Галерея
Интересные факты 4
Актеры 20
Съемочная группа 9
Рекомендуем 21
Похожие 18
Отзывы к
фильму
12
К сожалению, далеко не все знают, что одноимённая картина 2010 года, слоган которой провозглашал о том, что «легенды оживают в 3D» (при том, что этот самый 3D в фильме был из рук вон отвратительным) — не самостоятельная, а является прямым ремейком фэнтэзийного эпоса, снятого в 1981 году, о котором, собственно, и пойдёт речь. Новая версия на самом деле не настолько плоха, насколько ужасно в ней трёхмерное изображение, которого там попросту не наблюдается — точнее сказать, ремейк совсем не плох, и посмотреть его стоит каждому, кто не зациклен на мнении, что авторы экранизаций и постановок на реальных событиях не имеют никаких прав на изменение событий литературного первоисточника или исторических фактов — проще говоря, «Битва Титанов» с Лиамом Нисоном и Сэмом Уортингтоном является примером образцовой вольной экранизации мифов древней Греции. Несмотря на наглый обман, из-за которого зритель видел фигу в 3D-очках при просмотре ремейка, последний был всё же нужен в начале «десятых», дабы продемонстрировать зрителю, насколько эволюционировала техническая составляющая в кинематографе, в частности, в сфере эпических постановок в жанре фэнтэзи. Это очевидно, если взглянуть на картинку оригинала «Битвы Титанов» 1981 года с её красивыми декорациями, но совершенно устаревшими экстремальными сценами и анимацией, на которые многие юные зрители XXI века не смогут смотреть без смеха. Возможно, оригиналу не хватило бюджета (цифра которого была и так довольно велика), поскольку в начале 80-х уже был возможен гораздо больший размах, который продемонстрировал в первой трилогии «Индианы Джонса» Стивен Спилберг, но в том-то и дело, что тогда такое было доступно лишь «избранным». Однако, бедность постановки — отнюдь не порок, да и вряд ли можно сказать, что «Битва Титанов» была снята убого — телевизионные постановки зачастую показывают гораздо более нищенский визуал, а фильм 1981 года выпуска порадовал прежде всего динамичным сюжетом, умело переносящим древнегреческие мифы со страниц старинных книг на экраны кинотеатров, а затем и телевизоров через кассеты. Да, до цивилизации уровня нашего времени было ещё далеко, но события, описанные в данном фильме, происходили, как в то верили древние греки, миллионы лет назад. А значит, добро пожаловать в древнюю Грецию — в ту, какой её описали авторы закрученных и захватывающих мифических преданий, которым никто не откажет в фантазии.
Это история сына главного из греческих богов Зевса, который зачал его с земной девой, прожившей всё детство в заточении по воле отца, который, узнав о том, что дочь «принесла в подоле» прямо в башне, разгневался и приказал сбросить её и сына в море. Это вызвало гнев Зевса, который, узнав о столь вопиющей попытке убийства его сына, приказал Посейдону выпустить монстра Кракена, чтобы разрушить весь город Аргос, а ящик, куда были посажены дева и её сын Персей, отправить в безопасное место. Персей беззаботно прожил с матерью в некоем городе до юношеского возраста, пока, по воле жены Зевса Геры, ему не пришлось отправиться в город Яппу (в другом многоголосом переводе на русский город называется «Джоппа», что вызвало несколько смешков над фразами типа «Ты куда? — В Джоппу!» или «снять проклятие с Джоппы»), взяв с собой дары богов — щит, меч и шлем (меч он, правда, забыл у местного старика, но ему пришлось вернуться, когда на его глазах произойдёт похищение души девушки, и найти её можно только с помощью крылатого коня Пегаса, оседлать которого сможет помочь тот самый старик). Персей ещё не знает, что деву Андромеду к себе вызывает проклятый человек, который был красавцем и женихом Андромеды, по воле одной из богинь превратился в чудовище, которое жаждет человеческих жертв, а именно сожжённых на костре юношей, не могущих разгадать его загадки. Кроме того, к ещё более масштабному опасному приключению приведёт всего одна дерзкая фраза, которая навлечёт проклятие на Яппу, и отвести его можно только смертью Андромеды, которую должен осуществить тот же Кракен, а, чтобы уничтожить его, требуется голова ещё более опасного монстра — Медузы Горгоны, которая когда-то вовсе не была смертоносным чудовищем…
Если версия 2010 года показала обновлённый вариант декора и экшна, достигнутый с помощью компьютерной графики, то оригинал 1981 года тем более стоит хвалить за то, что все визуальные прелести фэнтэзи-боевика, пусть и более скромные, были созданы традиционным путём, что гораздо более трудоёмко, и похвалы заслуживает труд, как декораторов и монтажёров, так и сценаристов, составивших идеальную сюжетную линию на основе древних письменных произведений искусства; и, разумеется, актёров, которым приходилось надевать старинные костюмы и изображать кому людей, а кому и божественных либо демонических существ, и участвовать в экстремальных сценах. Хотя, конечно, участвовать в подобных проектах — значит, совмещать сложное с приятным, поскольку творческие работы такого характера, где требуется создавать атмосферу древности, по любому доставляют удовольствие участникам действия, снимаегого на камеру — пожалуй, в 1981 году, это приносило актёрам гораздо больше удовольствия, нежели в наше время тем, кому приходится играть в фильмах такого типа и изображать древних жителей, когда вокруг в павильоне пустота, а все древние и мифические постройки и пейзажи отдельно рисуются на компьютере! В завершение скажу, что «Битва Титанов» не многим уступает признанному королю жанра фэнтэзи — «Властелину колец». Отличный фильм, который, несмотря на смешные спецэффекты, смотрится интересно даже сейчас.
10 из 10
Восьмидесятые — золотой век для всех поклонников кинофэнтези. Конечно, фильмы в этом жанре выходили и в более ранние годы: трилогия о Синдбаде-мореходе, «Багдадский вор» и так далее. Неоднократно ставили и греческие мифы (особенно частыми гостями экрана были Геракл и аргонавты). Но именно в восьмидесятые жанр поставили на поток. И, конечно, не забыли о мифах, в том числе древнегреческих. Подтверждением тому служит «Битва титанов» 1981 года — вольная экранизация мифа о Персее с момента его рождения до битвы за Андромеду.
Фильм получился довольно удачный: простенький, но интересный, с множеством оригинальных находок вроде механической совы, помогающей Персею, и Медузы, получившей новое визуальное решение и ставшей колоритным змееподобным чудищем — достойная замена классическому образу женщины со змеями вместо волос. А вот олимпийских богов особому переосмыслению не подвергали — представили именно такими, какими их представляли люди на со времен, когда в них верили. Самое любопытное, что боги в исполнении голливудских актеров выглядят реалистично, что не так часто бывает. Если прибавить ко всему этому вполне приличные для того времени спецэффекты, получится прекрасный фильм, который до сих пор смотрится с удовольствием.
10 из 10
Итак, хотя формально всё это дело снято по мотивам греческих мифов, такого сюжета не знали ни Гомер, ни Гесиод. Точнее говоря, первая часть фильма вообще прямо построена на сюжете европейской сказки (кажется, Перро). Впрочем, судите сами. После того, как царь Аргоса бросает свою беременную дочь Данаю в эдаком древнегреческом гробу в море, Зевс (от которого, собственно, ребёночек) велит Посейдону доставить гроб целым в какое-нибудь тихое место, а заодно выпустить Кракена (sic!), последнего из титанов, с тем чтоб в наказание за такую бесчеловечность уничтожить Аргос. Прошло 20 лет. Зевс покарал сына Фетиды, Корибанта, за его жестокое поведение (включая уничтожение расы крылатых коней, кроме единственного Пегаса), сделав его уродливым монстром. В отместку Фетида повлияла на покорных ей жрецов города Яффы и его принцессу — Андромеду, наречённую Корибанта, и перенесла во сне Персея (ведь «Зевс не поступил бы так со своим собственным сыном») туда же, в Яффу. Тут юноша знакомится со странноватым пожилым драматургом и узнаёт, что за руку Андромеды ведётся конкурс — любой желающий может попытаться отгадать загадку (каждый день новую) принцессы, при успехе становясь её мужем, а при неудаче будучи сожжённым заживо. Зевс велит богам прислать Персею дары: рубящий что угодно меч, отполированный щит и шлем-невидимку, и с их помощью, а также отловив и приручив Пегаса, юноша узнаёт, что во сне дух Андромеды улетает против своей воли на болота к Корибанту, который внушает ей очередную загадку. На следующий день Персей даёт на загадку ответ — кольцо Корибанта, бросая его под ноги Андромеде вместе с рукой, на которую оно надето. Все радуются. Однако объявляя помолвку Кассиопея, мать Ариадны, (и тут начинается хоть что-то древнегреческое) неосторожно ставит её выше богинь, включая Фетиду (в её собственном храме!), что даёт той повод просить у Зевса разрешения наслать Кракена на Яффу. Через месяц Кракен или получит Андромеду как жертву или сравняет с землёй весь город. Персей отправляется искать способ победить Кракена…
В финале Гера замечает, что это опасный прецедент: что, если все смертные станут столь отважны и целеустремленны? Зевс подтверждает: «Ну, тогда мы станем им не нужны. Но пока в мире достаточно трусости, праздности и алчности. Я запрещаю трогать Персея».
Боги — это, пожалуй, самое интересное, что есть в фильме. Они как раз довольно близки к мифологическим прототипам: капризны, безответственны, жестоки, мелочны и вечно ссорятся. Олимп — место примитивных склок, которые влияют на существование тысяч смертных. Весьма уместен образ большого шкафа, в котором расставлены статуэтки всех живущих — боги достают их, когда хотят что-то сделать со смертными, со своими игрушками. Интересно также, что пантеон представлен далеко не полностью и из богов мужского пола мы видим лишь пожилых Зевса и Посейдона. А богини выглядят не такими уж юными… Отчего-то всё это только усиливает ощущение каких-то… светских кулуаров.
Фильм был создан на исходе очередной смены стандартов зрелищности… и обеими ногами стоит в уходящей эпохе. Монтаж часто очевиден, а спецэффекты неуклюжи, зато пластилиновые куклы монстров, приводимые в движение покадровой анимацией, просто великолепны. Честно говоря, я всегда считал, что по достоверности они превосходят компьютерную графику. Их дизайны тоже хороши, кроме, разве что, Цербера, похожего на ужасно симпатичного и пушистого двухголового волка. Кроме того, общие планы и пейзажи, созданные, как я понимаю с помощью масштабного моделирования, раскрашенных задников и монтажа, чрезвычайно красивы (хоть местами и странны — почему в Яффе так причудливо переплетены эллинские и ассирийские мотивы?). И, наконец, великолепно построенные кадры в огромном количестве пафосных сцен, будто созданных, чтоб рисовать с них рекламные плакаты, совершенно восполняют недостаток зрелищности, связанной с компьютерной графикой.
Вообще есть в этой слегка безумной сказке нечто, делающее её очень милой. Однако просмотр всё-таки убедил меня, что лучшей (возможно, единственной хорошей) экранизацией греческих мифов остаются советские мультфильмы.
Но ностальгия!..
7 из 10
Мифы Древней Греции — одна из популярных тем в кинематографе. Только про одного лишь Геракла за последние 50 лет сняли несколько десятков картин. Только в 2014 г. выйдет два фильма, и оба о Геракле.
Гораздо меньшей популярностью пользуются и другие герои мифов. Например, Персей, известный тем, что убил Медузу Горгону (от взгляда с которой человек превращался в камень) и спасший царевну Андромеду от рук морского чудовища. Именно об этом герое и был снят фильм Десмонда Левиса «Битва Титанов», вышедший в 1981 г. Но «Битву титанов» следует считать вольной экранизацией древнегреческих мифов, чем дословной экранизацией приключений Персея. Так, главный герой передвигался на крылатом коне Пегасе (хотя по мифам его хозяином был Беллелерофонт), жених Андромеды — сын Геры Калибос (в мифах — обычный царевич Филей), а имя огромного Чудовища — Кракен (существо скандинавской мифологии). Но такие расхождения скорее принесли пользу фильму, лишь приукрасив его.
В фильме актерский ансамбль был мне хорошо известен. Блистательный Лоуренс Оливье как всегда был на высоте. Его персонаж Зевс был настоящим вершителем человеческих и божественных судьб. Исполнительницу роли Геры Клэр Блум я помнил по фильму Чарли Чаплина «Огни рампы». Берджесс Мередит (Аммон) был известен как Микки во франшизе «Рокки». Мэгги Смит (Фетида) известна современному зрителю, как профессор Макгонагалл в фильмах о Гарри Поттере. А исполнительница богини любви Афродиты Урсула Андресс — секс-символ 60-х, известная, прежде всего, как девушка Джеймса Бонда в фильме «Доктор Ноу». Вот только имя исполнителя главной роли Персея — Гарри Хэмлина — супруга и отца ребенка Урсулы Андресс, мне больше нигде не встречалось.
К сожалению, фильм 1981 г. я смотрел уже после выхода ремейка 2010 г. с Сэмом Уортингтоном. Но, даже сравнивая эти фильмы, я пришел к выводу, что «Битва титанов» 1981 г. лучше версии 2010 г. Пусть даже спецэффекты в нем слабее (хотя сцена битвы с огромными скорпионами меня впечатлила), фильм Десмонда Левиса — отличный семейный приключенческий фильм, где добро побеждает зло. А ремейк, подобно остальным современным фильмам, сделал упор на зрелищность и спецэффекты, став блокбастером.
Большое спасибо создателям «Битвы титанов» за то, что удалось передать в фильме сказочную атмосферу Древней Греции. Особой похвалы достойна в фильме любовная линия — не как в современных фильмах, выражавшаяся в виде поцелуев и интимной близости главных героев, а как нечто возвышенное, то ради чего можно было бы не раздумывая совершать подвиги.
«Битва титанов» 1981 года — яркий пример того, что эпичный фильм может быть таковым далеко не за счет эффектов.
8 из 10
На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Битва Титанов 1981 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.
Персей — смертный сын Зевса, пытаясь спасти свою возлюбленную Андромеду от жестокого заклятия, сражается с чудовищами. К счастью, у Персея есть свои волшебные помощники: прекрасный крылатый конь и удивительно умная сова. Но даже эти волшебные силы не всегда в силах помочь герою в борьбе с могущественными врагами и спасти свою любимую!
Битва Титанов / Clash of the Titans 1981, США, боевик, мелодрама, приключения, семейный, фэнтези