Интересные факты 1
Актеры 15
Съемочная группа 8
Похожие 21
Отзывы к
фильму
9
Создан по одноимённой повести Бориса Лавренёва. Режиссёрский дебют Алексея Германа.
Это потрясающий, гениальный, невероятный фильм. Снятый в советские годы (1968) и непонятно каким образом прошедший цензуру. Он не укладывается и в современные идеологические шаблоны.
Абсолютно, предельно честный рассказ о ломке личности, ее взглядов, поведенческих стереотипов и привычного образа жизни в эпоху больших социальных потрясений. О нравственном и человеческом выборе. О том, что оказаться над схваткой в роли нравственного арбитра в большой драке не получится. Хочешь-не хочешь, а надо принимать чью-то сторону и сражаться, а не давать никому ненужные в изменившихся условиях нравственные оценки происходящему. Или ты боевая единица или дряхлый лишний старикан. Выбирай. Социальной роли професора в дыму сражений не предусмотрено.
Андрей Попов бесподобен в роди царского генерала. В наше время проблематика актуальна как никогда раньше.
10 из 10
Революция 17-го года — это одно из самых грандиозных и исторически важных событий 20-го века. Смена власти в стране бывшей монархии в ретроспективе Советского Союза была чем-то беспрекословным и однозначно благоприятным. Потому явить данную громаду событий как некого гегемона, который просто шёл по стране и лишь своим масштабом, а не философией и идеями, заманивал к себе людей, было делом если не преступлению подобным, то однозначно крамольным во взоре властей СССР. И потому столь удивительно лично мне осознавать год создания данного кинофильма, которому в прошлом году исполнилось уже полвека.
Дебютная работа Алексея Германа-старшего, которую он снял в соавторстве с Григорием Ароновым, не блистает его прославленным, полностью индивидуальным стилем, который он начнёт развивать со следующей картины и продолжит вплоть до конца своей жизни. Здесь видно, как творец является лишь таковым подмастерьем, набивая руку под присмотром более опытного постановщика. Что это даёт в итоге? Это даёт пусть не искушённую, но приятную картину с особенно занимательной работой со светом, благодаря которой некоторые ночные сцены вовсе выглядят как панегирик пессимизму и потерянности. И на то есть причины: само настроение главного героя генерал-майора Адамова (Андрей Попов). Его образ с часами в окружении ночного полупустого холодного города, по которому он бродит не ведая, куда ему податься и что делать со свободой, которую он нежданно получит от изменившейся власти, — это тот образ, что одновременно холодит кожу своей осиротелостью и рождает романтические побуждения от эмпатии к этому герою, к его положению и его эмоциям. Время идёт неутомимо, и не человеку оно подвластно, а человек ему, и лишь поспевай за ним, а коль не получилось, то возвращайся и начинай всё снова.
Что интересно, так герой и поступает, вместе с тем пытаясь осознать философию ранее упомянутого мною гегемона. Он пытается понять, в чем ранее был не прав он и тот политический строй, которому он принадлежал. И он понимает, находит эти паттерны, ввиду которых была начата революций и почему чинов, что были сродни ему, наказали. Но в то же время он осознаёт одиозность некоторых моментов коммунизма. Адамов пытается обозреть сию идею полностью, найти объяснения её логическим ошибкам, но не получается. Герой зрителю красноречиво объясняет обыкновенную мысль, проверенную годами и десятилетиями: истинна всегда где-то посередине.
И такой подход в основной тематике фильма, такая идея — это нечто, как раз, революционное для того времени, когда было снято сие довольно камерное, но крайне атмосферное и проникновенное кино. Его, наверное, и «пропустили» только благодаря концовке, в которой персонаж, пытающийся балансировать среди идей и мнений, пытающийся докопаться до правды, будучи лишь спутником сотрясающих великую страну событий, попадает в положение незавидное и, кажется, безвыходное…
Мораль ли это для советского человека — мне лично не до конца ясно, если честно. Однако для себя сентенциозный урок я выявил: идти за поиском истины до конца, пытаться вычленить эту самую истину из сотен сторон конфликта, из десятков трактовок ситуации, стараясь обуздать и переварить, всё же, их по возможности как можно больше. Лишь так рождается правда, запечатлённая в истории. И даже если сперва она не явит себя, в конце концов время, с которым человек не в силах справится, всё расставит на свои места.
P.S. Спасибо за внимание.
Этот замечательный фильм — история о смутном времени с постоянно меняющимися внешними обстоятельствами (изменение быта, постоянной смены власти). Пересмотрев этот фильм, я оценил его гораздо выше.
Думаю не просто было снять такой фильм в СССР, в нём нет пропаганды советской системы, примечательно то, что героев не делят на «плохих» и «хороших», «белые» и «красные» показаны с разных сторон. В критических, невыносимых условиях очень хорошо раскрываются характеры людей, как положительные (мужество, доброта, надёжность, великодушие, и т. д.), так и отрицательные (трусость, лживость, равнодушие, приспособленчество, и т. д.) и все эти черты отлично раскрыты в этой картине.
Фильм, рассказывает не просто о революционных событиях того времени, а о простом человеке — бывшим профессором военно-юридической академии генерале царской армии Адамове, арестованного осенью 1918 года, давно осознавшего невозможность восстановления самодержавия. Его освобождают как человека, не замешанного в прежние времена в насилии и несправедливости. Скромный, не молодой, молчаливый, имеющий светлый ум, в те далекие времена, с массовой необразованностью, в нечеловеческих условиях (когда друзья и знакомые отвернулись, потерявшего место жительства, личные ценности, разрушение всего окружающего), остался, не просто интеллигентом, а настоящим человеком. Интеллигентность, скромность, часто необразованные люди принимают за слабость, а мы видим сильного, верным своим принципам человека. Показательно, что откровенничать Адамов стал с уголовником.
В фильме чувствуется отменная работа оператора, актеры, сыгравшие главные и эпизодические роли подобраны просто блестяще. Реализована максимально приближенная к реальности атмосфера. Фильм очень содержательный и глубокий, в нём много философских высказываний и просто замечательные диалоги:
- Впрочем, знаете, камень, который лежит посреди улицы. Тоже думает о себе, что он безвреден, а люди видят в нём помеху движенью.
Или вот еще в момент, когда Адамов занимался стиркой белья:
- Вас устраивает такая работа?
- Очевидно, в этом есть своя справедливость.
- Это форма протеста?
- Нет, это форма существования.
А это самый важный диалог, Адамова с белогвардейцем:
- Служба в вашей армии для меня этически неприемлема…
- Вы, что же большевик?
- Нет, я не большевик.
- Кто же Вы?
- Вы этого не поймёте, не сможете понять.
- Когда огромное тело, пролетает в мировом пространстве, в его орбиту втягиваются малые тела. Даже против их воли. Так появляется, какой ни будь седьмой спутник…
Очевидно, что фамилия, связывающая героя с прародителем рода человеческого, не случайна. Фильм, рекомендую к просмотру, особенно думающим и не безразличным людям к окружающему миру.
8 из 10
Генерал-юрист Адамов, как и многие другие первые лица Российской империи, арестован во время октябрьских событий. Однако благодаря давнему делу, в котором он отказался судить трибуналом революционеров, его выпускают из-под стражи. Вопрос только в том, что делать царскому генералу в новой стране?
Удивительно, что фильм вообще был снят в СССР. Вроде бы и не антисоветский, но даже как бы сторонний взгляд на революцию был не то что редкостью, а редкостной крамолой. Но… В основе была повесть Бориса Лавренева, который должен ответить и за другую крамольную писульку с названием Сорок первый. Думается, что целью писателя была реабилитация, по крайней мере, правильных белых. Ну или отображение драмы людей прошлого. Неудивительно, что Говоруха-Отрок из Сорок первого вызывал даже больше сочувствия, чем его возлюбленная, хотя и был неоднозначным человечком, даже отрицательным персонажем.
Но Сорок первый был историей о попытке уйти от выбора, о политической деноминации личности, а Седьмой спутник, несмотря на название и его смысл, объясненный самим же Адамовым, скорее, получился о том, как остаться самим собой в условиях разрушенного или строящегося наново миропорядка. Вряд ли случайна и фамилия, связывающая героя с прародителем рода человеческого. Вроде бы революция не на пустом месте случилась… А сам Адамов является своеобразным хранителем вечного знания. Но и в его теории седьмого спутника есть что-то… Сопротивляться большому телу возможности нет, но идти своей траекторией, в которой жизнь, совесть, ЗАКОН определяют силу государства, спутник даже и обязан. Адамов, понимая невозможность противления народной стихии, и подчиняясь ей, становится для советской власти атрибутом и критерием справедливости, к которой ни царские, ни революционные власти отношения не имеют, раскалывая, а не соединяя мир.
Но это ещё средней степени тяжести грехи перед советской пропагандой, потому что фамилия Адамов дополняется блистательным диалогом бывшего царского генерала и крестьянина-красноармейца о Боге (!) и справедливости. Это в советском-то фильме! Впрочем, затем и Михалков в своей экранизации Гражданки про Бога вставил спич на тему дележа… Но это было потом.
А пока грубая классовая убежденность Кухтина, остановленная в момент нажатия спускового крючка, интеллигентская напористость комиссара (Алексей Баталов, разумеется), метания бывших соратников и друзей (впрочем, находятся и идейные, не метущиеся), наивная простота Кимки (пожалуй, лучшая роль Георгия Штиля) всё-таки определяют сознательность юриста, а не прачки, лишенной дома…
Конечно, несмотря на заявленный режиссерский дуэт, чувствуется бескомпромиссность стиля именно Алексея Германа, смягченная манерой игры Андрея Попова, абсолютно попавшего в своего героя.
Пожалуй, наряду со Служили два товарища и Сорок первым — это лучший фильм о нашем тёмном прошлом начала XX века. Хотелось бы, чтобы были ещё. Седьмой спутник — хороший ориентир.
На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Седьмой спутник 1968 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.
Бывший профессор военно-юридической академии генерал царской армии Адамов, арестованный осенью 1918 года, давно осознал невозможность восстановления самодержавия. Его освобождают как человека, не замешанного в прежние времена в насилии и несправедливости.
Седьмой спутник / Sedmoy sputnik 1968, СССР, военный, драма