Галерея
Интересные факты 5
Актеры 35
Съемочная группа 8
Рекомендуем 13
Похожие 24
Отзывы к
фильму
23
Летне-зимняя сказка Александра Роу
К съёмкам «Морозко» Александр Роу подошёл, имея богатый опыт. Уже успели выйти в прокат «Марья-искусница», «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Королевство кривых зеркал», малоизвестная «Тайна горного озера» и, конечно же, «Кащей Бессмертный». Но с 1964 года фильмы Роу становятся, так сказать, более народными. Начиная с «Морозко» киносказки режиссёра не обходятся без участия приветливой сказительницы (Анастасия Зуева), которая встречает зрителей из окна красивой избушки. Предоставив зрителям возможность почувствовать атмосферу далёкой деревни, режиссёр открывает перед ними тайны в удивительный, магический мир.
Однако, приступая к просмотру, зрители какое-то время будут удивлённо поднимать брови. Дело в том, что фильм, опираясь на сказку про Морозко, воплощает ожидаемый сюжет только в своей второй половине. Первая же посвящена другой истории, которая происходит летом и задействует совсем других персонажей. Многие, посмотрев «Морозко», вспоминают в первую очередь не зиму и не злющую мачеху, а натурального оборотня, в которого Старичок-Боровичок превращает слишком горделивого юношу. Аплодирую режиссёру: получилось отлично! Подчёркивая русскую основу сюжета, Роу показывает нам не волкодлака, а медвежьего оборотня, ведь, как мы знаем, оборотни обычно воплощали людской страх перед самыми опасными хищниками. Большим сюрпризом для меня стало то, что Боровичка играет актриса. Да-да, под грибной шляпой скрывается Галина Борисова. Голос же принадлежит Михаилу Яншину, и выбор актёра, на мой взгляд, идеальный.
Работая над «летней» частью фильма, Роу, видимо, вошёл в такой азарт, что атмосфера загадочной лесной чащи оставляет даже больше положительных впечатлений, чем вторая, «зимняя» часть, где появляется виновник торжества. На самом деле это парадокс и вместе с тем главный недостаток ленты: Морозко мало того, что нечасто появляется на экране, так ещё и отсутствует в финале. Но даже редких появлений хватило, чтобы Александр Хвыля (уже знакомый зрителям по образу Чуба из «Вечеров на хуторе») стал Дедом Морозом номер один. Представить на его месте другого актёра практически невозможно! То же самое касается Веры Алтайской. Актрисе уже трижды доводилось играть в фильмах Роу омерзительных тётушек и старушек, но в «Морозко» её героиня появляется чаще обычного, поэтому дурная слава закрепилась за ней как хвост за ведьмой. И судя по всему, Роу после «Морозко» начала грызть совесть, поэтому в своём следующем фильме он решил улучшить репутацию актрисы. Впрочем, это к делу уже не относится.
Гораздо интереснее обсудить Георгия Милляра, который принимает в «Морозко» свой самый знаменитый образ. Четверть века назад, в «Василисе Прекрасной», актёр уже играл Бабу-Ягу, но там была другая, более мрачная концепция, позволявшая лишь частично раскрыть самую прославленную славянскую ведьму. Такие атрибуты как ступа с метлой и избушка на курьих ножках именно в «Морозко» демонстрируются во всей своей красе. Кроме того, характер Яги стал заметно добрее. Если подумать, это колоссальное достижение: благодаря Милляру Яга впервые за сотни лет стала восприниматься как забавная и не такая уж страшная старушка. Правда, оживающие деревья возле её избушки — это те ещё монстры. Достойные конкуренты оборотню из этого же фильма. Эх, вот бы Роу доверили настоящий ужастик!..
Что в итоге. Плюсы «Морозко» глупо отрицать. Это знаковый фильм не только для Роу, но и вообще для русской культуры. Однако надо признать: повествование выглядит очень разнородно. Старичок-Боровичок, Морозко и Баба-Яга великолепны, вот только жаль, что все трое существуют обособленно, несмотря на ограниченность общей локации. Возникает невольный вопрос: а что с ними происходит за кадром? Как ведут себя эти персонажи, скажем, при смене времени года? Возможно, такие вопросы посыпались на Роу от зрителей, поэтому в следующем фильме он показал… а впрочем, об этом не здесь.
8 из 10
P. S. Как кошатник, я не могу простить то, что в этом фильме кот, в отличие от пса, олицетворяет что-то плохое. Несправедливо!
Мой кинематограф!
Я и спать не могу!
Я и жрать не могу…
(примерно 55-ая минута фильма)
Морозко
Милляр – золото! Просто прочувствуйте – “Котик ты мой котик, тепленький животик, черная спинка, шелкова шерстинка”. Шикарно, сразу выдаем Милляру “Оскар” за лучшую роль второго плана. Георгий Францевич играет на запредельном уровне. Баба Яга от Милляра – влюбляет в себя с первых минут. Каждая ее фраза – бьет точно в цель.
Ребят, это уже моя девятая рецензия на гениального сказочника Александра Роу. Ну, люблю я его, хоть ты тресни. Удивительный постановщик. Если можно так выразиться, самый главный волшебник советского кинематографа (при всем уважении к другим сказочникам, например, к Птушко). Премьера “Морозко” состоялась в 1965 году.
Только сейчас узнал, оказывается, Роу не был первым, кто экранизировал “Морозко”. Существует еще одна версия от некоего Юрия Желябужского. Снимал он ее в далеком 1924 году. Но, у Юрия была именно черно-белая немая короткометражка (в интернете можно найти небольшой фрагмент).
Возвращаясь к полнометражной картине Александра Роу. “Морозко” до сих пор зачаровывает. Нестареющая классика. Включил специально отреставрированный вариант – фантастика! Яркая, атмосферная и красивая сказка. Вернулся на полтора часа в детство. О чем речь, такие вещи знать надо, а-хи-хи.
Великолепный актерский ансамбль (про Милляра сказал выше) – Наталья Седых в роли Настеньки, Инна Чурикова в роли Марфуши (мамаш, ты ей брови-то замажь), Анатолий Кубацкий в роли атамана разбойников, Александр Хвыля в роли самого Морозко и др. Любопытный факт, многие из этих актеров уже сотрудничали с Роу и до “Морозко”.
Судя по гигантскому кол-ву оценок (первая сказка Роу, которая перевалила за 100 тыс. голосов), перед нами самая известная работа Александра Роу. Плюс, довольно высокий рейтинг (за 8). Вполне заслуженно, чего уж там. Т.е. люди не забывают “Морозко”, периодически пересматривают.
Рекомендую (как взрослым, так и детям)!
P.S.
Зарубежные киноманы (с IMDB) фильм раскритиковали (почитайте отзывы, сплошная дичь). Почему? Потому что это наше кино на все сто процентов. Угу, им просто не понять.
8,5 из 10
При обсуждении «Морозко» меня всегда удивляли претензии к Настеньке как к плохому объекту для подражания. Дескать, нежизнеспособная она, как, впрочем, и ее папенька. И я даже согласна с подобным утверждением! Только вот воспринимать героев книги или фильма как образцы поведения в современной реальной жизни допустимо максимум дошкольнику, человек постарше должен уже понимать, что помимо нравоучительных басен в мире существуют и другие художественные формы...
«Морозко» - это сказка! Этим сказано все. Это такой компот из забытых мифов, легенд о происхождении допотопных традиций и бытовых подробностей стародавних времён, что подходить к ней с теми же мерками, что и к бытовому рассказу о наших современниках просто нелепо! Конкретно в «Морозко» мы видим и следы дивной традиции избавляться в голодные годы от лишних детей, и инициационные мифы, и мучительный переход к патриархату. Пропп в Фрэзером ещё бы что-нибудь интересное обнаружили. И именно эти элементы и образуют сюжетную основу сказки, и определяют характеры и поведение героев. А зачем тогда тащить в современность подобную окаменелость? Да потому, что память - это единственная доступная человеку форма бессмертия. Пока мы помним старые сказки, люди, создававшие их, всё еще живы.
В «Морозко» надо просто наслаждаться тем, как художественно выполнен пересказ этой истории. А выполнен он просто прекрасно! Здесь действительно воссоздан мир русской сказки со всей свойственной любой сказке яркостью, избыточностью и лубочностью. Здесь и красавицы в кокошниках посередь летнего рабочего дня, и огромные белые грибы как на картинке, и терема среди заснеженных лесов, и избушки на курьих ножках. Кстати, трухлявые пни вокруг избушки Роу удались гораздо более симптичными, чем трухлявые пни Джексона, хотя те-то, исходя из прекрасного текста первоисточника, должны быть не просто симпатичными, а прямо-таки красивыми.
Актёры здесь тоже все на месте. Да, положительные персонажи в любой сказке о герое-искателе будут одномерными. И что? Зато всех Иванов-Царевичей из всех читанных мной позднее сказок я представляла себе с лицом именно этого Ивана. Больно уж подходящая для царевича у него физиономия. И Морозко тоже вполне на своём месте. Ну он же просто классический волшебный даритель, какой особый психологизм вам нужен при раскрытии этого персонажа? Ну а уж отрицательные персонажи - это вообще отдельная песня и отдельная сказка. Баба Яга в исполнении Милляра и Марфушенька Инны Чуриковой одни могли бы сделать этот фильм, даже если бы всё остальное было из рук вон плохо. Марфушенька вообще, наверно, самая лучшая и самая яркая роль Чуриковой.
В результате у Роу получился яркий праздничный новогодний фильм, который не надоедает при сотом просмотре, потому что позволяет отрешиться от повседневных забот.
'Морозко' - замечательная новогодняя сказка. Это наш, славянский фольклор. Это наше, славянское фэнтези. Мои любимые, к слову, жанры.
Фильм снят хорошо: яркая картинка, отлично переданный дух древнерусской деревни, ненавязчивая мораль, настоящая суровая и вместе с тем сказочная зима, колоритные персонажи.
Иванушка изначально показан нам высокомерным и самовлюблённым типом, в голове которого происходит переоценка ценностей только опосля того, как он сталкивается с большими проблемами и трудностями.
Настя благодаря своей доброте душевной обретает счастье, в то время как её сестра, блестяще исполненная Чуриковой (наглая, капризная, злая), остаётся у разбитого корыта. Как и её коварная и меркантильная мать.
Отец Насти - 'тряпка', которая не в силах сказать 'нет' своей упивающейся властью жене, тоже несколько реабилитируется.
Не буду расписывать, чему учит эта сказка. Это слишком очевидно. Это то, что нужно посмотреть в раннем возрасте, чтобы понять и воспринять, потому что учиться доброте и неравнодушию в зрелости уже трудно, а иногда и невозможно.
Понравилось и музыкальное сопровождение, и песня Насти 'Сиротка'. В исполнении Бичевской звучит куда хуже, кстати. Как-то не в тему, что ли...
'Морозко' не понравится циникам, они найдут, над чем похохотать, что и доказывают некоторые рецензии, которые увидел. Смеяться над наивным, чистым несложно, ума здесь не надо. Эта сказка для людей, умеющих сопереживать и чувствовать. А остальным и смотреть на стоит, зачем время тратить.
Тут есть и волшебство, и фразочки, которые разобрали на цитаты, и очаровательный пёс Тяпа (понравился мне больше всего, пожалуй). В общем, 'Морозко' - хорошее новогоднее фэнтези, которое можно смотреть в любое время года.
8 из 10
На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Морозко 1965 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.
Жила-была хорошая добрая девушка Настенька. Злая мачеха заставляла ее работать, не давая продыху. Однажды она решила избавиться от падчерицы и отправила ту замерзать в зимний лес. В этих же краях жил паренек Иван. Он полюбил Настеньку, да вот только был он большим хвастуном, потому лесной колдун и превратил его в медведя.
Морозко / Morozko 1964, СССР, детский, комедия, мелодрама, семейный, фэнтези