Галерея
Интересные факты 1
Актеры 28
Съемочная группа 11
Рекомендуем 15
Похожие 21
Отзывы к
фильму
7
Благодаря именно данному фильму началось мое увлечение Шерлоком Холмсом. До этого я видел несколько классических фильмов ужасов с участием Бэзила Рэтбоуна, но даже не предполагал, что помимо того, что он был ветераном жанра хоррор и шекспировским актером, он еще и блистательно играл величайшего сыщика всех времен.
По началу я не ожидал ничего особенного во время просмотра. Но стоило мне увидеть Рэтбоуна в роли Холмса, и я просто не мог оторваться от экрана. «Вот он — настоящий Шерлок Холмс!» — подумал я. И действительно ведь именно Рэтбоун показал Холмса таким, каким его описывал Конан-Дойл: методы дедукции, присущий Холмсу огонёк в глазах, глубокая задумчивость — все эти черты Рэтбоун идеально воплотил на экране. Даже типаж Рэтбоуна в точности соответствовал типажу книжного Холмса.
Чего, однако, не скажешь о Доктора Ватсоне — в исполнении Найджела Брюса Ватсон оказался полной противоположностью книжному прототипу — глуповат, рассеян. Но исходя из этого получился довольно интересный баланс между здешним Холмсом и Ватсоном.
Кроме того было приятно увидеть Лайонела Этуилла в роли Доктора Мортимера, который сыграл во множестве классических фильмах ужасов («Доктор Икс», «Тайна музея восковых фигур», «Знак вампира», «Сын Франкенштейна», в котором, кстати говоря, именно Рэтбоун исполнил роль Франкенштейна), играя зачастую безумных ученых. И ветеран хоррора Джон Кэрредин в роли загадочного дворецкого Бэрримора также порадовал своим присутствием.
Что касается сюжета, то его во многом сократили и даже переделали отдельные сюжетные моменты (один спиритический сеанс чего стоит), но все равно это нисколько не портит общее впечатление от просмотра. Сам по себе фильм снят безупречно. Он имеет мрачную готическую атмосферу, неплохую долю юмора, и прекрасную детективную составляющую.
Забегая вперед, стоит упомянуть, что после первых 2 фильмов про Холмса с Рэтбоуном от студии «20 Век Фокс», в 1942 года студия Universal, снимающая классические фильмы ужасов о Дракуле, Франкенштейне, Мумии и Человеке-волке, приобрела у «Фокс» права для съёмок собственного цикла фильмов о великом сыщике. К тому же, Universal «осовременили» события, перенеся их с 19 века в 1942 год в самый разгар Второй Мировой войны. Таким образом, на протяжении нескольких фильмов Холмс боролся с фашистскими организациями. Но это нисколько не испортило концепцию историй о Холмсе — он вполне органично вписался в этот период истории. Впоследствии студия Universal сняла 12 фильмов о Холмсе с участием Рэтбоуна и Брюса в период с 1942 по 1946 год. Практически все их снял Рой Уильям Нилл, снявший ранее великолепный готический фильм ужасов с Борисом Карлоффом — «Черный комната», и он также был ответственен за первый в мире кроссовер классических монстров в фильме «Франкенштейн встречает Человека-Волка», в котором, кстати говоря, роль полицейского инспектора исполнил Деннис Хоуи — инспектор Лестрейд в фильмах про Холмса.
Бэзил Рэтбоун гениально исполнил роль Шерлока Холмса на протяжении всего цикла фильмов, и по сей день остаётся лучшим исполнителем роли величайшего сыщика по моему мнению.
Я считаю, что Рэтбоун остается по-настоящему недооцененным исполнителем роли Холмса. Особенно в наших странах, в которых большинство зрителей никого кроме Ливанова (который лично меня вообще не впечатлил, как и фильмы Игоря Масленникова), в этой роли не признают.
Стоит упомянуть, что в диснеевском мультфильме «Великий мышиный сыщик» для озвучки заглавного героя был использован именно голос Рэтбоуна. А самого мышонка Бэзила назвали в его честь соответственно. Также Джонни Депп играя Икабода Крейна в «Сонной лощине» был под прямым влиянием Рэтбоуна в роли Холмса.
Подводя итог хочу сказать, что лично для меня Рэтбоун навсегда останется любимым Холмсом, вместе с Питером Кушингом и Кристофером Ли на 2 и 3 месте. А данная экранизация «Собаки Баскервилей» навсегда будет моей самой любимой.
10 из 10
Своё ознакомление с историей, описанной Артуром Конан-Дойлем, о которой слышал ещё в детстве, я начал с немецкого фильма 1937 года, от которого не получил ничего, кроме недоумения и разочарования. Мне не было понятно, что вообще происходит, о чём говорят герои, не говоря уже об убогой картинке, а иначе и не могло быть в неамериканском фильме 30-х годов. Кинематограф США был на самой высокой позиции в визуальном плане со времён немого кино, поэтому можно было заранее понимать, что их экранизация знаменитого романа будет выполнена намного профессиональнее во всех отношениях, чем немецкая версия, которая снята непонятно для кого — моя знакомая, несравненно более образованная, чем я, и читавшая роман, тоже критикует тот фильм, а картину 1939 года оценивает гораздо выше. И она совершенно права. Практически любой американский фильм, вышедший до появления телевидения и VHS, оказывался идеальным, потому что все фильмы снимались для большого экрана, и в каждой кинокартине выкладывались по полной, чтобы угодить зрителю — и в визуальном плане, и в сюжетном. «Собака Баскервилей» не стала исключением, и, что бы ни говорили о несовпадении с литературным первоисточником (которое не должно быть на первом месте), этот фильм остался лучшим из всего, что сняли по этому детективному роману.
В фильме сразу начинают повествование о таинственных зловещих убийствах, в которых фигурировала огромная собака, и новый знакомый Холмса и Ватсона доктор Мортимер рассказывает им об одной из этих смертей. Говорят, что об этом месте ходит столько легенд, что, если верить каждой из них, то лучше не жить там. Действие фильма происходит на болотистой местности — невероятно красивом, и в то же время невероятно опасном месте. В сюжете присутствует сцена со спиритическим сеансом, а именно попыткой вызвать дух человека, погибшего на болоте при странных обстоятельствах. Концовка поразила гениальным раскрытием тайны.
Данную версию не смогла обогнать по качеству сюжетной линии даже первая цветная экранизация «собаки» 1959 года, а всеми уважаемая советская экранизация 1981 года предназначена только для тех, кто читал роман и способен понять всё, что там показано. А о так называемой «пародийной комедии» 1978 года и говорить не стоит — слов, которых достойно такое непотребство, не пропустит ни один модератор (вышеупомянутая знакомая, работавшая в университете, тоже возмущена этой пародийной мерзостью). Здесь же на высоте не только красивая съёмка в живописных местах: диалоги довольно качественные (смотрел на оригинале с русскими субтитрами — так и вовсе прекрасно), детективная история на высоте, даже если внесли свои элементы в сюжет — это вполне нормально. Достаточно интересное кино, которое приятно смотреть.
8 из 10
Фильм 1939 года изначально является экранизацией, в которой надо учитывать условия создания, а, следовательно, ограниченность времени. Сразу же понятно, что это будет конспект. И весь вопрос в особенностях именно конкретного конспекта.
Атмосфера передана хорошо, туман и развалины нареканий не вызывают, даже не замечаешь, что создатели не позаботились о музыке.
Отсутствие миссис Лайонс и Лестрейда списывается на отсутствие времени. Останавливаться на отчётах Уотсона тоже не позволяет формат.
До изменения родственных отношений Степлтонов додумались ещё до Лэнфилда.
Обращают на себя внимание другие вещи.
Прежде всего — снова не смогли скрыть или смягчить то обстоятельство, что Сэр Генри очень глуп. Наоборот, здесь это очевидно с первого появления персонажа на экране. Американец, внешне напоминающий Джека Лондона, на протяжении всей картины остающийся непробиваемо тупым. А ведь, повторимся, Сэр Генри в повести очень не умён. Однако с Ричардом Грином Холмс может позволить себе абсолютно неправдоподобную ложь. Сэр Генри лишь утвердится в своём клиническом состоянии.
Венди Барри подходит на роль лишь при допущении изменения родственных связей. В очередной раз, ни о какой красоте не может быть и речи. Несколько неприятная своей заурядностью и некоторой тяжеловесностью блондинка тридцатых годов, под стать Сэру Генри.
Лайонел Итуилл хорош в роли Мортимера, хотя и не соответствует Мортимеру Конан Дойла. Итуилл сыграл именно человека, который принял правильное решение в нужный момент. То, что является в образе Джеймса Мортимера наиболее существенным. Ведь именно его широта взглядов и отсутствие предрассудков определили конечный результат.
Мортон Лаури мог бы быть идеальным Степлтоном, но в очередной раз убеждаешься, что Александр Кайдановский лучше всех актёров которых я видел в этой роли.
Собака в очередной раз не удалась: озлобленный ротвейлер и не более.
Барлоу Борланд в роли Френкленда неожиданно чуть ли не интереснее всех. В отличие от Френклендов Мартинсона и Данн- Хилла Френкленд Борланда комичен.
И здесь обнаруживается главное: вопреки оригиналу и намереньям экранизаторов фильм смешон настолько, что превратился в комедию: комический Уотсон, слегка небрежный в обращении с клиентом Холмс, юмористическая встреча в пещере, маска Холмса на болоте, небрежность которой замечает даже Уотсон, совершенно голливудский и вследствие этого безмозглый Сэр Генри, трясущаяся от вполне обычного собачьего воя Беррилл, неожиданный и совершенно не нужный медиум и великолепный Френкленд.
Отдельно следует отметить сцену встречи Сэра Генри со стэплтоновским суррогатом фамильного призрака. Она очень неудачна, хотя идея использована впоследствии с заменой Генри на Холмса. Идиотизм героя, которому, казалось бы, некуда более развиваться увенчивается после длительной борьбы с собакой. Интрига эпизода в том, отказались ли создатели от классического вопроса: « Что это было?». Совершенно очевидно, что после столь длительного пребывания с собакой едва ли не в обнимку даже до гриновского героя должно дойти, что это не призрак. Однако именно здесь решили уважать оригинал.
До 1939 года повесть о собаке Баскервилей вызывала интерес, в основном, у немецких кинематографистов — пожалуй, это единственное произведение, экранизированное и Германской империей, и Веймарской республикой, и Третьим рейхом. Пару раз к сюжету обратились и на родине Конан Дойля; однако когда расцвет Голливуда совпал с модой на детективы, свою версию представили на суд публики и Соединенные штаты.
Лэнфилд, который с пятидесятых с головой ушел в сериалы и более всего известен по «Семейке Аддамс», до «Собаки Баскервилей» работал в разных жанрах, снимая, в основном, звезд второго эшелона, не считая Барбары Стэнвик. Данный фильм тоже трудно назвать звездным, ибо из всего каста на слуху разве что Бэзил Рэтбоун — к слову, он по-настоящему хорош в роли Холмса и возвращался к ней еще не раз. Забавно, что создатели картины ставили вовсе не на Рэтбоуна, а на Ричарда Грина — предполагалось, что молодой, красивый и романтичный Генри оттянет всё внимание на себя. Но иногда выходит лучше, чем задумывалось — так и дуэт Рэтбоун-Брюс блеснул в четырнадцати лентах, вошедших в фонд золотой классики. В остальном актерский ансамбль средний (совсем не впечатляют супруги Бэрримор, которые тут Бэрримен; менять героям имена — еще одна милая особенность кино тех лет), однако Мортон Лоури явно должен войти в тройку лучших Стэплтонов. Уэнди Барри, безусловно, очень мила, но если начать задумываться о корнях ее героини, то Коста-Рика приходит в голову в предпоследнюю очередь — где-то перед Монголией и Зимбабве.
«Собаку» Лэнфилда, прежде всего, хочется похвалить за прекрасную картинку — для 1939 года она не просто выше ожидаемого, а реально хороша без всяких купюр. Качественная операторская работа, достойный монтаж (легенда о Хьюго оформлена наложением движущихся кадров на полупрозрачную рукопись), впечатляющий Баскервиль-холл, туманы и романтичные развалины — не каждая современная экранизация может похвастаться таким тщательным подходом к съемкам. По сравнению с вышедшей двумя годами ранее немецкой версией это рай для самых взыскательных глаз. В немалой степени именно визуальное совершенство обеспечило теплый прием у публики, еще не забывшей времена рисованных задников и монтажа, выполненного на коленке тесаком.
Что же касается неточностей в отношении повести, коих тут немало, то их можно поделить на два вида. Одни обусловлены влиянием кодекса Хейса и общими канонами Голливуда тех лет: злодей должен быть злым и в итоге понести наказание, а если некого злодея решено оставить безнаказанным, то он не должен быть злодеем (Л — логика); любовная линия должна занимать около трети экранного времени, даже если перед нами детектив, а не мелодрама и т. д. Другие порождены бурной фантазией сценариста либо небольшим хронометражом: последнее, в частности, лишило зрителя возможности лицезреть Лору Лайонс (притом, что на ее отца времени хватило), а первое включило в сюжетную канву спиритический сеанс с вызыванием духа покойного сэра Чарльза (поскольку дурной пример заразителен, такой же сеанс есть и в версии Эттвуда 2002 года).
Интересная особенность этой экранизации — правильная временная привязка: это именно викторианская Англия, тогда как до этого кинематографисты события повести всегда переносили в современность. Правда, с этим связаны определенные казусы — например, к чему преступнику надевать перчатки, если еще нет дактилоскопии как таковой? Но это, разумеется, не столь существенные детали с учетом того, что в целом попытка воссоздать на экране другую эпоху да еще в другой стране весьма удачна.
Надо полагать, что фильм Лэнфилда имел гораздо большую ценность на тот момент, когда впервые вышел на экраны, но и сегодня он не разочарует тех, кто любит голливудскую классику и не слишком щепетилен в отношении небольших нововведений по сравнению с литературным оригиналом.
На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Шерлок Холмс: Собака Баскервилей 1939 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.
После смерти дяди сэр Генри Баскервиль возвращается из-за границы и наследует особняк на пустынных торфяниках Девоншира. Поскольку смерть дяди Чарльза кажется Шерлоку Холмсу подозрительной, а местный доктор Мортимер уверен, что Баскервилей преследует фамильное проклятье, наследника Генри сопровождает доктор Ватсон.
Шерлок Холмс: Собака Баскервилей / The Hound of the Baskervilles 1939, США, детектив, триллер