Пламя

Enjô

1958, Япония, драма

По главному роману Мисимы «Золотой храм» о том, почему простой человек, чтобы обрести себя, должен сжечь храм.

UHD
  1ч 39м КиноПоиск  7.2 IMDb  7.1
Фильм Пламя online на emblix
Актеры 22
Съемочная группа 12
Подборка фильмов с Кон Итикава online на Emblix
Режиссёр
Подборка фильмов с Масаити Нагата online на Emblix
Исполнительный продюсер
Подборка фильмов с Кадзуо Миягава online на Emblix
Оператор-постановщик
Подборка фильмов с Танака, Токудзо online на Emblix
Assistant Режиссёр
Подборка фильмов с 西岡善信 online на Emblix
Арт-директор
Подборка фильмов с Тосиро Маюдзуми online на Emblix
Композитор оригинальной музыки
Подборка фильмов с 和田夏十 online на Emblix
Сценарист
Подборка фильмов с Masao Ôsumi online на Emblix
Sound Recordist
Похожие 21
Фильм Послание в бутылке online на emblix
1999, США, драма, мелодрама
Фильм Осторожно! Двери закрываются online на emblix
1998, США, драма, мелодрама, фэнтези
Фильм Шулера online на emblix
1998, США, драма, криминал
Фильм Кикбоксер online на emblix
1989, США, боевик, спорт, триллер
Фильм Спеши любить online на emblix
2002, США, драма, мелодрама
Фильм Забавные игры online на emblix
1997, Австрия, драма, криминал, триллер
Фильм Война динозавров online на emblix
2007, Корея Южная, боевик, ужасы, фэнтези
Фильм Шоугелз online на emblix
1995, США, драма
Фильм Остаться в живых online на emblix
1983, США, драма, мелодрама, музыка
Фильм Росарио – Ножницы online на emblix
2005, Колумбия, драма, криминал, мелодрама
Фильм Водяные лилии online на emblix
2007, Франция, драма, мелодрама
Фильм Наемный убийца online на emblix
1989, Гонконг, боевик, драма, криминал, триллер
Фильм После работы online на emblix
1985, США, криминал, комедия, триллер, драма
Фильм Повелитель мух online на emblix
1990, США, драма, приключения, триллер
Фильм Револьвер online на emblix
2005, Великобритания, боевик, драма, триллер
Сериал Пращи и стрелы онлайн на Эмбликс
2003, Канада, комедия, сериал
Фильм Никсон online на emblix
1995, США, драма, биография, история
Фильм Стальные магнолии online на emblix
1989, США, драма, мелодрама
Фильм Ничего себе поездочка online на emblix
2001, США, детектив, драма, триллер
Фильм Малена online на emblix
2000, США, военный, драма, мелодрама
Фильм Обвиняемые online на emblix
1988, США, драма, криминал

Отзывы к фильму 5

Ваша оценка
Ваша рецензия о фильме
Нам обязательно нужно Ваше имя, ник или ...

Красота неизменно вызывала у меня единственное желание — разрушить её, так как она совершенно не вписывалась в наш уродливый мир.

Энтони Бёрджесс

Мальчик по имени Гоити Мидзогути, с врождённым заиканием и комплексом неполноценности, находит свой идеал в Золотом храме в Киото, о красоте которого не раз рассказывал ему отец перед смертью: «Нет на земле ничего прекраснее Кинкаку-дзи». Он отправляется туда на служение, и мать надеется, что сын станет преемником настоятеля. Робкий юноша восхищается великолепием храма, и желает уберечь его от грешного мира. Однако это очарование перерастает в фанатичность. Мидзогути предстоит череда разочарований: в матери, настоятеле, окружении, после чего он решается на неожиданный поступок. Послушник сжигает Кинкаку-дзи, являющийся для него прибежищем и единственной опорой в чуждом ему мире.

Реальную историю поджога храма не мог обойти стороной Юкио Мисима, одержимый гибелью Прекрасного и смертью как таковой. Эта тема легла в основу его романа, по которому Кон Итикава и снял «Пламя». Физически или психологически увечные с присущими им душевными терзаниями и странными влечениями — это любимые Мисимой персонажи. В «Золотом храме» автор исследует внутренний мир замкнутого мальчика, мир сложный и печальный, но столь близкий ему ещё со времён автобиографической «Исповеди маски», если не с самого детства — когда единственным развлечением маленького скрытного Кимитакэ (настоящее имя писателя) было фантазирование. Он привязан к своему герою, и смотрит на жизнь глазами Мидзогути, раскрывая и по-своему совершенствуя его, а также с предвкушением подводя сюжет к фатальной развязке. Но режиссёр занимает нейтральную позицию, он обычный наблюдатель, чьё любопытство не вытекает из каких-либо личностных мотивов, а его картина лишена нигилистического настроения, характерного одному из самых эксцентричных японских драматургов.

Хотя в фильме всё же есть что-то мисимовское. Итикава тоже срывает маски, изобличая человеческую ничтожность: монахи эгоистичны и подвержены обычным соблазнам, и лицемерны как перед прихожанами, так и перед друг другом, тогда как храм является лишь средством прибыли в обществе потребителей. Однако прежде всего режиссёра интересуют последствия и, конечно, причины, толкнувшие послушника на кощунство. Выстраивается цепь событий от прошлого к настоящему, через светлые воспоминания о рефлексирующем отце и холодные отношения с аморальной матерью, через влияние циничного друга-калеки и порочного настоятеля, которого герой застал в обществе гейши. И в центре всего неизменно возвышается Золотой храм — как дар судьбы и одновременно преграда к пресловутой свободе. Не спасает и эскапизм, напоминающий о ненавистном мире, что лишь предлагает обещание какого-либо очарования, превосходную иллюзию тайной сути бытия, но в действительности несёт в себе бесконечную пустоту, которую мы сами наполняем разными смыслами. Это ничто, по Мисиме, и есть основа Прекрасного, в чём Мидзогути и обрёл единственный смысл. И, предавая Кинкаку-дзи огню, он в то же время убивает в себе зачатки человечности. Им движет не жажда Геростратовой славы, а непонимание себя и окружающего мира, отвергнувшего его.

В финале романа герой спокойно закуривает сигарету и бросает необычную и в чём-то ироничную для автора фразу: «Ещё поживём». Через четырнадцать лет Юкио Мисима совершит самоубийство, что спровоцирует ещё больший интерес к его творчеству, которое будут исследовать сквозь призму рокового дня. Есть в этом некое сходство: Мидзогути уничтожает Прекрасное, писатель — себя. Оба эти поступка возможно расценивать как приступ безумия или протест миру, не оправдавшему их ожиданий. И пусть восстановленный в первозданном виде Золотой храм до сих пор стоит на том же месте, а Мисима продолжает жить в собственных произведениях, где-то глубоко они обрели то, что искали. Наверное, так и можно изгнать из себя то самое сартровское «существование», избавиться от его бремени, «очиститься», примириться с собой.

В 1958-ом году Кон Итикава экранизирует книгу Юкио Мисимы 1956-го «Золотой храм» — вольную трактовку событий 1950-го, когда молодой послушник из Киото сжёг храм Кинкаку-дзи. В 2016-ом обсуждать «Золотой храм» вне скандальной личности Мисимы, значит упускать важный контекст, однако режиссёр ставил «Пламя» спустя два года после публикации, до первых эпатажных выходок писателя, поэтому отразить перекличку судеб автора и персонажа никак не мог. Тем самым ему ничто не мешало излагать на плёнке собственное понимание идеи и фабулы романа. Писать же сценарий постановщику помогала жена — именно на период их творческого союза приходится самый плодотворный отрезок его фильмографии. Она же, будучи дипломированным филологом в сфере английской литературы, корректировала вектор работ мужа в сторону Запада. Потому кино Итикавы считали эклектичным и сравнивали не с традиционной японской хижиной, а со старинной усадьбой с многочисленными входами, дверьми и калитками.

И правда: подступиться к образу послушника-заики Гоити Мидзогути зритель сможет со многих сторон: через тёплые отношения с отцом и холодные — с матерью, через осознание физической неполноценности и растущую пропасть на пути к мечте, через полярно разных друзей, через помыслы самого Гоити. Все входы разными дорогами ведут в одну потаённую комнату, в которой сокрыта уязвлённая, обозлённая душа молодого человека. И насколько чёткую, вестернизированную форму имеет сюжет, настолько эпизоды сохраняют странную для западного восприятия резкость и мотивацию. В книге многое объясняется тем, что поведение персонажа носит скорее патологический характер — его тяга к святотатству болезненна, что выражается в череде сцен, где он совершает акты вандализма. Тем удивительнее, что одна из них попала в фильм, в котором действия героя более психологичны и последовательны: оторванная от остальных, она нелегка для транскрипции — с чего бы юноше портить чужой кортик? Здесь легче прочесть модную тогда в Японии антивоенную риторику, нежели стремление уродовать красоту.

Несмотря на то, что осколок психической неуравновешенности долетел из книги в ленту, Итикава более сдержан в трактовке Мидзогути и доступно раскрывает сакральный смысл храма: отец навязал ему идею, что Кинкаку-дзи — прекраснейшее место на Земле. И тот стал для мальчика не только пределом мечтаний, идеалом красоты, но и олицетворением рано скончавшегося отца. Став послушником, он старательно отмывает его пол, словно палубу корабля, не пускает под свод женщину распутного вида и даже собственную мать, об измене которой давно догадывается. Поначалу его чувства безобидны и даже трогательно искренни, но чем ближе идеалист Гоити знакомится с неидеальным миром, тем неистовее готов оберегать этот уголок неземной красоты, пока не приходит к выводу, что тот слишком хорош для людей: низменные, они имеют наглость подходить к нему, смотреть на него, думать о нём. Он осмеливается критиковать настоятеля Досэна, который вынужден погружаться в мирское, чтобы обеспечить достойное будущее монастырю. При этом сановник сильно переживает на сей счёт, однако он непоправимо замарался в глазах молодого фанатика, защищающего свой культ. Максимализм и обида затмевают разум, и монах решает, что только пламя может спасти храм от порочных поползновений жалкого мира.

Кажется, что сюжет напоминает легенду о Герострате. Однако, если внимательно присмотреться, сходны в этих историях только аннотации. По сути же эти явления отражают культуры, что их породили: типично западная история о тщеславии Герострата и типично восточная — об отношении к красоте Мидзогути. Но если вглядеться ещё пристальнее, основа обоих поступков одна — болезненный эгоизм. Поджигатель, удовлетворённый подвигом, настойчиво пытался покончить с собой, и кажется, что драматизм этого стремления отчасти искупает совершённое кощунство. Но стоит вспомнить, что, уничтожая Прекрасное, Мидзогути желал навечно сохранить его в зените славы, и самоубийство обретает подоплёку отождествления себя с храмом. Он не боится закона, не стыдится поджога, не утверждает, что выполнил миссию в жизни. Он слишком ненавидит мир, слишком любит себя: эгоизм, доведённый до абсурда, испепеляющий нарциссизм. Позволив герою выпрыгнуть из поезда, Итикава, вероятно, невольно, завершил его образ жутким аккордом. С буддистским терпением отстраняясь от оценки его действий и мировоззрения, поставил на нём клеймо мании величия: Гоити тоже чрезвычайно хорош для мира, который в один голос осуждает его. Он не готов видеть, как мир меняет его идеалы и не готов меняться сам.

Не удивляет то, что послушником монастыря, спалившим знаменитую буддийскую святыню Киото — храм Кинкаку-дзи, заинтересовался Мисима переживший «лечение» красотой и совершенством греческих памятников архитектуры, и полагавший, что лишь гибель позволяет сохранить Прекрасное в первозданном виде; не обратить внимания на японского Герострата он просто не мог. Что толкнуло Итикаву, никогда не придерживающегося экстравагантных взглядов, экранизировать провокационную нашумевшую книгу соотечественника — более сложный для понимая вопрос. Безусловно, отбрасывать желание «погреться» у костра славы скандального романа — один из мотивов, лежащий на поверхности, нельзя; но просматривается и другой — полемика. Как еще мог творец — носитель противоположных идей, изящно и одновременно веско возразить другому творцу в случае, когда речь идет о воздействии красоты, как абсолюта, на человека? Только путем создания собственного произведения-интерпретации печальных событий, произведения-исследования психологии ущербного человека, произведения-познания отношения стороннего наблюдателя к разрушительному действию, которое бы само говорило за себя.

Режиссер и писатель сошлись лишь в одном — примитивное желание добавить собственное имя на страницы истории ни при каких условиях не могло руководить поджигателем. У Мисимы конфликт сосредоточен в области противостояния бесчувственного, порабощающего, непостижимого Прекрасного и простой понятной плотской жизни в сердце сторонящегося людей заики, все остальные люди уходят на второй план. У Итикавы вектор с личного смещается на общественное — изгой и тихоня совершает преступление, не просто подчиняясь душевным порывам, а в ответ на недостойные поступки окружающих его людей, на первый план выходит дихотомия святости Прекрасного и греховности общества. Взаимоотношения послушника Мидзогути и Храма в романе развиваются по схеме «любовь — ненависть», поэтапно двигаясь от тайны к познанию, слиянию, поклонению, попаданию в зависимость до осознания невозможности единоличного владения и желания уничтожить источник страданий. В фильме ничего не остается от всевластия красоты. Отношения несостоявшегося монаха и Золотого павильона, как таковые, отсутствуют. Есть лишь взаимосвязи юного неудачника, тяготеющего к познанию пути Будды, и окружающих, в которых парень ищет и не находит по-настоящему близких и мудрых людей — проводников и учителей. Корыстная мать, изменяющая умирающему отцу, настоятель монастыря, погрязший в мирском, побежденные и униженные японцы, лебезящие перед победителями-американцами, постепенно убеждают послушника в том, что люди не заслуживают Прекрасного. Это становится причиной того, что святыня превращается из субъекта в объект, в сакральную вынужденную жертву. Книжный персонаж, совершая чудовищное действие, карает Прекрасное за власть над собой, убирает препятствие, отбирает у людей то, чего лишен он сам, сжигает все мосты, уверенный, что теперь-то заживет, не замечая того, что вместе с Кинкаку-дзи сгорела его душа. Экранное воплощение главного японского преступника «изгоняет» Прекрасное за пределы недостойного его присутствия мира, не видя другого способа разрешения проблемы невозможности существования рядом светлого и темного, страдает от содеянного впоследствии.

Парадоксально, но убрав из сценария все словесные описания Золотого Павильона, изобилующие в книге, равно как и детализацию внутренних переживаний фанатика после каждого «свидания» с Прекрасным, запрещая чуткому к восприятию режиссерских идей оператору Миягаве снимать любые микро-планы, где бы в виде идеальных линий и узоров строения, красота делалась понятной и очевидной зрителю, заставляя нас видеть лишь отсвет ее в виде зыбкого отражения святыни в воде зеркального пруда, режиссер добивается цели — Храм, и Прекрасное, материальным воплощением которого он становится, предстает нерушимым и вечным, существующим вопреки людскому действию или бездействию, вещью, обретшей душу. Тем самым Итикава ставит эффектную точку в споре с Мисимой, доказывая, что Прекрасное, даже имея несколько «земных воплощений» (реальность подтвердила его правоту — Кинкаку-дзи отстроили заново после пожара) остается подлинным, чистым и безукоризненным, способным терпеливо ожидать пока люди будут готовы к его сиянию.

Кон Итикава, обладатель огромного количества разных кинематографических премий и званий решил немного пощадить зрителя и несколько смягчил некоторые наиболее жесткие сцены из знаменитой книги Юкио Мисимы «Золотой храм», по которой и поставил фильм «Пламя» или в буквальном переводе — «возгорание, пожар».

Молодой человек — Мидзогути вырос в семье буддийского священника. Его отец, часто рассказывал ему о самом прекрасном храме — «Кинкаку» или «Золотом храме», (в фильме храм называют «Сюкаку»), и мечтающем, чтобы Мидзогути стал послушником в этом храме, а может в последствии даже и настоятелем.

Но, Мидзогути, испытывающий комплекс неполноценности, и имеющий своё собственное представление о прекрасном, не сразу принял Красоту «Кинкаку-дзи». А после осознания был ошарашен предположением, что Храм, простоявший пять с половиной веков, может пострадать от бомбардировок или как-то ещё измениться. Но, он не может измениться. Красота не может исчезнуть. Ведь пламя не только уничтожает, оно и сохраняет Красоту и не даёт ей измениться. Это как отсечение головы у прекрасного котёнка в загадке из катехизиса секты Дзэн.

И кому как не ему предначертано судьбой решать будущее Красоты этого мира? Кто знает лучше, чем он? Уж не его ли наставник, погрязший в блуде и служении золотому тельцу или Касиваги — хромоногий друг-искуситель?

Мидзогути не нужна Геростратова слава. Его путь к Деянию был долог и не прост. И теперь его уже ничто не может остановить…

И, конечно же, перед просмотром этого хоть и черно-белого, но от этого не менее завораживающего фильма, будет не лишним прочитать сначала книгу Мисимы, которая написана на основе реальных событий, а переведена на русский замечательным писателем — Борисом Акуниным, а если точнее Григорием Чхартишвили.

9 из 10

На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Пламя 1958 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.

По главному роману Мисимы «Золотой храм» о том, почему простой человек, чтобы обрести себя, должен сжечь храм.

Пламя / Enjô 1958, Япония, драма