Галерея
Интересные факты 8
Актеры 9
Съемочная группа 11
Рекомендуем 16
Похожие 8
Отзывы к
фильму
20
При просмотре фильма кажется, что время делает паузу где то в 70х XXго века, срывается в современность посредством мобильного телефона в кадре и снова возвращается.
Каурисмяки, в свойственной ему неторопливой манере повествования, раскрывает характерные признаки угасания Европы. Если принять действие картины за метафору, то это может выглядеть примерно так.
Марсель (европеец) — стареющий богемный писатель, утонченный, культурный, справедливый, доброжелательный.
Его жена Арлетти (Европа) тяжело больна, угасает и нуждается в лечении.
Идрисса (мальчик-мигрант) новая кровь Европы.
Идрисса находит понимание Марселя и чудо исцеления становится возможным.
Фильм о человеческом достоинстве.
Бывший писатель Марсель Маркс живёт в Гавре, проводя время за чисткой обуви, барной стойкой и бытованием со своей любимой женой. Но случай ввязывает его в историю с Идриссой — чернокожим парнем из Габона, который хочет попасть в Лондон, тогда как французская полиция жаждет засадить его в тюрьму.
Финского киноклассика Акт Каурисмяки не узнать очень трудно. Во-первых, пролетарский сюжет из жизни малоимущих. Узнаются и знакомые формы — сероватые оттенки изображения с голубыми красками моря и глаза главного героя, в которых должна светиться (и светится) детская непосредственность и простота, обязательный и обаятельный нордический рок-н-ролл, панковские пейзажи в виде пустых берегов, вечных гаражей и контейнеров в доках, да и вообще картинка из английских телесериалов годов примерно 70-х. Такая северная, холодная и аскетичная. Привычен в определённой мере и набор героев-архетипов — неудачник с добрым сердцем, преданная и любящая женщина (ещё один символ режиссёра — чем-то напоминающая Инну Чурикову великолепная финка Кати Оутинен), противоречивый комиссар со сложной системой принципов, обезличенные госчиновники и полицейские (этакое мировое бесчеловечное зло), злобный обыватель и энное количество обывателей сочувствующих. Наконец, присутствует чудо. Почти обыкновенное, родившееся от сделанного добра. Спаси человека, а он ещё одного за собой потянет — в противовес политике русской поговорки про беду.
Но есть и маленькие отличия. Режиссёр решил проверить свои художественные принципы и идеологические взгляды на территории не родной Финляндии, а Франции, да ещё и на материале животрепещущей политической проблемы — нелегальной иммиграции. А раз Франция, то как минимум водка меняется на вино и коньяк, темперамента и слов становится побольше, а сам переезд во многом означает уход режиссёра от национального к глобальному, да ещё и способом показать свои глубоко левые взгляды. Его писатель отсылает к двум позициям режиссёрского месседжа — Марселю Прусту и его поискам утраченного и, куда уж деваться, к Карлу Марксу и его классовым теориям. Получился альтернативный англосаксонскому (хоть подростка и отправляют в Англию) франко-немецкий словарь, обьединяющий классовые различия и мораль супротив экономических категорий и бюрократии. Классовая и общечеловеческая солидарность (читай «любовь») должны бы, по Каурисмяки, победить госвласть и связанное с ней предательство.
Естественно, что к любви, как всегда, прибавляется и абсолютно специфичный финский юмор, чем-то обьединенный с юмором стэндапов и немого кино (мимов), но и контрастирующий с ним, потому что гэгам у Каурисмяки места совсем нет, зато есть лаконичность.
Больше всего трогает мысль, что человечество забыло отделить добро от зла. В очень простой форме финский гений вещает, что помочь найти человеку работу — это вообще-то хорошо, а заложить его властям за желание работать — это точно зло. Убить его же при побеге — зло, а сохранить жизнь и родить чудо — добро. Наивный писатель — это детство, в котором эти вещи не обросли шкурными интересами. К тому же вроде и не в пику мультикультурализму, но в дополнение к нему идёт тема общечеловеческих ценностей, где неважно китайский Чанг ты или вьетнамский Мин — лишь бы человек был хороший и помогал попавшим в беду.
В общем: Пролетарии всех стран, соединяйтесь! Только не против кого-то, а во имя человека. Кстати, оба Маркса (Карл и Марсель) едины именно в своём гуманизме. А коммунизм — это не Ленин и Сталин, а сильно от них отличающийся Каурисмяки. И он не мифически, а вполне конкретно — добрый почти дедушка, переведший на язык марксизма христианские ценности: Спасись сам и вокруг тебя спасутся тысячи и Возлюби ближнего своего.
Аки Каурисмяки не раз говорил о том, что любит счастливые финалы, и надеется на то, что зритель, выйдя из кинотеатра, увидит мир другими глазами. Однако он не умел врать и приукрашивать действительность — хэппи энды в его фильмах были очень своеобразными. Они отвечали реалиям жизни, современной героям фильмов, и были логическим продолжением показанных событий.
В фильме «Гавр» режиссер изменил своему принципу. Он создал сказку, добрую, светлую, наивную, балансирующую на грани кинематографического китча. Но картина держится на уровне благодаря многочисленным аллюзиям к французскому кинематографу, финскому юмору и, конечно, фирменному меланхоличному акварельному стилю Каурисмяки.
«Гавр» — сказка о чистильщике обуви Марселе Марксе, в прошлом богемном писателе, его больной жене Арлетти. А еще о добродушных булочнице, бакалейщике и хозяйке бара. Еще о комиссаре полиции Маре. О вьетнамце Чанге, обосновавшемся во Франции по чужим документам. О собаке Лайке, которая символизирует фантастическое и космическое в фильме. Все эти люди однажды объединились ради одной цели — спасти мальчика-нелегала из Африки любой ценой и отправить его в Лондон к матери. Марселю придется съездить в Кале, в лагерь беженцев, запугать начальника охраны, представившись негром-альбиносом. В это время булочница, у которой Марсель часто умыкивает багеты, прячет мальчика, а хозяйка бара с кучкой странноватых завсегдаев мониторит ситуацию снаружи. Зеленщик обеспечивает продуктами и средством транспортировки беглеца-мальца в порт… Жестокая государственная машина проигрывает на всех фронтах и мальчик, наверное, увидит Лондон — Каурисмяки оставляет эту историю с открытым финалом. Но для Марселя библейская заповедь сработала сразу… Нежные яркие краски цветущей вишни во дворе их дома — завершающий штрих великого мастера, его ода красоте и богатству жизни во всех ее проявлениях.
Режиссер попытался рассказать о сложной и больной проблеме иммиграции языком киносказки. «Я забил на реализм» — говорил Каурисмяки. Он дал иммигрантам шанс жизни, которого у них часто не бывает, показал их душу и переживания, позволил достичь своей цели. Режиссер отмечал, что «в фильме я намеренно преувеличил лучшие качества человечества, которые не так часто можно встретить сегодня» и показал людей французской глубинки, далеких от политических расчетов и расовой неприязни — они, «маленькие» середняки, чувствуют необходимость в творении важных дел. В фильме нет негативных персонажей, за исключением прохожего на вокзале и соседа Марселя, которые звонят в полицию и сообщают о местонахождении мальчика. Государственная машина представлена только голосом префекта, с которым разговаривает Маре — Каурисмяки свел его к бездушному механизму. Сам комиссар как будто сошел с экранов классических французских фильмов — он добросердечен, совестлив, носит черное пальто со шляпой и ходит с ананасом под мышкой (явная отсылка к элементам абсурда в фильмах Тати).
В последних фильмах Каурисмяки четко просматривается игра на контрастах — «Гавра», наивную сказку, он снял после своего самого мрачного и тяжелого фильма «Огни городской окраины». Скорее всего, это было попыткой показать другой, прекрасный мир, куда уплывали в поисках лучшей жизни герои его фильмов.
*умилило выступление Литтл Боба — тряхнул стариной*
7 из 10
Гавр — город на севере Франции, один из крупнейших портов страны.
Фильм известного финского режиссёра Аки Каурисмяки. Лента рассказывает об одной из острых проблем во всем мире — нелегальной миграции политических, социальных и экономических беженцев. И как говорил сам режиссёр, хоть история и «нереальная», но она могла произойти в любой стране.
Каурисмяки сознательно стилизует свою картину под старомодные фильмы, где простой рабочий класс может совершать подвиги, где идеализм никогда не презирался и любой человек может иметь слабое место. Режиссёр умело пользуется классическими приёмами кино, создавая при этом свою собственную атмосферу.
Самое главное чему уделяет внимание режиссёр это — люди. Актёрский состав справляется со своими ролями замечательно, полностью перевоплощаясь в своих персонажей. Отдельных слов заслуживает и музыка, которая как всегда играет у Аки важную роль, дополняя атмосферу и настроение города.
Не смотря на все сложные ситуации, возникающие у героев фильма, они стараются не унывать, помогать, любить, тем самым даря позитивный настрой зрителю. Также стоит отметить, что фильм, совершенно заслуженно, получил на Каннском кинофестивале приз ФИПРЕССИ.
«Гавр» не занимает какую-то конкретную позицию и не предлагает варианты решения поставленной проблемы. Сценарист и режиссёр предлагают нам своего рода тёплый взгляд на сложные вещи. Фильм, как «заколдованный» порт во время шторма, кин0-убежище от реальной жизни. Аки Каурисмяки задумывал «Гавр», как первую часть трилогии о портовых городах разных стран. Хочется верить, что режиссёр не ограничится словами и создаст ещё замечательные, жизненные, душевные истории.
8 из 10
На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Гавр 2011 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.
Марсель Маркс, в прошлом богемный писатель, переселяется в портовый город Гавр и становится чистильщиком сапог. Занятие, хоть и не очень хлебное, дает Марселю ощущение пользы для людей. Поставив крест на своих писательских амбициях, Марсель вполне доволен жизнью, проводя ее между работой, домом и ближайшим кабаком. Но однажды судьба сталкивает его с ребенком-иммигрантом из Черной Африки, а жена Марселя Арлетти тяжело заболевает. И вновь Марсель оказывается перед холодной стеной равнодушия и пробует победить слепую государственную машину, надвигающуюся на ребенка-беженца. Оружие Марселя — только врожденный оптимизм и поддержка многочисленных друзей. Сможет ли он победить в этой неравной борьбе?..
Гавр / Le Havre 2011, Германия, драма, комедия