Галерея
Актеры 11
Съемочная группа 13
Рекомендуем 9
Похожие 22
Отзывы к
фильму
8
Редкостная муть.
Все попытки режиссёра показать жутковатую мрачную деревушку с её мистическими обитателями, разбивается о непонимание, что есть «искусство» и «саспенс». Стойкое ощущение, что эти киноделы никогда не читали готические романы и сказки тех же Гримм и не смотрели фильмы ужасов. «Ноябрь» очень отдалённо напоминает кашу из мистического триллера, мифологии, мрачных средневековых сказок и деревенских приданий. По сути, смотреть всё это скучно, потому что снято откровенно плохо.
Проходит полчаса от начала. Час. Но на экране ничего не происходит. Проявляющаяся нечисть ведёт себя так странно и нелепо, что начинаешь думать, что смотришь фарс, комедию. Они корчат гримасы, несут чепуху, хрюкают, блюют… На этом всё. Я знаю, что большинство фильмов ужасов совсем не страшные, но здесь я не узрел даже попытки напугать зрителя, заставить его вздрогнуть.
Снять кино на чёрно-белую плёнку — этого маловато. Также не спасают ситуацию чумазые и лохматые персонажи, несущие всякий бред. Артхаус — это не поток бессмысленных фраз и нагромождение нелепицы. Режиссёр «Ноября» думает иначе. Мол, чем больше смешать и повысить градус абсурда, тем лучше. Нет, это так не работает.
Появляющиеся призраки не страшны. Стоит им открыть рот, как их уже не отличить от глупых деревенщин, которыми напичкан этот фильм. Заплывшие лица крупным планом и приступы рвоты — не есть показатель хорошего хоррора. Создателям не хватает таланта, ума и сил пугать психологизмом, цельным сюжетом, поэтому используют всевозможные методы, включая попытку вызвать отвращение, но и это не работает.
Что касается актёрского состава, то замечу, что у фильма не так уж и дурна визуальная составляющая. Гримёры поработали неплохо, актёры играли ничего так, но беда в том, что играть там было нечего, сюжет никакой, режиссёр бездарен.
Оригинальность задумки — 7
Интересно — 2
Страшно/Жутко — 0
Качество сюжета — 0
Оценка фильма высчитана путём нехитрых сложений и делений.
2 из 10
Нужно быть зрителем, с совсем уж атрофированным эстетическим органом, чтобы не обратить внимание на необыкновенную красоту картинки «November / Ноября» (2017, реж. Райнер Сарнет). Пленительность завораживающей визуальности — результат алхимического брака чёрно-белой палитры и фотографически смонтированных сцен. Параллель с эстетикой литовской школы фотографии 70-х гг. напрашивается сама собой, в частности — схожее использование света, обильно заливающего пространство, объекты и натуры.
Весь фильм — это вереница быстро сменяемых кадров, которые могут восприниматься и как множество самодостаточных, законченных фотографий, и как сложное мозаичное целое. Поскольку сюжет представляет собой постмодернистскую редакцию народных представлений, в результате чего получается удвоенный мифологический синкретизм, — фотографичность идеально подходит для его репрезентации. Каждому фольклорному обрывку соответствует свой фотокадр, или серия фотокадров.
Причём, кадр необязательно наполнен символизмом, запаковывающим тот или иной сюжетный отрезок, он может быть просто красивым-в-себе. В общем, учитывая любовь эпохи к стилистическим играм до полного самозабвения, сильный перекос в чистый эстетизм закономерен. Поэтому фильм захватывает линиями, изгибами, извивами самими по себе, восхищает сама пляска теней, вспышек и свечения. Зрительское внимание увлекают образы без привязки к повествованию и раскрытию смысла разыгрывающейся мистерии.
Когда же серия фотообразов полюбовно делит внимание зрителя между чистой формой и чистым содержанием (аллегория) поровну — происходит катарсис. Так, одна из наиболее впечатляющих сцен — это приход чумы в облике белой девы, которая в награду за перенос мужичком её через реку платит ему смертельным поцелуем, от которого он тут же чернеет и падает замертво.
В момент торжества чумы звучит музыкальный лейтмотив, сильно напоминающий триповый электрогитарный аккорд, использовавшийся в картине «Мертвец» Джармуша. С той только разницей, что в последней аккорд — и венчал переход от сцены к сцене, и аккомпанировал неспешному загробному путешествию (звук как транспортное средство в галлюцинаторном трипе), а здесь, в «Ноябре» — он всегда озвучивает конец видеофразы и риффует к следующему эпизоду — дрейфующему на вибрациях звука обратно — из будущего в настоящее.
В целом, фильм исполнен в юродской форме — главная сюжетная линия лучит к трагикомичному концу, обрастая по пути иронично-сатиричными ветвями. Авторы любовно ретушируют жуткий деревенский быт буколическим мифом о наивно-безобидном крестьянстве. В сущности, продолжают эксплуатировать более старый просвещенческий миф о благородном дикаре, которые живёт в первозданном раю, в гармонии с собой, собратьями, духами и богами. Именно поэтому зрелище производит такой сильный эстетический эффект, даже если сцены содержат элементы нечистоты.
Ужасающее средневековье, с его сословной иерархией, голодом, нищетой, моральным убожеством и опустошающими эпидемиями утопает в лирических потоках магического реализма. Предельно безобразные явления предстают в привлекательных аллегориях, и благодаря этому противоречию ещё более остро напоминают о кошмарах прошлого, которые тут же эстетически изгоняются. Например, уже упомянутая аллегорическая сцена с переносом чумы через реку сначала пленит красотой, следом — ужасает, потом — умиляет, и, наконец, снова — парализует эстетикой. Таков чувственный круг каждой сцены — от красоты через смысл к красоте.
По большому счёту не так уж важен сюжет, кинематографическая адаптация фантасмагорического романа с национально-исторической спецификацией, начистоту — у экрана удерживает только лишь чёрно-белая магия. Сними Сарнет фильм в цвете — ничего не осталось бы, кроме знакомого привкуса провинциального арт-хауса. Но чб здесь просто удивительное.
Я люблю жанр хоррор и мистику, фольклор, авторское фильмы и визуальные изыски в кино. Такое бывает редко, но всё же рождаются картины, где эти элементы сочетаются. И не безвкусно, а в наилучшем свете. Например, «Ведьма» и российский «Небесные жены луговых мари».
Теперь у нас есть фильм «Ноябрь». И это шедевр. Снял его эстонский режиссер Райнер Сарнет, а камерой оперировал Март Таниэль, который за этот фильм был выдвинут на престижную номинацию старейшим и почётным американским сообществом операторов ASC. В номинации вместе с Таниэлем в 2017 году участвовали люди небезызвестные, например Дан Лаустсен «Форма воды», Роджер Дикинс «Бегущий по лезвию 2049», Хойте Ван Хойтема «Дюнкерк», Мате Хербаи «О теле и душе», Михаил Кричман «Нелюбовь» и другие.
К чему это я? А к тому, что фильм поразительно красиво снят. Почти каждый его монохромный кадр можно не глядя распечатывать и закидывать на фотовыставку или же вешать на стену в комнату для услады эстетствующих натур. Ещё он всколыхивает воспоминания о кукольных кошмарах Яна Шванкмайера, а иногда напоминает сюрреализм Гая Мэддина.
О фильме. Он странный. Он не страшный, он жуткий. Как бабушкины деревенские истории про голоса из тумана, или волосатую руку, что гладит гостей, которые спят на той кровати, или про тени в полночь, которые воруют из дома серебро, а если их уколоть чем-то острым, завоют и окрасят стены настоящей кровью. Вся хоррорсоставляющая фильма вскормлена на фольклоре, на безотчётном страхе перед угрюмым иномирьем — выходцами с того света, бытовой магией, кладбищенскими историями. А ещё на невместимой тоске, которая чуть ли не до слез взбалтывает что-то внутри, когда прикасаешься с тому — ветхому, деревенскому, архаичному, фольклорному.
Всё это есть в фильме «Ноябрь», и многое более того:
- народные големы («кратты»), которые делают за крестьян любую работу, взамен требуя своему хозяину, чёрту с перекрёстка, плату всего лишь жизнью и душой;
- моровая дева, несущая поцелуями чуму, которая оборачивается то козочкой то чёрной свиньёй;
- любовный треугольник девушки-оборотня, деревенского олуха, продавшего на перекрестке душу, и немецкой графини-лунатички, которая только и ждёт, чтобы самоубиться;
- процессии покойников в потрясающе красивых сценах ночного старого кладбища;
- водный демон-снеговик, философ и эстет, который выдаёт красивейшие сентенции о жизни в духе восточных мудрецов;
- и ещё много всего странного, жуткого и даже смешного.
Если кто-нибудь читал этнографические сборники о бытовой магии, колдовстве в русской деревне, то будет приятно удивлён соответствиями и схожими мотивами эзотерических принципов у эстонцев и русских. Перекрёстки, черти, демоны-слуги, требующие работы, оборотничество, символ бани и т. д. Это не выдумки автора фильма, а реально существующий пласт верований, который сцепляет собой разные века и разные культуры.
Это и магический реализм, и оккультный сюр, и притча, и метафора, и артхаус, и стенография фольклорных символов, и просто красивейшее кино от постера до финальных титров, чудовищно стильных.
Смотрел глубокой ночью, в темноте. Потом лёг спать и сон продолжил фильма. Визуально и сюжетно. Это было что-то.
10 из 10
Итак услышав про необычный фильм «ноябрь» я решил ознакомиться с ним в одну ноябрьскую ночь. Фильм привел меня в полный восторг, но скажу сразу снят он на любителя.
Мистических фильмов чье действие происходит в деревне великое множество, как и фильмов которые как говорят основаны на фольклоре. Но как правило на поверку оказывается что это просто антураж и по сути они ничем не отличаются от попсовых хорроров.
Здесь же удалось создать визуальное полотно архаичного деревенского мистицизма. Да вы увидите призраков, но они не будут вылезать из колодцев или материализовываться после мигания лампочки и скрежета электричества. Здесь духи предков просто приходят навестить родных в один из древних ключевых праздников. И всё это не выглядит потусторонним и нереальным, наоборот это смотрится как реальность в глазах европейцев живших ещё полтора века назад. Для этих людей забота о том, как бы откормить свинью и успеть сыграть свадьбу также реальна, как и забота о подготовке бани и стола к приходу умерших предков.
На мой взгляд создатели попали в десятку изображая деревенских людей и их веру (т. е. двоеверие) и восприятие окружающего мира и его потаённых сторон. Приезжая в деревню барон видит сначала ревностных католиков, но оказывается что люди приходят за просвирками для магических целей, и помощница пастора удивляется что такие простые вещи приходится объяснять знатному человеку.
Если говорить о картинке то единственное что мне не понравилось это гротескная растрепанность и грязные лица, хотя по мере просмотра становится понятным что это скорее делается для подчеркивания контраста, чем из-за желания унизить деревенских жителей, все остальное понравилось и даже стилизация под ч/б фильм не выглядела лишней.
Порой может показаться что в фильм затянут но с другой стороны за эти 110 минут вы увидите столько всего невероятного что скучать не придется! Отдельно хочу отметить присутствие в фильме кратта (магического существа из эстонской традиции про которого не каждый любитель фольклора слышал) уверен, что любителям экзотики этот образ должен понравиться.
Местами может показаться, что фильм чернушный, но сквозь этот мрак всё равно проглядывает доброта и своеобразная и не всегда понятная забота о ближнем. Лично для меня этот фильм стал эталоном того как делать фильмы на основе фольклора, и за невероятное магическое путешествие ставлю ему
10 из 10
На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Ноябрь 2017 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.
Конец XIX века, бедное эстонское село. Доведенные до отчаяния тяжелыми условиями жизни местные жители продают душу Сатане, чтобы тот оживлял им в помощь краттов - сделанных из подручных материалов существ. Крестьянская девушка Лиина уже готова пойти к ведьме, лишь бы её возлюбленный, сельский парень Ханс, посмотрел на неё. А сам Ханс устраивается надсмотрщиком в поместье, чтобы почаще видеть хозяйскую дочь.
Ноябрь / November 2017, Нидерланды, ужасы, фэнтези, драма, мелодрама