Галерея
Интересные факты 11
Актеры 34
Съемочная группа 41
Рекомендуем 23
Похожие 22
Отзывы к
фильму
20
«Жизнь других» это одна из немногих работ немецкого кинорежиссёра Флориана Хенкель фон Доннерсмарка, которая является его дебютом и лауреатом премии Оскар «Лучший фильм на иностранном языке» в 2007 году. Это удачное начало Доннерсмарка, далеко не каждый смог с первого раза произвести фурор и получить престижные лавры.
События картины происходят в Восточном Берлине 1980-ых годов. В то время шла Холодная война, мир был поделён на две противоборствующие стороны — США и СССР. Успешный драматург Георг Драйман становится объектом слежки со стороны Штази, потому что его начинают подозревать в симпатии капиталистическому режиму Западной Германии. За дело берётся капитан Герд Вислер, которому предстоит отслеживать жизнь Драймана, чтобы найти существенные подтверждения в пользу потенциального предательства знаменитого драматурга.
В фильме отлично показали коммунистический режим тех лет, как многие жители ГДР находились под колпаком министерства государственной безопасности. Тотальный контроль создаёт нешуточный дискомфорт и это ощущается при просмотре, словно сам это переживаешь, при том, что это просто кино. Нам демонстрируют деятельность сотрудников Штази, на что они способны ради своих идеологических убеждений, на какие безнравственные действия они готовы ради сохранения целостности и безопасности страны, даже если это идёт вразрез с человеческими интересами.
Это глубокий, трогательный фильм о жизни обычного, маленького человека в жестокой системе, которую трудно сломить. Система в ГДР предстаёт тупой и бескомпромиссной. Однако и среди тех, кто является её винтиком внутри этого механизма, есть люди не потерявшие нравственные качества, они в глубине человека и над ними доминируют отрицательные формы. В общем и целом «Жизнь других» о том, что в любое время, при каких-либо обстоятельствах важно оставаться хорошим человеком.
8 из 10
Каждый фильм, вне зависимости от своего жанра, формирует у зрителя представление о той или иной стране. Что известно про Америку, про Советский союз, про Индию, про Украину, про Францию? Как и книги, СМИ и музыка, кино способно приоткрыть завесу истории и неважно, про что сам фильм — про плохих черных, про высшую расу, про войну, про революцию, про сильного духом человека, про сломленных обстоятельствами ребят и так далее. Имеют место быть и художественные допущения, вследствие чего задаешься вопросом «Точно на основе реальных событий?». Как минимум, год в котором происходит большая часть событий — 1984, что дает пару отсылок.
В этой истории их трое — драматург Георг Драйман (Себастьян Кох), актриса Криста-Мария Зиланд (Мартина Гедек) и агент Вислер (Ульрих Мюэ). Забудьте НКВД, это не та пьеса, теперь у нас Штази — если коротко, тот же гвоздь, только в другой ноге. Германия распалась на две половинки, и та часть, которая контролируется СССР, подмяла под себя управление все и всем, искореняя свободу мысли. Кругом их сотрудники, люди бояться ляпнуть не то, истории про анекдоты про Сталина оживают на глазах у зрителя (не в прямом смысле, но к ГДР тоже относится). Работа Вислера — сидеть в потемках, прослушивать людей в квартирах и составлять отчеты.
В квартире проживают Драйман и его любовница Криста-Мария. Драматург очень высоко котируется у местного правительства, он один из тех, кого читают в Западной Германии. Но почему его нужно прослушивать? Во-первых, его роман с актрисой не остался незамеченным, так как министр культуры также встречается с ней «по четвергам». Во-вторых, окружение Драймана вызывает недоверие, например, театральный режиссер, который неугоден партии и его дела с их руки идут не очень. Кстати, я один подумал про Кирилла Серебренникова?
Происходящие события постепенно делают Вислера овцой в волчьей шкуре. Его лицо — как маска, он приучен жизнью не показывать эмоций. Каждый день он следит за жизнью пары, но постепенно начинает недоговаривать в отчётах, сочувствует драматургу и старается его выгородить. Уверен, не все поняли этот момент, чтобы «натренированная ищейка» начала проявлять сочувствие. Но у меня есть мысль на эту тему — Вислер просто осознает безысходность от всего происходящего. Сами посудите — его карьера строится на страданиях людей, у него нет ни жены ни детей, и его окружает то общество, где неосторожное слово приводит к последствиям. Я не зря упомянул про анекдот, в фильме есть сцена, когда сотрудник Штази отпускает антиправительственную шутку, а сидящий рядом высший чин сказал что-то вроде «Шутку понял, смешно, пройдемте, товарищ».
Представьте, что такую шутку отпустил бы Вислер. Никакие связи и авторитет не помогли бы. Случись такое, он бы считался везунчиком, если бы просто был уволен задним числом без выходного пособия. В этой атмосфере понимаешь, что единственный выход — закрыться и тихонько сидеть. Будучи в курсе всех тех планов, которые имела партия на местный театр и услышав о кончине режиссера, Вислер проникается всем происходящим, и закрывает глаза на то, что Драйман готовит статью в «Шпигель». Опять же, задаешься вопросом, единственный ли это случай за всю его карьеру? Хотя, Вислер лишь элемент системы, и не самый главный в этой ситуации, можно дезинформировать. А может, действительно, он помогает Драйману и Кристе потому что у него нет личной жизни — ни любимой, ни хобби, ни прочих радостей.
«Жизнь других» — мощный фильм, который тихо говорит о темах, которые требуют широкой огласки. В наше время есть пытки, шьют липовые дела, и «ради общего блага» уничтожается право на конфиденциальность. И как, такой курс сильно помог Восточной Германии от внешних врагов? Нет, это химическая смесь, что напускает яд в закрытом пространстве. Это часовая бомба.
Добротный немецкий фильм. Жаль, до ужаса наивный. Откуда столько номинаций и призов, не устаю удивляться. Видимо, призы давали люди, которые даже в такой стерильной, выхолощенной картинке увидели «ужасы системы». И не на шутку ужаснулись.
А главная сцена с сонатой и крокодильими слезами матерого агента Штази, да и вся история «преображения» чекиста… И ведь столько критиков и рецензентов кинулись обсуждать вопрос правдоподобия подобной ситуации. Столько копий наломали, не разгрести. Меж тем, серьезно обсуждать это сродни обсуждению, за сколько лет и сколько нужно кормить волка, чтоб он в лес перестал смотреть. Вы серьезно? Он волк! Матерый, злобный, знающий вкус крови на клыках. И именно это и отличает его от овечек и прочих травоядных, которым в волчьей стае по определению даже не оказаться. Не то, что переродиться.
Особенно забавны рассуждения, как человек, «искренне верящий в идеалы» соцстроя, смог без хоть мало-мальской логики и мотивации разувериться во всем, что составляло суть его жизни и его «служения». Бохмой, какая галиматья. Карьеру в системе делали не убежденные, таких как раз съедали первыми. Свои же. Карьеру делают прагматичные и расчетливые, знающие все минусы строя, но умеющие извлечь из этих минусов плюсы. И не только тогда. Всегда! Только поглядите на наших нынешних «эффективных менеджеров» у главной кормушки: это ж все бывший комсомольский актив.
И самое фееричное: главный персонаж, тот самый переродившийся агент Штази, до крови из глаз похож на моего друга. В какой-то момент два эти образа окончательно для меня слились. К концу фильма даже серьезно стал подумывать: а не завербовали ли его во время службы в ограниченном контингенте Советских войск в Германии. Я всегда подозревал за ним нечто подобное: нордически выдержанный, скрытный, никогда не дающий прямого ответа, отличный семьянин под прикрытием… Но чтоб в Штази, я и представить не мог…
В первую очередь «Жизнь других» нацелена на европейского зрителя, не понаслышке знакомого с «трудностями» тоталитарного режима (а нашему соотечественнику уж и подавно). Но на момент 2006-го, когда Флориан Хенкель фон (прости господи) Доннерсмарк выпускает свою первую полноценную картину, все политические ужасы прошлого столетия уже напоминают лишь какие-то легенды, непонятно, выдуманные или нет. От того не совсем понятно, как американская киноакадемия решилась удостоить этот социалистический триллер главной зарубежной наградой.
Но это совсем не значит, что дебют Доннерсмарка этого не достоин: перед зрителем — стоящая на пороге падения Берлинской стены ГДР. В эпицентре повествования молодой и успешный драматург Георг Драйман (Себастьян Кох) и следящий за ним агент «штази» Вислер (безумно похожий на Рэйфа Файнса Ульрих Мюэ). Первоначально, полу-документальная картина вообще наслаивает впечатление о двух будущих часах про игры шпионов и врагов народа. Но, как оказалось, наблюдателю придётся смотреть на трансформацию того, как переоценка (извиняюсь за тавтологию) ценностей одного человека, может изменить судьбу другого. Если быть предельно честным, то именно с психологической точки зрения лента несколько слаба, так как переходы эти чисто условны и лишь дополняют некую лиричную часть фильма. Тем не менее, теряя основной акцент, режиссеру удаётся включить сюда проблематику женского выбора и идейную смелость протагониста (кого именно решайте сами).
В целом, картина не размахивается на какие-либо канцеляризмы, дыша именно романтизацией сюжетного положения. Это играет на руку, так как финал хоть и не блещет особой драматургией, но заставляет поверить, что ваш личный шпион то уж точно не хуже Герда Вислера.
8 из 10
На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Жизнь других 2006 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.
Сто тысяч сотрудников, двести тысяч информаторов. Вместе они — щит и меч партии, знаменитое Штази. Их метод — подозрение. Жизнь других — их профессия. Популярный писатель и драматург Георг Драйман так бы и дожил до конца своих дней, обласканный вниманием благодарных читателей и абсолютно неинтересный для спецслужб, если бы не роман с известной театральной актрисой. Слишком известной, чтобы остаться незамеченной влиятельным чиновником из ЦК. Так в жизни Драймана появляются специалисты из Штази.
Жизнь других / Das Leben der Anderen 2006, Германия, драма, триллер