Галерея
Интересные факты 1
Актеры 16
Съемочная группа 8
Рекомендуем 16
Похожие 22
Отзывы к
фильму
8
Часть первая, философско-романтическая
«Рано или поздно, под старость или в расцвете лет, Несбывшееся зовет нас, и мы оглядываемся, стараясь понять, откуда прилетел зов. Тогда, очнувшись среди своего мира, тягостно спохватясь и дорожа каждым днем, всматриваемся мы в жизнь…»
А. Грин
Несбывшееся позвало Жана-Поля Бельмондо и Клода Лелюша в 1988 году. Обоим было уже за 50, как и главному герою их совместной картины. «За 50 лет я не провел и часа с самим собой», — сказал владелец процветающей мусороуборочной фирмы и по совместительству бывший циркач, отправляясь в одиночное плавание через Атлантику.
Завязка сюжета обещала философскую притчу, но обернулась скорее охотой к хаотичной перемене мест: герой пьет в баре с проституткой в Гамбурге, устраивает погоню а-ля «отец Федор и обеденный гарнитур генеральши Поповой» за носителем понравившейся кожаной куртки в Нью-Йорке и бесплатный цирк, целуясь с призраком первой жены перед озадаченными туристами в Сингапуре. Ну а эффектным завершением скитаний становится дружеская беседа с африканским львом в естественной среде обитания последнего. В этом, надо отдать ему должное, Бельмондо оказался на порядок храбрее одного небезызвестного любителя леопардов, тоже забальзаковского возраста.
Великое путешествие самопознания (а с ним и первая часть фильма) завершается так же неожиданно, как и началось, не оставив никаких ощутимых отпечатков на личности главного героя.
Часть вторая, производственно-сводническая
Всё плакал я, как старый Лир,
Как бедный Лир, как Лир прекрасный.
Г. Табидзе
Какой мужчина в самом расцвете предпенсионного возраста не ощущал себя, хоть самую малость, королем Лиром, делящим нажитое непосильным трудом между наследниками с тайной и злорадной мыслью: «Не справятся. Как пить дать, все профукают. Эх, слабаки!»? Наследники не подкачали, в считанные месяцы доведя компанию до разорения, так что во второй части картины главный герой подобно «deus ex machina» древнегреческого театра, закулисными интригами всячески пытается вернуть бизнес на круги своя.
В общем и целом, отвечая на вопрос, есть ли жизнь после 50-ти, режиссер и его герой приходят к положительному ответу — девушки их еще любят (кстати, в роли дочери персонажа Бельмондо Лелуш снял свою третью, но не последнюю молодую жену Мари-Софи), на работе без них не могут да и наградами не обделяют. Собственно, именно этот позитивный настрой, скорее всего, и служит причиной довольно высокого рейтинга картины как на Кинопоиске, так и на IMDb.
Придирчивый зритель, однако, в бочке меда мужской состоятельности может ощутить и привкус дегтя рождающихся сомнений: воспитать детей неприспособленными к жизни, изнеженными слабаками, столь «мудро» организовать свой бизнес, что без тебя он рушится как карточный домик, и поручить все вышеперечисленное душеприказчику-пройдохе, которому не доверяешь ни на грош, — это случайный набор ошибок мудреца или epic fail дурака, мнящего себя мудрым?
Эпиграф с эпилогом
Каждый человек одинок и всем наплевать на всех, и наша боль — необитаемый остров.
Альберт Коэн
Фильм похож на свитер, который дочь надевает на похороны отца: жуткой расцветки, с разнокалиберными петлями сюжета и неумело пришитым воротом эпиграфа, к тому же весь расшитый клоунами. Добрую половину хронометража составляют сьемки цирковых представлений, морских волн и животных в Африке. В совокупности с общей растянутостью и так не особо замысловатой истории эти кадры документальной хроники рождают в руке зрителя сильнейший зуд желания нажать на перемотку.
В промежутках же между морскими, цирковыми и африканскими видами герои с наисерьезнейшим выражением лица и голоса задаются глобальными в своей банальности вопросами «что же такое счастье?» или «почему мы не ладим друг с другом?» (особенно впечатляет время и место: придя в себя в больнице после аварии сын первым делом спрашивает отца).
Постаревший, усатый Бельмондо напоминает временами то бомжа (в вязаной шапочке на яхте), то цыганского барона из мексиканской мыльной оперы (в кожаной куртке с сиреневой рубашкой). Вообще приторная романтичность, которой славится Лелуш, здесь щедро отдает дурным вкусом, начиная с сомнительного удовольствия назвать мусороуборочную фирму именем любимой дочери и заканчивая инцестуальным намеком в сюжете книги, написанной этой самой дочерью о любимом папочке, которую он, кстати, проталкивает в издательства, не читая.
Быть может, не страдай фильм от передозировки дешевого мелодраматизма и общей поверхностности во всем, начиная со сценария и заканчивая монтажом, он мог бы стать своеобразной анатомией страхов «тех, кому за», о которой хочется говорить серьезно и обстоятельно, ибо «все там будем», если, конечно, доживем.
Что касается знаменитой истории с Сезаром, то может быть, Бельмондо отказался от него не потому, «что только признание публики является подлинной наградой для актера», и не совсем потому, что скульптор, изваявший статуэтку, когда-то не очень хорошо отозвался о работах Поля Бельмондо, тоже скульптора и отца актера. Есть вероятность, что Сезар не нашел своего героя из-за того, что Жан-Поль в душе отдавал себе отчет в том, что «Путешествие избалованного ребенка» (как в дословном переводе звучит название картины) — не самая лучшая его работа.
Эта эпическая, не побоюсь этого слова, лента рассказывает нам историю жизни сироты-подкидыша по имени Сэм — от самого её бесславного начала, до вершин, достигнутых Сэмом на её пике.
Сэм Лион (Великий мэтр Жан-Поль Бельмондо) — это показательный пример саморазвития, самореализации, самосовершенствования, а порой — и самокритики и самобичевания… Сэм Лион — это человек, у которого, пожалуй, учились Билл Гейтс и Стив Джобс… Он велик, но не столь велик как сам Бельмондо, отказавшийся от самой престижной французской кинопремии «Сезар» (которой он был удостоен за этот фильм), сочтя признание публики более важным! Да, Жан-Поль Бельмондо неподражаем — собственно, как всегда…
Фильм завораживает неторопливым, но, в то же время, динамичным повествованием. Операторская работа восхищает: виды степенной и чарующей дикой Африки обворожительны, впрочем — как и суматошных французских пригородов.
Особой похвалы заслуживает торжественно-проникновенная, чарующая музыка Франсиса Лэя, поднимающая уровень восприятия ленты до максимума!
После просмотра таких фильмов всегда есть о чём подумать — они пробуждают к жизни!
Браво!
10 из 10
Главного героя Сэма Лиона (Бельмондо), совсем маленьким, мать оставляет возле аттракциона с приколотой запиской, о том, что она больше не может заботиться о нем и просит сделать это добрых людей. Его оставляют у себя циркачи. Там в цирке он подрастает, учится всему, и становится цирковым актером, но однажды, во время неудачного трюка он травмируется и ему приходится искать другие пути выживания в этом мире. Как говориться не было бы счастья…. Со временем он становится владельцем большого бизнеса. Но это только завязка сюжета. И фильм, в общем, не о сбывшейся «американской мечте». Это — мелодрама о том, как оказавшись в нужное время в нужном месте и, будучи просто «хорошим парнем», тебе неожиданно может крупно повезти.
Противоречия отцов и детей можно часто наблюдать в семьях с хорошим достатком, у вполне достойных родителей, которые всю жизнь упорно шли к чему-то и достигли много. И не потому, что дети имеют какие-то свои особенные идеи или взгляды на жизнь, это-то как раз было бы понятно. Нет, скорее они не имеют их и просто хотят хорошо жить — living the high life. Почему так происходит? Думаю, что почти всегда это то, что родители, добиваясь чего-то, шли к своей цели, а времени, энергии (или может любви) на детей не хватало (что мешало отцу сделать из своего сына духовного преемника?) Хотя и эта тема в фильме и не раскрыта, как так произошло, но главный герой, случайно встреченного парня, вместо сына, обучает всему, что знает сам и тот становится как бы его отражением. Интересен момент, когда Бельмондо дает совет о том, что чтобы не сказали «…. Не удивляйся…» — не выдавай своих истинных эмоций, что бы ни случилось и тогда ты будешь владеть ситуацией, сможешь добиваться своих целей, влиять на людей. Он учит его разнообразным приемам работы с лицом, телом, поведением — обретением некоей искусственной харизмы и это получается. Интересно возможно это или нет? Может ли человек, не обладающим особенным умением влиять на людей, обучится этому от другого человека?
В фильме есть много трогательных моментов в духе мыльных опер, но на то он и легкая французская мелодрама.
Что мне понравилось больше всего? Бельмондо. Он так проникновенно смотрит. И вообще — он классный, как обычно.
В круговороте жизни кто-то беспорядочно тыкается слепым щенком во все стороны, кто-то, вычертив строгий план, быстро становится на крыло, несущее к запрограммированному успеху, а, кто-то, как Жан-Поль Бельмондо, постоянно покоряет пик за пиком, заглядывает за новые горизонты. Но, рано или поздно, для последнего типа людей заканчиваются горы, и приходится им спускаться вниз с покоренных вершин, оставляя себя наверху.
Сюжет фильма «Баловень судьбы» редким образом совпал с жизненной параболой Бельмондо. Бывший успешный цирковой артист, а ныне не менее успешный бизнесмен потихоньку устаёт от жизни. Дело налажено, дети тяготятся опекой, любви нет, неспешный променад по плоскогорью противоречит натуре. И Сэм Лион бежит в Африку, где львы и гепарды, а весь мир пусть подождет, а лучше вообще забудет про него.
Жан-Поль тоже заглянул в глаза своему кризису. Любимого миллионами Жослена Бомона, уходящего в смерть под «Chi mae» ему уже не превзойти, дети в именитой эгиде не нуждаются, коммерческий успех достигает максимума, организм не выдерживает имидж Бебеля. А главное, закончились жизненные вершины, а потихонечку спускаться под бодрое посвистывание не в натуре баловня судьбы.
Последний кассовый фильм великого актера (камбэк с «Один шанс на двоих» с Делоном был менее значимым) вышел на славу. Французское кино 70—80-тых вообще обладало удивительной естественностью, будто не лицедеи следуют сценарию под руководством режиссеров, операторов и прочих монтажеров, а просто зрителю выпадает возможность увидеть иную, немного галантную, немного неуклюжую жизнь людей по ту сторону планеты Земля. Даже звёзды были непривычны нашему глазу, привыкшему к кинематографичному дуализму: благородные аристократы (Вивьен Ли, Одри Хепберн, Шон Коннери) супротив социалистического реализма (Нонна Мордюкова, Инна Чурикова, Леонид Куравлев). В таком кино Пьеру Ришару, Луи де Фюнесу, Жерару Депардье, Жан-Полю Бельмондо с их своеобразными чертами лица, фигурой и общими манерами светили лишь красочные эпизоды.
Вот и в «Баловне судьбы», целиком заточенным под Бельмондо, главный герой помят, с недельной щетиной, не первой молодости заставляет видеть на экране совсем другое — природный авантюризм, выпирающий наружу, недюжинную энергетику и чертовское обаяние. Даже игра всей остальное команды в стиле «ни мясо, ни рыба» из-за этого ничуть не мешала общей атмосфере осеннего блюза, мягко обволакивающей музыкой легендарного Франсиса Лея. Хотя, возможно, кому-то пришлась по душе ипостась нерешительного молодого человека, пробующего нажимать на львиные клавиши или образ честной и чуток романтической дочурки.
После некоторых фильмов остаётся хорошее настроение, капелька неиспользованного выброшенного адреналина или некое интеллектуальное удовлетворение. Добрая часть картин вообще исчезают утренним туманом, ничем не цепляясь за изменчивую память. После «Баловня судьбы» приятное послевкусие элегии, осеннего сплина и нехитрой человеческой философии. Нечастый букет современного кинематографа.
День мой летний, куда ты катишься
В нежной дымке за косогор.
Осень-девочка в желтом платьице
Забрела в мой пустынный двор.
На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Баловень судьбы 1988 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.
Дожив до пятидесяти лет, человек, достигший, казалось бы, всего, о чем можно только мечтать, решает разыграть собственную гибель и исчезнуть. Он покидает всех тех, кого любит, отказавшись от своего прибыльного бизнеса во имя избранной им свободы. Но неожиданная встреча в лесу, где герой решает поселиться, заставляет его изменить планы и возвратиться домой весьма необычным и забавным образом.
Баловень судьбы / Itinéraire d'un enfant gâté 1988, Франция, драма, комедия, приключения