Галерея
Интересные факты 14
Актеры 27
Съемочная группа 78
Рекомендуем 21
Похожие 20
Отзывы к
фильму
20
После того, как «Звездные войны» Джорджа Лукаса провели самую настоящую революцию в развлекательном кинематографе, голливудские продюсеры осознали весь потенциал жанра космической фантастики и принялись разведывать данную художественную почву в самых разнообразных направлениях. Одним из первых отправился покорять неизведанные, таинственные дали Ридли Скотт, в 1979 году выпустивший на экраны «Чужого», кардинально отличающегося по настроению и стилистике от «Звездных войн». Однако путешествия к далеким планетам все равно привлекли внимание к фильму, который показал настоящий кошмар, который может таится там, куда в скором времени вполне могла бы ступить нога человека. Расширив грани комической фантастики элементами настоящего хоррора, Скотт в еще большей степени укрепил веру студийных руководителей в том, что им необходимо как можно чаще отправлять своих режиссеров на исследование иных Солнечных систем, тем самым привлекая к просмотру жаждущих необычайных приключений зрителей. Не обошел стороной такую возможность и Стивен Спилберг, ранее отметившийся в заданном художественном направлении «Близкими контактами третьей степени», а когда мода на космос вошла в свой зенит, то вернулся к фантастике вместе с «Инопланетянином», который собрал у экранов зрителей от мала до велика. Безусловно, все перечисленные фильмы по праву вошли в историю кинематографа и стали символом качественных голливудских преобразований, которые по достоинству оценили зрители по обе стороны океана, однако среди столь возвышенных, обласканных славой фантастических проектов необходимо также отметить и «Враг мой», ставший одним из самых значимых жанровых явлений 80-х. И хотя лента не стала кассовым чемпионом, провалившись в Соединенных Штатах и не особо роскошно показав себя на иных территориях, со временем она обрела статус культа и ее справедливо стали считать произведением, которое достойно внимания не только любителей космической фантастики, но и прочих зрителей, которые любят и уважают достойное кино вне зависимости от жанровой принадлежности.
Итак, сюжет фильма разворачивается под сам конец 21 века, когда человечество научилось преодолевать огромные космические расстояния и колонизировать отдаленные планеты. При больших ресурсных расходах, землянам пришлось буквально оккупировать дальние твердыни, чтобы сполна обеспечивать свои потребности, и вот однажды наш флот о отыскал Звездную систему с обилием самых необходимых полезных ископаемых, которые позволили бы нашей цивилизации продвинуться в своих исследованиях и экспансии гораздо дальше, нежели можно было мечтать. Однако проблема в том, что данные территории находятся под протекторатом рептилоидов драков, которые не собираются так просто расставаться с тем, что считают издавна своим. В связи с этим разгорается разрушительная война, в ходе которой гибнет масса воинов с обеих сторон. Но несмотря на потери, никто не собирается сдаваться, ведь проигрыш может обернуться катастрофическими последствиями. Во главе истории находится землянин, пилот космического истребителя Уиллис Дэвидж (Дэннис Куэйд), которому пришлось в срочном порядке отправиться на вылет и столкнуться с силами врага, которые не идут ни на какие компромиссы. Однако в результате сражения истребитель Дэвиджа оказывается выведенным из строя, в связи с чего ему приходится совершить вынужденную посадку на необитаемой планете Файрин 4. Не имея возможности сбежать, герою приходится исследовать близлежащую местность в поисках возможного спасения, и к своему удивлению Дэвидж обнаруживает неподалеку представителя драков, с которым сцепился в космической битве. Попытавшись сразиться с Джерибой (Луис Госсет-мл.), Дэвидж вскоре понимает, что на такой опасной планете, как Файрин 4 лучше всего отыскать для себя хорошую компанию и попытаться выжить сообща, нежели продолжать заниматься бессмысленной войной, которую стоило бы поскорее завершить в результате адекватных переговоров.
История противостояния и дружбы Дэвиджа и Джерибы, которого земной пилот решил звать «Джерри» сочетает в себе размах «Звездных войн», камерность «Чужого» и душевность «Инопланетянина». Создатели во главе с режиссером Вольфгангом Петерсеном постарались сконцентрировать историю первым делом на столкновении представителей двух совершенно разных культур, и на этом строится основное повествование. Продемонстрировав нам разрушительную бессмысленность войны, в которой погибают самые лучшие, сильные представители обеих раз, режиссер довольно быстро покончил с дорогостоящей зрелищностью, сосредоточившись на том, как будут вести себя на странной, предельно опасной и непредсказуемой территории герои, ранее готовые вцепиться друг другу в глотки. Разместив основную историю на довольно ограниченной и далеко не самой живописной локации, Петерсен насытил происходящее в кадре множеством интересных, увлекательных и драматичных эпизодов. Вместе Дэвиджу и Джерри предстоит решать насущные вопросы прямо здесь и сейчас, они могут положиться исключительно друг на друга и в таких условиях они точно не будут думать о глобальной войне за ресурсы и прочие неприятности, которые на самом деле не имеют смысла. К сожалению, осознание простых гуманных истин приходит порой лишь под давлением чрезвычайной ситуации, однако если хотя бы кто-то один приходит к пониманию истинной сути ситуации, значит есть вероятность того, что это рано или поздно осознают другие, и разум победит слепую ярость, от которой никому на самом деле нет толку.
Для режиссера Вольфганга Петерсена «Враг мой» стал довольно важной вехой для покорения голливудских холмов. В прошлом он уже отметился такими неординарными картинами, как «Подводная лодка» и «Бесконечная история», однако именно участие в перспективной космической фантастике могло обеспечить его возможностью в дальнейшем разительно продвинуться вперед и стать одним из самых востребованных и значимых постановщиков. Конечно, кассовые сборы фильма не могли порадовать продюсеров и далеко не в полной мере удовлетворили самого Петерсена, и тем не менее его художественные находки и режиссерские приемы все равно были по достоинству оценены критиками и публикой, благодаря чему немецкому мастеру все же посчастливилось продолжить излюбленную работу и подарить нам немало замечательных фильмов. Однако даже при том, что впоследствии Петерсен заимел в свои руки огромные деньги и звезд первой величины, «Враг мой» все равно можно назвать одним из лучших фильмов, который он когда-либо снимал, так как несмотря на боевую тематику и спецэффекты, данная история отличается душевностью, и за время нашего знакомства с дуэтом заглавных героев, они становятся нашими близкими товарищами. Подобное в жанре космической фантастики случалось нечасто, и тем не менее Петерсену удалось отыскать точный баланс между самыми разными составляющими историями, заставив нас поверить в искренность чувств и переживаний врагов, коим наконец-то довелось познать истину и сделать соответствующие выводы.
В итоге хочу сказать, что «Враг мой» представляет собой фильм, который полностью справедливо получил звание классики фантастического кино. История вызывает самые настоящие переживания и зрителю далеко не все равно, чем все закончится, потому что создателям было важнее всего раскрыть суть характеров своих персонажей, тогда как декорации и спецэффекты послужили здесь исключительно инструментом и фоном для рассказа отличной истории.
10 из 10
Где-то там, несоизмеримо высоко вверху, где угасают и вспыхивают миллионы новых звёзд и в молчании танцуют многовековой танец тысячи планет, схлестнулись представители двух разных воюющих цивилизаций. Схлестнулись, да и плюхнулись на неизведанную планету. Планету с испарениями зловонными да животными плотоядными. Ну, делать нечего — пришлось двум отщепенцам вместе выживать, да дружбу дружить.
Конечно, может посылы «Все мы под одним небом ходим» и «Перед лицом опасности все равны» не новы, но стоит сказать, что фильм Петерсена, снятый-переснятый (отсюда и такая цифра в графе «бюджет»), иллюстрирует эти вроде бы простые мысли с чувством, толком и расстановкой, вроде бы и жонглируя предсказуемыми клише, но и не впадая в совсем уж крайние края, за которыми на шею вешают табличку «штамповка» и выкидывают за пределы кинематографа.
Часто я встречал смущение насчёт тамошних спецэффектов — и должен сказать, что доля правды в этом есть. Да, в том же году вышел «Назад в будущее», да, тот же Петерсен годом ранее снял потрясающую «Бесконечную историю» — как минимум в этих фильмах спецэффекты и прочее были на голову выше, чем здесь. Но тут уж хочу заметить, что я лично тащусь от спецэффектов тех времён, поэтому зачастую судить строго их не могу (ну если они уж не совсем позорные, разумеется). Да и надо ли? В конце концов, декорации — очень качественные, ландшафты планеты — тоже, ну а о гриме я чуть упомяну позже. По-моему, визуальная часть ленты находится на порядочном уровне (плюс опять же — надо учесть, что заявленный бюджет на деле гораздо ниже, из-за пересъёмок и прочего добра).
Музыкальная часть, предоставленная Морисом Жарром, сродни саундтреку Голдсмита в «Чужом»: не по стилистике, а тем, что якобы не особо запоминающиеся мелодии на деле очень органично взаимодействуют со сценами и помогают им.
Что же до грима, то эту тему я бы хотел переплести с моими рассуждениями об актёрской игре — да, я сейчас имею в виду Госсета-младшего, сыгравшего Джерибу (ну или просто Джерри). Когда грим мешает актёру, вместо того, чтобы ему помогать — это катастрофа. Но когда он использован с умом — то получается не только полное преображение внешнее, но и возможность показать себя изнутри, показать что персонаж чувствует или переживает. С этой точки, я считаю, грим крайне удался — мы видим малейшие лицевые движения Джерибы и понимаем, что как и к чему. Враждует/дружит/братается же Джерри с Уиллисом Дэвиджем, сыгранным Деннисом Куэйдом. Куэйда я весьма уважаю, хотя его лицо на афише не всегда есть гарант стопроцентного хита или кассового рекордсмена. Вот и здесь Деннис выдал хороший перформанс — типичный заносчивый пилот-сорвиголова со временем многое понимает и узнаёт, в конце концов придя к финалу ленты, выкинув ранее показанный багаж неоправданного азарта и заносчивости, и взяв с собою новые преставления о дружбе, понимании и взаимовыручке.
«Враг мой» не пытается прыгать выше головы и доказывать, что он прямо многое знает и умеет — но картина Петерсена поднимает актуальные и мудрые темы — расовой войны, взаимовыручки, рабства ну или хотя бы простой, интергалактической дружбы. Конечно, мелкие недочёты в ленте присутствуют (как по мне, можно было развить тему войны землян и драков, чуть больше времени уделить реабилитации Дэвиджа после ранения, или чуть шире показать главного злодея, сыгранного записным гадом Брайоном Джеймсом). Но все эти «можно бы», «нужно бы» и «надо бы» в конечном счёте остаются далеко в прошлом — в отличие от фильма, который кто-то пересмотрит благодаря детским воспоминаниям, а кто-то — как я — посмотрит в качестве интереснейшего образца фантастики 80-х, и получит вроде картину несложную, но на деле касающуюся важных вопросов.
8 из 10
Увидел здесь рецензию на фильм, в котрой автор рецензии развеял свои детские впечатления от просмотра фильма. Говорит лишь о том, что наивный фильм не выдержал конкуренцию с другими фильмами индустрии, да и взгляды самого автора изменились.
Так же в детстве это был один из первых фантастических фильмов, который увидел по кабельному. Он невкусный и неприятный в сравнении с Чужими, Звёздными войнами и мало понятен для ребёнка, но почему-то полюбился.
Не так давно пересмотрел ремастеринг фильма. Впечатления он не развеял. Всё выглядело в точности так, как и когда смотрел в детстве, просто стал более осмысленным. Например, когда человек и драк учились понимать друг друга — точь в точь, как пытались понимать европейцев и азиатов в наших поездках, когда слов не хватает, в дело вступает более распространённый язык жестов, звуков «хрю-хрю», «ням-ням».
Для себя это был фильм, который наглядно показал, что такое понимать того, кто отличается от тебя. Это относится не только к людям, но и понимать свои мысли, так же «говорящие» на другом языке.
С фильмами, да и другими произведениями, так: есть те, которые вы смотрите ради развлечения, есть другая меньшая часть, которые встраиваются в вашу картину мира, хотя могут быть не столь эффектными, но непосредственное влияние оказывают на всю вашу жизнь. Их вы выделяете среди других, не обращая внимания на прочие критерии, как сюжет, картинка, игра актёров и т. д.
Понимаю, что фильм «Враг мой» ими не блещет (даже для своего времени, как здесь упомянули, на декорациях сэкономили), потому не могу рекомендовать его всем.
Люди никогда не перестанут верить во внеземную жизнь, пока не будут собраны сведения обо всех галактиках. Опираясь на нынешнюю геополитическую обстановку, несложно спрогнозировать мировой ажиотаж при обнаружении живых видов где-нибудь на Титане. Всеобщая эйфория быстро сменится напряженными размышлениями: а что с этими чужеродными созданиями делать? Вдруг на поверхности их планеты/спутника есть какие-то уникальные полезные ископаемые вроде Пряности из «Дюны» Фрэнка Герберта? И можно ли вообще быть уверенными, что люди, не способные установить мир на собственной планете, с добрососедскими намерениями нагрянут на чужую? Известный фантаст Барри Лонгиер в «славную» эпоху Холодной войны не имел на счет радушных намерений землян никаких иллюзий, что нашло отражение в его повести «Враг мой». Экранизированная шестью годами спустя книга отражает точку зрения, которую и в наши дни можно считать вполне современной. В кино Вольфганга Петерсена люди предстают цивилизацией, которую стоит опасаться любым обителям безграничной вселенной.
В будущем, созданном фантазией Лонгиера, земляне успешно колонизируют планету за планетой с целью добычи ценных материалов, для чего на вооружении стоит мощный космический флот. Роль оппонентов в этой золотой лихорадке новейшего века отведена ящерообразным пришельцам дракам. В лучших традициях «Звездных войн» эти гуманоиды общаются на собственном языке и не выглядят кровожадной расой, готовой ощетиниться всеми видами лучевого оружия. Людям, как водится, нет дел до проблем уродливой, по их мнению, нации. На войне враг — это всегда враг, и нет необходимости разбираться в его культуре или идеологии. Вот и отважный пилот космолета Уиллиям Девидж не церемонится со своим противником, в ходе столкновения подбившего один из истребителей землян. В завязавшейся перестрелке человек, как и драк, вынужден совершить аварийную посадку на необитаемую планету. Всей доблести Девиджа оказывается недостаточно в противоборстве с высокоразвитым пришельцем, и бывший пилот становится пленником своего врага, который и понятного слова сказать не может. Таинственный край не различает своих гостей по именам и расам, зато кишмя кишит опасностями. Чтобы выжить в неуютном месте, ярым противникам придется научиться действовать сообща.
Безусловно, спустя тридцать лет с момента своей премьеры «Враг мой» смотрится изрядно устаревшим фильмом. Эпохальности Лукаса или Кубрика на крохотной планете имени Лонгиера/Петерсена не заметить, декорации не поражают воображение своей детальностью, а событийность большей части фильма сосредоточена во взаимоотношениях земного пилота и его рептилоподобного визави. Ненависть, агрессия, желание если не задушить, так покусать своего врага — наиболее значимая часть кино, по первому впечатлению. То ли это ирония создателя, то ли назидание собственной нации, но человек предстает созданием куда более опасным, чем ужасный на вид драк. «Жуткий» ящер далек от проявлений злобы, зато охотно тратит время на чтение миниатюрной книжечки, что хранится в амулете. Олицетворение варвара и мудреца особенно колоритно смотрится посреди унылых скал и зыбучих песков, откуда нет-нет да прорываются на свет лунный клыкастые чудовища. Непредсказуемость событий стремится к нулю, однако в этом и состоит скромное обаяние картины Петерсена. Человек и драк просто обречены на поиски общего, во всех смыслах, языка, и тем любопытнее многообразие испытаний, что выпадает на их долю.
Поклонники чистой фантастики, которые не видели этот фильм в 80-х, по всей видимости, будут разочарованы. Не на звездно-лазерную оболочку сделана тут ставка, а на философский смысл. Это сейчас даже в нашем кинопроизводстве научились снимать фильмы вроде «Кукушки» Рогожкина, но для своего времени «Враг мой» представлялся образцом передового и при этом гуманного мышления. Представитель враждебной расы должен подлежать немедленному уничтожению. А почему? Лишь потому, что идет война? Однако война где-то там, в галактике, а на холодных склонах загадочной планеты враги — метеоритные дожди, да кровожадные песчаные твари. Как бы банально это ни звучало, но «Враг мой» учит добру и состраданию, терпению и пониманию. Вчерашний противник сегодня спасает тебе жизнь, неужели он и после этого остается противником? А что если это твоя нация ведет куда более хищнический образ космической жизни, чем миролюбивые драки? Сотни мыслей проносятся в голове Уиллияма Девиджа. На зарастающем волосами лице блестят глаза, в которых становится все больше мудрости. Зачем враждовать, когда чужеродный организм способен стать верным другом, прекрасным товарищем? Да можно просто с упоением изучать чужую культуру и рассказывать о своей! Разительную перемену своего персонажа продемонстрировал Деннис Куэйд. Уиллиям на ходу учится настоящей ответственности, которая ему скоро очень пригодится при весьма пикантных обстоятельствах.
Время безжалостно, и перекормленного эпическими фантастическими сагами зрителя все сложнее заинтересовать самобытной, доброй и назидательной лентой, вроде «Врага моего». Речь не идет о том, что сюжет не имеет слабых мест. Это вовсе не так. Разудалый экшен последней двадцатиминутки резко контрастирует с нравственной сущностью всего фильма. Режиссер будто решил, что его картине очень не хватает перчику и организовал кровавую схватку, залетевшую сюда, словно из какого-нибудь «Хищника». Впрочем, умение защищать новую философию с винтовкой в руках — не самое бесполезное, а метаморфоза, что приключилась с Уиллиямом Девиджем, стоит смелой попытки эксперимента.
Существуют ценности, которые в любом возрасте принято именовать «вечными». О них писал Барри Лонгиер, о них снимал Вольфганг Петерсен, о них никогда не поздно прочитать или посмотреть. «Враг мой» имеет фантастический антураж, но остается в хорошем смысле простым фильмом. «Возлюби врага своего, ибо он может стать тебе другом» — эта мысль стоит полнометражного формата, а значение ее сохранится для любого уровня развития человеческой цивилизации.
7 из 10
На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Враг мой 1985 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.
В глубинах нашей галактики, на огромном расстоянии от Земли люди ведут кровопролитную войну с расой рептилий. Войну, которой Земля отдает последние силы, войну на полное уничтожение. В одной из жестоких схваток в окрестностях гористой планеты в системе двойной звезды пилот Виллис Дэвидж сбивает машину чужого, но тут же получает несколько попаданий и выходит из боя. Единственное место, где можно выжить после падения - та самая планета. Но упав, он обнаруживает, что сбитый им чужой не погиб. Смертельные враги оказываются заперты в одной клетке, и выбор прост - уничтожить друг друга или заключить перемирие и попытаться спастись. Что окажется сильнее: желание жить или ненависть и боль за погибших?
Враг мой / Enemy Mine 1985, США, боевик, драма, приключения, фантастика