформации. Если «кояанискатси» — это жизнь вне гармонии, то «поваккатси» — возвращение в эту гармонию. Ведь когда кажется, что вернуть гармонию невозможно, происходит волшебство, которое возвращает всё на круги своя. Там, где есть добро, будет и зло. Там, где есть порядок, будет и хаос. Все понятия — взаимодополняющие, одно без другого не может существовать. Если бы все люди хотели только добра, то зло исчезло еще в первые 10 или 15 веков нашей эры. «Волшебство жизни» будет всегда рядом. Не где-то в космосе или под водой, а в самих людях и их взаимоотношениях.
Вообще, данная трилогия Годфри Реджио и Филипа Гласса не всем может оказаться по вкусу. Мысли рождаются от наблюдения именно за визуальной и звуковой составляющими. Ни одно слово не будет произноситься за всё время. Будут произноситься эмоции и впечатления. О музыке же я напишу подробнее в отзыве к третьей части — «Накойкатси».
Да здравствует кино, так как нынешнее поколение людей имеет возможность лицезреть бесподобные его творения, как «Поваккатси»!
8 из 10
На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Поваккатси 1988 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.
Красивое и возвышенное определение «колдовство жизни» тем более ценно и не оставляет сомнений в своей истинности, поскольку оно рождается фактически на наших глазах из вроде бы простого наблюдения за явно скудным с материальной точки зрения и даже нищим бытием малоразвитых стран далеко от современных мегаполисов. Однако это пребывание на краю света наполнено удивительным многообразием красок и таит в себе подлинные богатства неиспользованной энергии. И то, что принято называть сырьевыми ресурсами или запасами природы, в полной мере может быть отнесено и к многочисленному человеческому сообществу, пока остающемуся в унизительном положении если не рабов, то весьма дешёвой рабочей силы, которую нещадно эксплуатирует считающая себя исключительно прогрессивной «западная система» существования на Земле.
Поваккатси / Powaqqatsi 1988, США, документальный, музыкальный