Галерея
Интересные факты 12
Актеры 15
Съемочная группа 11
Рекомендуем 21
Похожие 19
Отзывы к
фильму
20
Я впервые увидел этот фильм в 20 лет. Была в разгаре зимняя сессия, но было не до экзаменов- позабыв обо всем, я всматривался на одном дыхании в рябящий черно-белый экран, где шла телепремьера, и откуда, казалось, веет жарким дыханием этих бескрайних жестоких просторов, хотя за окном стояла морозная январская ночь 1998 года.
Один из самых атмосферных фильмов всех времен. Это даже не фильм об Африке. Это — сама Африка. Древняя земля, с ажурными, точно нарисованными легкой кистью акварелиста, зонтиками акаций в бескрайней дали у горизонта, к которому убегает колышащееся под ветром и словно живущее своей загадочной жизнью море травы; оглашаемая воплями жертв и рыком хищников, может потому так щедро выталкивающая на свою поверхность вековые деревья и траву в человеческий рост, что многократно залита и заливаема кровью. Нам сегодняшним, летающим в космос, кажется, что человек поставил на колени природу, заставив ее служить себе. Но так казалось и тем, кто пришел больше века назад в самое сердце дикой Африки, чтобы огласить ее патриархальную глушь паровозными гудками, лязгом укладываемых рельс, прорезать ее древнее, щедрое и алчное тело стальными жгутами железной дороги. Но и сегодня, (а тем более тогда) природа, вытерпев от человека многое, в один, далеко не прекрасный, момент показывает, что его на этой планете только терпят. И настает очередь человека индустриального века, века прогресса и триумфа над природой, в конвейерном порядке становиться в очередь в эту запущенную за миллионы лет до него неумолимую в своей первобытной логике пищевую цепочку.
Мало найдется других картин, которые столь многим обязаны всей съемочной группе в совокупности. Хопкинс собрал отличную команду. Актеры, безусловно, на высоте. Майкл Дуглас тут вообще, на мой вкус, играет чуть ли не свою лучшую роль. Его вымышленный (и вымышленный очень кстати- эта линия чрезвычайно усиливает сюжет) Ремингтон- идеальный человек для Африки, похоже, как никто ее понимающий (недаром масаи считают его своим). То порывистый до сумасшествия (которое нет-нет вспыхнет в его пронзительных глазах, вперенных то в собеседника в споре, то в неуловимых врагов в бою), то задумчивый, даже мечтательный. Вэл Килмер, чей Паттерсон по задумке (и исторической реальности) — главный герой, предсказуемо уступает по яркости и харизме как Дугласу, так и достойному отдельного упоминания главному «небелому» герою картины Сэмюэлу (Дж. Кани). Может, персонаж этот и ввели в картину для политкорректности (хотя сомневаюсь — даже рассказ в фильме ведется от его имени) — в итоге по сложности и яркости он не уступает героям Дугласа и Килмера. Сэмюэл мудр и ревнив (финальные кадры с ружьем Паттерсона), опытен и осторожен, нескрываемо боится львов и в то же время ломает свой страх через колено, когда с ружьем в руках бежит рядом с несущими свое «бремя белых», навстречу рычащей смерти, средь бела дня пирующей посреди лагеря. Эпизод, когда тройка смельчаков — таких разных и по цвету кожи, и по опыту, и по убеждениям — бежит туда, откуда в ужасе несутся все остальные — непревзойденная, на мой взгляд, в мировом кино сцена демонстрации человеческой самоотверженности «за други своя».
Из остальных персонажей хочется отметить ворчливого, пропитого, но в страшный момент нападения львов, не задумываясь, бросающегося на помощь своим больным доктора Хоторна (Б. Хилл).
В фильме много темноты и много красного цвета. Виртуозную операторскую работу Вилмоша Жигмонда стоит поставить даже выше, чем мрачную режиссуру Стивена Хопкинса. Красная, словно пропитанная кровью, земля, красная пыль. Красные пятна травы, там, где очередная хищная тварь завершила только что свою очередную кровавую трапезу. Красные разинутые клыкастые пасти, снятые в анфас и профиль, так что оцепеневший человек ХХI века из своего технотронного и постиндустиального сегодня видит то, что веками доводилось узреть его пращурам, выходившим некогда с копьем и палицей против тех сил, которые свирепствуют на экране. И кровь, которая тут повсюду — на виснущих на колючих ветках внутренностях жертв, на оскаленных мордах львов, текущая из рваных ран, разливаемая ведрами по стенам ловушки.
Съемки главных «героев» (вернее, злодеев)-особая статья. Их снимали целых пять,- именно благодаря этому стало возможным, помимо графики, показать поражающие и сегодня, в пору разгула технологий, прыжки льва на бегущего человека, что стало чуть ли не визиткой картины в трейлерах. Но несмотря на пятерых снимавшихся четвероногих актеров, в фильме, где экшн, полумистика и оригинальная режиссерская задумка переплелись так, что создали новый, невиданный жанр, кажется, действует одна непреодолимая и непредугадываемая сила- словно сама природа воплотилась в этих бесстрашных, неуловимых и беспощадных убийцах, творящих над теми, кто осмелился бросить вызов, расправу против всех правил поведения своего вида — парой и в одиночку, днем и ночью, с крыш домов и среди горящих костров, в карстовых пещерах и посреди балок недостроенного моста. Так и хочется произнести — задолго до того, как это раздастся с экрана: «Это не львы…Это Призрак и Тьма». (Кстати, редкий случай, сохранения в отечественном прокате дословного названия, столь же удачного в переводе, как и в оригинале).
Еще одна важная черта фильма — невероятные по красоте и внушаемому трепету локации. Кульминация ужаса тут — разумеется, пещера с костями, что призвана подчеркнуть реакция еще пару минут назад шутивших и бравировавших двух главных суперменов фильма. Единственный раз в фильме мы понимаем, насколько им страшно, и что они тоже обычные люди, тоже, наконец, засомневавшиеся в том, львы ли это вообще и можно ли с ними что-то сделать, вплотную подойдя в психологическом смысле к местным, решившим так еще в начале картины. Но основная локация-все-таки саванна. Тут она выполняет, причем с большим успехом, ту же роль, что и кукурузные поля в американских «сельских» фильмах ужасов. И стоя у края этого травяного океана, на узкой стальной ленте, ценой громадных трудов прорезающей эту живую толщу, уже приговоренный ею за нарушение своего древнего покоя «царь природы» может только судорожно сглатывая комок в горле, вглядываться в неясные тени, мелькающие в этих зловеще ходящих под ветром волнах. Трава давит своим колыханием, неясными шорохами так, что испытаешь искренне облегчение, когда герой Вэла Килмера, додумывается, наконец, перед последней схваткой до того, что в общем-то давно надо было сделать в такой ситуации с этой оранжереей монстров.
Наконец, музыка — если и не половина, то добрая треть атмосферы фильма. Эпические завораживающие мотивы композиций Дж. Голдсмита, услышанные вами однажды, вряд ли будут забыты или спутаны с чем-то.
Это фильм-легенда, фильм-эпос. Эпос о том, как в схватке с природой проверяется человек.
10 из 10
Триллер, приключение. Что то вдруг захотелось посмотреть данную картину, которая меня еще малого чем то зацепила. Помню только, что смотрел первый раз ее в глубоком детстве урывками и ночью, поскольку, будем честны, именно в это время по телеку показывали что то интересное. Так же было и со мной. Картина тогда мне запомнилась тревожной музыкой и охотой на львов, но по прошествии долгого времени я не мог вспомнить название картины, но несколько лет назад нашел, и пересмотрел, и вот сейчас освежил в памяти и что хочу сказать — картина все еще хороша и не вызывает отрицательных эмоций. И вот мое краткое мнение — кровавая баня на стройке. Без минусов не обошлось, но и про плюсы я разумеется расскажу, поэтому присаживайтесь, налейте себе кружечку горячего чая и наслаждайтесь.
Итак, плюсы:
1. Африка — величественный континент, который до сих пор остается загадкой для человечества. Уникальная культура, странные а порой и жестокие обычаи, практически нетронутая природа — это все она! Оператор однозначно смог выбрать нужные и величественные ракурсы, что бы окунуть зрителя в Африку. Картины про Африку я редко смотрю, что есть то есть, и при случае попробую наверстать упущенное. Создатели всего за два часа умудрились познакомить нас хоть и с небольшой, но весьма любопытной частью этого таинственного континента.
2. Реальные события — центральная история полностью схожа с историческими событиями. Два льва -людоеда убивают рабочих, занятых на строительстве железнодорожного моста в местечке Цаво, личность Джона Паттерсона то же правда и конечно же сама охота на них. Для драматичности и зрелищности было добавлено и изменено много деталей, но картина от этого хуже не стала. Это в первую очередь художественное произведение.
3. Охота — никогда не являлся фанатом охоты и рыбалки (и вряд ли когда нибудь стану), поэтому в этих случаях становлюсь наблюдателем, и вот что хочу сказать — охота, это лучшая часть картины. Драматичная, напряженная, давящая на зрителя. Мы как будто сами в эти моменты становимся охотниками.
4. Реалистичность — ни одного лишнего выстрела, опасности и трудности самой охоты — вот что еще достойно похвалы. Даже спецэффекты были использованы по минимуму, львы в кадре были настоящие, поэтому актеры подвергались настоящей опасности. Жаль только, что снимали картину не на месте событий в Кении, а в Южной Африке (в Кении тогда была нестабильная политическая обстановка).
5. Актерский состав — Вэл Килмер и Майкл Дуглас однозначно хорошо сработались, градус звездности добавляют Бернард Хилл (король Теоден) и заслуженный негодяй Том Уилкинсон.
Итак, минусы:
1. Расхождения с реальными событиями — поскольку данная картина не является документальной, создатели решили добавить отсебятины, которую я лично принимаю, но не воспринимайте все события картины как полную правду. Всего два момента: герой Майкла Дугласа полностью выдумка, у настоящих львов-людоедов не было гривы. Есть еще несколько ошибок или перевираний, но это не критично.
2. Монтаж — вот чувствуется, что чего то не хватает. Несколько сцен явно убрали при монтаже, особенно в последней трети картины. Нехорошо, очень нехорошо!
Немного о главных героях:
1. Джон Паттерсон в исполнении Вэла Килмера — офицер Британской армии, блестящий и опытный инженер, которому поручили построить железнодорожный мост в колонии, где он сталкивается не только с красотой Африки, но и с ее обратной стороной и чудовищными львами-людоедами. По мне, так Вэл однозначно справился с ролью. И еще он похож на одного моего друга!!! Это кстати была не шутка. Леха привет!
2. Чарльз Ремингтон в исполнении Майкла Дугласа — знаменитый охотник, который прибывает на помощь Паттерсону. Человек с тяжелым прошлым и стальным характером. Еще одна хорошая роль старичка Майкла Дугласа (хотя тогда ему было пятьдесят два года)
3. Сэмюэль в исполнении Джона Кэни — главный смотритель на стройке и ближайший помощник Паттерсона. Представитель одной из африканских народностей и крайне положительный герой. Герой Джона мне сильно запомнился.
Жаль, что такая сильная картина провалилась в домашнем прокате.
В итоге имеем приключенческий триллер, основанный на реальных событиях про охоту на львов-людоедов с потрясающей реалистичностью, настоящими живыми львами, отличной постановкой охоты и хорошими актерами.
7 из 10
Вспомнив в отзыве об «Острове доктора Моро» фильм «Призрак и Тьма», решил не откладывать дела в долгий ящик, тем более, что это кино еще с самого детства оставило свое неизгладимое впечатление. Жуткий и страшный исторический фильм не рассказывает историю об упырях, зомби, одержимых бесами или еще о каких-то товарищах не от мира сего. Он берет свое за счет потрясающей атмосферы безысходности, от ощущения того, что смерть подстерегает на каждом шагу и ты не знаешь, когда когтистая лапа мягко ляжет на твою грудь и вонзит свои острые как бритва когти в мягкую и податливую плоть…
«Призрак и Тьма» — это один из лучших фильмов режиссера Стивена Хопкинса, созданный с ответственным подходом к процессу съемок, шикарной съемкой на натуре и использованием в качестве одних из главных героев настоящих, не аниматронных, а именно живых львов! Это история о строительстве железной дороги в Африке, где на огромную бригаду рабочих нападали львы-людоеды, убивавшие не от голода, а ради собственного удовольствия, словно соревнуясь в том, кто больше загрызет несчастных рабочих. Роль полковника Патерсона, того самого, который на самом деле имел дело со львами сыграл Вэл Килмер, чья командировка в Африку и является основной сюжетной линией картины.
В качестве второй, идущей параллельно линии рассматривается охотник Чарльз Ремингтон (Майкл Дуглас). Правда первенство роли в кинокартине принадлежит именно Дугласу, а Килмер указан как исполнитель второстепенной роли, я се же считаю наоборот — Килмер — главное действующее лицо, тем более, что здесь более подробно рассказывается о нем как о личности, есть место для рассказа о его семье.
Чем прельщает «Призрак и Тьма» — так это натуралистичностью всего показанного в кадре. Фильм снимался на самом деле в Африке и почти нетронутые человеком прерии, наравне с потрясающими декорациями строительства моста навевают легкую тоску из-за того, что тебе невольно приходит осознание: в мире остается все меньше мест, не тронутых человеком, сохранившим первозданность природы. Глядя на степь, покрытую пожелтевшей высокой травой, возникает чувство обреченности и собственной ничтожности, ведь глядя на увядшее творение природы невольно задумываешься о своей смертности и том, что все это великолепие ты, возможно, созерцаешь в последний раз. Такие мысли лишний раз подтверждаются появлением львов-людоедов, лишний раз подчеркивающих: если они захотят, они пресекут такие твои мысли одним взмахом лапы.
Стивен Хопкинс снимал фильм со знанием дела, скрупулезно прорабатывая мельчайшие детали и по части декораций, и по части амуниции героев. Так, если почитать факты о фильме можно с положительной стороны отметить выбор оружия, которым пользовались персонажи Килмера и Дугласа, которые в полной мере соответствовали оружию конца 19 века. В пользу умного подхода к съемочному процессу говорит и тот факт, что львы были задействованы живые в числе пяти особей и, что особо интригует, в фильме снимался лев по имени Судан, который играл как актер и был способен имитировать нападение на человека. Имитировать (!). Стоит только догадываться сколько труда и сил было приложено съемочной группой к работе с этими величавыми животными, сколько усердия потребовалось чтобы снять каждую сцену с их участием и снять так, чтобы зритель поверил во все происходящее.
Чувство жути и страха, оставшееся со времен просмотра картины в детстве никуда не исчезло и по прошествии времени, ведь одна из наиболее жестоких и атмосферных сцен «Призрака и Тьмы» — это охота львов на железнодорожной станции. Хотя с не может сравниться любая сцена, где львы атакуют людей, ведь при виде этих массивных хищников на экране теряется дар речи и страх сковывает все тело, а чего ожидать от реальной встречи с этими кошечками в диких условиях?!
Лично для себя считаю, что «Призрак и Тьма» незаслуженно мало собрал в прокате, не перекрыв затрат на самого себя, Вэл Килмер не заслужил номинацию на «Золотую малину» за худшую роль второго плана (актер здорово сыграл целеустремленного и стремящегося к новым свершениям человека, в то же время заботливого мужа и преданного семьянина), а критики неправомерно низко оценили это кино. На вкус и цвет, как говорится, но «Призрак и Тьма» великолепно передают дух того времени, когда развитое общество стремилось впихнуть свой прогресс везде, куда только представлялось возможным. Здесь отлично прорисовывается упорство человека подчинить природу себе и заставить дикий мир жить по своим правилам. Здесь отлично отражены взаимоотношения между белой и черной нациями, где не всегда диалог идет между господином и рабами. На благо фильма потрудился не только режиссер, но и монтажная группа, и художественная, и композитор Джерри Голдсмит потрудился на «5+», создав довольно напряженный аудиоряд.
«Призрак и Тьма» — это интеллектуальная дуэль между человеком и хищником, в которой интересно наблюдать не только за уловками и приемами охотника с ружьем, но и весьма любопытно наблюдать за тем, как искушенные в охоте львы выстраивают свои ходы в лабиринте, заставляя человека идти по тому пути, который они выстроили для своей жертвы.
Уверен, что вы останетесь довольны этой кинолентой, ведь этот фильм относится к той категории работ, которые можно смотреть спустя время и продолжать получать удовольствие.
Впрочем, смотреть Вам. Свое мнение никому не навязываю.
Приятного просмотра.
10 из 10
Я хотел найти интересный фильм в жанре триллер/детектив/ужасы и наткнулся на это. После просмотра я был шокирован тем, что у фильма столь высокая оценка и нет ни одного отрицательного отзыва. Я даже специально зарегистрировался на сайте, чтобы написать эту рецензию.
Итак, начнём с плюсов: неплохой актёрский состав, хорошая игра, настоящие львы, замечательно передана атмосфера Африки (особенно понравились ночные сцены), операторская работа на уровне. Казалось бы, всё неплохо и фильм действительно достойный, так чего же не хватает? Ах, да. Сюжета. Именно его здесь очень сильно не хватает. Весь фильм строится на том, что толпа взрослых мужиков, среди которых есть опытные африканские воины (убийцы и мастера своего дела), британский полковник, а также чуть ли не лучший в мире охотник со своим отрядом не могут справится с несколькими львами. К сожалению, я не могу рассказывать все детали «сюжета», так как это уже будет спойлером, но поверьте мне, спойлерить тут особо нечего. Я люблю долгие и неторопливые фильмы, но в них должно происходить что-то интересное. А здесь зритель вынужден наблюдать на то, как вооружённые ребята просто не могут попасть в стоячего льва. И так весь фильм. И это нельзя оправдать тем, что фильм основан на реальных событиях. Можно найти много реальных событий для съёмок различных фильмов, но здесь всё слишком тривиально и неинтересно.
Я могу смириться с завышенными оценками старых фильмов (60х и более ранних годов), но тут я просто не понимаю, как этот фильм получил 7,5 и ни одного отрицательного отзыва (до этого). Неужели только за визуальную картину (игру актёров, работу оператора), закрывая глаза на почти полное отсутствие сюжета, можно дать фильму высокую оценку?
Мне сложно выразить в цифрах моё общее впечатление об этой картине. Если говорить о сюжете, то это 1/10. Если обо всём остальном, то, пожалуй,
7 из 10
На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Призрак и Тьма 1996 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.
1898 год. Лондон. Молодой строитель полковник Джон Паттерсон получает срочное задание построить мост через реку в африканской провинции Цаво. Всю жизнь мечтавший о путешествии в Африку, Паттерсон, оставив беременную жену, спешит к месту работ. На месте его ожидает целая армия рабочих. Несмотря на разницу вероисповеданий, всех их объединяет один общий страх перед объявившимися в этих краях львами-людоедами. В первый же день пребывания Паттерсона на африканской земле лев покалечил одного из индусов. Устроив засаду, Джон застрелил льва к огромной радости всего рабочего люда. Строительство продвигалось успешно до того момента, пока вдруг снова не стали погибать рабочие.
Призрак и Тьма / The Ghost and the Darkness 1996, США, драма, приключения, триллер