Интересные факты 3
Актеры 15
Съемочная группа 26
Рекомендуем 17
Похожие 20
Отзывы к
фильму
12
Первая женщина-режиссер в Саудовской Аравии, Хайфа Аль-Мансур, как мне кажется, похожа на героиню своего фильма. Наверняка, ей пришлось преодолеть много препятствий, на пути к мечте. Ведь, когда человек старается жить по-своему, а не как все, делает что-то необычное для окружающих, то, зачастую, у него появляются недоброжелатели, те, кому он не нравится; но по тем же причинам, человек обретает и друзей, людей готовых помогать. Это то, что отличает человека от робота, делает его живым, интересным — индивидуальность, которая не оставляет других равнодушными. Выделяющийся из серой массы, становится достойным внимания. Хайфа Аль-Мансур, снимая этот фильм, просто хотела самовыразиться, несмотря на все сложности, а не ставила целью собрать побольше денег в прокате, и потому в фильме ощущается частичка ее души.
Вот почему история десятилетней девочки из Саудовской Аравии так тронула меня и заставила сопереживать всем сердцем, хоть наши миры и столь далеки друг от друга. Ваджда не такая, как окружающие девочки — она достойна того, чтобы ее любили, и чтобы ее мечты сбывались. А раз эта история про силу мечты, то значит, может быть близка любому. Ведь, в конечном счете, все мы люди, и не такие уж и разные.
Посмотрите этот фильм, если вы готовы поверить в мечту, поверить в маленького человека в недружелюбном мире.
8 из 10
Добрая, гуманная, остроумная, глубокая история о жизни в одной из самых загадочных для жителей Европы и России стран. Великолепно играют актеры, как взрослые, так и дети, снят фильм максимально художественно и красиво, насколько это возможно в тех условиях — ни одного деревца на много километров, некрасивые здания, больше напоминающие тюрьмы. Сюжет незамысловатый, но в этом и прелесть — фильм про людей, а не про гомункулусов, так часто населяющих современное кино. Завораживает история маленькой отчаянной девочки, борющейся за право быть самой собой, а не подстраиваться под архаичные представления о женщинах, существующие в Саудовской Аравии.
Несмотря на серьезную тематику, фильм светлый, легкий, позитивный. После просмотра возникает мысль — да, действительно, Европа прогнила, а Восток, хотим мы этого или нет, наступает.
10 из 10
Представьте себе ситуацию (мужчинам будет сложнее, но абстрагируйтесь от пола): женщина, работающая певицей и находящаяся на седьмом месяце беременности, приглашена на одну торжественную церемонию, чтобы выступить перед публикой. Ей тяжело выступать стоя и она просит стул. Она исполняет песню сидя, но публике, для которой она поёт, это не нравится и они просят её встать. Женщина эту просьбу выполняет не сразу. Спустя несколько секунд после того, как она встаёт, в неё выстреливают. Женщина умирает вместе со своим не рождённым ребёнком. Дикость, правда? Кажется, такого просто не может быть.
Или ещё ситуация: маленькую девочку, лет семи, ранним утром будит мама и говорит, что им нужно собираться на праздник. Они приходят в дом, где звучат песни, гремят барабаны. Девочка весело улыбается. Ей кажется, что вокруг и правда какой-то праздник. Тем более тут есть и другие девочки её возраста. А потом девочку берут и отводят в дальнюю комнатку, где находятся мама и какая-то женщина с лезвием. Она велит девочке лечь на пол и раздвинуть ноги, а после отсекает ей клитор. Мучительные адские боли будут мучить девочку несколько недель (если она не умрет раньше от кровопотери), а после отразятся болезненными ощущениями при любом сексуальном контакте и принесут много других неприятностей от болезни мочеиспускательной системы до осложнений при родах. Снова дикость, да?
Кажется, такого не может быть в современном мире, где люди переживают из-за того, что Telegram заблокируют. Но такое бывает. Первый случай произошел в Пакистане в начале апреля этого года. Певице Симоне Самун было 24 года. Мужчина застрелил её, потому что посчитал верхом неуважения, что она выступает при мужчинах сидя. А с последствиями женского обрезания живут более 200 000 000 женщин в странах Африки, Азии и Ближнего Востока.
Мне грустно от того, как современное общество исказило понятие феминизма. Но я искренне восторгаюсь женщинами и мужчинами, которые проводят серьезную работу по борьбе за права человека, как борются женщины в мусульманских странах за, казалось бы, обыденные вещи — право водить машину, право участвовать в выборах, право на образование, право на защиту своих прав в конце концов (простите за тавтологию).
Одной из таких выдающихся, на мой взгляд, личностью, является режиссер Хаифа аль-Мансур. Хаифа живёт в Саудовской Аравии, которая находится на 130 месте из 134 по ущемлению женских прав и подчиняется законам шариата. Женщинам там нельзя делать практически ничего, кроме как ходить в никабах и слушаться мужчин. Хаифа — истинная героиня. Стать в такой стране созидателем, первой женщиной-режиссером — это настоящий подвиг.
На съемочной площадке своей картины «Ваджда» Хаифе приходилось буквально сидеть в специальной коробке, защищавшей её от нападок мужчин, которые никак не могли смириться с тем, что какая-то женщина, пусть и в рабочей творческой обстановке, командует мужчинами.
Картина «Ваджда» повествует о 10-летней девочке Ваджде, которая так упорно хочет осуществить свою мечту и купить себе велосипед, чтобы обогнать на нём сосдеского мальчишку, что идёт по устоявшимся вековым традициям и нормам. При этом девочки на велосипедах в Саудовской Аравии не катаются.
Такая банальная история, перенесённая в крупнейшее государство на Аравийском полуострове, в вполне обычную саудитскую семью — красавица-мама и папа, мечтающий о сыне, становится историей сложной борьбы, которую нужно выиграть, чтобы не потерять честь и достоинство в своих собственных глазах. Ваджда ходит в кедах с сиреневыми шнурками и слушает запрещенную музыку на кассетах. Её постоянно отчитывает за легкомысленное поведение строгий директор, но Ваджда упорно стоит на своём — даже в конце фильма, пройдя уже серию внутренних выборов и испытаний, Ваджда всё равно предстаёт перед зрителями не в туфлях, а в своих любимых кедах.
Образ матери, показанный в этом фильме — это нечто. Понимающая женщина, милосердная и спокойная, осознающая, какое грустное положение она занимает, потому что не может родить супругу сына, но при этом, старающаяся всеми силами отвоевать его перед соблазном взять себе вторую жену. Она мечется от желания сохранить семью в том виде, в котором она есть и желанием дать авантюрной дочери всё то, о чем она мечтает.
Мне кажется, что Хаифа таким образом, через образ матери, благодарит своего отца, который воспитывал её в довольно либеральных условиях, прививая ей хороший вкус, показывая ей фильмы, в условиях запрета в стране кинотеатров, разрешая получить высшее образование в Американском университете. Хаифа выражает большую признательность всем родителям, которые не боятся ничего, которые не идут на поводу общественного мнения и не стыдятся своих детей, которые не хотят смиренно вышагивать вместе с общественным строем.
У Хаифы получился прекрасный фильм. Некий щелчок по носу всем тем, кто не боится выйти из дома, красить ногти лаком, громко разговаривать, голосовать, петь, чтобы было слышно всем вокруг. Это история о семье, о том, как легко потерять всё, и как легко найти главное.
Мы должны понимать, что это другой менталитет, другая страна, другие условия. Нужно считаться с этим, но также необходимо добиваться того, чтобы женщинам в этих странах были даны равные права с мужчинами. Об этом это кино. Оно кричит о том, что даже поездка на велосипеде для девочки — это подвиг. Главная героиня фильма шла к своей цели, невзирая на общество, в котором она живет, но это ребенок. Если бы традициям воспротивилась взрослая женщина, то что было бы с ней?
Когда женщин признают домашним скотом и предлагают съедать мужчинам в голодные годы — это ненормально. Вот с этим нужно бороться, вот на это нужно бы направить те силы, которые голливудские актрисы направили на странные обвинения в домогательствах 20-летней давности, не имеющих доказательств.
А я лишь безумно счастлива, что увидела этот фильм. Он вдохновляющий и, несмотря на всё, наполнен добротой и такой простой детской непосредственностью.
Уникальная картина. А если вы всё это дочитали, то вы — уникальный человек. Значит вы и этот фильм просто созданы друг для друга.
Любите своих родных.
P.S. Кстати, Хаифе удалось сделать то, что мужчинам её страны сделать не удалось — её картина стала первой подданной от страны на «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке.
Я никогда не была ни в одной арабской стране. Об их обычаях и правилах знаю исключительно из когда-то прочитанного и услышанного, и количество этих знаний удручающе мало, а сами знания являются самыми что ни на есть среднестатистическими. Иными словами, моя голова полна стереотипов, которые, вполне вероятно, имеют мало общего с реальностью.
История проста, как всё гениальное: Ваджда, бунтарка по натуре, чётко знающая, какие правила достойны того, чтобы их соблюдать, а какие — нет, мечтает об одной вещи — велосипеде. И когда ей становится понятно, что в сердцах родителей эта детская мечта отклика не найдёт, она следует простому правилу «хочешь сделать что-то хорошо — сделай сам» и берётся за дело всерьёз. В ход идут навык плетения браслетов, знание арифметики, природная хитрость, не менее природная наглость и умение заработать деньги на том, на чём, казалось бы, их заработать просто невозможно. Продавец велосипедов надёжно подкуплен (и вовсе не деньгами!); соседский мальчик, он же учитель езды на велосипеде, и вовсе взят без штурма и осады; сам велосипед тоже выбран; дело осталось за малым — набрать полную сумму. И когда Ваджде подворачивается возможность получить её всю и даже больше, она не раздумывая хватается за этот шанс и с головой окунается в изучение Корана, к которому раньше не питала особо интереса. Цель — за рекордно короткий срок с уровня новичка прогрессировать до уровня мастера и выиграть школьные соревнования по чтению Корана, обойдя самую опасную соперницу. А попутно ещё приходится участвовать в проблемах взрослых, которые ну никак не обойти стороной…
Фильм «Ваджда» стал для меня откровением. Как окно — то, что Пётр когда-то прорубил в Европу, — только в Саудовскую Аравию. Я ничего не знаю (не знала?) об этой стране, кроме того факта, что это страна мусульманская, а флаг зелёный с саблей и какой-то надписью, сделанной вязью. Даже столицу не назову. Или валюту. Или имя правителя, режим правления. Вроде монархия? Я по-прежнему не знаю ничего из вышеперечисленного (кроме валюты — это рияль! и у Ваджды явно талант к их зарабатыванию), но это не важно, потому что теперь я знаю гораздо больше, чем эти сухие факты — я знаю, как и чем живут люди. Простые люди, не короли или чиновники. Знаю, чем живёт двенадцатилетняя школьница, чем живут её мать и её подруги, чем живут ученицы, учителя и директор её школы. В меньшей степени — чем живут отцы семейства и один конкретный соседский мальчик. Хороший мальчик, пасующий перед эмоциональностью девочки Ваджды и готовый дать ей всё, что угодно, лишь бы успокоилась. Не важно, будет это его собственный велосипед или пять риялей. Или даже рука и сердце — хотя вот с этим как раз всё не так просто и ему ещё предстоит убедить Ваджду в том, что ей это нужно, но это уже будет другая история.
Калейдоскоп мелочей, таких обыденных для жителей Саудовской Аравии, и таких удивительных, местами непонятных, местами шокирующих, для жителей Европы. Отсутствие в женских магазинах примерочных, которые заменяются кабинкой туалета; плакаты, в стратегически важных местах заклеенные чёрным скотчем, ибо угрожают нравственности; шофёр, без которого мусульманская женщина даже никуда добраться не может; работа в госпитале, которая вдруг стала неприличной, ведь работать приходится бок о бок с мужчинами, общаться с ними; синий лак для ногтей, который может обернуться катастрофой… У тебя идёт кругом голова от всего этого, а кто-то так живёт и даже не особо задумывается — это просто часть повседневности, тут не над чем думать. Не задумывается и Ваджда — пока она ещё ребёнок и у неё не отобрали привилегию чувствовать себя свободной. А взрослая жизнь поджидает за углом и раз за разом напоминает о себе, принимая то вид одноклассницы, вышедшей замуж (в 12 лет), то скандала, разразившегося из-за тайных встреч старшеклассницы с одним молодым человеком. Но Ваджда просто откидывает эти эпизоды, потому что её реальность — это зелёный велосипед, кеды, дружба с мальчиком, скорость и пыльная дорога. Это свобода.
На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Ваджда 2012 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.
История десятилетней девочки из Саудовской Аравии, которая мечтает о зеленом велосипеде и преодолевает социальные запреты и табу, чтобы получить его.
Ваджда / Wadjda 2012, Германия, драма, комедия