Галерея
Актеры 16
Съемочная группа 12
Рекомендуем 21
Похожие 12
Отзывы к
фильму
1
Немеркнущая классика
История с заменой персонажей выглядит весьма интересной, тем более, что у обоих – совсем разные характеры. Тогда как граф Жак де Ге – жадный, нетерпеливый и самовлюблённый аристократ, который привык играть чужими судьбами (и Джон этому яркий пример), сам Джон Барретт – весьма скромный, отзывчивый и человечный персонаж. Даже странно, как обитатели поместья-замка сразу не заметили подмену. Алек Гиннесс в точности хорошо передал эти особенности характера каждого из своих героев, причём сделал это очень тонко, без преувеличений. Интересно, что первоначально на роль Жака/Джона был утверждён Кэри Грант, находящийся в то время на пике своей популярности. Но писательница Дафна Дю Морье не хотела привлекать к своему фильму столь известную персону, боясь, что это отвлечёт зрителя от основного замысла её книги. В итоге она остановилась на Алеке Гиннессе, потому что по словам Дафны он очень напомнил ей отца – тоже актёра Джеральда дю Морье. Как утверждают критики, в дальнейшем Дафна всё же пожалела о своём выборе, поскольку Гиннесс не поддержал её в конфликте с киностудией и съёмочной группой.
Писательница вообще часто вмешивалась в процесс создания киноленты, чем вызвала нарекания как киностудии MGM, так и творческой группы. Вместе с режиссёром Р. Хеймером и автором киноадаптации Г. Видалом Дафна участвовала в работе над сценарием, предъявила ряд жалоб на выявленные отклонения от её оригинальной истории (на правах частичного финансирования). В итоге MGM сперва уступила, но после завершения съёмок сильно отредактировала фильм. Гор Видал вообще очень не любил Дафну Дю Морье. Годы спустя в своей автобиографии он прямо заявил, что её «Козёл отпущения» был просто современной вариацией «Узника Зенды» Энтони Хоупа (1894), а совсем не философским трактатом, как смотрела на свой роман сама писательница.
Производство этого фильма вообще постоянно сопровождалось проблемами. Сценарист и режиссёр Роберт Хеймер в это время боролся с сильным алкоголизм, который в конечном счёте поборол лишь несколько лет спустя. Во время съёмок у него было несколько срывов, и только благодаря помощи, поддержке и доброте его друга сэра Алека Гиннесса ему удалось закончить киноленту – Гиннесс попросту занимался режиссурой, когда Хеймер был пьян. Оскароносная актриса Бет Дэвис в эти годы тяжело переживала резкий спад в своей кинокарьере, и была крайне зла на то, что её ограничивают в фильме лишь эпизодической ролью. Все актёры отмечали, что на съёмочной площадке она была крайне неприятна. Кроме того, у киностудии разгорелся конфликт с режиссёром Робертом Хеймером – тот не хотел, чтобы в картине звучала музыка, написанная ветераном MGM Брониславом Капером. В итоге киностудия всё равно наложила эту музыку, когда работы на съёмочной площадке были закончены.
Из остальных актёров запомнилась игра Аннабель Бартлетт. Её 10-летняя героиня Мари-Ноэль получилась очень живой и жизненной. Да, у неё есть свои недостатки – девочка капризная, хочет, чтобы на неё обращали внимание (что в такой чопорной семье как де Ге, где каждого заботит лишь своя собственная персона – весьма сложно). Но она очень любит своего отца и готова ради него на всё. Впрочем, что сам Жак всегда на этом только «играл». Джон – «псевдо-Жак» - совсем другое дело. У обоих актёров получился очень хороший дуэт. Очень жаль, что это единственная роль Аннабель в кино.
Если говорить о схожести с оригиналом – одноимённым романом Дафны Дю Морье – стоит обратить внимание на несколько обстоятельств. В целом создатели достойно передали общее настроение и замысел книги, хотя некоторые расхожести сюжета ощущаются. Так, Джон до конца пытается отрицать личность своего двойника (даже ввели эпизод с доктором-психологом), тогда как в книге он практически сразу же включается в игру. В остальном же режиссёр Роберт Хеймер следует классическому оригиналу. Если сравнивать с той же экранизацией 2012 года – последняя сильно изменена и вряд ли стоит проводить какие-либо параллели. Имена основных героев там другие, действие происходит в Англии, а не во Франции, как в романе и данном фильме, да и ряд сюжетных ходов совсем иной. Создатели киноленты 1959 года своё основное внимание сосредоточили на завязке сюжета: 1/5 часть книги занимает фактически половину фильма (получается, большую половину романа просто опустили). Оставшееся же время американский сценарист Гор Видал, адаптируя сюжет классики, лишь «пробегает» по основным локациям книги, вкратце пересказывая их суть. Так или иначе, смотрится органично – если не читать до этого сам роман.
Финальная развязка интриги неоднозначна, и зрителю самому приходится догадываться о её сути. С одной стороны, это несколько разочаровывает, но определённо идёт на пользу самой киноленте, оставляя после просмотра некую остроту ощущения. В целом получилось достойное кино – немного драматичное, немного философское, с долей интриги и приключений. Жаль конечно, что фильм не получил должной раскрутки в своё время, да и русскоязычному зрителю он известен мало. Думаю, всё дело в тех частых проблемах и конфликтах во время съёмок, и киностудия MGM с облегчением вздохнула, когда они, наконец, закончились. Несмотря на то, что фильм окупился и при бюджете в $943.000 сумел собрать в прокате $1.195.000, сама MGM от проекта понесла убытки в размере 382 тысяч долларов. В своё время его явно затмили другие экранизации Дафны Дю Морье: «Моя кузина Рейчел» (1953; 4 номинации на Оскар и премия Золотой глобус), и, конечно, знаменательный фильм «Птицы» реж. Альфреда Хичкока (1963), вышедший несколькими годами позднее.
8 из 10
На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Козел отпущения 1959 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.
Путешествуя по Франции Джон Баррэтт сталкивается с обедневшим французским дворянином, который в точности походит на него. Он опоил двойника, чтобы выдать его за себя, а самому отдохнуть и получить передышку от неурядиц в семье и работе. Проснувшись, Джон-двойник пытается убедить всех с кем сталкивается, что он не тот, о ком они думают, но постепенно все более привязывается к этой семье, включая несчастную жену, властную мать, одинокую но талантливую молодую дочь, несчастную сестру — старую деву и домохозяйку. Джон все больше узнает их, и чувствует, что может помочь им с их проблемами, но он также привыкает и к новому образу чужой жизни, которая впервые дала ему цель.
Козел отпущения / The Scapegoat 1959, Великобритания, детектив, криминал, триллер