Галерея
Интересные факты 1
Актеры 16
Съемочная группа 21
Рекомендуем 6
Похожие 23
Отзывы к
фильму
5
Великий патриарх французского, да что там — мирового кинематографа Клод Лелуш не мог отказать себе в чести и удовольствии экранизировать национальное достояние Франции — роман Виктора Гюго «Отверженные» и в 1995-м году на экраны вышла эпопея про Жана Вальжана с великим мастером актёрского ремесла Жаном-Полем Бельмондо в главной роли, а среди его коллег оказалась ещё и всемирно известная Анни Жирардо.
Но Клод Лелуш не был бы тем самым Клодом Лелушем, который получил «Оскар» и ещё были номинации на эту самую престижную награду в мире кинематографа, если бы не придал экранизации своего авторского почерка: как известно, то «Отверженные», как роман, — это хроники первой половины 19-го века французской истории, а вот Клод Лелуш перенёс время действия на век вперёд. Лелуш мастерски разделил свой фильм на два временных пласта, Жан-Поль Бельмондо блестяще сыграл двух героев, а команда рабочей группы на съёмках картины детализированно передали суть двух разных временных отрезков.
Жан-Поль Бельмондо — это не сам Жан Вальжан, он только сравнивается с этим эпическим героем, в фильме же его зовут Анри Фортэн, личный водитель одного графа, а затем Роджер Фортэн, сын Анри. В первой части картины мы можем наблюдать не столько Анри, сколько несчастья, которые постигли его жену. Она ждёт Анри из тюрьмы, так как его обвинили в убийстве графа, ей приходится пуститься во все тяжкие, чтобы помочь мужу. Но, забывая о жене, Клод Лелуш смог показать характер «его Жана Вальжана» — несгибаемого мужчину, который не останавливается ни перед чем, а также показал настоящую любовь и как она помогает надежде. Конечно история там трагическая, но проникновенная, так что она достойна внимательного изучения.
Вторая часть эпопеи — неграмотный Роджер Фортэн, шофёр, который везёт в своей машине двух человек, они спасаются от преследования нацистов. Вот тут, в этой части, настолько сильно раскрывается Жан-Поль Бельмондо, что аж слёзы могут навернуться. Он с упоением слушает роман «Отверженные», ведь читать он не умеет, и его попутчики делают это вслух, он рискует жизнью, спасая их, но при этом он не унывает, когда в какой-то из сцен вдруг искрит его улыбка с искрами в очах, то смотришь на этого человека и невольно восторгаешься: сильный, мужественный, открытый, бесстрашный и весёлый и никто не кинет в него камнем, что он простой шофёр и никто не упрекнёт его в том, что он неграмотен, это не мешает ему быть настоящим человеком!
В общем, эта экранизация значительно разнится с бессмертным романом Виктора Гюго, лишь некоторые издержки взяты оттуда, всё же остальное — это плод фантазии и таланта Клода Лелуша. Фильм трагический и сентиментальный, грустный и яркий. Он передаёт жизнь начала-середины 20-го столетия на фоне «новых Жанов Вальжанов», которых безупречно и сильно воплотил сам Жан-Поль Бельмондо.
8 из 10
Для меня невероятно трудным было как решиться посмотреть этот фильм, так и поставить ему объективную оценку. Если бы картина Клода Лелюша носила иное название, я бы не колеблясь поставил бы ему почти максимальную оценку, так как в этом случае это была бы сильная психологическая драма со своим сюжетом, хорошо обыгранной интригой и непредсказуемым финалом.
Но! Лента называется «Отверженные», а сия «торговая марка» накладывает самые высокие обязательства, которые режиссер, на мой взгляд, проигнорировал почти полностью. Ничего не поделаешь, я очень прохладно отношусь к осовремениванию классики, и кроме двух неплохих современных версий Уильяма Шекспира «Ромео и Джульетта» с Леонардо ДиКаприо и «Кориолана» Рэйфа Файнса пока ничего хорошего отметить на этой кинониве не могу. А уж когда дело касается одной из моих самых любимых книг, коими являются «Отверженные», тут непреклонен более, чем когда-либо.
Самый весомый аргумент, приводимый, как правило, сторонниками современных классических версий, что, мол человек не меняется, людские страсти вечны, и один и тот же спектакль можно разыграть несколько раз через 200, 300, 500 и т д. лет, никогда не казался и не кажется мне убедительным. По одной простой причине: людские добродетели, пороки, страсти, характеры, складывающиеся классиками в свои неповторимые истории, развивались под влиянием и в условиях определенной исторической эпохи, которая неизбежно оказывала на них влияние и в значительной мере определяла их решения. Соответственно и персонажи формировали свое отношение и принимали решения, исходя из тех знаний, обычаев, принципов и возможностей, которые оставляла в их распоряжение эта эпоха. И просто взять их и, грубо говоря, сдвинуть на 100—200 лет вперед объективно невозможно, ибо то уже совсем другое время, другие условия и другой выбор.
Честно говоря, я вообще не понимаю, чем руководствуются, принимаясь за такие проекты, режиссеры и в данном случае Клод Лелюш. Ведь XX век поставил перед человеком никак не меньше сложнейших тяжелейших ситуаций, связанных, в том числе, и с моральным выбором, чем век XIX. И почему было попросту не снять хороший драматический фильм об эпизоде из времен Второй мировой на территории Франции, за который его поклонники сказали бы ему только спасибо. По большому счету, именно такая картина у режиссера в конце концов и вышла. Если бы… Ему хотелось приобщиться к бессмертному шедевру? Я больше чем уверен — и классическая киноинтерпретация романа Виктора Гюго в его времени у Лелюша вышла бы не менее эффектной и качественной, ведь он очень талантливый мастер. И думаю, мало кто сомневается в том, что такой же небесталанный Жан-Поль Бельмондо мог с блеском сыграть классического Жана Вальжана, для этого актеру хватило бы и страсти, и экспрессии. Но нет. Случился эксперимент, исход которого был для меня, как поклонника «Отверженных», предопределен заранее. И никакие флэшбеки (которых, к слову, в ленте не так уж много) в мизансцены XIX столетия тут ситуацию спасти не могли. Драме они только навредили, а связь времен и персонажей так и не установили, в результате чего фильм Лелюша превратился в разнородный, не отличающийся цельностью микс, где есть история из века двадцатого и размышления об истории из столетия предшествующего. Только вот новых отверженных, которыми были призваны стать герои, сведенные Клодом Лелюшем во Франции времен немецкой оккупации, явно не получилось. «Отверженные»» принадлежат 19-му веку, и там, убежден, останутся навсегда.
Справедливости ради не могу не отметить понравившейся мне в картине эпизод, в котором герои дискутируют на предмет «Отверженных». Высказанное одним из героев мнение о том, что Тенардье — по сути, спаситель Козетты, натолкнуло на размышления, ведь под таким углом я на этих персонажей я почему-то не смотрел.
Итак, 5 баллов за неплохо снятую драму. Остальное вычтено на название, не соответствующее содержанию.
5 из 10
Посмотреть «Отверженных» с Бельмондо в главной роли казалось подозрительной затеей. Не тот актёр — Бельмондо, чтобы сыграть Жана Вальжана в классическом варианте драмы. Но «Отверженные» Клода Лелуша- отнюдь не классический образец, это фильм-эксперимент. Там нет почти ничего от Гюго, но при этом всё вертится вокруг его книги: заключенные в тюрьме и посетители таверны смотрят фильм о Жане Вальжане; одна из героинь — балерина, исполняет роль Козетты на сцене; безграмотный шофёр грузовика Роджер Фортен просит попутчиков читать ему эту книгу; история главных персонажей — евреев, бегущих от немецких нацистов в Швейцарию, повторяет сюжетные ходы «Отверженных».
Не слишком глубоко и, может быть, чересчур навязчиво доказывается и без того очевидная мысль: каждый человек может повторить судьбу того или иного героя произведения. Но человек сам решает, кем ему быть: Жаном Вальжаном, или Жавером, или Тенардье. А бывает так, что сегодня ты совершаешь благородный поступок, а завтра жадность и порок сумеют овладеть твоим сердцем, перечеркнуть всё хорошее, что ты сделал.
Бельмондо играет в фильме целых три роли в разных временных пластах. Он несомненно обладает драматическим талантом, это чувствовалось ещё в его ранних ролях, например, в картине «На последнем дыхании». Но для роли Жана Вальжана он всё-таки несколько легковесен.
Фильм обладает рядом наград: «Золотой Глобус» за лучший иноязычный фильм, «Сезар» и др.
Рекомендации к просмотру: фильм будет интересен любителям Виктора Гюго.
7,5 из 10
«Я — жизнь, которая хочет жить, в гуще других жизней, которые хотят жить». (Альберт Швейцер)
Двадцатый век был очень бурным периодом в истории человечества, и по сей день явления, имевшие в нем место, будоражат человеческие умы.
Пожалуй, одним из таких явлений, которое до сих пор живо, является фашизм. Эту тему в произведениях искусства не затронул только ленивый. Действительно, такое жуткое явление, приводящее здравый смысл в дрожь, является отличной темой для многих творческих личностей. И рассуждать о фашизме можно до бесконечности. Но есть такие произведения, которые хочешь не хочешь, а выбиваются из общего ряда. Одним из таких является фильм Клода Лелуша «Отверженные».
Неблагодарное это дело — экранизировать классику. Всегда найдутся недовольные, считающие, что литературный источник априори лучше любого фильма. Но вот по отношению к этой картине, язык не повернется сказать подобную вещь. Все потому, что «Отверженные» — не экранизация. Это произведение по мотивам романа. Произведение самобытное, с индивидуальным сюжетом, разворачивающимся сперва в начале, а потом в середине двадцатого века.
В самом начале картины звучат стихи с такими словами в конце: «К отверженным наш мир жесток». Увы, это так. Во все времена были парии, которых общество откровенно травило. Прокаженные, обвиняемые в колдовстве, еретики — список можно продолжать до бесконечности. В романе Гюго этими париями являются каторжники. А ведь по сути, чем «отверженные» виноваты? Только тем, что они не вписываются в какие-то заданные обществом рамки? Тем, что им повезло меньше, чем другим? Риторический вопрос! Ведь во все времена были как и разумные люди, которые обращали внимание на личность человека, так и такие, кто судил об окружающих именно по их «отверженности». И соответственно, проблема тоже вечна. Меняются времена, меняются условия, меняются люди, меняются сами парии, но вот отношение к париям сохраняется.
Клод Лелуш провел в своем фильме очень дерзкую параллель: каторжники из романа Гюго заменяются образами евреев, страдающих и гибнущих от нацизма. Это, пожалуй, даже более жутко, чем отношение общества к каторжникам в Париже 19 века. Каторжники могли еще на что-то рассчитывать (в фильме в этом плане важна вставка, где Жан Вальжан находит доброту и сострадание у епископа Мирьеля), но у кого бы хватило сил и отваги встать на защиту тех, кого «арийская раса» обрекла на уничтожение?
Однако, как демонстрирует история, люди, у которых хватает сил подать голос против окружающей жестокости и идти своим путем, обычно оказываются в выигрыше.
В фильме мы видим два очень ярких примера силы внутреннего нравственного стержня, который помогает героям не покориться обстоятельствам, а бороться, бороться до конца. В первой части фильма это шофер графа де Вильнева, Анри Фортэн, попадающий на каторгу из-за самоубийства своего господина. Уже пожилой человек обладает просто железной волей в отношении того, что касается его желания сбежать и вернуться к жене и сыну… И при этом он до конца остается верным себе, верным своему желанию свободы.
Во второй части фильма, которая, на мой взгляд, является самой важной во всей картине, этот пример демонстрирует его сын, которого мать назвала в честь отца — Анри Фортэном. Характерно, что сделан акцент именно на той части жизни героя, которая относится к сороковым годам двадцатого века — таким образом Лелуш дает понять, что боксерская биография Анри Фортэна не важна для общего замысла картины. Обе роли несгибаемых людей — отца и сына — блистательно выполнены Жаном-Полем Бельмондо.
Сороковые годы — время шокирующих исторических событий, Вторая мировая война, фашизм, жестокость… В рамках этого времени показана еврейская семья: муж с женой и дочь. Которые пытаются спасти свою жизнь. Жизнь, возможно, одним им и нужную. Но они не одиноки: Анри Фортэн берется помочь им.
И дальнейшее развитие событий является живой, словно бы почерпнутой из самой жизни палитрой человеческих страстей и пороков, доброты и самоотверженности, трусости и предательства, смелости и героизма, алчности и подлости. Буквально бок о бок, показаны ужасная нацистская жестокость — жестокость солдат к евреям, и высокая самоотверженность персонажа Бельмондо, человека уже в возрасте, который не выдает семью Зиман нацистам. Казалось бы, чего ему стоило это сделать? Ради чего позволять фашистским выродкам бить себя, подвергать удушью, издеваться и унижать? Нет, этот вопрос ни разу не проскользнет в картине. Потому что в данном случае не может быть вообще никаких сомнений — так не делают. Людей на верную смерть не обрекают.
«Идеал культурного человека есть не что иное, как идеал человека, который в любых условиях сохраняет подлинную человечность» — эти слова из Швейцера писаны как будто про Анри Фортэна.
А ведь как тогда, в сороковые годы, так и сейчас, в относительно мирное время, живет и процветает звериный принцип «человек человеку волк». Но задумаемся на секунду: а выжило бы человечество, если бы абсолютно все следовали данной «заповеди»? Нет. Только благодаря толерантности и взаимопомощи человечество живо. А о толерантности как основе жизни тоже говорило очень много мудрых людей. В персонаже Бельмондо эта терпимость, терпимость в первую очередь к евреям-париям, является тем качеством, благодаря которому он запоминается зрителю. Пусть в мире свирепствует фашизм. Но для еврейской семьи, семьи отверженных, Анри Фортэн — единственная отдушина, единственная дорога к счастью и жизни. Именно на таких, как герой Бельмондо, держится весь цивилизованный мир. Или, конкретнее — цивилизованность, как способность оставаться человеком и помогать ближним.
Вставки, касающиеся романа, тоже смотрятся великолепно. Особенно запоминается сцена, где Вальжана принимает у себя епископ Мирьель. Ведь именно гуманным отношением к бывшему каторжнику, епископ совершает духовное перевоспитание Вальжана. Ну как не вспомнить еще одного высказывания из Швейцера: «Постоянная доброта может творить чудеса. Подобно тому как солнце может растопить лед, так и доброта изгоняет непонимание, недоверие и враждебность»… Если бы эпизод с епископом был картиной художника, эти слова были бы отличной подписью под ней.
В общем, фильм получился очень душевным и проникновенным.
Если Вы мыслите прогрессивно, считаете, что все-таки человек человеку друг, хотя бы весь мир утверждал обратное, если вы можете самостоятельно принимать решения, жертвовать собой, видеть свою силу в своем Я, пойти против предрассудков, стереотипов и прочих особенностей «общественного мышления» ради того, чтобы кому-либо помочь, от кого все отвернулись — таким людям я однозначно рекомендую «Отверженных» к просмотру. Это фильм не для тех, кто боится жизни.
Вне оценок.
На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Отверженные 1995 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.
Фильм рассказывает о двух семьях, которые борются, надеются, страдают, преодолевая препятствия почти непреодолимые. Клод Лелуш поясняет: «Я сохранил любовь Виктора Гюго к Его Величеству Случаю и случайному стечению обстоятельств, но я хотел передать не столько букву, сколько дух его произведения».
Отверженные / Les misérables 1995, Франция, драма, исторический