Галерея
Актеры 13
Съемочная группа 18
Рекомендуем 2
Похожие 20
Отзывы к
фильму
11
Всем известно, что англичане весьма трепетно относятся к своей истории, при этом они практически никогда не пытаются приукрасить её, оставляя действие таким, каким его нам оставили летописцы. Это касается и искусства кинематографа и как раз картины «Леди Джейн», вышедшей на экраны в далёком уже 1985-ом году благодаря усилиям режиссёра Тревора Нанна и сценариста Дэвида Эдгара, основавшего сюжет на рассказе Криса Брайанта. И тут есть смысл для небольшого отступления: Тревор Данн был одним из тех, кто написал либретто для нашумевшего мюзикла «Кошки», одного из самых успешных мюзиклов за всю историю сцены и он до сих пор ставится во множестве театров. Но далее только о «Леди Джейн».
Речь в фильме пойдёт о Джейн Грей, внучатой племяннице короля Генриха VIII. В своё время она заняла вакантный престол после смерти слабого короля Эдуарда VI, почившего в весьма юном возрасте. Леди Джейн противилась этому назначению, но несколько интриганов, в том числе и её родители, всё-таки уговорили девушку надеть корону. В летописях леди Джейн вошла под прозвищем «Девятидневная королева», так как её правление заняло всего неделю и два дня, после чего она была свержена восставшими католиками. Многие, кто поддерживал леди Джейн перешли на другую сторону, а сама молодая женщина спустя семь месяцев была обезглавлена вместе со своим мужем. Однако, многие историки сомневаются в значении леди Джейн, ведь о её правлении остались лишь скудные записи некоторых послов и купцов, но именно имя леди Джейн вошло как образ трагизма, когда в Британии раз за разом вспыхивали кровавые конфликты на почве религиозных убеждений между католиками и протестантами. Поэтому некоторые склонны считать картину «Леди Джейн» абсолютным вымыслом.
Но художественный вымысел создаётся только с одной целью — чтобы уважить зрительские предпочтения, а уж спорить об истине в картине оставим людям знающим. С самого начала нам демонстрируют величественный вид королевского замка, где люди голубой крови немспеша прогуливаются в окружении многочисленной свиты. Надо отдать должное — «Леди Джейн» с первого же мгновения погружает нас в мир той эпохи. При этом локации, убранство, костюмы, причёски и грим подобраны с особой тщательностью, каждая деталь продумана, так что прицепиться не к чему. И опять же после первых мгновений фильма хочется отметить наш отечественный дубляж — каждому актёру был безукоризненно подобран голос, чувствовалась экспрессия, внутреннее наполнение каждого персонажа, что ещё больше позволяет окунуться в мир XVI века. Что ни говори, но советский дубляж был высочайшего уровня, сейчас подобное весьма сложно увидеть (сиречь, услышать).
В образе леди Джейн нам появляется юная девятнадцатилетняя актриса Хелена Бонэм Картер собственной персоной. На тот момент у неё ещё не было особых ролей в кино и «Леди Джейн» считается первой, где будущая звезда мирового кинематографа сыграла главную роль. Хелена Бонэм Картер удивительно точно воплотила образ своенравной и очень образованной девушки, которая может наизусть декламировать трактаты известных философов своего времени, но при этом она напрочь лишена каких-либо амбиций. Образ леди Джейн даже назвали «прото-феминисткой социалистического типа», что же очень сложно спорить со столь точной формулировкой героини Хелены Бонэм Картер. И что ещё хотелось бы отметить, так это тот факт, что в 1985-ом году на роли брали заслуживающих внимания актёров, а не тех, кто обладает приятной внешностью, а вот таланты вызывают сомнение. Можно сколько угодно спорить по поводу красоты Хелены Бонэм Картер, но то, что она актриса великолепная не вызывает никаких сомнений, что доказано было ролью в «Леди Джейн». В её исполнении главная героиня — это целый ворох контрастов, она недоступна, высокомерна, но постепенно оттаивает и становится самой милой и умной девушкой, она своенравна и никто для неё не авторитет, но перед лицом возлюбленного она готова на любые жертвы. В общем, следить за игрой Хелены Бонэм Картер — истинное удовольствие (не откажите себе в этом!).
Партнёром по съёмочной площадке у Хелены Бонэм Картер стал Кэри Элвис. Это сейчас он больше знаком зрителю по воплощению образа доктора Гордона в хоррор-франшизе «Пила», а в 1985-ом году он был молодым, одарённым актёром, потенциальной звездой первой величины. В «Леди Джейн» он своей игрой показывает почему же такие разговоры имели место быть. Его герой предстаёт вначале взбалмошным, дерзким, избалованным юнцом, который видит свою жизнь в постоянных кутежах. Но вскоре его свободе настаёт конец, ведь его решают обвенчать с Джейн Грей. Как бы он не противился, но его брак — дело решённое. И вдруг после свадьбы случается чуть ли не чудо — он становится смиренным, потому что впервые познал чуткий мир любви, любви взаимной. Актёры же, которые заняли второй план тоже не оплошали, грамотно и доходчиво изобразив своих персонажей, но больше всех запомнилась Джэйн Лапотэйр, у которой было не так много экранного времени, но его вполне хватило, чтобы возненавидеть её будущую королеву Марию, получившую затем прозвище Кровавая.
«Леди Джейн» — действительно достойная картина жанра костюмированной исторической драмы, где приятно наблюдать за молодыми и дерзкими (в хорошем смысле слова) Хеленой Бонэм Картер и Кэри Элвисом. А точная работа художников, костюмеров, гримёров вкупе с тщательно подобранными локациями замков и их помещений придёт «Леди Джейн» удивительной силы. И ещё раз отмечу превосходный советский дубляж!
8 из 10
Начну с того, что мои познания в английской истории скудны и ничем кроме школьного курса не подкреплены. Собственно потому история леди Джейн Грей, рассказанная в фильме, для меня нова.
Что меня впечатлило, так это трансформация Джейн, эта пропасть между Джейн на первых минутах и Джейн смирившейся.
Юная Джейн интеллектуалка, бунтарка, в своем роде. Затем Джейн, познавшая любовь. Любящая и любимая. Потом Джейн королева. Пусть 9 дней. Но королева.
И контрастом всему этому Джейн потерянная. Джейн, идущая на казнь. Джейн, которая не смогла найти плаху. А далее мир без Джейн. Серое пустое небо, вороны. Будто и не было ничего. И тут напрашивается: король умер, да здравствует король (королева).
Для меня «Леди Джейн» это история о преданности. Преданности себе в первую очередь. Оказавшись жертвой, она остается верна своим принципам, вере, мужу.
Признаюсь, долго обходила стороной этот фильм, знала, что он западет в душу и заставит задуматься (а для таких процедур необходимо сначала подготовиться). И да, фильм оправдал мои ожидания.
Фильм не на один раз, но и пересматривать его будут не все.
Рекомендую однозначно.
Однажды поздно вечером, переключая каналы, я увидела отрывок фильма: молоденькая девушка просит священника рассказать, как был казнен ее муж, и пока он рассказывает, перед глазами зрителя проходит сцена ее собственной казни. Ее глаза завязаны, палач велит ей положить голову на плаху, она слепо шарит руками в воздухе и, не выдерживая напряжения, вскрикивает: «Где плаха? Где она? Я не знаю…» Это было в 1990 году, мне было десять лет, актеры были мне неизвестны, название фильма тоже, но этот отрывок намертво впечатался в мою память.
Фильмов, которые по нескольким случайно увиденным кадрам, я искала бы годами, совсем не много — меньше, чем пальцев на одной руке. Поиски завершились пару недель назад: пролистывая фильмографию Хелены Бонем-Картер, я неожиданно обнаружила, что одна из самых ранних ее работ — «Леди Джейн» — и есть тот самый фильм.
И вот, наконец, я посмотрела его целиком, от начала и до уже виденного финала. Честно сказать, я ожидала увидеть что-то более жесткое и динамичное. «Леди Джейн» снята в 1985 году, и сейчас смотрится, как творение другой эпохи кинематографа. Дискретный звук и неспешность повествования по сегодняшним меркам кажутся приметами «старины глубокой».
Фильм в целом проникнут светлой грустью, хотя есть в нем сцены и тяжелые, и смешные. Как и его главные герои, он оставляет впечатление неискушенности и чистоты.
Создатели «Леди Джейн» сознательно отказались от права судить своих персонажей. История снята так, что не хочется этого делать и зрителю.
Англия в эпоху между Генрихом VIII и Елизаветой. У кого-то, как у 15-летней леди Джейн Грей, кузины короля, читающей Платона в подлиннике, фанатично горят глаза, при мысли о возможности осуществить мечту — избавить людей от католических предрассудков. Кто-то, как 17-летний Гилфорд Дадли, напиваясь в тавернах, мечтает, чтобы лишившихся земли и средств к существованию с тех пор, как закрыли католические монастыри, крестьян перестали клеймить за бродяжничество. Но для большинства все намного проще — католики хотят вернуть отнятые земли, власть и богатства, реформисты, подобно лорду-канцлеру Дадли и герцогине Саффолкской, матери Джейн, не желают возвращать то, что уже привыкли считать своим.
Король юн и слаб — идеальная марионетка в руках канцлера, если бы не одно но — Эдуард смертельно болен. Следующая в тронном списке — его взрослая сестра, католичка Мария (кстати, на моей памяти это единственный фильм, где Кровавая Мэри показана человечной, где ее можно понять и даже ей посочувствовать). Для канцлера положение отчаянное, ему срочно нужна новая марионетка, которую можно было бы посадить на английский трон. Символична сцена в фильме, когда кукла на ниточках переходит из рук одного 15-летнего подростка к другому. Пока эти двое, смеясь, играют в куклы, другие кукловоды дергают ниточки их собственных судеб.
В те времена брак был одним из самых надежных способов скрепления политических договоренностей. Вот и канцлер, чтобы быть уверенным в надежности новой марионетки, настаивает на ее браке со своим младшим сыном. Но странное дело — две порознь покорные марионетки, вместе становятся неуправляемы.
Юные, неопытные, влюбленные, полные знания о том, как должен выглядеть идеальный мир, но понятия не имеющие, как его построить, Джейн и Гилфорд — совсем не те правители, что нужны Англии. Это Елизавета станет великой королевой и сделает Британию империей, продолжая сгонять крестьян с земли, поощряя морской грабеж, потопив Великую Армаду, отрубив головы Марии Стюарт и многих других, а девять дней царствования Джейн канут в Лету истории, отмеченные лишь серебряным шиллингом, запретом клеймить крестьян и приказом помиловать заключенных. Политика и власть — не те области, где преуспевают люди, отягощенные совестью и идеалами.
Все герои этого фильма поступают единственно правильным, единственно верным, как им кажется, способом, но все их усилия оказываются удивительно бесплодны. Канцлер Дадли лишился бы жизни в любом случае, даже если бы не пытался удержаться у власти. Мать Джейн осталась жива и здорова при любом правителе. Отец Джейн, столь не вовремя решивший «помочь» дочери, так ничего и не добился. Но все они, сделав то, что с тем же результатом могли бы не делать, привели на плаху собственных детей, заставив расплачиваться за чужие амбиции и ошибки. С этой точки зрения не меньше чем Джейн и Гилфорда жаль короля Эдуарда — бедный мальчик мучился несколько недель своей искусственно продленной, наполненной болью жизни, пока канцлер утрясал вопросы престолонаследия.
Я благодарна авторам фильма, за то, что они не пытались сделать из Джейн феминистку, осовременить ее мотивы и побуждения, чем традиционно грешат исторические фильмы. В исполнении девятнадцатилетней Хелены Бонем-Картер она получилась очень убедительным человеком своей эпохи — истово верующей юной идеалисткой, для которой количество святых таинств и желание сохранить чистой душу дороже жизни. Гилфорд мягче, его вера не столь фанатична, но ради Джейн он поступает так же, идет с ней до конца земной жизни, разделяя надежду воссоединиться в небесной.
Столь поразившие меня когда-то финальные кадры сняты и решены безупречно. Вместо того, чтобы показать две похожие казни, режиссер Тревор Нанн поступил оригинально, совместив их в звуковой дорожке и зрительном образе, зачаровав меня как зрителя силой искусства и эмоций.
Этот фильм я уверенно отношу к числу редкостей — его очень редко показывают по ТВ, его сложно найти на DVD или в интернете, и, будучи посвящен наиболее часто экранизируемому периоду английской истории (все мы знаем о многочисленных женах короля Генриха, много раз видели на экране Анну Болейн и даже «еще одну из рода Болейн», несчетное число раз наблюдали Елизавету), тем не менее, сумел осветить самые малоизвестные его девять дней.
Сложно судить, насколько близка рассказанная в фильме история к судьбе и характеру реальной леди Джейн, но ее смело можно считать посмертной эпитафией всем детям у власти, начиная с Тутанхамона и заканчивая царевичем Алексеем, отравленным, убитым, развращенным, заточенным в монастыри, чья главная вина заключалась в том, что они родились не в то время и не в той семье.
Красивая, наивная и романтичная история о том, как двое детей, волей случая оказавшись у самых вершин власти, решили изменить мир к лучшему, и как у них из этого, разумеется, ничего не вышло. Ни на минуту не верю, что всё действительно так было. Леди Джейн и её муж Гилфорд были лишь пешками в чужой игре и поплатились за это собственными жизнями. А это всего лишь красивая сказка, вот только с печальным концом.
На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Леди Джейн 1986 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.
В 1547 году умер Генрих VIII. Английское Королевство осталось без монарха. Единственный сын короля и наследник престола, несовершеннолетний Эдвард, смертельно болен, и дни его сочтены. Протестанты не желают больше видеть на престоле католиков и готовы пойти на всё, чтобы короновать «своего человека». Их неожиданный выбор падает на скромную дочь герцога Саффолка, кузину короля Эдварда, Леди Джейн Грэй. По плану протестантов Джейн выдадут замуж за Гилфорда Дадли — сына самого влиятельного человека Англии, Джона Дадли, который и станет тайным правителем Британии. По загадочной иронии судьбы у древней Англии внезапно появился уникальный шанс получить великолепную, не погодам мудрую королеву, а у Гилфорда — прекрасную и любящую жену. Но всё это было слишком хорошо, чтобы быть правдой, а посему этой удивительной истории было суждено закончится быстро, жестоко и кроваво…
Леди Джейн / Lady Jane 1986, Великобритания, биография, драма, исторический, мелодрама