Галерея
Интересные факты 2
Актеры 18
Съемочная группа 53
Рекомендуем 8
Похожие 20
Отзывы к
фильму
8
Роман «Tuntematon sotilas» («Неизвестный солдат») Вяйнё Линны вышел в свет в конце 1954 года и сразу взбудоражил всё финское общество. В следующем году была сделана его экранизация, которая стала на долгие годы главным финским фильмом, который показывают по центральному телевидению каждый год 6 декабря в День Независимости Финляндии.
Спустя тридцать лет силами финляндских кинематографистов была сделана ещё одна экранизация романа «Неизвестный солдат». Цветная и одновременно более мрачная и тяжёлая. Фильм не стал событием. И не отличился сильной художественной стороной. Получилась неплохая проходная, уважительная к литературному первоисточнику, экранизация.
В 2017 году силами финляндских кинематографистов (и не только) была осуществлена ещё одна экранизация. К новому воплощению романа Вяйнё Линны подошли очень серьёзно и ответственно. Была проведена кропотливая работа при подготовке, во время съёмок и в послесъёмочный период.
Необходимость в новой экранизации появилась, потому что мировой кинопроцесс в XXI веке сильно изменился. Классический кинематограф, в русле которого сделана первая экранизация книги «Неизвестный солдат», остался в прошлом, в настоящем более актуален кинематограф, где на первый план выходит не художественная составляющая, а технологическая.
Тем не менее, художественный поиск и мастерство художника (не только ремесленника) в мировом киносообществе до сих пор ценится высоко и поэтому наряду с такими высокого уровня ремесленными изделиями как «Saving Private Ryan» («Спасти рядового Райана») лучшего в мире киноремесленника Стивена Спилберга появляются такие шедевры-прозрения как «The Thin Red Line» («Тонкая красная линия») от кинохудожника Теренса Малика.
Философское образование или, вернее, мировоззрение позволило Теренсу Малику воплотить на экране мир войны в форме эпоса, достигающего глубины античной трагедии.
При экранизации «Неизвестного солдата» авторы фильма не могли избежать этой развилки двух векторов в представлении войны между технологично-реконструированным в «Спасти рядового Райана» и художественно-преломлённым в «Тонкой красной линии». Художественный подход победил технологичный, не отрицая последнего.
Используя лучшие достижения и традиции антивоенного (и военного) кинематографа авторы экранизации 2017 года основной акцент сделали на трагедии человека во время войны и на переднем плане в новой киноредакции романа «Неизвестный солдат» проявились судьбы финнов Коскела и Хиетанена, а также карела Атти Рокка. Причём история Рокка получилась наиболее запоминающейся и впечатляющей.
Сценарий был написан уже без участия Вяйнё Линна (который умер в 1992 году) и многие эпизоды романа были изменены, многие эпизоды дополнены специально для фильма.
Главное отличие фильма от книги и двух предыдущих экранизаций (как и в «Тонкой красной линии» Теренса Малика) — война перестала быть центром бытия в жизни главных персонажей. У них появилась своя история в предвоенной жизни, и это стало отправной точкой для осмысления того, что происходит с ними на войне. И война предстала не чредой диалогов и длинных переходов как в малоубедительной второй экранизации, а благодаря технологичному подходу к съёмкам тем местом, где бездушная техника из железа и бесконечный свист пуль и снарядов коверкают человеческие души и забирают человеческие жизни.
Война, занимающая всего несколько лет в многолетней мирной жизни человека, воздействует на его жизнь безоглядно и бесповоротно, коренным образом меняя его жизнь, если ему ещё выпадет судьба вернуться домой живым. И одна секунда, миг может стать вечностью для тех, кто на этой войне погиб.
Об этом главный фильм Финляндии двадцать первого века по главному роману финской литературы века двадцатого.
Моё мнение — очень хорошо.
8 из 10
Здравствуйте. Я тот самый «русак», которых пачками убивали в этом кино. Человек, в честь которого меня назвали (брат моей бабушки), был убит на русско-финской в 1939—1940. У нас общая фамилия, имя и даже отчество. Талантливый БЫЛ парень, в конце 30-х приехал в Москву из деревни, поступил в техническое училище (ныне Бауманка), призван со 2-го курса и убит. Я родился спустя почти полвека, естественно, лично с ним не знаком. Я не считаю ту войну по-человечески справедливой — ни одна война не является таковой. Впрочем, если посмотреть на предысторию, «маленький, но гордый финский народ» не так уж и прав. Точнее, не народ, а его правительство, которому неоднократно предлагали бОльшие территории, лишь бы отодвинуть границу от Ленинграда, чтобы в случае чего до него не долетали подарки дальнобойной артиллерии. Ну а кому понравится подобный расклад? Естественное чувство самосохранения любого государства. Речи об имперских амбициях и включении «княжества Финляндского» в состав СССР не было. Не согласились финские руководители, хотя бывший царский генерал Маннергейм и советовал. В итоге случилась маленькая и позорная для СССР война, по итогам которой границу всё же отодвинули, а затем…
Я москвич, но бывал в Питере, и на Пискаревском кладбище тоже. Там надо очень осторожно идти, примерно 2 человека на 1 квадратный метр лежат, из них 90% мирное население (это если верить официальной статистике, что там в районе полумиллиона человек — кто-то оценивал и в 3 млн.).
В фильме про блокаду Ленинграда ни слова, ни намёка.
Слыхал я и про «финский салат» — когда пленным советским бойцам ножом шинковали пальцы рук. Это ещё в ту, первую советско-финскую войну. Впрочем, наверное, и с советской стороны были зверства. Не знаю, не берусь судить, война это всегда потеря человеческого облика.
В фильме враг (советские бойцы) обезличен и «оскотинен». Кое-как можно идентифицировать лишь убитого лейтенанта, которому «холодно в русском аду», и пленного капитана Баранова, причём второй выглядит более чем жалко. Впрочем, здесь без претензий, то же самое и в нашем замечательном фильме «28 панфиловцев». Чтобы совесть не грызла, враг не должен быть человеком, которого кто-то ждёт и который кого-то любит, и уж тем более не должен быть героем.
Ещё один эпизод — расстрел финского санитарного автомобиля. Могло ли такое быть? Допускаю. Но явно не с одной стороны. Почему же тогда так однобоко преподнёс господин сценарист? Это, простите, не примирение, а самое натуральное «разжигание межнациональной…», односторонний посыл. Туда же — смелое утверждение про одного финна, который стОит в бою десяти «русаков».
Фантастический эпизод о том, как два финна расстреляли чуть ли не роту советских солдат, не имея даже пулемета. Красные что, без охранения так и пёрли по вражеской территории на второй год войны???
Из сугубо «утилитарных» аспектов — смутила новенькая форма и солдат, и офицеров-фронтовиков, что в 41-м, что в 44-м. Так, испачкали лицо для приличия, а китель прямо из ателье — и на съёмки. В этом смысле наши фильмы про войну, особенно советские, гораздо реалистичнее (взять хотя бы «Освобождение» и того майора на Курской дуге, ну или «Горячий снег»).
Очень сумбурно с точки зрения стратегии и географии — запомнился лишь переход через старую границу и взятие Петрозаводска. Ну ещё какая-то речка, которая предполагалась в качестве границы, а в итоге оказалась завалена мертвецами.
Любопытно было посмотреть на взаимоотношения между финскими солдатами и офицерами. Очевидно, в советской армии тех времён с дисциплиной было построже, не очень-то забалуешь перед заградотрядом.
В меру трогательно показано, что любой боец — тоже человек, которого кто-то любит и ждёт. Пишу «в меру», потому что смотрел «Летят журавли» или «Завтра была война» — здесь и сравнивать неуместно.
Общее впечатление от фильма — нечто инфантильное, с претензией на реализм, не слишком глубокое, но за «мир во всём мире» и «атата агрессивным русским скотам». Последнее несколько парадоксально, но уж как есть.
Внимание к деталям и общее настроение (если сравнивать с советскими и российскими фильмами про войну) можно объяснить очень просто: по официальным данным СССР потерял во Вторую Мировую 26,6 млн человек (около 16% населения), а Финляндия — 0,083 млн (83 тыс, примерно 2,2% населения). То есть легкомысленно-инфантильное, по сравнению с русскими, отношение к тем событиям можно кое-как оправдать.
Пожалуй, фильм стОит посмотреть как на мнение «с той стороны» — совсем уж откровенного бреда там нет, а общий посыл — что война это плохо, мерзко и жестоко — будет актуален всегда и для каждого.
7 из 10
Прочитав некоторые отзывы выше, честно говоря, пришел в сильное недоумение. Как можно быть столь наивными и всерьез утверждать, что этот финский «антивоенный фильм» снят с уважением к России и пропагандирует примирение и взаимное прощение двух наших народов? По-моему, как раз наоборот. Эта, по слухам, одна из самых кассовых кинокартин в современной Финляндии, на основе которой склепали уже и целый сериал, является изощренной и лишь слегка замаскированной пропагандой русофобии, реваншизма и «правоты» Финляндии, как союзницы гитлеровской Германии в войне с СССР и «бастиона Запада» против «диких русских орд». В фильме лейтмотивом проходит идея, что так называемая «Война продолжения» в 1941—44 годах была необходима для возврата «исконно финской Карелии», причем не только территорий, потерянных по итогам Советско-финской войны 1939—40 гг., но и земель, никогда не входивших в состав Финляндии вплоть до Смоленска (!). Ну и конечно это пропаганда «героизма» и «выдающихся морально-боевых качеств» бравых финских бойцов, в основном «простых фермеров» — защитников патриархальной Суоми, которым противостоят какие-то некомпетентные, подлые, трусоватые, безликие и убогие на вид советские солдаты-недочеловеки. Как явствует из фильма, они в итоге в 1944 году все-таки одолевают «героическую» финскую армию только за счет своего подавляющего численного и технического превосходства.
Впрочем, надо признать, что авторы фильма показывают и некоторые «некрасивые» стороны финских вояк — они расстреливают пленных, пьянствуют, мародерствуют, грабят и убивают гражданских, насилуют русских женщин в захваченном Петрозаводске и т. д. Но все это как бы оправдывается «превратностями» войны и «подлостью» тех же русских, которые, к примеру, в одном из эпизодов расстреливают из засады финский санитарный автобус и убивают беззащитных раненых. Зато «добрые» финские солдаты подкармливают в том же Петрозаводске голодных русских детей (правда, заставляя их при этом выкрикивать русофобские лозунги) и крутят любовь с «лояльными» русскими девушками. Кстати, в роли такой «финской подстилки» в фильме снялась молодая российская актриса Диана Пожарская, известная по ролям в популярных сериалах «Отель „Элеон“, „Посольство“ и пр., что, по-моему, не делает ей чести.
При этом фильм действительно снят с немалым для финского кино размахом, зрелищно и с немалой претензией на реализм. Конечно он нацелен, прежде всего, на молодое поколение финнов с целью напомнить ему о «героических страницах» истории Финляндии в её «тысячелетнем» (так говорится в фильме) противостоянии России. В этом смысле, изощренный реваншистский по-сути и русофобский посыл фильма «Неизвестный солдат» можно считать частью ведущейся в настоящее время на Западе информационно-психологической и культурной войны с нашей страной.
Сюжет фильма Tuntematon sotilas охватывает временной период 2й Мировой войны с 1941 по 1944 (в русскоязычных источниках — обычно Советско-финский фронт Великой Отечественной войны, в финской историографии — «Война-продолжение»)
И если уж начинать рассказ о фильме, стоит начать сюжета, который подогнан под официальную позицию что это «Война-продолжение» советско-финской войны 1939—1940 годов. Почему война 1941—1944 является продолжением войны 1939—1940 любому мало-мальски интересующемуся историей, ясно.
Однако интересен тот факт что, Советско-финская война (1939—1940) не является в свою очередь «Войной-продолжением» Первой советско-финской войны (март 1918 — октябрь 1920, которая завершилась 14 октября 1920 года подписанием Тартуского мирного договора между РСФСР и Финляндией, зафиксировавшего ряд территориальных уступок со стороны Советской России.) и Второй советско-финской войны (6 ноября 1921 — 21 марта 1922 известное как Карельское восстание, Карельская авантюра).
К чему я так глубоко и нудно углубляюсь в историю — да потому что фильм снят в ключе: финны имели право на реванш, за конфликт 39—40 годов, буде они «возвращали свое». И вернуть планировали судя по фильму аж до Смоленска.
А то что Карельский вопрос был для СССР животрепещущим с образования самого СССР и что за Карелию уже воевали с финнами и не раз-молчок.
И в этом есть главная червоточина всего фильма, для человека который смотрит фильмы не только ради спецэффектов, но и в надежде на историческую правдоподобность.
Война снята в фильме правдоподобно. Мотивы войны — нет.
Я вообще сомневаюсь в возможности существования армии с подобной дисциплиной из этого фильма.
Подразделение советских воинов которых убивает 1 финн… нет, это не пропаганда и не Marvel.
Это Tuntematon sotilas.
На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Неизвестный солдат 2017 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.
Фильм о событиях Русско-финской войны (1941-44 гг.), начиная с отвоевания Карелии и заканчивая полным разгромом Финляндии.
Неизвестный солдат / Tuntematon sotilas 2017, Бельгия, военный, драма