Галерея
Интересные факты 5
Актеры 28
Съемочная группа 22
Рекомендуем 19
Похожие 20
Отзывы к
фильму
13
Американский кинематографист с российскими корнями Сэмюел Фуллер был по-своему неудобным представителем своей профессии, когда внутри голливудской среды существовала строгая цензура, обусловленная действиями так называемой «охоты на ведьм», от которой пострадал не один талантливый кинематографист. Но обладая сложным, принципиальным характером Сэмюел Фуллер наплевательски относился ко всем условным рамкам, позиционируя себя как вольного творца (именно из-за постоянных конфликтов и скандалов впоследствии Фуллер переехал во Францию и творил уже внутри течения «новой французской волны»). Практически отказавшись от сотрудничества с крупными и финансово благонадёжными киностудиями, Фуллер предпочитал работать в канве независимого и низкобюджетного кино, при это диапазон таланта позволял ему выпускать настоящие шедевры. Одним из таких стал психологический триллер с элементами драмы «Шоковый коридор», вышедший на экраны в 1963-ем году, а спустя чуть более тридцати лет картина была внесена в официальный Национальный реестр фильмов, выбранный для этого Национальным советом США по сохранности фильмов для хранения в Библиотеке Конгресса.
И надо сказать, что «Шоковый коридор» по праву вошёл в этот список, ведь там действительно есть на что посмотреть, а вихрь эмоций зашкаливает, при этом особо впечатлительным зрителям всё же я бы не стал рекомендовать его просмотр. Всё начинается с того, что амбициозный журналист Джонни Барретт (Питер Брек) находится в неистовстве из-за того, что расследование по поводу убийства внутри стенах одной их психлечебниц захлебнулось. Он разрабатывает план, по которому он должен попасть в стены этого неприятного заведения и там выискать убийцу. Естественно, что попасть туда он должен под видом пациента, и в этом ему помогают друзья и даже его любимая девушка. При этом сам Джонни мечтает о том, как выявит убийцу, затем раскроет карты и выйдет из больницы, тут же засядет за написание статьи, а там и Пулитцеровская премия маячит на горизонте. И план первоначально срабатывал на все сто процентов, но далее у Джонни начинаются отклонения в психологическом состоянии, что ставит под угрозу саму цель появления Барретта в лечебнице.
Режиссёр картины Сэмюел Фуллер утверждал, что для её съёмок ему потребовалось всего десять дней и минимальное количество локаций. Насчёт десяти дней — это может быть, но не доказано (хотя как спорить со столь сложным человеком как Фуллер?), а вот то, что локаций совсем немного — это, разумеется, заметно. И тут свою роль играет массовка, которая даёт свой результат, ведь массовка расположена в основном для того, чтобы изобразить пациентов клиники с различными видами психических отклонений и заболеваний. Надо сказать, что по-своему это даже вызывает спортивный интерес — ведь на самом деле любопытно какие же психи обитают в скорбной обители, но затем начинаешь сам потихоньку сходить с ума, потому что весь этот калейдоскоп постоянно что-то делает, кто-то бегает, кто-то кричит, кто-то впадает в апатию либо в агрессию. Есть отчего, когда голова идёт кругом, а весь этот бурный и буйный «коктейль» неадекватности, визга, плача и стонов выводит из равновесия. Поэтому несложно понять главного героя картины, когда и он оказался близок к помешательству.
Конечно, Сэмюел Фуллер молодцом, когда смог преподнести свою концепцию и видение «Шокового коридора», но и оператор ленты Стэнли Кортес (опять же здесь не обошлось без помощи Фуллера, который кроме режиссуры самостоятельно занимался и созданием сценария) сделал своё дело на высоком уровне профессионализма. С трудом даже можешь осознать, что всё действие «Шокового коридора» происходит лишь где-то в пяти-шести локациях (отчего фильм немного напоминает ленту «Верёвка» (1948) от мэтра жанра триллер Альфреда Хичкока), потому что Кортесу и Фуллеру удаётся ловко лавировать между сценами, не делая их слишком уж короткими и чересчур длительными. Актёрский состав также не подкачал. Например исполнитель главной мужской роли Питер Брек стал номинантом на премию «Золотой глобус» в категории «Лучший дебютант», а в те времена это что-то да и значило. Прекрасно играют актёры, воплощавшие психически больных людей, при этом они до конца делали свою работу, не чураясь того, что они на вспомогательном плане. И отдельно хотелось бы отметить выразительную игру Констанс Тауэрс и Джина Эванса (этакие «любимчики» Фуллера), которая весьма запоминается.
В общем, вердикт картине будет краток: весьма запоминающееся убедительное зрелище, которое вызывает немало эмоций и при этом заставляет думать и даже ставить себя на место центрального персонажа. Действительно «Шоковый коридор» — это то творение, заслужившее место в Национальном реесте США для сохранения. Если Вы — синефил и нормально относитесь к картинам, коим уже более чем полвека, но повлиявшим на общее развитие кинематографа как искусства, то Вам сюда.
9 из 10
Сюжет этого фильма не более, чем повод для дискуссии. Разве это интересно вместе с амбициозным журналистом искать в психиатрической больнице убийцу одного из пациентов? Мы даже толком о преступлении и убитом ничего не знаем. А вот следить за погружением журналиста в мир безумия — это уже другое дело. Может ли совершенно здоровый человек обвести вокруг пальца персонал психиатрического заведения и его обитателей?
А дальше происходит весьма интересный эффект. Шаг за шагом герой погружается вглубь этой ярмарки безумия. Мы вслед за ним. Это ведь интересно поговорить о нимфоманках из женского отделения. А вот на практике, оказаться рядом с ними — дело непростое, опасное для здоровья и психики. Кстати говоря, этот эпизод является логической предтечей к следующему фильму Фуллера — «Обнаженный поцелуй».
Дальше больше. Беседа с каждым из трех свидетелей превращается в карнавал абсурда. Первый рассказывает о тяготах военного быта в Корее. Его бравада одновременно и патриотична, и наполнена пацифистскими рифмами. Такие слова можно было в те годы лишь вкладывать в уста умалишенным.
Беседы со вторым пациентом оказываются еще более выразительными. Тут уже не остается сомнений. Пользуясь возможностью Фуллер рассказывает нам о неудобной американской правде. Афроамериканец, свято верящий в идеологию ККК? Как можно было даже такое предположить? Не слишком ли сильно набрал обороты? А почему нет. Ведь это вовсе не в психиатрической больнице фильм пропагандирующий идеалы ККК признали безусловным шедевром (вспомните о «Рождении нации» Гриффита).
Этого уже достаточно. Фуллер уже даже и не стремится слишком долго отводить время третьему пациенту. Достаточно лишь упоминания о ядерной бомбе. Все выстраивается в ряд. И совсем не случайно, что герой наш позабудет имя убийцы. Зритель должен удивиться, как можно — так просто запомнить. Но, это перевернутая реальность психиатрической больницы. А в реальности другой, за стенами это больницы люди с легкостью забывают о тех самых вопросах, которые так озаботили ее пациентов.
И это безумие может обернуться кататонией, а может прояснением. Тут может быть потоп, а может… Впрочем, нужны ли еще детали. Перед нами шедевр. Сложный, напряженный, резкий и предельно актуальный, политизированный. Фильм опередил свое время. Для шестидесятых такая прямота была слишком тяжела, непонятна. Чуть более десятью годами спустя куда менее резкая лента о «психушке» завоевала симпатии всего мира. Но именно фильм Фуллера показывает нам, что такое настоящая экспрессия и нон-конформизм
10 из 10
Для пассионарного кинематографа Фуллера трудно придумать более комфортную фабулу, нежели история о добровольном заточении себя в психушку, с какой бы целью это не проделывалось: герметичность сюжетной конструкции и экстерьеров искрит от темпераментного стаккато режиссерского почерка, который на референсы эстетики киноэкспрессионизма 20-х толстым слоем кладет зашкаливающую, пастозную выразительность художественных средств и болезненную эмоциональность, упиваясь выпавшим шансом в очередной раз позлить голливудский истеблишмент репрезентацией окружающей действительности как мира, сошедшего с ума.
Организация художественного пространства картины привычно многослойная, словно пирог. Под главной событийной линией нуарной психодрамы, вполне себе нарративной, с вкраплением внутренних монологов и смачных цветных галлюцинативно-психоделических видений, Фуллер, как искусный шеф, припрятывает все самое вкусное на слой символико-метафорического надтекста.
Психиатрический трип нужен ему для начинки политико-социального свойства — кажущиеся сугубо индивидуальными психические отклонения героев картины, волей режиссера предстают перед нами как галерея психологических травм, фобий и фантомных болей современного ему американского общества в целом, и каждого рядового американца в частности. Расовая сегрегация и Ку-Клукс-Клан, Корейская и Холодная войны, Хиросима, создание ядерного и атомного оружия, шпиономания, борьба с «комми» и охота на ведьм — далеко не полный перечень болезней американского коллективного бессознательного, предлагаемый нам Фуллером (удивительно, как в этот список не попал грянувший буквально накануне Карибский кризис). Поэтому, намеренно яркие, решенные в цвете, видения пациентов лечебницы, только внешне выглядят плодом больного воображения — на самом деле ничего более пугающего и реального в фильме нет, — по сути, это диагноз социуму. И именно последний — пожалуй это главный месседж фильма — пребывает в состоянии измененного сознания или кататонического ступора, не зная, куда двигаться дальше.
Для воссоздания на экране состояния патологического страха, фрустрации и психоза, охвативших современное ему общество, Фуллер прибегает к череде преувеличенно ярких красок и мрачноватых эксцентричных эскапад, не чураясь ни Эврипидом, ни смертельно (до приступов смеха) опасными нимфоманками, ни черный ккклановцем. Набор, прямо скажем, так себе, от непомерной избыточности иногда подташнивает, как после переедания,- но, в конце концов, ни за эту ли отчаянную смачность слога мы Фуллера когда-то и полюбили.
Возможно, апеллирование Фуллера к классике немецких экспрессионистов и не намеренное, но «Шоковый коридор» решен в таких агрессивно экспрессивных тонах, а кадр настолько заряжен драматическим полем, что аллюзии к искаженному, надломленному миру классических картин Вине и Мурнау (интересно, например, сравнить возникающую на стене коридора лечебницы тень от рук Баррета в одной из сцен, с хрестоматийным появлением Орлока в каноническом фильме Мурнау), рождаются сами собой. Однако, по части пластико-монтажных форм, Фуллер сам дока и может дать фору любому мастеру — уверенно выстроенные мизанкадры, филигранная работа с внутрикадровым монтажом (запомнившаяся еще в «Происшествии на Саут Стрит») и светотенью, излюбленные трансфокатор и череда крупных планов — все эти любимые нами фуллеровские фитчи представлены в ассортименте. Но есть и настоящие изюминки — уже упомянутые эстетские (но при этом, как мы успели убедиться, вполне обоснованные со смысловой точки зрения, и не выглядящие как искусственные dream sequence) цветные дивертисменты паранормальных видений, являющихся фактически объективацией психического состояния американского общества. А кроме этого,- странная, минуты на 3 стрип-сцена с Констанс Тауэрс — насколько чуждая и смешная в нелепом эротизме, настолько и причудливо диковинная, — десятилетия спустя нечто подобное будет делать великий и ужасный Линч, но в 60-х так, кажется, так никто не снимал.
«Шоковый коридор» — самый эмблематичный пример токсичного, ресентиментного творчества неудобного автора, его задиристого кино, так и не вписавшегося в голливудские каноны.
8 из 10
Саморазрушение и самоликвидация — примерно двумя этими словами можно охарактеризовать фильм «Шоковый коридор». Наш мозг уникален во многом, но и не нужно забывать что он очень хрупок и чувствителен. И подвергать его безызвестной для вас среде не стоит, как показал нам пример Джона.
Такой несерьёзный подход к вещам может жестоко навредить, что мы и можем видеть в финале. Хоть подобный поворот я предугадал, сделали завершение отличным. Как впрочем и сам фильм. Который идёт постепенно, по нарастающей, ведя все к понятному концу. Но при этом по пути старается обхитрить, увлечь зрителя своей атмосферой, и ты сам чуть не чувствуешь себя психом.
Должен сказать, актёрам веришь, сопереживаешь, внутреннее противоборство нормального и сумасшедшего показано очень хорошо. Да, еще со времен Якова Протозанова, в фильме «Отец Сергий» и «Последний человек» Мурнау мы могли наблюдать иллюзорное восприятие внутреннего человека, его внешний характер, и насквозь всполошённую суть организма, но знаете, Фуллер сделал как-то особенно, что потом и сцепил Милош Форман для своего фильма «Пролетая над гнездом кукушки».
Вот концепт очень похож. Пусть Милош сделал это куда озорней. Однако Фуллер сотворил это первым, или же одним из первых. Плюс, к тому же, именно здесь нецветная картинка, размешивая галлюцинации с цветным видеорядом, предаёт некой изюминки, отчего действительно осознаешь, что глупый репортер сходит таки с ума.
На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Шоковый коридор 1963 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.
Джон Барретт нашел идеальную историю, которая, возможно, принесет ему Пулитцеровскую премию. В стенах психиатрической больницы произошло убийство, но все свидетели — невменяемы. Джон согласен выдать себя за безумца и узнать правду, хотя его жена сильно против. Она уверена, что среди психов невозможно сохранить рассудок.
Шоковый коридор / Shock Corridor 1963, США, драма, триллер