Галерея
Интересные факты 9
Актеры 8
Съемочная группа 16
Рекомендуем 15
Похожие 22
Отзывы к
фильму
20
Посмотрим правде в глаза: этот фильм непросто смотреть даже не потому, что это авторское кино насквозь, повсюду чувствуется влияние стиль режиссуры Бергмана, которое совпадает с медлительностью стиля Тарковского, удерживая зрительское внимание на череде красивых кадров, сделанных в красивой местности или красивой обстановке. Непросты для восприятия слишком частые философские дискуссии, в которые то и дело вступают герои фильма. Поражает обилие культурологических отсылок к русской литературе, да и в целом кино смотрится словно фильм-спектакль в чеховских традициях о роли денег в поддержании наднациональной культуры, где истинным «подводным течением» являются денежные потоки.
Главный герой — Айдын, актёр на пенсии, который живет в живописной Каппадокии и управляет высеченным в скале отелем, который он вместе с другой недвижимостью в окрестностях отеля унаследовал от отца. Айдын считает себя своего рода просвещенным феодалом, хотя некоторые малообразованные жители деревни готовы поспорить с данной просвещенной стороной, поскольку Айдын часто вступает в ожесточенный конфликт с теми, кто опаздывает с арендой. Среди них — суровый бывший заключенный Исмаил, который живет в полуразрушенном доме со своей женой, их сын Ильяс (который в начале фильма бросает камень в машину, в которой ехал Айдын) и его брат Хамди, заискивающий и услужливый местный имам. Исмаил появится ближе к финалу фильма в одной из лучших сцен, являющейся аллюзией на «Идиота» Достоевского, когда он демонстративно отвергнет и уничтожит ценный подарок, принесенный женой Айдына.
В отеле Айдын живет в основном со своей назойливой, недавно разведенной сестрой Неджла, жёсткой и способной помощницей Хидайет и молодой красавицей-женой Нихаль. Айдын и Нихаль, похоже, не очень хорошо ладят, и Нихаль пытается оживить свою скучную жизнь, участвуя в благотворительной работе в пользу разрушенных школ в этом районе — занятие, которое Айдын высмеивает. Неджла и Нихаль критикуют Айдына как высокомерного и самонадеянного. Он проводит большую часть времени в отеле, ведя колонку в местной газете (газету, которую никто не читает, по словам его сестры), и готовит том по истории турецкого театра.
В плане сюжета в фильме больше ничего не происходит, поскольку в основном речь идет об отношениях между различными персонажами. Персонажи узнаваемо настоящие, хотя ни один из них не очень симпатичный. Интересно, что существует четкое различие между светским мировоззрением Айдина и его ближайших родственников и консервативными ценностями бедных, религиозных сельских жителей, все женщины которых носят исламские шарфы.
В финале богач Айдын с ЧСВ размером с комплекс бога убивает на охоте зайца и приносит его жене. Вот сильно зайцем разживёшься… Сомнительная жертва-парафраз на чеховскую «Чайку» — это» истерический жест жажды сближения, но также знамение окончательного отхода от народа. Ведь турки по крови — бывшие хетты, заяц был их тотемом, священным животным. Длинные уши заячьи ли, ослиные, встречались на шапках царей даже много позднее, когда Анатолия представляла собой по словам древних греков «мусорную свалку народов», что даже отразилось в мифе про то, что «у царя Мидаса ослиные уши». И даже в 19 веке сохранилось несколько глухих деревень, где зайцев почитали и не охотились на них. Вот почему камера задерживается на агонии маленького, кроткого животного…
Не хочется рекомендовать этот фильм обычному кинозрителю, но тем, кто ценит сложные художественные фильмы, он наверняка понравится. Актёрская игра в нем феноменальна.
Имя Нури Бильге Джейлана постоянно было у нас на слуху. Этакий живой классик, отдувается за всю Турцию на международной арене, благодаря Каннскому кинофестивалю заработал весомый авторитет. Как мы поняли, является он большим поклонником русской литературы и бессмертных работ Андрея Тарковского. Посмотрев «Зимняя спячка», определённо можно не сомневаться в том, что русскую тоску с начинкой из выносимой тяжести бытия турецкий подданный вкусил с большим аппетитом. Видимо, все последующие (или предшествующие лучшему фильму Канн-2014) работы — а мы нацелились на них — стали прочными сосудами для хранения особенного нектара русской души.
Не берёмся судить, замечательно это или нет. Одно точно: творчество Нури Бильге Джейлана придётся по вкусу малому количеству зрителей. Не потому, что он снимает дремучий арт-хаус или полный сюр. Скорее, те мысли, которые режиссёр хочет передать посредством киноязыка, станут вмиг или постепенно понятны зрительскому кругу, привыкшему к так называемому созерцательному размышлению. Вот сидишь и сходу начинаешь задумываться о жизни на Земле, о месте во Вселенной, о собственном предназначении. Неважно, есть сюжет или нет, даже отсутствие оного представится идеальной возможностью для мыслей о высоком и больном. Вот чем больше хронометража, тем лучше для них.
Может показаться, что раз в «Зимняя спячка» маленький негодник бросил камень в стекло автомобиля, то после этого развернётся горячая история о наказании, мести, конфликте и трагедии. Будто эффект бабочки произойдет. На самом деле, инцидент окажется лишь одним из эпизодов, выстраивающих многомерную суть будней человеческих. Конечно, не рутинного толка. Здесь главный герой внезапно начинает интересоваться вещами, о которых доселе и слова не произносил. Персонажи вокруг искренне удивляются неподдельному интересу патриарха, в то время как он сам так же не может скрыть удивления. Потом пробуждаются из спячки пространные диалоги, в которых у каждого своя удобная правда.
Можно написать, что турецкое кино одновременно ни о чём и обо всём. Если азиатские творцы стараются исследовать и показать экзистенциальный путь героя изнутри наружу в сторону природы, окружающего мира, злейшего врага и чему-либо вообще, то русская среда становится подспорьем для глубокого самокопания до победного конца. И даже не всегда докапывается до дна, чтобы прийти к миру, покою и просто концу. Вот и в «Зимняя спячка» в диалогах персонажей через каждые 3—4 реплики рождаются новые вопросы, на которые не найти ответа. Ну, такой вот человек, такая вот женщина, мальчик вот будет молчать. Совершают поступки, которые не поддаются логике, но все равно идут напролом.
Не будем обманывать, во время просмотра были славные провалы в короткий сон (как никак свыше 3 часов продолжительности на ночь глядя). И, как ранее подмечали в одном здешнем тексте, проснувшись во время очередной беседы говорящих голов, не появляется ощущения, будто упустил нечто важное с желанием перекрутить фильм назад. В конце концов, главный герой сядет за написание книги, о чём объявил ещё в первый час повествования. А до того с эффектом слоу-мо проплывут разговоры о многом, когда и весело, и умно, и раздражающе, и тоскливо. Возможно, для кого-то это и великое кино о вечных темах, но для нас вряд ли. Кинематограф достаточно широк, поэтому у каждого свое кино.
Это такой фильм в манере постмодернизма — автор высказывается о том, что его волнует, оперируя своими сильными впечатлениями из произведений русской литературы.
Муж, иронично относящийся к самостоятельным стараниям жены заняться благотворительностью — это из Чехова. Стареющий герой, в прошлом успешный драматический актёр — почти Аркадина. Он же, в то же время, и профессор Серебряков, рассуждающий о жизни и имеющий молодую красивую и скучающую жену. Убитый зазря на прогулке-охоте заяц — почти незачем убитая Тригориным Чеховская чайка. Болезненная гордость безработного пьяницы, задолжавшего плату за жильё — ну это из Фёдора Михайловича, прямо из двух сразу произведений. Это вам и несчастный отставной штабс-капитан Снигирёв, униженный и погрязший в нужде, растаптывающий принесённые Алёшей Карамазовым крайне необходимые семье деньги, и сама Настасья Филиповна, бросающая деньги в огонь. Очень русские сложности характеров. В подтверждение — взирающие со стен чрезвычайно интересно декорированных комнат вырубленного в скале дома, огромные глаза героев из рисунков Ильи Глазунова по произведениям Достоевского. (Глазунов — это, пожалуй, единственное моё эстетическое расхождение с автором.) Кажется даже актриса, играющая главную героиню, жену, с большими «глазуновскими» глазами выбрана не случайно.
Задаёшься вопросом, неужели вся эта человеческая сложность и сложность отношений, столь привычная рефлексия русской интеллигенции, вот также существует на тёплой и пряной турецкой земле, пусть даже в короткий период снежной зимней спячки. Выходит, да, раз турецкий художник размышляет об этом.
Та же сложность, та же невозможность услышать, понять, принять друг друга, та же нехватка гибкости, о которой так верно говорит давний приятель героя, принимая его в своём одиноком холостяцком доме. Оттого и щемит в душе, когда смотришь фильм, что, на мой взгляд, признак хорошего кино. Оттого и звучит фоном прекрасная грустная камерная музыка, подчёркивая вненациональный характер этого размышления, а может быть и вневременной. Операторские виды с заснеженными травами и вырубленными в скалах жилищами заслуживают отдельного и внимательного разбора. Кумир режиссёра Арсений Тарковский наверное бы оценил их благосклонно.
Турецкий фильм «Зимняя спячка» режиссёра Нури Бильге Джейлана снимался совместно с французской и немецкой кинокомпаниями и впервые был представлен публике на 67-ом Каннском кинофестивале, где был удостоен «Золотой пальмовой ветви». Также в киноленте присутствуют некоторые отсылки и к русским литературным произведениям, что прослеживается на протяжении фильма.
При просмотре этого глубокого фильма чувствуется атмосфера чеховских произведений, выражающаяся в поиске смысла жизни и разоблачении пороков героев, которые делают их жизнь пустой и бессмысленной.
Так о чем же фильм? Сначала кинолента погружает зрителей в атмосферу зимней безмятежности, рассказывая нам о маленькой гостинице, расположенной в турецкой Каппадокии глубоко в горах, но потом фильм привлекает нас к жизни и проблемам героев.
Гостиницу содержит бывший актёр Айдын, живущий там со своей сестрой Неклой и молодой женой Нихаль, с которыми у него возникают непонимание, отчужденность и постоянные ссоры. И причиной всего этого является его характер. Да, он умен, многого добился в жизни, но он слишком сильно ощущает свою значимость, тем самым превознося себя над другими и этим унижая их.
Размышления сестры о толстовском «непротивлении злу насилием» Айдын со смехом отвергает, даже и не пробуя поглубже вникнуть в проблему. Свою жену он также обижает своим покровительством, неверием в ее начинание занятием благотворительностью. Но что ей ещё делать в маленькой деревушке? А так она в чем-то себя проявляет, при этом чувствуя свою значимость для людей.
Всю жизнь семья Айдына сдавала дом семье Исмаила, которая является более низкой по социальному статуса, и с которой у актёра сложились не очень хорошие отношения. А все из-за чего? Причиной было презрение, которое чувствовала семья Исмаила. Они не могли внести плату за дом, и брат Хамди ходил к актёру, преодолевая зимой много километров пешком, тем самым постоянно унижаясь и занимаясь коленопреклонением перед Айдыном, хотя и ненавидя его всем сердцем. Актеру не хватает сердечности по отношению к этой семьи, он не может и не хочет понять их проблемы, считая, что они сами виноваты в таком их плачевном состоянии. Семью Исмаила очень жалко, но Айдын не хочет понять всю их сложившуюся ситуацию, и поэтому не проникается сочувствием к ним.
Что касается самого Айдына, то он, понимая, что может потерять свою семью, пытается как-то исправиться, но… у него вряд ли это получится, так как в нем прочно засело чувство собственного превосходства над другими людьми.
Так почему же фильм называется «Зимняя спячка»? Ответ прост — он раскрывает нам взаимоотношения семьи, члены которой находятся как раз в «спячке» и не понимают чувства друг друга.
10 из 10
На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Зимняя спячка 2014 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.
Отель «Отелло» в Анатолии. Им управляет импозантный седовласый Айдин, бывший театральный актер, чья слава давно прошла. Вместе с ним живут красавица-жена, занимающаяся благотворительностью, и сестра, тоскующая по мужу, с которым не так давно развелась. Небывалый снегопад отрезает отель от цивилизации, и он становится убежищем для этих трех человек и декорацией, в которой разыгрываются сцены их мучений.
Зимняя спячка / Kis Uykusu 2014, Германия, драма