Актеры 6
Съемочная группа 1
Похожие 20
Отзывы к
фильму
2
Отечественный киноклассик Александр Довженко задумал картину «Жизнь в цвету» еще в 44-м. Претерпев всевозможные идеологические и цензурные трансформации (о нешуточности баталий говорит хотя бы тот факт, что для режиссера они закончились инфарктом), к 48-му она превратилась в масштабный байопик «Мичурин», ярчайший образчик развитого соцреализма и высокого имперского стиля, в пух и прах разруганный поколениями критиков.
Главную роль получил блестящий театральный артист (в дальнейшем — педагог) Григорий Белов. В первую мировую он воевал артиллеристом, в Великую отечественную ездил по фронтам с агитбригадами. Роль Мичурина стала для него дебютом в кино.
Итак, на рубеже веков, русский ученый и садовод Мичурин живет в окрестностях провинциального городка Козлова. Он сажает и вскапывает, фраппирует обывателей и ругается с соседями. К его садику стекается многочисленная корреспонденция и иностранные делегации, мечтающие вывезти русского гения за рубеж вместе со всеми его бесценными саженцами. В то время как сам он, чтобы продолжать опыты, вынужден зарабатывать ремонтом часов.
Мичурин удостаивается ордена от Государя и параллельно обивает пороги тупоумных царских чиновников, яростно воюет с косностью и мракобесием коллег-ученых и желчно ругается с соседом-священником. Предстает попеременно — то в образе доброго дедушки, который, поймав в саду мальчишку-вора, поит его чаем, то скверным и ворчливым стариком, исполненным ощущения собственного величия.
События, происходящие в жизни героя, рифмуются с сезонными циклами и временами года. Счастье — это тяжелый черемуховый цвет, горе — клочья ржавых листьев, которые срывает с веток беспощадный ветер. Зимняя оцепенелость сменяется весенним пробуждением, возращением птичьих стай.
Центральный образ двойственен. Мичурин — фаустовский дерзец, посягающий на миропорядок. Он не изучает эволюцию, он _делает_ ее. Работая с лопатой в саду, он занят творчеством, он творит искусство. А происходящее за пределами этого сада для него вовсе не интересно.
При этом он — мудрый созерцатель, проникающий в самую суть вещей. «Я с четырех лет сижу на грядке и наблюдаю», говорит он о собственном научном методе.
Приговором семейному счастью героя становится сон, который он рассказывает жене: в нем он видит их дочь сперва в образе вишни, затем — японской черемухи. Дети-деревья заслоняют собственных детей.
При этом Мичурин олицетворяет собой противостояние человеческой инерции. Его главный противник — само неумолимое время. Да, сад для него важнее и приятнее живых людей, но его главное стремление — превратить в цветущий сад всю Россию. Всю планету обратить в райские кущи. Он занимается преображением Земли.
Для обывателей он — человек трудный, даже опасный. Эдакий доктор Франкенштейн, одержимый комплексом Бога, который не просто сажает, но _делает_ деревья. Старый чудак, романтик с дон-кихотовской бородкой и, одновременно, запакованный в черный сюртук уэллсовский Моро, который идет наперекор стихии, вонзая в землю потертую трость.
Кульминацией в жизни ученого становится потеря жены — не просто любимого человека, но помощника, единомышленника, соратника. Только потеряв ее, герой в полной мере осознает глубину своих чувств.
Кажется, что ему уже не оправится от трагедии, жизнь теряет смысл. Но, с циклическим обновлением природы, в страну приходит новая стихия — Революция. Это второй шанс для экспериментатора с непростым характером, который в какой-то момент как бы в шутку предлагает сжечь к чертовой матери пол-России на потребу нужд селекции и эволюции.
Отдельно хочется отметить впечатляющий саундтрек. Имя Дмитрия Шостаковича говорит само за себя. Фильм предельно музыкален — в незабываемой сцене Мичурин в буквальном смысле дирижирует распускающимся садом, цветы на ветвях раскрываются будто бы по мановению его руки!
Отношения Мичурина с Лениным и Сталиным, которые «выводят» СССР точно так же, как сам он выводит гибрид яблока и груши, выглядят не только как необходимый реверанс в сторону партийных вождей, присутствующий во всяком произведении соцреализма. Эти исторические фигуры для него действительно важны, ценны и понятны, потому что он и сам такой — демиург, вечный бунтарь и улучшатель, не признающий никаких случайностей в природе, начисто отрицающий ее непостижимость.
Пафос советского миростроительства — вынос науки в поля, борьба за изобилие… Золотое сияние пшеничных полей не уступает в яркости шитью кумачовых знамен, глянец созревших плодов конкурирует с румянцем комсомолок и пестротой пионерских галстуков… Тут даже лекция о новом сорте яблок эпична, как проповедь у ветхозаветного Древа Познания, при этом сам же лектор спешит разрушить эту неоднозначную метафору. Потому что для него Познание — состоявшийся факт, теперь самое время браться за окулировочный нож и лейку. Вот только где бы достать лишних лет двадцать, ведь все только-только начинается, и столько всего предстоит сделать, а в зеркале — только эти проклятые седина и морщины!
Дело тут не в единении с природой, дело в ее полном подчинении человеку. Мичурин не одобряет революцию, он и есть революция.
Александр Довженко взялся за описание жизни, а точнее, профессиональной деятельности Ивана Владимировича Мичурина, русского ученого-селекционера. По идее, фильм, посвященный и имеющий в названии имя некоторого человека, должен в какой-то мере осветить жизнь оного, показать интересные моменты его деятельности. У Довженко мы видим то, что, собственно, итак известно — Мичурин скрещивал растения. Ах да, его еще недолюбливали представители власти вседержавной. А вот советские люди в нем души не чаяли. Даже город его именем (фамилией) назвали, не дожидаясь, пока Иван Владимирович прикажет долго жить. Все бы ничего, но сильно портит фильм пропитка идеологии, увлажняющая весь фильм. Традиционное воздаяние хвалы дядюшке Ленину, который «сделал добра больше, чем все за 10 веков», и особо — Иосифу Виссарионовичу. Ну, куда же без этого, при правящем-то вожде!
Этот фильм — фильм того поколения, яростно верующего в справедливость и верность социализма. Не актуально, не свежо, не оригинально, не захватывающе, не красиво.
5 из 10
На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Мичурин 1949 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.
Фильм рассказывает о жизни и творческой деятельности талантливого русского ученого -преобразователя природы — Ивана Владимировича Мичурина.
Мичурин / Michurin 1949, СССР