Тема

Tema

1979, СССР, драма, комедия, мелодрама

В поисках вдохновения и новых тем известный столичный писатель отправляется в провинцию. Неожиданно для себя он обнаруживает, что здесь люди живут совсем иначе, чем в привычном ему мире. Став невольным свидетелем подлинной любовной драмы, герой вдруг понимает, что в его жизни и творчестве не хватает самого главного.

HD
  1ч 38м КиноПоиск  7.4 IMDb  7.3
Фильм Тема online на emblix

Галерея

Интересные факты 5

В 1978 году руководство Госкино приступило к поискам режиссёра, который возьмётся за художественный фильм, разоблачающий диссидентов и эмигрантов. От кресла режиссёра отказались Никита Михалков и Николай Губенко. Осознав безвыходность положения, чиновники уговорили небезызвестного постановщика Глеба Панфилова, согласившегося только при условии, что сценарий вместе с ним напишет его друг Александр Червинский.
Выбирая актёра на главную роль, драматурга Кима Есенина, Панфилов колебался и многим отказывал. В частности, одним из ключевых претендентов на это место был Иннокентий Смоктуновский, но режиссёр посчитал это «слишком поверхностным решением». Также рассматривалась кандидатура Алексея Баталова. Но в итоге был утверждён народный артист Михаил Ульянов, невероятно удивлённый тем, что Панфилов выбрал именно его.
В августе 1979 года, незадолго до 11-го Московского кинофестиваля, в кинокругах заговорили о том, что режиссёр Глеб Панфилов завершил работу над новой неоднозначной картиной. Панфилов действительно, наконец, закончил сьёмки «Темы» и для закрытых просмотров созвал строго ближайших друзей. Вслед за этим последовали критикующие фильм письма, пришедшие в ЦК КПСС, и его показы высшим членам Политбюро. Результат — «Тему» «положили на полку».
Невзирая на обещания председателя Госкино Филиппа Ермаша в ближайшее время «протолкнуть фильм на экран», зрители ничего не знали о нем вплоть до 17 июня 1986 года — дня, когда состоялась долгожданная премьера в московском Доме кино. Сразу же посыпались многочисленные, диаметрально противоположные мнения — критики практически единодушно давали «Теме» положительные оценки, простым зрителям же он показался чересчур мудрёным и сложным. Юрий Нагибин, к примеру, как и Евгений Евтушенко, заявил, что не знает таких писателей, как Ким Есенин. Как позже рассказывал Панфилов, в разговоре с ним Евтушенко предсказал прокатную судьбу картины еще до ее выхода на экраны.
Актеры 7
Съемочная группа 10
Похожие 19
Фильм Касабланка online на emblix
1942, США, военный, драма, мелодрама
Фильм Всё о Еве online на emblix
1950, США, драма
Фильм Влюбленный Шекспир online на emblix
1998, США, драма, комедия, мелодрама
Фильм Любовь по правилам и без online на emblix
2003, США, драма, комедия, мелодрама
Фильм Газонокосильщик online на emblix
1992, США, ужасы, фантастика
Фильм Прах Анджелы online на emblix
1999, США, драма
Фильм Пули над Бродвеем online на emblix
1994, США, драма, комедия
Фильм Где-то во времени online на emblix
1980, США, драма, мелодрама, фэнтези
Фильм Смертельная ловушка online на emblix
1982, США, детектив, комедия, криминал, триллер
Фильм Гадкий я online на emblix
2010, США, мультфильм, комедия, фэнтези, семейный
Фильм Отличница лёгкого поведения online на emblix
2010, США, драма, комедия, мелодрама
Фильм Человек из Ла Манчи online на emblix
1972, США, приключения, комедия, драма, музыка
Фильм Развод Надера и Симин online на emblix
2011, Иран, детектив, драма
Фильм Диктатор online на emblix
2012, США, комедия
Фильм Живое online на emblix
2017, США, триллер, ужасы, фантастика
Фильм Атлантика online на emblix
2019, Франция, драма
Фильм 40-летняя версия online на emblix
2020, США, комедия, драма
Фильм Проклятый дом 4	 online на emblix
2020, Великобритания, ужасы, триллер

Отзывы к фильму 11

Ваша оценка
Ваша рецензия о фильме
Нам обязательно нужно Ваше имя, ник или ...

Пролежавшая на «полке» восемь лет «Тема» выразила наиболее бескомпромиссно и прямолинейно все то, что тысячи советских интеллигентов мечтали сказать о «застое». Относительное материальное благополучие и мещанская сытость, лицемерие и двойная мораль, полное забвение обществом идеализма первых лет Советской власти и «оттепели», разочарование в «реальном социализме», геронтократия и партийный маразм — все что мы знаем по книгам Аксенова, Довлатова, Вампилова, обоих Ерофеевых, Сорокина, на экран почти не имело доступа. Панфилов в данной картине отдувается за всех, кто, будучи с кляпом во рту, не имел возможности снимать то, что хотел. По этой причине «Тема» получилась несколько злобной, персонажи в большинстве своем — карикатурно уродливыми до омерзения, а внутренний монолог главного героя стал избыточным приемом для разжевывание режиссерского замысла.

Смотря «Тему» сейчас, спустя сорок лет после окончания ее съемок и более чем тридцать после триумфа на Берлинском МКФ, пусть и нехотя отмечаешь ее несовершенство, желание создателей как можно смачнее плюнуть в партийные морды, как можно жестче обличить приспособленчество и конформизм. По этой причине лента Панфилова не совсем удачно балансирует между драмой и комедией: героям, прежде всего Киму Есенину, невозможно сочувствовать (хотя совесть его и гложет, и он еще не совсем мертв в отличие от нелепо уродливого Панщина), персонажам более бы подошел формат фарса, чем драматического нарратива. Режиссер это понимает, потому интонационно «Тема» и неоднородна, Панфилов никак не может понять в какой манере рассказать выбранную им историю.

Как всегда у Панфилова, начиная с дебюта, не обошлось и без героев идеалистов, оттеняющих мерзотность «застойных» конформистов, но последние получились выпуклыми, живыми, а первые — блеклыми и идеальными. Хотя лучшая сцена фильма — беседа-спор героев Чуриковой и Любшина, неподдельно экспрессивно и драматично показывающая трагедию эмиграции и диссидентства в СССР, и выводит героев идеалистов из ореола святости и изображает их страдающими носителями совести в мире тотальной бессовестности. Как известно, Панфилову после удачного проката «Прошу слова» предложили снять разоблачающий фильм о диссидентах, но он согласился при условии, что ему не будут мешать ни на стадии сценария, ни на стадии съемок.

В результате диссидентская тема стала подводной, подразумеваемой, но названной в полную силу лишь в финале, благодаря чему картина Панфилова приобрела нерв, напряжение, силу и престала быть только лишь карикатурой на приспособленцев, а режиссер выстроил, как умелый мастер, структурную оппозицию конформизм / диссидентство. Как говорит задыхающийся от гнева безымянный герой Любшина: «Лучше умереть от тоски там, чем от ненависти здесь». Эти слова — ключ к причудливому шифру «Темы», ведь в ней разжеваны лишь мотивы Кима Есенина, но не остальных. «Застой» не просто убил социальный идеализм и поставил вне закона его адептов, он еще и купировал любую внятную критику системы, заменив ее лакировкой и соцреалистической «борьбой хорошего с лучшим», что и стало одной из причин быстрого распада советской системы, ее гниения и разложения.

«Тема» была запрещена на самом высоком уровне не только потому, что в ней разглядели крамолу: ведь она была очевидно и прямолинейно подана, ее было трудно не заметить, но еще и потому, что на этот раз те, кто противостоял «недостаткам» советской системы, были гораздо слабее и показаны не такими волевыми людьми, как Таня Теткина, Паша Строганова или Елизавета Уварова. Инна Чурикова особенно в своем споре-поединке с героем Любшина просто прекрасна — это уже не победительница житейских неурядиц, как героиня «Прошу слова», а духовно надломленный человек. Важно также и то, что для того, чтобы фильм прошел, Панфилов использует образ забытого поэта Чижикова и вдохновенный рассказ о нем Саши в качестве этического противовеса лжи и мерзости окружающего конформизма.

С другой стороны, может автор этих строк и не прав, может быть Панфилов верил в социализм когда-то и надеялся на преодоление его недостатков, как бумажный солдат из песни Окуджавы? Кто знает… Важно другое, что путь Глеба Панфилова как художника, как подлинно русского режиссера, связанного с традицией отечественной классической литературы, — это путь в луче совести, когда ложь и иллюзии постепенно сжигались светом открывающихся истин, которые Советская власть хотела похоронить и предать забвению. По этой причине «Тема» сейчас и воспринимается как комплексная критика не только «застоя», но и всей советской системы, хотя, быть может, она и планировалась лишь как обличение ее «отдельных недостатков»: конформизма, мещанства и приспособленчества.

На долгие годы, если не навсегда, в истории кино эта картина останется прежде всего своими объемными, подлинно гениальными актерскими работами — прежде всего, конечно, Ульянова, который вскоре войдет вновь в ту же реку омерзительно уродливого типажа у Михалкова в «Без свидетелей» (даже его подробный, по-толстовски разжевывающий все мотивы закадровый монолог в «Теме» — пример удивительного исполнительского мастерства), но также и Весника, Селезневой, даже несколько правдорубно идеального Никоненко и, конечно, Чуриковой — настоящего нравственного маяка панфиловского кинематографа.

Одним словом, как бы не казалась сегодня «Тема» формально несовершенной, где-то прямолинейно жесткой, где-то скрытой критикой «застоя», — это настоящая веха в истории не только творчества Глеба Панфилова, но и всего советского кино, потому для меня удивительно, что в список «Ста лучших отечественных фильмов по мнению Гильдии киноведов и кинокритиков России» вошла не «Тема», а конъюнктурная (правда не в целом, а частично) лента «Прошу слова». «Тема» — подлинный фильм «морального беспокойства», как лучшие образцы польского кино (вышедший, кстати, почти одновременно с «Без наркоза» Вайды), ибо она критикует советский универсум не идеологически, а с позиций нравственности и совести — слов, забытых эрой «застойного» мещанского благополучия, кумовства и приспособленчества. Впору пересмотреть «Тему» в нашу эру нового «застоя» и стабильности — может быть, чему-нибудь научимся.

Время от времени в научных сообществах социологов и политологов вспыхивают споры, граждане мы уже или всё ещё население, или того хуже — трудовой ресурс для эксплуататорского класса…

Хотите заглянуть ближе к корням и понять, что в фильме режиссёра Глеба Панфилова нашла такого советская цензура, чтобы попытаться его сгноить на полках? Тогда вам сюда, и не ждите беготни и интрижек. Тут всё по-взрослому.

Такие дела: официально признанный властитель дум в творческом и мировоззренческом кризисе, и едет он в глубинку за темой, а находит душевное зеркало. Попытка разглядет в этом воображаемом зеркале себя оказывается настолько болезненной, что размышления о традиционных понятиях, о нравственности и чести чуть не губят героя фильма. В оригинальной версии таки губили, но пришлось переснимать, чтобы не нервировать геронтократию.

Ульянов смог так показать процесс, что фильм герою и зрителю предъявляет властителя дум шиворот навыворот — так открывается для домысливания широкая тема для трезвых оценок, отчего, видимо, и озверела цензура, чуть не лишив зрителя сильной драмы навсегда.

Если верить киноанналам, этот фильм власти задумывали, чтобы потормошить общество и заставить невзлюбить диссидентов-русофилов, хотя на вид в сценарии цеплялась тема диссидентов-западников, вострящих лыжи за бугор. Панфилов, насколько известно, согласился снимать антидиссидентское кино с условием, что сам выберет сценарий.

Работу долго не могли всучить никому из мэтров, а когда Панфилов фильм сдавал, оказалось, что он намного глубже, чем ожидавшийся агитпроп для полоскания советских мозгов. Даже согласие автора почикать кино и наснимать много вариантов финала не спасло картину от консервации.

Если верить историкам и знатокам тайн СССР, диссидентский политический сценарий для страны и кремлёвских старцев был выдуман группировкой Андропова для бурного роста штатов КГБ и возвращения гэбистов с ЦК и политбюро.

Считалось, он был направлен, главным образом, против более опасных русо-дисседентов, а не против западников, чем и объясняется такая судьба картины, после расконсервирования даже получившей престижные награды, но так и не понятой массовой советской публикой.

К слову, до публики фильм дошёл в софт-версии и уже в послеандроповские времена. И оказался он опоздавшим, а от официальной премьеры до гибели СССР оставалась всего одна пятилетка.

6 из 10

Режиссёр хотел кричать, но сдерживал сам себя. Оттого и показать решился только «позитивных» интеллигентов: увлеченных творчеством, никого не подсиживающих, следящих за своей внешностью и живущих в чистых, убранных квартирах, похожих на музей.

Реализм просочился в фильм в одной лишь сцене с Ульяновым в телефонной будке, когда он совершенно «по-народному», грубо и истерично говорит с женой о своем сыне — как будто о домашнем животном, которое, извините, диван испачкало, а не как о человеке со своими мыслями и чувствами.

Я не знаю, вкладывал ли режиссёр в эту сцену особый смысл, или она была снята «без умысла», но эта сцена настолько точно показала царящее в обществе неуважение людей друг к другу! Ким предстает перед Сашей — или пытается быть — этаким престарелым идальго, а своей семье он показывает истинное лицо обычного домостроевца.

Весь остальной фильм мне показался блеклым. Да, Чурикова играет очень искренне, но этот персонаж как будто фильм перепутал и попал не в постановку по Островскому, а куда-то не туда.

И да, я, конечно, не была в Суздале, но, обитель пожилой дамы мне показалась подозрительно роскошной для её положения и перестроечного времени. А вот квартира Саши более реалистична: типичная многоквартирная серая коробка, где она, видимо, каждый раз после работы вынуждена спускаться с небес на землю.

Александр Червинский, в соавторстве с Глебом Панфиловым написавший сценарий «Темы» определяет картину так: «Фильм снят о самом главном: всерьез ли мы живем, всерьез ли относимся к самим себе?». Со своей стороны, я трактую это моей личной теорией «маркитанства». Как часто в жизни мы «маркитаним», то есть бываем не до конца честными даже сами с собой, выдавая окружающим за объективную правду о себе лишь самообман. Большинство людей страдает именно от этого. От этого же страдает и герой «Темы» Ким Есенин (М. Ульянов). Но в тоже время, честность это не путь к счастью, как это не печально. Саша Николаева (Инна Чурикова) и Бородатый (С. Любшин) страдают за свою правду, за свою «тему».

Смысл картины оправдывает лаконичность ее художественного решения. В фильме нет ярких красок, живописных интерьеров. Этого не нужно, все это пустое. В сценарии все указывает на естественную простоту окружающего мира. Время года — зима. Все вокруг белое, чистое. Жизнь можно начать с такого же чистого листа, что и пытается сделать главный герой картины.

Следует отметить, что существенных расхождений в фильме и в сценарии нет. Все дело скорее в оттенках, в интонациях. Разве что финал в фильме более оптимистичен.

После последнего кадра появляется название картины крупными буквами во весь экран: Т Е М А. Герой очистился, осознал всю неправду своей жизни и обрел тему творчества, граничащую с новым образом своей прежней жизни, более честным, более понятным. Вполне справедливо, что режиссер дает шанс Киму воплотить все свои чаяния в реальность. Как часто в минуту просветления мы даем себе высокопарные обещания, и даже пытаемся их выполнять, но жизнь задает свой ритм, диктует свои правила. Колоссальных усилий стоит плыть против течения, не быть «как все», ежедневно доказывать свое право на самобытность суждений, и сложнее всего быть в мире с самим собой, особенно в моменты осознанного «прогибания» под общественное мнение. Поэтому в картине герой и получает этот шанс, доказать, что после полувекового состояния «казаться», он может «быть».

Есть и забавные детали. Так дочь Кима в сценарии внезапно улетевшая в Сочи, в фильме превратилась… в сына, бросившего институт ради музыкальной карьеры (ВИА тогда были на пике своего развития). С чем это связано? И так, и так становится понятно, что с бывшей женой (с которой Ким говорит по телефону в минуту приступа внутреннего одиночества, и от нее узнает о судьбе своего дитя) у него не очень хорошие сложились отношения (хотя в драматургии она выведена помягче, сперва даже на миг откликнувшейся на призыв Есенина — опять тонко, в виде оговорки). Да и с ребенком контакт все больше напоминает схему «деньги выслал — и привет!». Так зачем же нужен этот музыкальный сын? Уж не связано ли эта трансформация с главной музыкальной темой (это не каламбур) фильма? Кто же ее исполняет? Уж не сын ли режиссера, со своим ВИА «Апельсин»? А что, все очень даже удачно складывается. И проблема взаимосвязи поколений усиливается, и фильм более органичным получается, доказывая, что коллективный (и часто родственный) характер кинопроизводства приносит свой вклад в художественную целостность и ценность картины (актерский гений Инны Чуриковой здесь даже не обсуждается).

Режиссер (художники и гример конечно тоже) создали очень точный образ Саши. Признаюсь, что первые секунды я не узнавал Чурикову: эти выщипанные брови, огромная меховая шапка, элегантное шерстяное платье, приятный французский — все это признаки парижской дамы. Но Саша слишком любит Россию (это раскрывается в ее последнем разговоре с Бородатым), и она не хочет быть похожей ни на француженку, ни на американку, ни на кого-либо еще. Ведь хороший вкус есть (был) и у советских женщин, и миф ширпотреба развевается здесь полностью. Все зависит от человека, от его внутреннего содержания, а не от очередей в магазине и «своих» людей в различных учреждениях. Не даром, Саша выигрывает автомобиль не в карты (как шутит Ким) а обыкновенно (читай невозможно) в лотерею, за 30 копеек.

О диалогах. Они составляют большую часть сценария, да и картины тоже (отсюда мнимая театральность). Описательная часть минимальна. Но места действия этих разговоров более чем символичны. Дорога, Дом, Кладбище, Дом, Дорога — это ключевые моменты картины, они настолько архетипичны, что не нуждаются в подробных описаниях или декорациях. Они отсылают к двум основным состояниям человеческого существования, которых он не может избежать: рождение и смерть. Драматург точно вплетает сюда «необязательное», но так нами любимое состояние — Жизнь. Дороги — это переходные линии (приход/уход), а в домах учительницы и Саши происходят самые важные открытия героев, они понимают свои ошибки, «прозревают» в каких-то очень важных вещах.

Возвращаясь к свободной теме, хотелось бы вспомнить фильм «Три цвета: синий» Кшиштофа Кесьлевского, в котором понятие «свобода» трактуется через одиночество. Как это точно. Свободным человек может быть только тотально одинокий. Но будет ли он счастлив? Да, зачастую даже присутствие большого количества людей, среди них и близкие, и родные не избавляет от этого щемящего чувства внутри: «Как же я одинок!». Творческим людям еще тяжелее. Панфиловский Чижик, сидя на своей пожарной вышке, рассуждает о своем одиночестве, как о глобальной проблеме человека, «бедного гения». Саша Николаева остро чувствует чужую боль, сострадает даже недоброжелателям своего любимого человека, из-за которых она его и теряет. Его, с кем она не была одинока. Ким Есенин со всеми своими регалиями (одна фамилия чего стоит!), преданной Светой, бывшей, но все же семьей, понимает, что он одинок. И если одиночества не избежать, то нужно стремится к его преодолению внутри себя, осознавая свою свободу при этом, как временное, но бесценное состояние. Это может стать главной темой жизни любого человека.

10 из 10

На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Тема 1979 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.

В поисках вдохновения и новых тем известный столичный писатель отправляется в провинцию. Неожиданно для себя он обнаруживает, что здесь люди живут совсем иначе, чем в привычном ему мире. Став невольным свидетелем подлинной любовной драмы, герой вдруг понимает, что в его жизни и творчестве не хватает самого главного.

Тема / Tema 1979, СССР, драма, комедия, мелодрама