Галерея
Интересные факты 8
Актеры 13
Съемочная группа 9
Похожие 25
Отзывы к
фильму
22
Общее впечатление: Приморский город. Обычная рабочая семья. Отец и мать озабочены лишь бытовыми проблемами и довольствуются непритязательными житейскими радостями. Дочь Вера, только что закончившая школу, проводит время на дискотеках, за бутылкой вина в подворотне и за болтовней с подружками. Важным событием в жизни Веры становится встреча со студентом Сергеем — он вырос в другой среде, самостоятельно мыслит, у него другие культурные ценности. Молодые люди «из разных миров» стараются понять и принять друг друга.
Вот бывает такое, что человек растет в семье, где есть и мама, и папа, вроде все работают, но родителям начхать друг на друга. Семейные ценности размыты, культуры тоже никакой. Растет такой человек в нелюбви и хочет сбежать как можно быстрее в мир другой. Таким человеком является Вера. По большому счету именно пьянки-гулянки и отвлекают ее от нелюбимой семьи. Ведь проще забыться с подругами, друзьями, нежели слышать пьяного отца и ничего не видящую мать. Но Вера встречает в своей жизни абсолютно другого человека. Он задает ей вопросы: о жизни, о целях, влюбляется в девушку. Сергей совсем не такой как Вера, да и воспитан иначе. Кажется что такие разные люди не могут быть вместе, однако друг для друга становятся спасательным кругом, но на время, которое для них становится в миг туманным.
Не скажу что это легкое кино, отнюдь. Здесь хватает острого накала в отношениях как с родителями, так в паре Вера-Сергей. Реальность такова, что это не сказка и от нее не сбежишь в стакан с вином. Смотришь на Веру, и грустно становится, да только таких вот Вер, на нашей необъятной Родине — тьма. Нереализованные надежды, растоптанные мечты о лучшей жизни, печально.
8 из 10
Схожим образом, как и Рязанов, в очень острой, драматической форме, проблему цены свободы и эмансипации, но на этот раз сексуальной, мучительного мировоззренческого несовпадения поколений ставят в своих картинах совсем еще молодой Василий Пичул и уже зрелый Петр Тодоровский, совпадая, как это не странно, в выводах. Один из лидеров советского проката за всю его историю, дебют 27-летнего Василия Пичула «Маленькая Вера» и сейчас смотрится невероятно актуально для российской провинции, потому что в большей степени чем о свободе, это фильм о рабстве, убожестве и тошнотворности советского быта, токсичных родителях, хамстве, каждодневном психологическом насилии и давлении, которому подвергаются все те, кто решил «жить не по правилам», а это коллизия обрела новую жизнь уже в постсоветской провинции.
По-моему, именно с этого фильма стоит вести отчет современному острому социальному кино России от жестких лент Быкова и Звягинцева до притчевых высказываний Твердовского. Фильм Пичула разрушает ложь коммунистической идеологии о благополучии советской семьи, безжалостно выворачивая наизнанку ее подноготную с алкоголизмом, мещанством, животной погруженностью в быт и полнейшей бездуховностью. Удивительно, как совсем молодые режиссер и сценаристка смогли выразить посредством точных деталей невыносимость жизни в советской семье: постоянное чтение нотаций, вездесущая засолка огурцов, крики и вопли, ссоры и нравоучения, гадкий психологический шантаж и агрессивное неприятие всего нового.
Ведь Вера после своих «похождений» все же вышла замуж, а значит — главное в фильме не ее эмансипация от устаревших законов (она — в общем-то хорошая дочь, на что указывает сцена ее ухаживаний за пьяным отцом) и не сексуальный аспект (пресловутая постельная сцена снята в общем-то невинно по нынешним меркам), а невозможность «нового» человека жить в старых условиях. Во многом «Маленькая Вера», конечно, — о «сексуальной революции» в позднем СССР, частично эта картина ее и инспирировала, но в большей степени это рассказ о конфликте поколений, столкновении нигилистически настроенной молодежи и их родителей, увязших в трясине нравственных компромиссов с властью, но при этом двулично учащих своих детей жизни.
Блестящее обыгрывание сексуальной фактуры Негоды и Соколова (длительное время актер показан с обнаженным торсом), ее безупречность и красота четко противопоставляется карикатурному уродству родителей Веры (Зайцева и Назаров сыграли безупречно, сами во многом не понимая что они делают, на это указывает ненависть сегодняшнего Назарова к этому фильму и своей роли, не зря он вступил в КПРФ, доказав этим, что остался советским человеком). Пичул и Хмелик нащупали в своей картине нарождение новой ментальности — несоветской, любящей и ценящей свободу, но морально разболтанной, без стержня совестливости, который был, допустим, у шестидесятников и диссидентов, а потому молодое поколение, которое обладает этой ментальностью, в будущем, как показало время, станет хищническим и в конечном счете — потерянным на просторах 1990-х.
«Маленькая Вера» — кино о том, и на это указывали многие критики, что базовая вера в коммунизм подорвана, она действительно стала у молодежи маленькой, если не исчезла совсем. Молодежь хочет устроить свою личную жизнь, судьба страны ее не волнуют: трагедия «перестроечного» поколения — в том, что оно было в массе своей политически индифферентно, его не интересовал коммунизм, но и ненависти к нему оно не испытывало. Именно политическое безразличие будущих строителей свободной России и стало причиной анархии 1990-х, свобода была им дана просто так, а не завоевана в борьбе с коммунизмом.
«Маленькая Вера» — это во многом «чернушное» кино, эмоциональный накал в нем запределен, краски сгущены до невыносимости, но в то же время — это очень важный фильм о людях, которым хотелось просто жить, но и этого им не давали. К сожалению, молодежь «перестройки» так и не поняла, что для того чтобы строить частную жизнь, надо для начала идеологически очиститься, они оказались глухи к набатным призывам «Покаяния» Абуладзе, все больше глядя на Запад. Задыхаясь в удушливой мещанской атмосфере советской семьи с этими бутылками, банками, криками, они сами впоследствии стали мещанами, ибо увидели в Западе прежде всего потребительский рай, противопоставляя его дефицитному аду «реального социализма», но свободы как обличающей всякое рабство и тиранию совести они в нем не увидели.
Кино сильно впечатлило! Показаны убогие реалии промышленного городка, безысходность, отсутствие перспектив для саморазвития. Герои не вызывают сострадания, скорее некую жалость, даже презрение. Родители Веры живут в своем маленьком убогом мирке, погрязли в бытовых мелочах, сплетнях, хотят жить как все, чтоб «все как у людей». Отец спивается, хотя вся семейка в целом без водочки никак. Вера — типичная подрастающая шалава, прыгает по мужикам, пытается забыться, уйти от жестокой реальности и семейного убожества в сексуальные приключения. Подруга Веры — такая же, хотя по-дружески уступает Сергея своей подруге, когда видит, что у тех все «серьезно». Сергей — обычный студент, из более-менее интеллигентной семьи, учится в металлургическом институте, живет в общаге.
Примечательно, что показано отсутствие личного пространства, возможности уединения для «влюбленной парочки», в общаге врываются в комнату дружки Сергея, а когда Вера приводит своего «избранника» в дом, то мама заходит к ним, лежащим еще в постели и как ни в чем не бывало подсовывает книжку по домоводству. И смешно, и грустно. Еще убого и трешово смотрится момент, как своему сыну (старшему брату Виктору) мать дает баночки в дорогу, а в аэропорту втюхивает арбуз, тут я еле сдержался от смеха, ну настолько все это абсурдно, примитивно, убого. И конечно же, диалог отца Веры о свадьбе, чтоб «соседям в глаза не стыдно было посмотреть». Или речь матери о том, что пускай за того моряка выходит замуж, тот типа как «при деньгах» будет. На чувства Веры родителям плевать, да и у самих никаких чувств, только серость, рутина, романтике здесь не место.
Некогда революционный дух, идеи о мировом коммунизме, новом человеке, романтика пятилеток, комсомольских строек, гордости за первый полет человека в космос — все это сменилось унылой картиной мещанства, отсутствие идеалов, целей в жизни. И можно конечно осуждать Сергея за неуважительное поведение в отношении родителей Веры и угрозы отцу (хотя это не оправдывает поступок отца, за который ему положено в тюрягу сесть). Но вопрос он задал правдивый своей Вере о тупости ее родителей, скучной жизни, бесцельности их существования. Сам старший брат Виктор, который вроде как живет в столице и «выбился в люди», скорее спешит свалить из этого убого ада люмпенства, «шариковщины». В общем, фильм реалистичен, как и другие такие фильмы, как например Груз 200 Балабанова, Курьер Шахназарова, Дорогая Елена Сергеевна Эльдара Рязанова. Все эти фильмы показывает типичную обыденную жизнь в советских моногородах, где вся реальность складывается из хрущевок, завода, водки, сплетен с соседями, телевизора и потрахушек. Идеалы утрачены, в коммунизм люди больше не верят, романтизм утрачен и остался в их наивной юности, остаются лишь семейные ссоры, бытовуха, непутевые подрастающие дети, которые ощущают всю фальшь и лицемерие, потому и выбирают путь нигилизма, цинизма, беспорядочного секса, тусовок, вписок.
Даже со своей какой-никакой, но любовь к кинематографу, узнал я об этой картине в самом неожиданном месте. В музее, историческом, не посвященному кино. Кому стало интересно, музей называется «Россия моя история», действует с недавнего времени во многих городах. Фильм же входил в экспозицию «ХХ век в российской истории», в составе интерактивного теста о советском кинематографе. Сначала меня удивило что я был не слухом, не духом о таком фильме, как «Маленькая Вера». И как оказалось, не зря. Я как человек вообще не заставший всеобщего равенства и веры в социалистическую революцию, даже не задумывался о том, что революции происходили не только в стране, но и на экране. «Маленькая Вера» — отличный пример картины, которая с яростью разъярённого быка рвет все шаблоны о кино в СССР даже у современного человека. Посудите сами, в фильме демонстрируется провинция, не особо изменившаяся с тех времен (Здравствуйте, я с Поволжья), странные низменные ценности, от которых даже заядлый альтруист придет в трёхдневный ступор, и конечно же, любимая всеми нами — обнаженка. Причем всего этого с достатком, все это выливается на зрителя в количестве равному годам, в которые подобные фильмы не выходили в советском союзе. Но обо всем по порядку.
Хотелось бы особо выделить главных персонажей, большинство из которых актуальны и по сей день. Возьмем к примеру Веру. Бунтарка, не желающая жить по законам имеющегося общества. Вере в жизни ничего не хочется кроме как наполнять свою жизнь прелестями молодости, а именно: алкоголь, секс, тусовки с друзьями и не очень. Все бы ничего, все проходим через это не без ностальгической слезы. НО. Всегда есть одно но. Вере больше ничего не надо. Она надеется на сказку с принцем, который будет дарить ей только радость. И все-таки находит, как ей кажется, подобного в лице студента Сергея. О нем отдельно.
Сергей, на мой взгляд, единственный хороший персонаж фильма. В начале представляемый нам как человек загадочный и явно имеющий свои злобные мотивы, по ходу сюжета оказывается тем самым посторонним в мире картины. Плывущий по течению и острый на язык, он понимает всю гнетущую атмосферу места, в котором находится, и он единственный кто хочет большего. За что и поплатился…
Про остальных персонажей нет большого смысла говорить. Все они являются дополнением к образу УЖАСНОЙ действительности, на них лучше смотреть и УЖАСАТЬСЯ.
Фильм хороший, но тяжелый. Словно волна, он сначала захватывает тебя, а потом бьет по камням со всей силы.
Особо впечатлительным смотреть в компании пледа и любимого человека, в которого можно будет плакаться.
Всех благ.
На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Маленькая Вера 1988 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.
Приморский город. Обычная рабочая семья. Отец и мать озабочены лишь бытовыми проблемами и довольствуются непритязательными житейскими радостями. Дочь Вера, только что закончившая школу, проводит время на дискотеках, за бутылкой вина в подворотне и за болтовней с подружками. Важным событием в жизни Веры становится встреча со студентом Сергеем - он вырос в другой среде, самостоятельно мыслит, у него другие культурные ценности. Молодые люди «из разных миров» стараются понять и принять друг друга.
Маленькая Вера / Malenkaya Vera 1988, СССР, драма, мелодрама