Галерея
Интересные факты 1
Актеры 44
Съемочная группа 16
Рекомендуем 4
Похожие 20
Отзывы к
фильму
20
Я так полагаю, что впечатления от исторического байопика Юрая Якубиско о венгерской графине Эржебет Батори зависят напрямую от того, какой из версий больше хочется верить. Увы, тайна Чахтицкой пани ушла вместе с ней в могилу, а всё остальное можно назвать домыслами. Мне были знакомы легенды о Кровавой Графине ранее, когда я смотрел версию Жюли Дельпи. Там акцент был сделан именно на том, что сумасшедшая графиня принимала ванны в крови девственниц, чтобы сохранить свою молодость и красоту. За что ее имя попало в Книгу рекордов Гинесса с клеймом «массовый серийный убийца». Пожалуй, та версия более популярна, потому что людям всегда нравились леденящие душу истории. Властная женщина, загубившая множество невинных душ ради своей красоты. Это прям классический сюжет о злой колдунье, желающей быть всех краше и белее. Во всяком случае, звучит более интригующе, чем банальный заговор алчных мужчин против богатенькой титулованной особы из рода Батори.
Версия чехословацкого режиссера Юрая Якубиско как раз более приземленная, поэтому лично мне кажется наиболее убедительной и достоверной. Ведь если у миловидной графини были действительно настолько обширные владения, то наверняка в ее окружении не обошлось без завистников вроде графа Турзо, мечтающих оттяпать себе лакомый кусок. Тем более, что при достаточном количестве денег и поддержке представителей католической церкви, которые никогда не против обогатиться за чужой счет, сфальсифицировать доказательства и выбить показания вообще не проблема. Так кем же была графиня Батори на самом деле? Хладнокровной убийцей или жертвой политического заговора? Одно можно сказать точно — властной женщиной с характером, которая умела постоять за себя и свои интересы, что делает ей честь. Ее наказания были порой суровы. Но ведь наказывала своих слуг за похоть, воровство, предательство. Хотя доля самодурства в ней была, как и у многих других богатых и избалованных людей.
Фильм получился красивым и весьма подробным, но и сумбурным в какой-то степени. Тут и религиозные войны с турками, и заговоры, и любовные шашни с художником, и мистические предсказания знахарки, и слежка двух монахов. Такая насыщенность событий утомит даже любителей исторического жанра. Всё же стоило бы немного сократить киноленту и сконцентрироваться только на основной линии Батори. Анна Фрил играла неплохо и внешне весьма миловидна. Ей удалось раскрыть характер своего персонажа с разных сторон, как любящую мать, как избалованную богачку, как щедрую хозяйку и как отважного соперника, не привыкшего склонять колени перед кем-либо. Главное, что она всегда выделялась на фоне остальных актеров, как и должно быть. В общем, фильм стоит посмотреть, как альтернативную версию о жизни легендарной исторической личности, чье имя до сих пор покрыто ореолом загадочности. А уже верить или нет в подобное положение дел — это вопрос другой.
7 из 10
Я очень люблю истории о графине, но каждый раз, когда снимают о ней очередной фильм, выходит полная лажа. И данное произведение не исключение.
Сюжет
Начало фильма настолько нудное и затянутое, что пришлось даже промотать, потому что было ОЧЕНЬ скучно. Разговоры-разговоры-разговоры. Вообще не было интересно. Не было интересно наблюдать за тем, как протекало детство Елизаветы, не было интересно смотреть на её юность, не было интересно смотреть на то, как её супруг уходит воевать. Всё это было снято крайне скучно, по-моему, даже документальные фильмы не настолько унылые, как этот.
Более или менее сносным моментом фильма можно назвать «подарок» супруга — раб-художник Караваджо. Достаточно интересно было наблюдать за Елизаветой: она действительно расцвела, ожила и радовалась жизни, пока её муж был неизвестно где.
Но давайте вернёмся к тому, что Батори известна тем, что она лишила жизни более шестисот молодых девушек, купаясь в их крови, чтобы сохранить молодость.
Я не историк и не знаю, была ли причастна к этой странной «традиции» т. н. ведьма, которую решили запихнуть в фильм. Но насколько я помню, в роду Елизаветы было достаточно на голову больных родственников, к тому же она разбиралась в оккультизме, вероятно, оттуда и узнала о рецептике «вечной молодости» — купание в крови. Ну, почему бы и нет. Клеопатра вон в молоке купалась, почему бы не искупнуться в крови. А вдруг?
В самом же фильме эта тема затрагивается настолько мало, что иногда я даже забывала что я вообще смотрю.
Мне понятен тот факт, что Якубиско хотел раскрыть больше историческую сторону графини, нежели показать всем её умственные проблемы и кровавое месиво. Но из-за отказа показывать главную составляющую её жизни картина оказалась ужасно скучной даже для исторического фильма.
Актёры
Я понятия не имею, была ли Елизавета настолько амёбной женщиной, но такой, как её показала Анна Фрил, я очень сомневаюсь, что она была. Да, были иногда замечены за игрой актрисы какие-то попытки «создать» определенные эмоции у персонажа. Но как-то совсем слабенько. Но следует отметить, что Анна в роли Батори выглядела очень недурно. Если бы режиссер не сделал из графини такую безэмоциональную куклу, то Фрил смотрела бы в разы лучше. Так что не могу ничего хорошего сказать об её игре, потому что сам персонаж ни рыба, ни мясо вышел.
А вот Караваджо, чью роль исполнил Ганс Мэтисон, удался. И актёр приятной наружности, и играть умеет: эмоциональный план на высоте. Пожалуй, он стал единственным, за кого можно было переживать и сочувствовать. Молодец, Ганс, скрасил серый фильм.
Ну а остальные актёры со своими персонажами не примечательны, потому что сыграли второстепенные роли (хотя Турзо (Тужо), например, должен был вызвать целый букет эмоций, который и сыграл финальный аккорд в жизни графини) и точно такие же серые и неприметные.
Итог
Смотреть или нет этот фильм — решите для себя сами. По сути, эта картина исключительно о жизни Батори и её связях с разными людьми. Хотя для меня это странно — снять фильм о таком историческом персонаже, который и знаменит-то благодаря своим кровавым деяниям, но при этом на 90% выкинуть этот факт из её жизни в данной картине. Да и некоторые события, которые вплели в фильм, очень сомнительны.
Достаточно вяло, сухо и скучно. На один раз, если осилите.
5 из 10
С одной стороны это добротно сколоченная фэнтезийная лента с претензией на историчность. Можно отметить, что режиссер больше поддерживает теорию Ласло Надь и доктора Ирмы Садецки-Кардош, желающих поверить в невиновность Батори.
В плюсы ленте смело можно записать желание открыть хотя бы несколько источников и посмотреть, что же это была за графиня. Атмосфера 16—17 го веков в целом передается, но немного по-голливудски все такие чистенькие и славненькие. Из героев можно отметить игру Батори, художника и двух монахов.
Автор добавляет вольностей, то Караваджо схватили на полпути к туркам, то монах почти как Леонардо изобретает роликовые коньки, держит в руках карту звездного неба и прыгает с парашютом. К искажению фактов относится даже смерть графини, число детей, но чего не сделаешь ради зрелищности. С другой стороны может не была она настолько кровавой, ведь историю пишет победивший.
К картине стоит относиться как к фэнтези, но не как к истории, но в таком случае сюжет могли раскрыть пополнее, чего увы не произошло. С другой стороны на пару часов окунуться в 17 век, пусть даже в альтернативный очень приятно.
Для любителей историчных и псевдоисторических картин с погружением.
История подобна гвоздю, на который можно повесить всё, что угодно.
Александр Дюма-отец
Начало XVII века. Год 1614-й. В кладбищенской тишине мрачного, сырого подземелья Чахтицкого замка, подаренного супругом вместе с обручальным кольцом, одна — в компании тощих, голодных крыс, мерзких пауков и склизких мокриц, доживала свои последние дни на бренной земле, проклятая людьми и готовая предстать пред Высшим судьёй, графиня Елизавета (Эржбет) Батори — неординарная представительница влиятельнейшего венгерского дворянского рода. Племянница польского короля и великого князя литовского, внучка палатина Венгрии (второго после короля), жена генерала, командующего армией в войне против Османской империи обладала достаточным авторитетом, богатством и реальной властью, той самой, что развращает, — графиня Дракула, окрещённая так века спустя автором одного из многих готических романов, вписала своё имя кровью во всемирную историю смертных грехов человечества, заняв в ней нишу бессменного лидера по числу совершённых массовых убийств невинных жертв. Вы это знали? Так забудьте. Существует иная версия тех же исторических событий — взгляд с иного ракурса, положенный в основу настоящего фильма.
Если верить Плутарху, историк-недоброжелатель из многих рассказов всегда выберет те, в которых исторический персонаж предстаёт в более мрачном свете. Ровно это и произошло с графиней Батори — слухи и легенды стали частью истории, при том, что писали её победители, и сито, отсеивающее зёрна «правды» от плевел «лжи», находилось в их руках. Приступая к работе над исторической драмой, словацкий режиссёр Юрай Якубиско критично отнёсся к легендам и мифам мадьяр и предложил зрителю альтернативную версию, дав пищу для размышлений. В ней всё по Бернштейну — экономические интересы являются повторяющимися решающими факторами, основной сутью исторического процесса. В фильме это выглядело примерно так. Ватикан и тогдашний палатин Дьёрдь Турзо, словно мартовские коты, похотливо облизывались, взирая на карту Венгрии. Треть земель на ней принадлежала Елизавете Батори. Кардинал был взбешён отказом графини передать своих подданных в лоно католичества, поскольку сама она была протестанткой. Памятуя о кровавых переделах сфер влияния между филиалами ЗАО «Сакральная связь» (Мы первые на связи с Отцом небесным), расчерчивавших огнём и мечом границы охвата своих сетевых операторов, можно предположить, что в овдовевшей графине духовники и законники видели лёгкую добычу. Её казнь давала формальное право забрать принадлежавшие Елизавете земли, разделив их между церковью и правительством, а потому Турзо лично возглавил расследование и вскоре нашёл, а скорее всего сфабриковал, все необходимые доказательства, составив протокол допроса 300 свидетелей, давших нужные следствию показания, правда лишь под жесточайшими пытками. Наиболее приближённые слуги Батори стремительно перешли из разряда свидетелей в соучастники и незамедлительно были казнены. Вскоре были сожжены и все архивы по делу графини, словно мостики между прошлым и будущим. То есть, «историческая правда» опиралась лишь на упомянутый протокол, состряпанный не беспристрастным Дьёрдем Турзо, поддержанным Ватиканом, и утверждённым императором Священной Римской империи Матвеем II. Всё остальное — слухи и сплетни или словами Дидро — «В истории любого народа найдётся немало страниц, которые были бы великолепны, будь они правдой».
Юрай Якубиско не навязывает представленную историю, как единственно верную, но его версия ничуть не хуже официальной. Режиссёр подаёт её как фэнтази, отсюда и умбэковские монахи-летописцы, от имени которых ведётся повествование. Они же — шпионы, посланные Ватиканом, а по степени изобретательности сравнимы с гением Леонардо. Всё это вызвало лишь добрую улыбку, как и задумывалось автором. Другой фэнтезийный персонаж, имевший своего двойника в реальной истории, — Меризи да Караваджо, жизнь которого была описана в своё время чуть ли не по дням и дальше Мальты он, определённо, не уезжал. Его появление в Венгрии и love story с графиней — художественный вымысел, хотя взрывной характер и бисексуальные пристрастия живописца соответствуют истине. Елизавета также была бисексуальна в жизни, но это совершенно не ложилось в канву создаваемого положительного образа и оттого ей откорректировали ориентацию, более того, она сама довольно забавным способом проделала то же самое со странствующим художником. Кстати, о художниках. Сохранился единственный прижизненный портрет графини кисти неизвестного автора. Определённо, это не Караваджо с легко узнаваемым караваджизмом. Портрет Елизаветы разительно отличается от сыгравшей её симпатичной Анны Фрил. На лице графини отчётливо просматривается печать вырождения — следствие череды близкородственных браков. Елизавета также была замужем за собственным родственником Ференцем Надашди (Винсент Риган) из другой ветви рода Батори. Юрай Якубиско снял с графини главное обвинение — Батори не была кровожадной. Да, она принимала омолаживающие ванны, но вовсе не из крови юных девственниц, а из отваров целебных трав красного цвета. Будучи протестанткой, по сути, она оставалась язычницей, прибегая к услугам то ли ведуньи, то ли знахарки Дарвулии. При этом она и сама хорошо разбиралась в фитолечении и иной натуропатии. Что касается жизни семейной, возможно, Елизавета была верна своему супругу, известный случай ускорившей свадьбу добрачной беременности в 14 лет от лакея не в счёт, по понятной причине ему не нашлось места в фильме. А любовная интрижка с художником, очевидно, придумана с целью подчеркнуть её изысканный вкус и стремление к прекрасному. Да, непросто девушке одной, коль муж 15 лет воюет. Его редкие визиты в фамильный замок, как правило, заканчивались в постелях служанок, но, тем не менее, детей у графини было пятеро (по иной версии 10). «Брак не имеет отношения к любви».
Век XXI. Год 2008. Полуразрушенный Чахтицкий замок теперь уже на территории молодой суверенной Словакии, за всю свою историю практически не знавшей независимости. Стране нужна собственная мифология и если нет героев, то их нужно придумать. Антигерои отбрасывают негативную тень на весь народ. Словаки здесь не исключение, на наших глазах подлецы превращаются в едва ли не небожителей. Нужна легенда, и венгерский историк Ласло Надь её сотворил, а словацкий режиссёр перенёс на экран. Со временем эта версия будет во всех учебниках истории Словакии и крепко засядет в подсознании новых поколений. Но вспомним историю, которую мы знали до просмотра фильма. Где правда? Как всегда — посередине, поскольку графиня Елизавета Батори, прежде всего, была женщиной со всеми свойственными ей противоречиями.
На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Кровавая графиня – Батори 2008 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.
Исключительная личность Елизавета Батори интересует историков уже столетия. И даже сегодня, без малого 400 лет со дня смерти графини, взгляды на ее жизнь расходятся. В книге рекордов Гиннеса она значится как самая «большая» и кровавая убийца. Фильм о ее жизни и переплетениях самых влиятельных венгерских родов того времени.
Кровавая графиня – Батори / Bathory 2008, Словакия, биография, драма, исторический, фэнтези