Галерея
Актеры 1
Съемочная группа 20
Рекомендуем 22
Похожие 18
Отзывы к
фильму
14
«Свалка» — документальное кино 2010 года режиссера Люси Уолкер, взявшее множество международных наград. В центре внимания — проект популярного современного художника бразильского происхождения Вика Муниса, который интегрирует предметы повседневной жизни в свои фотоработы, создавая интересные образы. В 2007 году Мунис решается на эксперимент и едет на окраину Рио-де-Жанейро, на крупнейшую свалку Жардин Граммаш (стоит заметить, не самое безопасное в мире место), здесь он планирует провести 2 года.
Фильм начинается с представления самого художника и его команды, зрителя постепенно вводят в курс дела, однако немного затянувшаяся «раскачка» в дальнейшем компенсируется достаточно эмоциональным содержанием. Так, художник приезжает в назначенное место, знакомится с некоторыми людьми, объясняет свою идею, а именно создать из мусора несколько десятков фотографий с портретами местных рабочих — катадорес — сборщиков мусора или точнее сборщиков вторичного сырья, как гордо они сами себя называют, а затем передать вырученные от продаж деньги каждому задействованному лицу.
Свалка Жардин Граммаш — шокирующее зрелище. С одной стороны, это огромная территория с мягким грунтом и горами отходов, где не редко можно встретить чей-то труп, с другой стороны — несколько сотен беспробудно трудящихся рабочих, совестливо делающих свое дело, живущих обычной жизнью и так же имеющих свои радости и горести.
Все идет по плану, Вик Мунис отбирает несколько самых фактурных, по его мнению типажей, узнает их историю, делает снимки, приглашает в свою студию для совместной работы по созданию огромных инсталляций из мусора, в процессе чего становится понятно, что искусство действительно способно менять людей — другая реальность изменила образ мысли и, хотя вначале никто не жаловался на свое положение, считая, что лучше так, чем наркотики и проституция, то теперь многие почувствовали в себе силы что-то изменить, исполнить свои мечты или наоборот понять, что находятся в правильном месте и занимаются важным для всего человечества делом. Поражают совершенно удивительные портреты людей, от которых веет такой свободой, силой духа и мудростью. Благодаря работе художника перед зрителем предстают совершенно другие, достойные уважения люди, у которых есть чему поучиться.
Несмотря на то, что фильм относится к документальному жанру, волноваться и сопереживать он заставляет не хуже театральной драмы. Перед нами настоящий, но совершенно иной мир. Польза от данного проекта неоспорима для всех сторон — для художника и его команды, для участников и для зрителей. В фильме показывается важный момент, где Вик Мунис спорит со своей женой о том, полезна ли такая встряска и трансформация этим людям, не усугубит ли это ситуацию, быть может жить в неведении и не знать каким может быть мир вокруг намного лучше, чем знать, но не иметь никакой возможности вырваться из этого порочного круга.
В целом данный проект, конечно, в некотором смысле является самопиаром, благодаря данному фильму многие узнали имя Вика Муниса, да и сама идея — выкладывать картины из мусора не нова. Однако, уход от элитарности, распространение искусства за пределами галерей и музеев, столкновение с реальностью, желание достучаться буквально до каждого человека и попытка заставить предложить взглянуть на многие вещи с другого ракурса — является тенденцией нашего времени, которую, безусловно, необходимо запечатлевать.
Проект взбудоражил самых активно-задействованных лиц, позволил испытать новые эмоции, задаться вопросами, но по итогу сложилось по-разному, чуда не бывает, кто хотел, тот вырвался и пошел дальше, а кто-то попытался и все равно вернулся на привычное место. Самое важное, один из участников исполнил свою мечту — открыл библиотеку и обучающий центр. А разве не это прекрасно?!
Пронзительный и глубокий фильм о том, что искусство — не умозрительная абстракция, предназначенная для эстетического услаждения интеллектуалов. У искусства есть свой нерв, свой язык и своя жизнь. Искусство, обращённое к миру, может влиять на людей, даже менять их судьбу. Если автору есть что сказать — его посыл не исчезнет бесследно. Пусть его слово или поступок затронут лишь крошечную часть общества, изменят лишь одно из миллиарда обстоятельств, связывающих социум. Это уже немало.
В центре повествования художник-концептуалист Вик Мунис — выходец из бедной бразильской семьи, вырвавшийся из нищеты в результате удивительной случайности, но в большей степени — благодаря собственной любознательности и целеустремлённости. Помня, кем он был когда-то, художник стремится решать острые социальные проблемы, привлекая к ним внимание общественности. Фильм посвящён его длительному путешествию на гигантскую свалку «Жардим Граммачо» — настоящее сердце мусорной индустрии. Свалка была закрыта в 2012 году, но на момент визита Муниса там трудились сотни рабочих в ужасных условиях — на жаре, по колено в грязи и отходах, среди ужасающих миазмов. Катадоры сортировали мусор и находили материалы, пригодные для дальнейшей переработки. Тонны мусора, ежедневно поступающие в грузовиках со всего Рио-де-Жанейро и сбрасываемые на землю, могли покалечить их. Среди отходов можно было найти что угодно, вплоть до трупов. Некоторым везло, и счастливчики находили деньги или ценные вещи — их явно доставляли из богатых кварталов. В целом же существование этих людей было очень тяжёлым, хотя платили им за такой каторжный труд относительно неплохо.
В то же время это гротескное пространство не лишено философичности. Разве это не занятно — мусор из богатых и бедных домов попадает в одно и то же место, смешивается там, уравнивает всех? Свалка кажется полным хаосом случайному наблюдателю, но на самом деле работа на ней жёстко организованна. Крупным планом в фильме выведено несколько персонажей — катадоров, которые впоследствии стали моделями для «Картин» из мусора» Вика Муниса. В кадре рассказывается история каждого из них — они сами говорят о себе, причём вовсе не жалуются на судьбу, не выглядят угнетёнными и подавленными. У каждого из них есть причины работать на «Жардим Грамачо», и они убеждены в своей ценности для общества. Их решительность и верность своему делу вызывают огромное уважение. Да, в результате проекта Муниса «Картины из мусора» жизнь большинства его респондентов изменилась — люди нашли себе другое занятие, более статусное, воплотили в жизнь свои мечты. Но кто-то остался верен своей работе и продолжил её с новым рвением — зная, что о катадорах наконец услышал мир.
Художник будто перенёс их в сказку — они позировали для него, они увидели свои масштабные портреты, выложенные из мусора, а после напечатанные в широком разрешении, они присутствовали на открытии его выставки и давали интервью. Они не могли бы даже помыслить о таком прежде. Он изменил мышление этих людей, не побоявшись огромной ответственности. В фильме запечатлён спор Муниса с женой, где она упрекает его в пробуждении ложных иллюзий и надежд у простых катадоров, которым после знакомства с богемным миром искусства рано или поздно придётся вернуться на свалку, и это станет для них непосильным испытанием. Но, судя по всему, психика их выдержала это испытание, и каждый из них после знакомства с Мунисом нашёл свой путь.
Будни катадоров поражают воображение, и на их фоне несколько блекнет отважный поступок самого Муниса, рискнувшего поехать в неблагополучное место, остаться там на долгий срок, изнутри увидеть жизнь «мусорной империи», лично познакомиться с её обитателями, лично покопаться в колыхающемся море отходов. «Сверху не увидишь человека», — говорит он. Ему неинтересны съёмки с вертолёта. Он хочет видеть людей, разговаривать с ними, проникаться их внутренним миром. Его искусство — не только для людей, но и о людях. Подойдёшь к картине близко — увидишь только мусор. Отойдёшь подальше — увидишь человека. Наверное, с желания разглядеть человека и начинается изменение мира к лучшему. А что для этого сделали мы?..
«Свалка» — изумительная документальная лента, снятая известным американским художником Виком Мунисом в соавторстве со своей командой. Оставив все человеческие блага в родном Нью-Йорке, Вик отправляется в одну из самых ярких и загадочных стран на планете — в Бразилию. Правда, в этом фильме нельзя увидеть ни пышногрудых бразильянок, ни карнавала, ни латиноамериканских страстей, ни обезьян. Главный персонаж этого опуса — свалка.
Автор направляется на самую крупную свалку во всей Латинской Америке — Жардим Грамашу, находящейся неподалёку от Рио-де-Жанейро. Сюда сбрасывается мусор абсолютно со всех уголков города и пригородов Бразилии и бедняками, и богачами. Слава Богу, в 2012 году «мусорный город» был закрыт, хотя успел попасть на мировые экраны в этой документальной картине, а также стал прототипом свалки в теленовелле «Проспект Бразилии».
Обитатели свалки — так называемые «катадорес». Это бедняки, каждый со своей сложной судьбой и историей, которые занимаются сортировкой отходов на Жардим Грамашу. Судьбе этих людей сложно завидовать. День и ночь они перебирают мусор, работая и в перчатках, и без них. Кто-то сортирует пластик и жестянки (в большинстве своём — женщины), кто-то сортирует выброшенный металл и древесину, дети ищут еду в этом же мусоре. Несмотря на адскую работу, они получают гроши, перебиваясь жильём в опасных фавелах и хижинах.
Да-да, еду среди всего этого мусора тоже можно найти. И у катадоресов есть даже собственная повариха, которая варит обед из выброшенных объедков. Правда, надо признать, что готовит она только из более-менее годных продуктов, которые выбрасывают отъевшиеся богачи. Многим счастливчикам (если их так можно назвать) выпадает шанс найти хорошие книги. Тем, кто менее удачлив, иногда приходится натыкаться и на выброшенные трупы… малолетних детей.
Все эти ужасы отразились в «Свалке» муниса как нельзя правдиво. Но главное, для чего художник снял эту картину — показать, что и мусор бывает красив. Как это не парадоксально звучит, художник, находя какие-то старые выброшенные вещи, составляет портреты нищих бразильцев. Те, не веря своим глазам, просто диву даются, что из горы мусора могут получаться прекрасные картины, которые потом перенесутся на холсты.
Общение героев ленты с художником позволяет бразильцам не только иначе взглянуть на собственную жизнь, но и в корне её изменить. Как мне показалось, сам Вик Мунис — человек невероятной души, и без слёз счастья видеть финал истории многих героев — невозможно. В этом и прелесть «Свалки».
Лично для меня «Свалка» стала каким-то ещё одним открытием из мира бразильской культуры. И как бы ты не страдал в жизни, после картины понимаешь: в мире есть те люди, которым не повезло в жизни больше, чем тебе. Шикарный фильм. Шикарный художник. Шикарная лента. Закрытая ныне свалка.
10 из 10
Большая жизнь для маленького человека. Маленького человека с позиции социальной иерархии в капиталистически ориентированном мире. Нынешний век поражает своим гнетущим превосходством над моральным кодексом. Вся система состоит из клише, воссоздающих человеческую классность: разделение на «востребованных» и «невостребованных» в обществе людей. Первая группа людей относит себя к категории успешных, привилегированных, окультуренных лиц, вторую группу людей многие ассоциируют с избыточным населением, трущобными людьми. В нынешней культурной традиции идет идеологическая война за право трущобных людей полноценно называть себя словом «человек», не стирая человеческие достоинства. Автор фильма пытается донести эту мысль до зрителя.
Вне зависимости от материального достатка и положения в обществе, общественного признания, каждый человек нуждается не только в материальной пище, но и пище для сердца, ума и души: морали, духовности, чувства самодостаточности, почтительного отношения к себе. Люди, которые занимаются «непопулярными» видами деятельности, иногда могут быть отвергнуты и осмеяны, как для некоторых людей сборщики вторичных отходов являются социальным дном, хотя их вид деятельности социально благороден и кардинально не отличается от труда рабочего по уборке территории или сортировщика тех или иных предметов на крупном промышленном предприятии. Здесь описывается жизнь и быт людей, собирающих бытовые отходы на самой крупной свалке мусора в мире: Жардим-Грамашо. Душевные переживания этих людей, их жизненные истории и предпосылки, заставившие их заниматься этой работой.
Не стоит относится с пренебрежением к тому человеку, который находится на более низкой ступени социальной лестницы. Такой человек обладает значительными человеческими благодетелями, а нужда может заставить любого сменить существующий порядок вещей. Нельзя никогда делать одного: сдаваться и поддаваться давлению системы. Трущобные люди, возможно, заложники обстоятельств, возможно, заложники собственных мыслей, но они такие же люди, как и остальные, со своими достоинствами и недостатками, при этом достоинств, видимо, у них куда больше, чем у среднестатистического человека, функционирующего по законам рынка в развитых государствах.
8 из 10
На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Свалка 2010 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.
Оставив свой дом в Нью-Йорке, известный художник Вик Мунис возвращается на родину в Бразилию, чтобы запечатлеть самую большую мусорную свалку в мире Жардим-Грамашо, расположенную на окраине Рио-де-Жанейро, и ее обитателей — катадорес, занимающихся сортировкой отходов. Поначалу Мунис собирался «написать» серию портретов при помощи мусора. Оказалось, что общение с художником в работе над этими портретами позволило им по-новому взглянуть на себя и свою жизнь.
Свалка / Waste Land 2010, Бразилия, документальный