Галерея
Интересные факты 6
Актеры 23
Съемочная группа 47
Рекомендуем 18
Похожие 23
Отзывы к
фильму
24
Автобиографический фильм по книге Сюзанны Кейсен, страдающей пограничным расстройством личности, в дневниках которой выражается надломленность и пустота, в которую погрузилось американское общество конца 1960-х в лице конкретно взятого индивидуума, делает фильму довольно громкую вывеску. Прибавим к этому, призванных воплотить данную идею, двух очень ярких актрис — Вайнону Райдер и безбашенную Анджелину Джоли; сюжет про психушку, где девушке предстоит сражение с невидимым врагом; многообещающие кадры; зрительский рейтинг; награды… и мы получим картину с прямо-таки запредельным уровнем ожиданий! Например, ожидаешь увидеть некую версию «Вредного Фреда», где гиперактивная подружка в итоге оказалась бы воображаемым призраком; или сюжет про «девушек в клетке» с ужасами карательной медицины и сексуальными домогательствами; наконец, нечто чрезвычайно экзистенциальное, как в картине «Кто-то полетел над гнездом кукушки», тем более, что идея фильма очень соответствует этой американской поговорке…
Но ничего из этого в фильме не обнаружится.
Не то, что бы его вообще не было, просто оно подано, выражаясь медицинским языком, в каких-то гомеопатических дозах. Это надо было постараться, чтобы из столь просторной для творчества идеи, причём уже облечённой в литературную форму, сделать нечто настолько узкое и невразумительное. Каков был смысл пребывания главной героини в клинике; что кардинально изменилось внутри неё и её подружек; в чём вообще мораль сей басни? Убедительнее всего на эти вопросы отвечает сама героиня: «я впустую потратила год, пребывая здесь», — конец цитаты. Что ж, ну, я, в таком случае, впустую потратил два часа, просматривая этот фильм.
Все эти откровенные речи, нагоняющие истерику на социопатку Лису в финале фильма, не кажутся хоть сколь-нибудь убедительными, чтобы выковыривать из них какое-то значительное экзистенциальное открытие. Кульминацией ленты вроде бы должно являться чтение интимного дневника Сюзанны, однако откровения, почерпнутые из него, столь вялы и несущественны, что не тянут даже за проходную сценку, место которой — в середине фильма. Если уж акцентировать на этом внимание (а это действительно надо делать!), то эту нить стоило бы вести с самого начала ленты, чтобы в финале главная героиня хотя бы написала роман-бестселлер. Но в итоге нет даже этого. Всё происходит ни зачем. Повествование представляет собой какое-то бытовое жизнеописание; проникновение во внутренний мир травмы является минимальным. Кто хочет увидеть реальный фильм про безумие, пусть посмотрит ленту Романа Полански «Отвращение» — вот наблюдение за сумасшествием изнутри, притом без всяких психушек и прочей шаблонной атрибутики.
Совершенно напрасно не был заострён сюжет на взаимодействии Сюзанны и старшей медсестры, считающей её, скорее, ленивой избалованной девчонкой, чем сумасшедшей. Если бы развивать эту мысль смелее, то можно было бы выдать действительно мощную ленту, но всё обрывается где-то на полуслове, ограничиваясь лишь единичными монологами, а когда приходит время действительно высказать психотерапевту свои мысли, то все они почему-то упорно остаются за кадром. Создаётся впечатление, что из-за своей биполярности главной героине изначально всё было пофиг и непофиг. И так проходит весь фильм, начало которого неотличимо от его конца. В итоге ни то, ни сё: ну пожила год в дурдоме (больше похожем на детский лагерь); ну пообщалась с психопатками; ну побегала с ними тайно по подвалам; ну поконфликтовала с персоналом; ну сбежала; ну вернулась; ну поплакалась; ну выписалась; ну и что?
Из хорошего можно выделить рок-музыку конца 1960-х (которой было мало!) и не самую дурную режиссуру. Хорошее впечатление производят флешбеки, как бы наслоенные на настоящее и соединённые с ним. Увы, этого тоже было очень мало, а к концу фильма иссякло вовсе. Вообще, ни одно толковое решение (а они были!) не было доведено до ума в этом фильме, в особенности чрезвычайно важные параллели с общественно-политической ситуацией в обществе, тоже балансирующем на грани бездны — не раскрыто и это! И не раскрыто во многом потому, что ключевым свойством уходящей старой системы является механизм тоталитарного подавления, который она включает по отношению к приходящей новизне. Для Америки это был Вьетнам. Эта ненужная война, вызванная экзистенциальным страхом собственного развития, представляла собой конвульсии умирающей системы, пытающейся уничтожить это развитие как в пределах собственных границ (внутри США), так и за их пределами; отсюда проистекают глубинные причины суицида как попытки окончательной стагнации собственного бытия. Так в чём же выражена параллель с этими процессами в фильме, в котором отсутствует тема репрессивного подавления пациентов психиатрической больницы? Предоставленная им свобода и либеральность установленных порядков никак не коррелирует с тем, что реально тогда происходило в обществе. Вот почему картина Милоша Формана является шедевром: ему как раз удалось блестяще провести все эти параллели, чего не скажешь о фильме Мэнгольда, старания которого вряд ли можно назвать успешными. Единственным умным эпизодом, в этом отношении, является жестокое замечание Лисы в отношении бывшей пациентки клиники: «Тебя не выписали — на тебя махнули рукой», — тем самым, либеральное отношение медперсонала по аналогии может быть воспринято как дистанцирование государства от стремительно маргинализирующегося общества.
Фильм, конечно, зайдёт фанатам Вайноны и Анджелины, но очень уж не хватило более крепкой и искренней дружбы между ними. Возникает ощущение, что они так и не успели по-настоящему узнать друг друга. Наверное, было бы шаблонно, если бы они стали любовницами (за весь фильм была лишь одна робкая попытка эротичного поцелуя и та односторонняя), но даже от такого стереотипа фильм заметно бы выиграл, точно так же как он выиграл бы, если бы одна из них погибла или оказалась бы воображаемым другом. Вообще, долго можно было бы фантазировать, «что-могло-бы-быть» в этом фильме. Возможно, разочарованными оказываются как раз те, кто мыслит стереотипами, но это точно лучше, чем мыслить категориями пустоты.
P.S. После этого фильма как-то становится тревожно за возможные попытки экранизировать историю Билли Миллигана — она даже в виде романа представлена, мягко говоря, не идеально… В общем и целом, автобиографические фильмы про психопатологию — жанр чрезвычайно сложный, и преуспеть в нём дано не каждому. Сравнивая эту ленту с чем-то похожим, можно с уверенностью сказать, что Рон Ховард с «Прекрасным разумом» и тем более Милош Форман с «Гнездом кукушки» преуспели в этом значительно больше, чем Джеймс Мэнгольд и компания. Но последний всё-таки был лучше Пении Маршалл с её «Пробуждением».
Фильм показывает типичную для нашего времени ситуацию, очутиться в которой может каждый. Данная ситуация -это потеря жизненных ориентиров, борьба с самим собой. Внутренние переживания главной героини доводят её до точки невозврата, поэтому она отправляется в дом, где находятся такие же души, как и она: потерянные, сломленные, разбиты.
Данный фильм доказывает нам, что нет такой ситуации, в которой нет выхода. Для этого нужно лишь бороться с самим собой. Главная героиня обрела друзей в этом доме, она поняла, что не одна в этом мире.
Фильм получился очень эмоциональным, раскрывает множество характеров, и главное-это работа над самим собой. Внутренние переживания заставляют главную героиню ставить вопросы, на которые она отвечает в конце фильма. Актерская игра Вайоны Райдер и Анжелины Джоли восхитительна, очень детально передали чувства и эмоции своих персонаже.
10 из 10
Джеймс Мэнголд, который позже снимет посредственного «Рыцаря дня» и уже ставшего культовым в комикс-жанре «Логана», обеспечил себе надежный карьерный старт еще в девяностые, поднапрягшись и сняв на сегодняшний день все еще главный свой фильм — драму «Прерванную жизнь» (Girl, Interrupted, 1999), которой запустил не только собственную, но и карьеру двух своих главных звездочек на центральных ролях.
И, скажу честно, в скольких бы фильмах не фигурировали психиатрические лечебницы и сколько бы раз не ставилось душевное здоровье главных героев под сомнение, а все равно аналогичных «Прерванной жизни» проектов вспомнить не удается. Опытный зритель привык, что подобные лечебные заведения, как правило, используются для накала сюжетных страстей и создания еще большего напряжения в ситуации, в которой оказывается центральный персонаж, и, как правило, в хоррорах либо каких-нибудь триллерах — и тут же на ум приходят «Готика», «Запрещенный прием» и какие-нибудь «12 обезьян». Но если внимательно присматриваться к «Прерванной жизни», которая сама по себе и вопреки некоторым жестким сюжетным поворотам является все-таки добрым и жизнерадостным фильмом, то становится ясно — ближайшими ее родственниками являются «Пролетая над гнездом кукушки» и «Игры разума». Фильм стартует с помещения подстриженной под мальчика миловидной главной героини в психушку после неудавшейся попытки суицида (причем по ее же воле), где она пытается разобраться, больна ли она, до того, пока не встречает именно в лечебнице своих первых и настоящих друзей. Причем плавный монтаж с резкими переходами между флэшбеками, снами и иллюзиями героини в реальный мир, которыми картина насыщена в первые полчаса, не покидает ощущение, что у нее действительно серьезные проблемы. И несмотря на антураж классической психиатрической больницы шестидесятых, в фильме нет ни следа ожидаемой мрачности. На вопрос матери не нашла ли главная героиня здесь друзей, Сьюзанна отвечает «это же не детский лагерь», не подозревая, как впоследствии прикипит сердцем к обитателям этого заведения.
И конечно главная героиня производит впечатление вчерашнего подростка, тощей короткостриженной девчонки, может и миловидной, но внешнюю красоту Вайноны Райдер конкретно в данном образе особо не разглядеть, зато хорошая актерская игра заметна сразу. Особенно в дуэте с молоденькой Джоли (в то время еще на пике своей привлекательности), которая переигрывает здесь решительно всех, справедливо забирая домой Оскар на церемонии 2000 года. Анджелина Джоли, в отличие от Райдер, даже в образе сумасшедшей стервы не теряет своей приалекательности и сексуальности, в то же время выводя на передний план свой драматический талант — ее истерики, слезы, улыбки, смех — это не деланное помутнение психа, изображаемое актером, а откровенные и искренние эмоции более глубокого, чем остальные, персонажа. Ее героиня обладает хорошо прописанным характером, своими переживаниями, страхами и мечтами, которые Джоли транслирует на экран. Она неоднозначный персонаж, и пусть ведет себя как последняя стерва, но не сопереживать ей невозможно, и зритель невольно разделяет чувства, которые к ней испытывает главная героиня. Иногда даже возникает ощущение, что центром внимания здесь является Джоли, а Райдер лишь рассказчица, ведь именно Энджи создает эмоции, переживания и движение сюжета. Надломленная привлекательная девушка, по каким-то причинам попавшая в психушку и раз за разом пытающаяся вернуться к нормальной жизни, причем радикальным способом — совершая побег, но раз за разом возвращаясь в ненавистную больницу. Не сопереживать ей невозможно, хотя и видно, что она больна, и, темне менее, сюжетная линия главной героини в определенной степени оставляет надежду, что и у Энджи все будет хорошо. Заслуженный Оскар.
Что касается второстепенных артистов, то хочется выделить божий одуванчик Вупи Голдберг в шикарном образе чернокожей медсестры, Бриттани Мерфи в роли еще одной пациентки, знакомую по «Факультету» Родригеса Клеа ДюВалл, Джеффри Тэмбора ну и Джареда Лето как еще одно знакомое лицо в кадре, хотя он и не успел особо раскрыться в своем камео-образе.
Чего у фильма не отнять, так это атмосферы добра и непринужденности, даже несмотря на то, что здесь есть достаточно жестокие сюжетные твисты и жесткие сцены. Даже конфликты, которые разгораются между персонажами (где Джоли выступает антогонистом) сводит на нет приторно сладкий и добрый финал ленты. Надо также отметить, что антураж 60-ых здесь создается на совесть, хотя, учитывая, что основные локации ленты — это помещения психиатрички, особо заморачиваться авторам не пришлось. Тем не менее, американский пригород с его старенькими домами, машинами (своеобразная «буханка» Фольксвагена доставила), одежда людей, даже мелькнувшая в истории группа хиппи — все это пошло на пользу общему временному антуражу картины.
«Прерванная жизнь» именно этим всем и понравится — это сильное и жизнеутверждающее кино, заслуживающее ознакомления как минимум из интереса за что там Джоли Оскар получила.
8 из 10
Данная лента многими критиками и зрителями позиционируется, как женский вариант культового фильма «Пролетая над гнездом кукушки». И в какой-то степени это действительно так, но всё же следует относиться к этой картине, как к самодостаточному произведению, хоть и снятому с оглядкой на известные фильмы похожей тематики. Режиссер ленты, замечательный и разноплановый автор Джеймс Мэнголд учился на факультете кинематографии у классика мирового кинематографа Милоша Формана (постановщик фильма «Пролетая над гнездом кукушки»), из-за чего понятен интерес режиссера к подобной тематики. Думаю выйдя этот фильм сейчас, то его глобальный феминистический посыл нашёл бы огромный отклик в нынешнюю эпоху рассвета феминизма. Но обо всем по порядку.
Картина снята по мемуарам американской писательницы Сюзанны Кейсен, которая описала личный опыт двухгодичного пребывания в психиатрической больнице. В жанровом плане это тяжелая жизненная драма с элементами биографического фильма. Перед нами портрет эпохи 1960-ых годов, времена больших потрясений и перемен для американского общества. Война во Вьетнаме, политические потрясения, рассвет движения хиппи и развитие бунтарского духа в молодых умах. Всё это по касательной затрагивается в данной ленте, но видим мы это глазами простой девушки, дитя своей эпохи. Попытка суицида и неспособность к коммуникациям в обществе, прервали её жизнь в нормальном мире и привели в лечебное учреждение психиатрической направленности.
Картина затрагивает глубокий пласт проблем, как личного, так и социально — политического характера. Во-первых, это осознание и поиск себя в окружающем мире, семейные отношения, взаимопонимание между родителями и детьми. С другой стороны затронуты такие социальные проблемы, как изоляция людей с психическими заболеваниями и дезертирство во избежание армейского призыва. Главный же смысл можно передать с помощью вопросов: Что можно считать нормой человеческого поведения? И Где находится граница между нормальными и ненормальными людьми?
Нас буквально погружают в депрессивную атмосферу, царящую в стенах психиатрической лечебницы. Это мрачная, депрессивная обстановка вызывает неуютный дискомфорт, отсутствие позитивного настроения не покидает экран до самого финала. Этому способствует и своеобразный визуальный стиль, серая картинка с мрачной цветовой гаммой не даёт надежд на хорошее будущее. Из минусов хочется отметить слишком медленное развитие событий, провисающие моменты и через чур глубокий уход в психологизм.
В фильме есть несколько важных персонажей, психологический портрет которых представляет интерес. Вайона Райдер исполняет главную роль, девушка потерявшая грань между реальностью и сном, что не позволяет ей занять место в обществе. Очень тонкая актерская игра. Однако лента стала настоящим бенефисом Анджелины Джоли, представшую в образе неудержимой социопатки Лисы, безумной и отчаянной на различные выходки. Есть и другие хорошие актрисы, чьи экранные образы представляют интерес для глубокого анализа.
Прерванная жизнь это сложная психологическая драма, которая с одной стороны показывает депрессивный опыт пребывания человека в психиатрическом учреждении и её попытки познать природу нормальности в общепринятом понимании, а с другой социальный портрет американского общества образца 1960-ых годов. Весьма интересное кино для психологического анализа, но очень депрессивное и серое по атмосфере. Кому-то понравится, кому-то нет, в данном случае это исключительно дело вкуса.
7 из 10
На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Прерванная жизнь 1999 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.
В конце шестидесятых дикие сердцем отправлялись в Вудсток, неудачники — на войну, а те, кому отправиться было некуда, — в бездну. После того, как Сюзанне поставили диагноз «пограничное состояние», девушка оказывается в закрытом психиатрическом учреждении, и чтобы подняться со дна пропасти к свету, она должна победить хаос в самой себе и в окружающем мире. Но так трудно сражаться с бесплотным врагом, особенно если это твоя собственная тень...
Прерванная жизнь / Girl, Interrupted 1999, США, драма, биография