Галерея
Интересные факты 5
Актеры 22
Съемочная группа 45
Рекомендуем 23
Похожие 24
Отзывы к
фильму
15
Я читал и перечитывал желчного Ницше, боровшегося со своей болезнью своей философией, выплескивавшего злость и боль в сарказм афоризмов; штудировал скучный «Миф о Сизифе», этот результат хронической депрессии, обладающий статусом глубокого философского труда; листал «Тошноту», в которой Сартр попытался — и, что самое странное, многих убедил — придать клинической картине депрессии вид философского откровения; читал «По ту сторону принципа удовольствия», куда Фрейд излил антропологические размышления, вызванные депрессивной реакцией на ужасы войны и потерю близких; но самый глубокий и прагматичный атеистический экзистенциализм я увидел в кинотексте, который не претендовал на глубокую философию, — в «Житии Брайана по Монти Пайтону».
«Житие Брайана» — абсурдистский манифест, исправляющий «Миф о Сизифе». Камю предлагает постоянное осознание абсурда и постоянный бунт против абсурда. У «Мифа о Сизифе» два недостатка: он основан на мысли, что вопрос о ценности жизни — главный вопрос философии, хотя еще Ницше в «Проблеме Сократа» показал, что этот вопрос не только не может быть главным, но и вопросом быть не может; «Миф» занудно-серьезный и может вызвать смертельную скуку-тоску, которая кого угодно превратит в насекомое Кафки.
Комики-философы из Монти Пайтона не начинают с вопроса о ценности жизни; задаются им, но, в отличие от Камю, лишают его философской солидности и статуса интеллектуальной проблемы. Они его, так сказать, деконструируют, обшучивая (чем успешно, хоть и скандально, занимаются и в «Смысле жизни по Монти Пайтону»). Начинают с центральной фигуры европейской культуры — Христа; рисуют жизнь как абсурдно-нелепое несение креста (у каждого свой); и проводят парадоксальную терапию несения креста, демонстрируя, как его несут некоторые люди. А некоторые люди несут его так: всегда смотрят на светлую сторону жизни и обе стороны, светлую и несветлую, поднимают на смех. И это, в отличие от угрюмо-серьезного бунта и экзистенциальной рвоты, терапевтично, ибо в конечном счете важно не только и не столько, есть ли у жизни ценность и какова эта ценность, — важно, как эту жизнь проживаем: с нытьем в сердце и пеплом на голове или со смехом и улыбкой на лице и, что главное, в душе. Таким образом, добавив в Камю большую порцию юмора и щепотку стоицизма, возрожденного в 20-м веке в виде когнитивно-поведенческой терапии, Монти Пайтон родил такой экзистенциализм, который как минимум не хуже и во всяком случае прагматичнее философии, которой стошнило Сартра.
***
Ниже — отдельные заметки на манжете.
Это кино-житие — хулиганское. Комики обшучивают всё, и святое и сакральное (Христа, Его распятие, Деву, поклонение волхвов, любовь, материнство, чудеса, святость, отшельничество), и несвятое и обыденное (политические партии, фракционную борьбу, религиозный фанатизм и невежество). Обшучивают умело и адекватно, насколько вообще адекватность для таких тем достижима. Скандально-шокирующий юмор начнется в «Смысле жизни по Монти Пайтону», а в «Житии» комики еще добрые.
Терри Гиллиам, один из сценаристов «Жития», частично перенесет историю Брайана в ставшую сегодня классической «Бразилию», в которой Сэм Лаури так же, как и Брайан, влюбляется с первого взгляда и попадает из-за этого на свой крест.
Финальная песня Always Look on the Bright Side of Life (Всегда смотри на светлую сторону жизни), в отличие от песен наподобие Don’t Worry, Be Happy, не пытается затушевать мировое зло, но, наоборот, смотрит на него широко открытыми глазами. Распятый поёт, например, так: «Когда задумываешься о жизни, понимаешь, что она — дерьмо» или «Жизнь — абсурд, а смерть — окончательное слово». Вместе с этим распятый заявляет, что жизнь-то, может, и дерьмо, но реагировать на это дерьмо можно по-разному: можно усугублять печалью, а можно улучшать смехом и юмором.
И в этом контексте самый парадоксально-глубокий персонаж — неунывающий еврей, который без устали балагурит даже тогда, когда идет на распятие с крестом на плече, и которого, распяв, затем снимают с креста потому, что он на кресте пошутил.
Чего и всем желаю.
Не креста, а хорошего настроения и чувства юмора.
10 из 10
Это один из моих любимейших фильмов на религиозную тематику. Фильм достаточно критично и злободневно высмеивает многие проблемы иудаизма и христианства. В нём зашкаливающие количество политической сатиры и чёрного юмора. Я до сих пор не понимаю как этот фильм сумели выпустить в религиозной стране да ещё и в семидесятые годы. Мне кажется даже сейчас его показ способен вызвать немалый общественный резонанс.
Сюжет фильма рассказывает нам историю простого еврейского парня по имени Брайан. Скорее всего он ничем бы не выделялся из толпы, если бы не тот факт что он родился в один день с Иисусом. Через его жизнь нам вроде бы показывают проблемы древнееврейского общества, но если взглянуть чуть глубже, то станет понятно, что они практически ничем не отличаются от наших. Религиозный фанатизм, терроризм, волнения толпы, идиотизм чиновников, все эти проблемы уже стали постоянными и такими привычными для нас, именно о них и рассказывает картина.
Юмор того или иного фильма вообще очень сложно передать, но если речь идёт о творениях Монти Пайтонов то задача усложняется в разы. Он многослоен, и за множеством банальных шуток и необычных ситуаций, скрывается глубокая и пронзительная сатира. Абсурдность также служит отличительной чертой их творчества, при том абсурдность во всём: в диалогах, ситуациях, персонажах.
Так что Житие Брайана один из немногих примеров по настоящему нестареющей комедии.
8 из 10
Монти Пайтон… Как мало в этих словах знакомого для большинства людей. Талантливейшие люди своего времени, они не боялись говорить то, что боялись сказать остальные.
Фильм, собственно, является сатирой на фанатиков: Иудейский Народный Фронт, отшельник, толпа… Пайтоны подметили суть всего этого абсурда, и весьма точно передали его (абсурд) на экран.
Юмор в фильме — на высшем уровне. Местами он, конечно, затянут, но оттого он не становится плох. А некоторые цитаты можно нагло своровать и использовать в жизни!
10 из 10
Фильм стоит того, чтобы его посмотреть. Полтора часа задорного смеха вам обеспечены!
Весной 2004-го, по случаю 25-й годовщины со дня выхода на экраны фильма «Житие Брайана», созданного в 1979-м, британской комик-труппой Monty Python, кинокомпания Rainbow Releasing вознамерилась выпустить эту картину в повторный прокат. Но неожиданно у владельца возникли проблемы: некоторые посчитали крайне неуместным прокат экстремально богохульного фильма вместе со «Страстями Христовыми» Мела Гибсона. Впрочем, это был далеко не первый скандал, вызванный Life of Brian.
Уже в момент своего появления «Житие Брайана» было запрещено для показа в ряде стран. И здесь не обошлось без курьёзов, причём в стиле «Монти Пайтона». Так, например, тот факт, что фильм не разрешили показывать в Норвегии, только ещё больше способствовал его массированной рекламе в Швеции, поскольку шведы традиционно относятся к норвежцам как к людям без чувства юмора и считают их приторможенными. Больше того, прослышав о запрете фильма в Норвегии, шведский правовладелец тут же придумал рекламный слоган: «Этот фильм настолько смешон, что даже запрещён в Норвегии!».
В этой псевдо-религиозной комедии рассказывается об иудее-неудачнике Брайане из Назарета, которого окружающие начинают принимать за Мессию. Как и во всех прочих травестиях группы «Монти Пайтон», здесь пародируется всё подряд: религиозный фанатизм, махровое еврейство, римские центурионы (которые опять же выставлены пайтонавцами тугодумами) и плюс ко всему блокбастеры 1970-х — от первой кино-рок-оперы «Иисус Христос — Суперзвезда» (1973) Джюисона до «Звёздных войн» (1977) Лукаса.
Пайтоновцы опять безукоризненно используют наработанный в прошлых двух фильмах («Монти Питон и Святой Грааль» + «Джаббервоки») приём непопадания в контекст и актуальность. Они вербализируют Иудею начала первого тысячелетия так, как могли бы говорить в их родной Англии в конце 1970-х. В итоге получается скабрёзная (но всё-таки не глумящаяся) комедия о вынужденном спасителе человечества, которому привелось появиться в кормушке для скота в не самое лучшее время…
Когда Брайан подрос, он вступил в НФИ — национальный фронт Иудеи (камень в огород ИРА). Фронт был организацией, которая дарила людям радость вечных, никогда непрекращающихся дискуссий и диспутов. Они начинались по поводу и без, и уже стали визитной карточкой «еврейских революционеров». В какой-то момент случайно брошенная Брайаном фраза вызвала у праздно шатающейся публики интерес, и его провозгласили мессией. Хотя на эту роль он вовсе не претендовал. Наоборот, пытался сделать всё возможное, чтобы избежать незавидной участи:
- Я не Мессия! Да послушайте же вы меня. Я не Мессия, понимаете? Честное слово!
- Только настоящий Мессия отрицает свою божественность.
- Вы мне не оставляете никаких шансов. Хорошо! Я — Мессия!
- Ура! Он — Мессия!
- А теперь — идите на.. .
- Каким путём повелишь нам туда идти, Господи?
Из такого рода диалогов и состоит весь фильм, не оставляющий камня на камне от сакральных имен, понятий, фетишей… В финале подтрунивание над чувствами ортодоксальных верующих достигает апогея — распятые на крестах иудеи поют хором: «Не грусти! Смотри на жизнь веселей!»… Такие опусы автоматически закрывают любую тему. Снимать после «Жития Брайна» что-то серьёзное на религиозную тематику уже не имеет никакого смысла. Разве только для неофитов. Отсюда становится понятным, почему некоторые категорически не хотели выпуска полузабытой пародии в параллель с лентой Мела Гибсона.
Согласно данным опроса 1000 самых известных деятелей кино, который был проведён в начале нового тысячелетия Британским Киноинститутом (British Film Institut), «Житие Брайана» заняло 28 место среди 100 лучших английских фильмов. А по результатам анкетирования журнала «Тотал Филм», устроенного в октябре 2004, Life of Brian заняло 5 место среди 50 лучших фильмов Британии всех времён. Видно, что котировки фильма растут год от года. И ещё большой вопрос, кто кого переживёт: «Страсти Христовы» или эти ёрнические и еретические приколы весёлых англичан?
На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Житие Брайана по Монти Пайтон 1979 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.
Оказывается, 2000 лет назад волхвы слегка промахнулись и из-за небольшой астрономической ошибки явили, было, свои дары не тому новорожденному, которому следовало. Дитя звали Брайан, и он просто родился в тот же час и лишь домом дальше, чем Сами-Знаете-Кто. По причине сего инцидента потом все путали Брайана с Мессией, а ему было лень разубеждать своих поклонников. Однако в почитании масс помимо приятной стороны есть и другая, и вот Брайан с тревогой обнаруживает себя в роли отчаянного религиозного лидера народного Фронта Иудеи, борющегося за свободу от римского ига - и в эпицентре больших неприятностей с оккупационными властями!…
Житие Брайана по Монти Пайтон / Life of Brian 1979, Великобритания, комедия