Галерея
Интересные факты 4
Актеры 17
Съемочная группа 29
Рекомендуем 20
Похожие 20
Отзывы к
фильму
3
Если коротко - 6 из 10. На один раз. Пару сцена запомнишь, но потом забудешь.
Если развернуто.
Дебют американской режиссерки (потому что контекст фильма сам требует именно так написать про нее) Лорен Хэдэуэй «Новичок», а не «Мания», как отечественная локализация считает - это чистая спортивная драма с элемента триллера. Нам показывают момент из жизни студентки Алекс (Изабель Фурман) с синдром отличницы, увлекающейся помимо многочисленных пересдач тестов с «4» на «5» академической греблей в компании других студенток. Внутри коллектива Алекс сталкивается с жесткой конкуренцией, находится в постоянном стрессе и каждый день стремиться быть лучше других и лучше себя вчерашней. Картинка выполнена в серых и угнетающих, как петербургское небо по осени, тонах спортивной драмы.
Жанр спортивной драмы с элементами триллера уже избитый. Мы видели такое сочетание в фильмах «Черный Лебедь» и «Одержимость», кстати, послуживших источником вдохновения при сценарных решениях и монтаже для Хэдэуэй. Такие же сложные и увлекательные истории про спортсменов, стремящихся к личному самоутверждению, находят свое выражение в фильмах «Гонка», «Борг/Маккинрой», «Форд против Феррари» и известной большинству франшизе «Рокки». Более мягкие и жизненные варианты таких историй мы видели в «Лучшем сезоне», «Игре по чужим правилам», «Тренере Картере» и «Человеке, который изменил все». Чем может удивить и убедить в своей исключительности фильм «Новичок», когда до него сняты выше написанные и не обязательно, но сильные режиссерские работы?
С позиции фильма – атмосфера, близкой к безумию. Тому способствуют вороны, так и отсылающие к «Птицы» Хичкока и «Маяк» Эггерса. Это также и тягучее развитие сюжета, мыслями наталкивающего на приближающийся к развязке ужас, как это было в фильмах «Мама» Аранофского или «Антихрист» Триера. Все это подталкивает к тому, что фильм обещает зрителю завораживающую притчу на заданную тему.
Все начинает ломаться, когда напряжение разбавляется «бытовухой». Алекс в этом фильме выступает сильной и независимой. В ходе развития сюжета мы видим, что она такой вроде как является изначально, но из-за неудач и их преодоления такой все же становится. Смысл этого содержания основообразующий для сюжета, понятен и логичен. Но потом появляются любовные линии и сцены секса как с М/Ж, так и с Ж/Ж. Первую показывают в полумрачной некомфортной комнатушке, а вторую с помощью монтажа в теплых тонах демонстрируют чем-то похожим на психоделический катарсис. Что представляется уже выдумкой в рамках темы, так это Ж/Ж между главной героиней и ее чернокожей преподавательницей. Если эту любовную линию убрать, суть фильма не поменяется, что закономерно заставляет задуматься о смысле этих сцен, по признанию самой Хэдэуэй иллюстрирующих ее юношеские переживания.
В целом когда ты видишь все это на экране с точки зрения прожжённого зрителя, в голове две мысли – 1) «Окей, мы видели что-то такое и «веселее» у Триера, Ноэ, Аранофски, Верховена – и все это цветочки» и 2) «Понятно. Дальше». Такие мысли – следствие повторов за повтором и усталости от этого желания европейского кино выводить тебя из зоны комфорта, чтобы выйти с сеанса и ахнуть от «такого».
Но по итогу ощущение «такого» улетучивается через некоторое время. «Новичок» запоминаешь концептуально из-за двух ярких сцен, а пересматривать его без веской причины точно не будешь. Потому что ни убедительного двойного дна, ни возможности философского осмысления содержания, какое дают работы Нолана, Финчера, Джарамуша и Бертолуччи, он дать не в состоянии.
Да, это история про сильного человека, независимо от пола и сексуальной ориентации доказавшего себе, что сегодня он может быть лучше себя вчерашнего, но это все. Да, это «фотография» женской конкурентной среды в академической гребле, благодаря созданным со вкусом и азартом в фильме монтажным решениям, но это опять все. Да, это аттракцион эмоций, где Изабель Фурман где-то криво, но где-то безусловно классно отыгрывает на уровне одержимого до безумия на результате человека под будоражащую музыку Алекса Ветсона, но это снова все.
Поэтому на фоне снятых ранее картин «Новичок» не выглядит уникальным и не цепляет для пересмотра, если только ради эффектного монтажа. Но фильм забавляет либо случайным, либо целенаправленным желанием втянуть зрителя не только в разговор про силу человеческого духа, а еще к обсуждению западной повестки феминизма, инклюзии и толерантности, позволяющих режиссерки Хэдэуэй с экрана хвастаться своим карьерным восхождением.
Несколько дней обдумывала этот отмеченный пятью номинациями на Film Independent Spirit Awards психологический триллер дебютантки Лорен Хэдуэй и готова констатировать, что заявление The Hollywood Reporter о том, что в «Мании» «”Чёрный лебедь” встречает “Одержимость”» во многом правдиво.
Героиня картины одержима желанием стать лучшей, но никаких присущих жанру приободряющих речей и «боевого духа» не будет: постановщица фокусируется на взрослении и исследует светлые и темные стороны этого процесса. Так, едва вырвавшаяся из «родительского гнёздышка» первокурсница в погоне за результатом впадает в навязчивое параноидальное состояние. Тут то и приходят на ум вышеупомянутые ленты.
Хэдэуэй разбирает, как удивительно легко мозг выдает желаемое за действительное, и как ловко воспалённое сознание способно извратить психологические проблемы. Потерю связи с реальностью она подчеркивает холодной цветовой палитрой и перманентным отсутствием солнечного света: в какой-то момент зритель, следуя маниакальной зависимости героини, чувствует ту же безысходность и одиночество.
Сама режиссерка так отзывается о «Мании»:
«Это фильм о суровом человеке, который находит цель в трудных условиях. Я надеюсь, что некоторые люди узнают себя в этой истории, и я также надеюсь, что люди станут чаще задумываться об истинной причине своей одержимости».
Нами, поколением, выросшем при капитализме и помешанном на успехе, моментально считывается болезненное стремление к совершенству. Жажда большего стала бичом миллениалов и зумеров, и эта открытая критика раны современности не может не восхищать. Проблема в том, что тема подана чересчур «в лоб»: история короткая, и, по большому счёту, понятная. Даже полуторачасовой хронометраж для неё — перебор.
Пробелы драматургии маскируются изобретательной операторской работой, визуальными находками и звуковыми решениями, но их так много, что получается мешанина из раздела «надела все лучшее сразу». Глаз привыкает к пленительной красоте кадра и невольно цепляется на скучных жирных метафорах, вроде стигматы, и магия кино, увы, в какой-то момент улетучивается.
Для кого?
Для тех, кто помешался.
Спортивная драма 'Мания' приятно впечатляет мощнейшей атмосферой авторской подачи, где автор сценария и режиссер-дебютантка Лорен Хэдэвей смогла раскрыть не только пугающую сторону душевной тревоги главной героини, граничащей с безумием, но и сильнейший физико-психологический стресс на фоне внешних обстоятельств, с которыми сталкивается молодая девушка во имя достижения поставленной цели.
По сюжету напористая первокурсница, одержимая желанием стать лучшей во всём, для получения полной стипендии записывается в университетскую команду по гребле на байдарках, где ей помимо сложных взаимоотношений с командой предстоит проверить пределы собственных возможностей и обойти остальных, чего бы ей это не стоило. Стоит добавить, что помимо спорта героиня также одержима учебой, где она использует тот же подход, постоянно доводя себя до изнеможения.
Автор с ювелирной точностью демонстрирует методику победителя, в которой героиня в своих действиях отталкивается не от пустого места, а находит конкретного человека и в буквальном смысле пошагово идет за ним, постоянно наращивая свой навык, скорость и силу. Бешенный темпоритм как самого сюжета, так и постановки не уменьшается на протяжении всего хронометража. Лишь только в середине появляется один момент короткой передышки во время любовных утех, и на этом всё. А уже ближе к финалу над зрителем начинает сгущаться облако мрачного предчувствия трагической развязки, что еще больше способствует сильнейшему погружению в происходящие события. Оторваться от экрана крайне сложно, история захватывает с первых минут, а благодаря убедительной игре талантливой Изабель Фурман интерес усиливается в несколько раз. В общем, если вас не пугают литры пота, кровавые мозоли и истеричные слезы отчаяния одержимых спортсменов, то фильм однозначно достоин просмотра.
На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Мания 2021 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.
Первокурсница Алекс одержима желанием стать лучшей во всём. Для получения полной стипендии она записывается в университетскую команду по гребле. Вскоре ей предстоит проверить пределы собственных физических и психологических возможностей и обойти остальных, чего бы ей это не стоило.
Мания / The Novice 2021, США, триллер