Галерея
Интересные факты 2
Актеры 12
Съемочная группа 18
Рекомендуем 13
Похожие 25
Отзывы к
фильму
12
Мы любим фильмы про героев, которые презирают опасность и страх, и совершают поступки, на которые не способен рядовой человек. Мы любим фильмы про войну, где побеждают. И совсем редко появляются фильмы, где герой — трус и не собирается ни с кем сражаться и бороться. И при этом завоевывает симпатии зрителя. Потому что побеждает, проиграв.
У нас про таких героев снимают мало. Ну, какой героизм без линии фронта? У нас если герой, то герой с автоматом через плечо. Тыловой героизм советское кино интересовал мало, поломанные судьбы проходили фоном и терялись среди грандиозных побед Красной армии и солдат, чьи истории стали основополагающими для отечественного военного кино. Конечно, и в СССР были такие замечательные картины как «Человек N 217» про угнанную в немецкий плен русскую девушку или «Нашествие», где главным героем стал вернувшийся в оккупированный немцами родной город бывший уголовник. Именно на них в какой-то степени похож основанный на романе Юрека Беккера фильм «Лжец Якоб» (почему-то ставший у нас Яковом).
Почему такое кино снимают меньше? А в нем слишком мало патриотизма, а значит — пропаганды. А значит — некого и нечем воспитывать, не к чему взывать и агитировать. Справедливости ради стоит сказать, что в США ситуация не лучше. На каждый «Список Шиндлера» найдется свой «Перл-Харбор», и, если на «Перл-Харбор» идут толпами, то такой фильм как «Лжец Яков» проходит незамеченным.
Правда, эту картину трудно назвать американской. Фильм, действие которого происходит в Польше, снимал французский режиссер венгерского происхождения с актерами-евреями из Франции, Венгрии и Америки на американские деньги по роману немецкого писателя. Но причина неудачи «Лжеца», на мой взгляд, в другом. Просто время этой ленты ушло. Уже была немецкая экранизация этого романа 1974-го года, обласканная критиками и номинированная на Оскар. И вот она как раз вышла своевременно.
Но в 1999, после «Списка Шиндлера», «Жизнь Прекрасна» и «Спасения рядового Райана» тихая и скромная лента о Холокосте с героем-трусом, который стремиться поглубже зарыться в свою норку и лишь волей случая проявляет невиданные для его положения и характера великодушие и смелость, смотрится анахронизмом. Это хорошее, прочувствованное, правильное, жизнеутверждающее кино, показывающее совсем другую сторону войны и людей войны, просто не нужно широкому зрителю, который все узнал об этой теме из куда более значимых лент, снятых с куда большей помпой куда более известными режиссерами.
Кроме того, критики и зрители оказались явно не в восторге от попытки скрестить комедию с Холокостом. Хотя к Бениньи в этом смысле претензий не было. Но Бениньи в «Жизнь прекрасна» смеется во имя спасения жизни своего ребенка, а Кассовиц в «Лжеце» пытается органично вплести комедию в ткань всего повествования и получается это не всегда удачно, а порой грубо. С другой стороны — чем еще можно победить смерть, как не жизнью? А что такое жизнь? Любовь, семья, дружба, юмор. Фильм старается заставить нас верить, что и на войне, в гетто, где каждый день сотнями выносят трупы, где целый народ обесчещен и раздавлен, есть место улыбке и хорошему настроению. Спасибо ему за это, но попытки часто неуклюжие и от них еще больше горечи. Потому что нельзя забыть книги Ремарка и документальные кадры истории Холокоста, нельзя забыть то, что происходило в собственной стране. Да и в самом фильме, где звериный оскал войны хоть и сглажен, но все же достаточно страшен, чтобы столь несмелый юмор мог его перебороть. Хочется смеяться, да как-то не смеется. А еще особенности еврейского юмора и «идишкайта» — самобытного еврейского духа, коим наполнен фильм, оказались совсем не близки американцам, да и европейцам, привыкшим к более космополитичным лентам.
Робин Уильямс, выступивший продюсером картины (вообще значится Марша Уильямс, но это его жена, и у них одна производственная компания) повторяет стратегию «Целителя Адамса» — своей предыдущей архиуспешной работы, где объявлял борьбу смерти смехом и позитивом. «Яков лжец» противостоит смерти надеждой.
И — преуспевает. Не всегда, и не во всем. Но главное доносит. В основном, благодаря собственному образу трусливого «шнорера», который, сам того не понимая, начинает нести людям свет, становится той искрой, которая не дает погаснуть пламени надежды, и неожиданно — в первую очередь для себя — поднимает голову, вырастая над собственными угнетателями, которые сколько ни бились, сколько ни душили, а сделать ничего не смогли. В этом Яков сближается и с нами, и с другими народами, которых пытались уничтожить нацисты и становится настоящим героем. В конце концов, виселицы везде одинаковые, а люди, умиравшие, не сказав врагу ни слова, не предав свой народ, кем бы ни были по национальности, заслуживают преклонения, уважения и любви. И таким уважением проникаешься к трусливому вруну, который только и делал, что прятался, но чьей души хватило на то, чтоб спасти ребенка, обнадеживать друзей, и не предать своих.
Поэтому, несмотря на неровности и шероховатости картины, иногда излишнюю мелодраматичность и сентиментальность, оставляет она отменное послевкусие — гордость, светлую боль, комок в горле за многих, не склонивших головы, и то самое чувство надежды. К финалу фильм приобретает характер символического знака, с помощью которого режиссер пытается привести к общему знаменателю такое сложное и разноречивое явления как Холокост. Он скорбит по ушедшим и просит о надежде. «Они сгинули и больше их никто не видел», но… может, все было и не так. Финал можно трактовать и просто как поэтическую истинно феллиниевскую строфу — мечту увозимого в концлагерь ребенка, который продолжает дело Якова — сладкую ложь самому себе, и как свершившийся факт. Ведь мы заем, что на самом деле советская армия освободила Польшу и было много спасенных. В любом случае вся история Якова становится аллегорией страданий еврейского народа с маленьким лучиком надежды в конце.
Все это поднимает фильм над уровнем банальной военной мелодрамы, коей он поначалу может показаться. «Лжец Яков» — еще очень недооцененное кино, которое еще обязательно займет свое место в ряду лучших картин о Холокосте и просто о том страшном, непонятном времени, которое, конечно, нельзя забывать.
9 из 10
Данная картина явно не доберётся до популярности своих собратьев по кинематографу, тот же «Пианист» вызывает куда больше зрительских эмоций. Конечно, добавить юмора, ход неплохой, но здесь главное не шутить, а выживать с улыбкой. Подобное удалось Бениньи, ведь его «Жизнь прекрасна» вселяет надежду, когда как «Яков» всего лишь развлекает, пускай и на фоне гетто.
Фильм откровенно пытается только лишь завлечь/развлечь, уберегая зрителя от ненужных дум и еврейских тягот. Надо отдать ему должное, своё предназначение он оправдывает, недовольных не будет, но и ярким воспоминанием не останется.
Что касается актёрских работ, то они безупречны, но строго в рамках режиссёрских задач. Ничего сверхъестественного, всё на уровне, ведь блистает Робин Уильямс. Не припомню, чтобы он хоть раз схалтурил (в каждом проекте он хорош), но шаблонно прописанные персонажи, с поверхностной драматизацией, не дали возможности проявить все грани таланта ни одному задействованному актёру.
Фильм буду рекомендовать к просмотру, но на душевные потрясения может рассчитывать только очень уж хрупкая натура, остальные проведут время праздно, без пользы, радуя лишь потребительское начало.
Всем желаю приятного просмотра!!!
Сюжет данного фильма вызывает живые эмоции, как и любой фильм тематики фашисткой оккупации, концентрационных лагерей и гетто. Однако, этот фильм несколько другой. Во-первых, в фильме присутствует огромное количество качественного юмора, причем все шутки касаются исключительно еврейской темы, не злые, но очень остроумные. Во-вторых, фильм нацелен не на передачу тяжелой атмосферы гетто (несомненно она тоже присутствует, ибо сюжет напрямую связан с гетто), а на передачу характера людей, оказавшихся в сложной ситуации, их способность правильно воспринимать информацию. В-третьих, фильм лишен романтично-ванильных сцен, какими часто наполняют подобные фильмы для излишнего драматизма. И это несомненный плюс.
Однако могу выделить аспект, вызвавший у меня несколько вопросов: действие фильма разворачивается в 1945 году, но, насколько мне помнится, в это время на территории Польши уже не существовало ни одного гетто. Кроме того. время года, по логике сюжета, соответствует зиме, но герои спокойно ходят в легкой одежде и нет ни одного признака сезона. Это пожалуй, единственные вопросы, которые возникли в процессе просмотра. В остальном, фильм замечательный, душевный, юморной. Рекомендую к просмотру.
9 из 10
Этот фильм часто можно встретить в различных авторских подборках военных драм и фильмов о Холокосте, с умеренно положительным отношением простых зрителей. «Яков Лжец», что любопытно, не вызывает восторгов своей постановкой, художественной ценностью, как всем известные шедевры «Список Шиндлера», «Пианист» и «Жизнь прекрасна». А любопытно не противоречим — его нет, а тем что и разгромная критика довольна редка для этого, не так хорошо известного, фильма об ужасах гетто в Польше и Второй Мировой Войны. Забегая вперед, именно такие, с позволения, средние впечатления фильм оставляет — без пиков амплитуды эмоций, без мыслей на досуг, без восхищения актерской игрой.
Наиболее явное противопоставление или сравнение, которое напрашивается уже через десять минут просмотра, касается великолепной картины «Жизнь прекрасна» Роберто Бениньи, причем далеко не в пользу картины Петера Кассовица. «Яков лжец» пытается усидеть сразу на двух стульях драмы и комедии и это не удается. Особенно впечатлительные зрители будут трудно воспринимать общую бесцветную палитру происходящего, хоть и часто закадровую, но жестокость. Комедийная же составляющая, в отличие от той же «La vita e bella», словно сначала была приоритетной, а после ее усиленно устраняли из истории.
Что касается реалистичной передачи конкретной тяжелой тематики, то здесь фильм сильно уступает своим известным коллегам, все по той же причине неудавшегося заигрывания с карикатурностью комедии. Главный герой наблюдает за повешенными людьми на площади города, немецкая военная комендатура встречает слепящим прожектором, в вагонах для скота на станции томятся несчастные жертвы окончательного решения. Вместе с этим, «Яков Лжец» словно стесняется сделать шаг дальше, и не ограничиваться лишь намеками и серыми тонами окружающего мира. Впрочем, просмотр побуждает к прочтению литературного оригинала Юрека Беккера.
Весь фильм, вне всяких сомнений, ассоциируется именно с исполнителем главной роли Робином Уильямсом. Актер был номинирован на известную антипремию «Золотая малина» за роль Якова, что вызывает определенный диссонанс. Это явно не лучшая его игра, да и созданный образ вызывает ряд вопросов, но Уильямс вытягивает на своих плечах многие очевидные недостатки самого фильма. После двух часов просмотра действительно запоминаешь именно его игру. Кроме того, второй план картины может порадовать завсегдатаев кино узнаваемыми лицами.
7 из 10
На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Яков лжец 1999 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.
История о забытой Богом земле, отрезанной от всего мира. Черные мундиры заслонили для её жителей солнце надежды, и единственный звук среди всеобщего молчания — прощальный стон уходящих вдаль поездов, увозящих обреченных на смерть. Для того чтобы открыть людям истину в этом страшном мире, вывернутом наизнанку, необходимо солгать. Но тому, кто придумает спасительную ложь, она может стоить жизни.
Яков лжец / Jakob the Liar 1999, США, военный, драма, комедия