Галерея
Интересные факты 8
Актеры 59
Съемочная группа 24
Рекомендуем 17
Похожие 23
Отзывы к
фильму
24
Дон Бирнэм, неудачливый и спивающийся писатель, все еще пытается бороться со своим пагубным пристрастием. По этой причине он не пьет уже 10 дней. И по этому знаменательному поводу Дон и его брат Вик решают отметить это событие на природе, вдали от города с его соблазнами в виде баров, ресторанов и виски. Подруга Дона, журналистка Хелен, пришла навестить его перед отъездом. Но у Дона уже припасена и надежно спрятана вожделенная бутылка. Нет, он не собирается пить, он же бросил! Но ему важно осознавать, что эта бутылка у него есть, просто есть. И что он может смотреть на нее и чувствовать, что он сильнее своей зависимости, что может держаться и не пить. Но недаром говорят, что пьяница от алкоголика отличается тем, что пьяница хочет — пьет, а не хочет — не пьет, а алкоголик хочет — пьет, и не хочет — тоже пьет. Потому что он уже не может остановиться, он живет ради того, чтобы пить, и ради этого он готов на все…
Алкоголизм — очень распространенная зависимость. Трудно найти человека, которому она была бы совсем незнакома. Алкоголизм принято считать болезнью, а больных — жертвами злоупотребления алкоголем. Их стараются лечить. Но есть еще жертвы алкоголиков — родные и близкие: дети, друзья, любимые. Их никто не лечит и не помогает в трудной борьбе за дорогого им человека, медленно, но верно превращающего свою и их жизнь в ад. Борьба эта может длиться годами с переменным успехом, проходя разные стадии: самоотверженное желание помочь, нежелание отступать в борьбе за близкого человека, усталость и отчаяние от бесплодной борьбы, желание плюнуть на все и наконец начать жить своей жизнью, а алкоголик пусть живет своей. Ведь алкоголизм — это его выбор, в конце концов. И бороться за себя он должен захотеть, в первую очередь, сам.
Билли Уайлдер показал в своем фильме историю такой борьбы очень подробно. Тщательно, словно под микроскопом, он изучает жизнь и падение Дона Бирнэма, его взаимоотношения с братом, подругой, еще одной подругой, барменами и со своей болезнью. Так врач изучает анамнез развития недуга, его причины, начало, течение, ремиссии, прогресс и регресс, осложнения. Действие охватывает три дня, но благодаря воспоминаниям Дона и его рассказам о себе, мы можем проследить его историю болезни с самого начала и до конца, со всеми важными деталями его падения. При этом его воспоминания трехгодичной давности и его настоящее, перемежаясь между собой в монтаже, почти не отличаются друг от друга, как будто это один бесконечно долгий день, когда Дон находит все новые способы добыть бутылку, выпить, спрятать заначку, обмануть бдительность брата и Хелен и опять напиться до беспамятства. Его прошлое смыкается в один круг с его настоящим, делая недоступным его будущее. И каждая очередная попытка изменится проваливается.
Рэй Милланд, сыгравший главного героя, показал все тончайшие психологические нюансы падения Дона от самой юности, когда его первый рассказ, напечатанный в журнале, окрылил его, заставил бросить колледжи уехать в Нью-Йорк. Но больше успехов не было, и для вдохновения он стал выпивать, совсем немного. Это помогало ему создавать гениальные сюжеты, идеи, мысли… Но когда хмель выветривался, оказывалось, что все это лишь фантазии пьяного мозга. Со временем он стал все глубже и глубже заглядывать в стакан в поисках вдохновения, но оказалось, что дна у стакана нет, а вместо вдохновения и таланта там ждет его белая горячка, вкупе с презрением соседей и знакомых, шепчущихся за его спиной: «Это тот, который все время пьет». Но ему на это уже было наплевать. Дона Бирнэма-писателя уже не существовало. Вместо него был Дон Бирнэм-алкоголик, готовый на любые унижения, обманы и подлости ради того, чтобы получить стаканчик виски. Образ пьяницы, созданный Рэем Милландом в «Потерянном уик-энде», один из лучших в мировом кинематографе. Он получил за него заслуженного Оскара.
Даже брат Дона, Вик, в исполнении Филлипа Терри, давно уже сдался и устал от бесконечного пьянства брата и совершенно искренне уверен, что для всех было бы лучше, если бы Дон умер. И этот ад наконец бы закончился.
Его подругу Хелен Сент-Джеймс сыграла красавица Джейн Уаймен, первая жена Рональда Рейгана, тогда еще актера, а не президента США. Ее Хелен — девушка пассионарная, верная, упорная и самоотверженная. Причем ее склонность к самопожертвованию граничит с мазохизмом. Она любит Дона и готова бороться за него до полной победы. Есть такие девушки, которые считают терновый венец мученицы лучшим украшением для женщины, будто у нее девять жизней, как у кошки. И потому они готовы потратить две-три из них на благородное спасение и наставление на правильный путь несчастного, но такого милого алкоголика/наркомана/игрока/геймера (нужное подчеркнуть). Для нее лучше пьяный, но живой Дон, чем мертвый, поэтому она с ним.
«Потерянный уик-энд» получил четыре Оскара в 1946 году. Кроме уже названного приза за лучшую мужскую роль, он был удостоен статуэток как лучший фильм, и еще одного Оскара получил за лучший адаптированный сценарий, ведь он снят по одноименному роману Чарльза Р. Джексона. А Билли Уайлдер унес с собой Оскара как лучший режиссер. Пожалуй, это самый убедительный аргумент, чтобы посмотреть данный фильм.
8 из 10
Ещё на начало 40-х киноформа драмы имела совершенно двоякий смысл, нежели в представлении современного зрителя. Вспомнить того же легендарного Чарльза Чаплина, поздние картины которого хоть и имеют остросоциальную основу, но построены таким образом, что за различного рода гиками, напускными нелепостями и шутками, этот самый фундамент «размывается», превращая полотно в пейзаж с радугами и единорогами. Но это совершенно не о мистере Уайлдере.
Картина, поэтапно описывающая регрессию человека, пристрастившегося к рюмке и бутылке, является чуть ли не первой реалистичной драматургией в Новом Голливуде. Драматургией более, чем реальной, и от того неописуемо страшной.
Во многом, заслуга всей атмосферы принадлежит композитору Миклошу Рожа, создающего сюрреалистическую основу для пущего эффекта и актёру Рэю Милланду, чей персонаж-алкоголик был настолько внушительным и ярким, что через сорок с лишним лет нашел своё отражение в главном герое Джека Николсона из фильма «Сияние» (особенно отчётливо это видно по сцене в баре, где Дон Бирман уговаривает бармена налить ему виски). Вполне возможно, что Милланд выигрывает на фоне не совсем яркой игры Джей Уаймен, но суть эмоций от этого не меняется.
Две мировые войны, Великая депрессия и Сухой закон — все эти испытания, выпавшие на долю фривольного американского общества, нашли своё отражение в «протагонисте» картины Билли Уайлдера. Человеке замученном, морально истерзанном и стоящем на развилке тяжелого выбора. Дон свой выбор сделал, доказав, что самая настоящая надежда кроется только в любви, и именно она даёт силы. А сколько ещё таких, измученных тяжелым похмельем и поиском нового запоя бродят по бездушным городам?
9 из 10
Картина 1945-го года, рассказывающая о страдающем от алкоголя человеке, трезво объясняющего зрителю и, одновременно, неустанно наливающему ему очередную стопку виски бармену местной таверны, поражает силой оживления столь щепетильной остросоциальной проблемы.
Герой данной ленты некогда талантливый и перспективный писатель в исполнении великолепного британского актера Рэя Милланда, получившего «Оскар» в категории «Лучшая мужская роль» за работу в этом фильме, пристрастился к крепким алкогольным напиткам после череды неудач на литературном поприще. Алкоголь стал для него эдаким проводником в мир безграничных мыслей, так необходимых для творчества любого уважающего себя писателя. Но чем больше становилось количество выпитых стопок, тем дальше герой погружался в другой мир, в котором существует лишь одна истинная цель — пить как можно больше. И даже знакомство с замечательной девушкой, которую на экране воплотила актриса Джейн Уаймен, впоследствии узнавшей о вредной привычке своего новоиспеченного возлюбленного, не позволяет герою отказаться от рюмки.
Проходит несколько лет после знакомства с любимой, но неудачливый писатель по-прежнему не отходит от бутылки, и кажется только в разы увеличивает свою зависимость от количества промилле в организме. Ни девушка (явно намеревающаяся выйти замуж за главного героя), ни его брат, тщетно пытающийся уберечь своего родного человека от деградации как моральной, так и творческой, не способствуют решению проблемы. Во многом причина в этом состоит в нежелании горе-писателя выйти из порочного алкогольного круга, так символично изображенного в сцене употребления спиртного в баре, где мокрые следы от стопок отображают не только количество выпитого, но и безысходность положения героя, его цикличный образ жизни: от стакана к бутылке, от вечера к утру, от безумия до потери ощущения реальности происходящего. Герой даже готов отказаться от самого ценного в жизни литературного творца — печатной машинки, ради получения денег на очередную дозу спиртного.
Итогом безумного самоуничтожения становится «белая горячка», за которой следуют смертельные размышления о своей дальнейшей судьбе…
Кинофильм поражает своей смелостью в освещении одной из наиболее важнейших проблем не только американского общества 20—40-х годов, но и всего мира. Ведь буквально в каждой стране и в наши дни существенное число граждан страдает от алкогольной заразы, разрушающей семьи, дружбу, карьеру и жизнь самого человека. Данная лента (как ни одна другая после неё) наиболее точно, кинематографически красиво и по-хорошему дерзко и грубо поднимает вопрос о саморазрушении человека посредством алкогольной зависимости.
Режиссер картины Билли Уайлдер, известный широкой публике по картине «В джазе только девушки», также отмечает краеугольное значение близких людей в жизни алкоголезависимого, которые вполне могут помочь страдальцу обрести моральную и физическую свободу от губительного напитка.
«Потерянный уик-энд» заработал «Оскар» в номинации «Лучший фильм». Этот факт поистине поражает, так как свидетельствует о том, что киноакадемики сороковых годов имели мужество вознаградить столь провокационную и ни грамма не стесняющуюся заявленной темы ленту, имеющую огромное социально-культурное значение для общества и кинематографа в целом. Стоит только восхищаться смелостью и интересным творческим подходом создателей этой картины, сюжет которой основан на одноименном литературном произведении американского писателя Чарльза Джексона.
И всё же хочется поверить в лучик надежды, который способен избавить общество от столь вредной привычки. Луч надежды, помогающий поистине талантливым людям в профессиональной и творческой самореализации.
9 из 10
После просмотра этого впечатляющего и четырежды оскароносного фильма 1945 года становится понятно, откуда растут ноги у всех картин о людях творческой профессии и писателях-неудачниках вроде «Бартона Финка» братьев Коэнов — о том, как они спиваются, мучаются от постоянной депрессии и творческого кризиса и сходят с ума от преследующих их видений. В «Потерянном уик-энде» Билли Уайлдера уже определена и блестяще реализована тема «ада человека пишущей профессии» и разыграны те самые мотивы, которые будут вдохновлять кинематографистов в последующие полвека.
Камерная история об опустившемся на самое дно писателе-алкоголике в великолепном исполнении британского актера Рэя Милланда (он известен в основном по запоминающейся роли мужа-убийцы в фильме «В случае убийства набирайте «М» Альфреда Хичкока) цепляет за живое и поражает именно своим смелым и бескомпромиссным для американского кино 40х воплощением. Остается только догадываться и представлять себе, какой шоковый эффект он должен был производить на привыкших к совсем другому кино зрителей тех лет.
В стилистике фильма явственно чувствуются отголоски фильма-нуар, но это не главное — главное то, что почти с документальной точностью показаны все симптомы и приметы разъедающего душу и совесть алкоголизма; дан точный психологический портрет человека, в буквальном смысле слова сходящего с ума из-за одной только бутылки виски. Некоторой уступкой времени кажется обманчивый финал фильма с его ненужной моралью и неуместным в данном случае «хэппи-эндом» — так как в действительности такой человек уже не был бы способен исправиться и вернуть себе прежний человеческий облик. И самым точным был бы такой финал, в котором главный герой, так и не сумев покончить с собой и клятвенно пообещав исправиться в объятиях любящей и каждый раз спасающей его девушки, все равно бы держал за спиной бутылку или косо посматривал на нее.
После просмотра фильма в памяти навсегда остаются сцены в сумасшедшем доме, а также потрясающая сцена с финальным безумием главного героя в своей квартире — с летучей мышью в темной комнате, когда из дыры в стене сочится кровь, а летучая мышь пожирает выползшую из норы маленькую мышку (понятно, что все это механические куклы, но как пугающе убедительно они сделаны для своего времени!) И черно-белая пленка в данном случае придает всему этому полуфантастическому зрелищу даже больше жути, чем если это было бы в цвете.
Фильм не отпускает ни на минуту и заставляет с постоянным напряжением следить за поведением главного героя и за происходящими в нем переменами. Однако ты, как зритель, не только не сопереживаешь или ужасаешься за него, как положено, а, напротив, скорее находишь своеобразное наслаждение в зрелище истинной бездны человеческого падения и отчаяния.
8,5 из 10
На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Потерянный уик-энд 1945 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.
Фильм снят по сценарию Чарльза Брэкетта и Билли Уайлдера, адаптировавших для кино роман Чарльза Р. Джексона. На суд кинозрителей представлен мрачный срез быта и нравов американского общества военного времени, в частности, трагедия опустившегося алкоголика.
Потерянный уик-энд / The Lost Weekend 1945, США, драма