Галерея
Интересные факты 4
Актеры 16
Съемочная группа 6
Рекомендуем 16
Похожие 14
Отзывы к
фильму
17
Есть герои, за которыми всегда интересно следить в виду их прозаичной жизни, но будучи при этом разносторонними и не глупыми.
И это как раз про героя Джека Николсона в данном фильме. Что точно твориться у него в голове, никто не знает. И как большинство из нас, не может ответить на подобный вопрос. Но то, что мы видим в его действиях, оказывается глубоко знакомо, лично мне. Весь этот бунтарский бриз, проносится сквозь минуты фильма, и определенно пытается сказать герою что для него лучше, что правильно, а что нет.
Сыграв известную композицию Шопена с такими сильными чувствами, наиболее реалистично отражает в герое большую любовь, которая не могла до сих пор вылиться в течение долгого времени. И поняв это, время что-то изменить или уйти оказывается единственным решением.
Отдельно отмечу операторскую работу, и композиционный стиль этого фильма. Он действительно мог серьезно повлиять на дальнейшее развитие режиссуры и духа того времени.
Фильм об использовании человека человеком, фильм о поиске одними удобной норки и о пребывании в ней других, фильм о том, кто не согласен на такие правила, но кого жизнь раз за разом берет в оборот своих скучных игр…
Он родился и вырос в доме большого музыканта, его как и других детей натаскали играть классическую музыку. Вполне возможно, что к музыке у них у всех был талант, но за них уже всё решили без всякого поиска себя - без всякого риска, который никогда не отделим от подлинного призвания (- ведь что это за Дело, что это за создание Нового, если результат заранее гарантирован?)…
И получается, что им приготовили уже готовую колею, по которой все что требовалось — это катиться ровно-ровно и не вилять — и тогда они с гарантией собьют все «кегли» и сорвут все «призы»… Но каково это — обнаружить себя уже живущим «готовой жизнью»? Где же ты сам? А ты сам — это та плата, которую с тебя взяли тебя не спросив. Ты оплатил собой свою «комфортную жизнь»…
Сестра героя осталась в колее — она исполняет музыку, которой её научили и имеет успех… только вот иногда её жизнь чужой жизнью выходит наружу — она пошло становится «не в себе». (Но и её сумасшествие — вполне устраивает тех, кто кормится с её умения нажимать на клавиши…) Старший брат героя тоже пошел по удобной дорожке и остался навсегда марионеткой — он так и не научился видеть себя со стороны — ведь себя-то там и нет, а есть удобный клоун, которого использует ухватистая девица, живущая за счет него в своё удовольствие…
А что же герой — а он попытался убежать… и попался на другой крючок — простой и пошлый в своей незамутненности — он погрузился в мир записных жертв социума-монстра («капиталистического общества») без всякой мишуры «высокого искусства» и высоколобого бла-бла…
В него вцепилась как в свой лучший шанс дурочка из бара и начала разыгрывать свою нехитрую стратегию «соблазна»-«жертвы»-«шантажа». Она попыталась присвоить его жизнь и смастерить для себя из его «шкуры» себе уютное гнездышко…
Мир нашего героя населен персонажами, чьи ходы уже давно расписаны, которые кидаются на любой, как они думают, «шанс» с автоматизмом «собаки Павлова». Что у них на душе? Что у него на душе? У них мы видим — пустота и жалобы. Жалобы не на пустоту, а на первые попавшиеся «неудобства» и «обиды», как будто в этих «неудобствах» и «обидах» всё дело… (Прекрасна история «девушки с ямочкой на подбородке», которая обижена на всю жизнь на свою мать и привязана этой своей обидой к амплуа неудачника на всю «свою» жизнь — т. е. и она проживает в своем несчастье чужую жизнь, «подаренную» ей жестокосердием её родительницы… Не менее прекрасна история «чокнутой хиппи», чьи обиды разрослись на всё человечество и которая потеряла себя окончательно и бесповоротно…)
А что у героя? А в сознании героя к его несчастью есть зазор - он, убежавший из одной колеи, обречен наблюдать как всё время скатывается в другие — еще более чужие ему. И от этого своего знания он обречен на еще большие страдания — он лишен возможности даже ненадолго успокоится в обывательской обиде и в бесконечном круге каузальных построений игры в поиск виновного… Он «ничего не чувствует» — он беззвучно рыдает в пустоте бессмысленного пространства построенного людьми для людей, в котором им всем нет их особого места, в котором они как именно они никому не нужны…
(И лишь воспоминания из детства, лишь близость с теми, с кем ты появился на этот свет, на пару мгновений возрождает свет в душе… чтобы затем тьма и пустота стала еще горше…)
PS
Ну и последний гвоздик — а был ли его первоначальный «бунт» именно его бунтом, не разыграл ли он своим выпрыгом из колеи «успешного музыканта» лишь навязанный ему сценарий, который его родители даже вписали ему в его имя — Robert Eroica Dupea…
Классический герой рабочего класса в протёртых штанах и со смятением в душе — Роберт Эроика Дюпи. Умелый монтаж рабочих моментов ещё до титров даёт полное представление о труде на нефтяной вышке от самой зари до темноты. Гимн обычному человеку.
Вечером боулинг и пиво. С женщиной и другой парой. Но как только у Дюпи появляется хоть секунда оглядеться, эти простые радости становятся ему в тягость. Его подруга Рейетт неуклюжая и простая. Как избалованный ребёнок — вечная ревность и постоянное прощение. Он ни разу не даёт ответ на вопрос, хоть он и будет сложнее пяти пьес: «Любит ли он её?» Он никогда не давал надежд. Честность его главное оружие.
Веселье и алкоголь чередуется с работой в стиле Артура Ситона. По этой причине их с другом Элтоном не пускают отработать смену. Хотя его лучше назвать товарищем, у Роберта нет друзей. Даже арест Элтона проходит для Дюпи как трагедия одного утра. Он идёт дальше по жизни. Временами проявляющийся взрывной темперамент даёт понять, что ему не плевать на происходящее. Некая импульсивность. Будучи талантливым пианистом, он бросил музыку. Но в состоянии сыграть утром, пьяным, вскарабкавшись на грузовик, стоящий в пробке на автостраде и перевозящий, чьи-то вещи, в том числе пианино. Да сыграть так, что не заметить, как грузовик сворачивает на съезд с трассы.
Навещая сестру и узнав, что отец тяжело болен он решает поехать в старый семейный дом на острове. Во время поездки на север с, помимо Рейетт, безумной леди, критически обвиняющей всё человечество и её более пассивной подругой, происходит смена климата. Это и обрывки мало осмысленных разговоров воплощают роуд-муви. Роберт не похож на окружение и мало похож на семью. Слабый брат и уже мало, что понимающий отец, с которым у Дюпи никогда не клеилось. Хорошие отношения у него только с родной сестрой. Он и не пытается скрыть скуку. Эти несколько недель с семьёй, скорее даже не для него, а для сестры, которая хотела его примирения с папой. Эти несколько недель, как временное воссоединение, кусок времени, вырванный из реальности.
«Пять лёгких пьес» сняты очень поэтично. В таких произведениях ценна абсолютная чистота. Что бы ни происходило в кадре — это то, что можно было увидеть в то время и в том месте. При этом некоторые глобальные вещи не изменились и это кино до сих пор актуально. И только за это фильм можно полюбить. Портрет не только эпохи, но и человека одновременно самоуверенного и сомневающегося.
Пианинные партии великих композиторов чередуются с популярными мелодиями с пластинок. Это очень точно показывает метания Дюпи. Маргинал, вечно находящийся на распутье. Роберт бежит. Но он не выглядит трусом при побеге, он выглядит смельчаком. Пресловутым героем нашего времени. Точнее уже не нашего. А жаль.
Данное кинопроизведение 1970-го года рассказывает о работяге Роберте Дюпи, которого на экране воплотил несравненный Джек Николсон, получивший свою вторую номинацию премии «Оскар» в этот раз в категории «Лучшая мужская роль».
Роберт в молодости на зло строгому отцу ушел из аристократической семьи, бросив занятия на пианино, в которых он имел большой успех и, вполне вероятно, впоследствии мог бы стать заметным музыкантом, в правильное русло направившим свой безмерный талант. Вместо перспективы стать, быть может, величайшим пианистом своего времени свободолюбивый Роберт выбрал работу на буровой установке; сходящую с ума от безделья и любви к горе-пианисту Рейетт Дипесто в исполнении исключительной Карен Блэк и дружбу с коллегой по работе, который пытается казаться таким же как все, при этом скрывая противозаконное прошлое.
Гордыня, не позволившая главному герою остаться в знатной семье, где глава семейства отличался явной строгостью и желанием сделать из сына себе подобного, организовав тому успешную музыкальную карьеру, заставила персонажа Джека Николсона чувствовать вечные душевные терзания по упущенным возможностям, время от времени выходящим наружу в виде великолепной и истинно свободолюбивой игре на элегантном музыкальном инструменте, благодаря которому Роберт перестаёт замечать реальность, полностью растворяясь в исконном призвании.
Долгожданное возвращение в родной обитель дарует герою годами желанный разговор с отцом, который пережил инсульт и больше не похож на устрашающего палача свободного нрава Роберта. Но вскоре герой, чувствуя надвигающееся очередное лишение законной духовной свободы, которое готова организовать его пассия, женившись на нем, выбирает путь бегства от настоящего, тяготившего его долгий промежуток времени.
Порой, действительно, трудно понять, совершает ли человек правильный поступок, отказываясь от диктата общества, семьи или близких, которые желают сделать ему более выгодное и успешное будущее, в угоду ощущению собственной правоты, которое впоследствии может сыграть с ним злую шутку.
Крайне важно находить в глубине себя силы, способные совладать с непомерной гордостью, которая очень часто губит те творческие ресурсы, которые, несомненно, заложены в каждом живущем на этой земле человеке.
«Пять легких пьес» — ода о загубленном таланте, проигравшем бой с мнимым пониманием единственно верной свободы, превращающее человека в девиантное и вечно ищущее укромного места создание.
Однако рано или поздно внутреннее призвание всё же явится наружу и поможет человеку стать горящей и неугасающей звездой на бескрайнем полотне небесном…
8,5 из 10
На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Пять легких пьес 1970 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.
Нефтяник Роберт Дюпи живет в одном из городков Техаса. Его спутница жизни работает официанткой в местной забегаловке. Никто не знает, что когда-то Роберт был талантливым пианистом, но поставил крест на карьере музыканта, бросил родственников и уехал в Техас. Но однажды ему приходит сообщение, что его отец при смерти.
Пять легких пьес / Five Easy Pieces 1970, США, драма