Галерея
Интересные факты 2
Актеры 13
Съемочная группа 21
Рекомендуем 14
Похожие 20
Отзывы к
фильму
19
«Айрис» — пустой фильм-биография.
Фильм повествует о жизни известной писательницы в юности (Кейт Уинслет) и в старости (Джуди Денч). Прекрасная актерская игра, увы, не спасает крайне слабый сюжет (даже для фильмов-биографий), не особо качественный визуальный ряд и саундтрек.
Посыл ленты — большая загадка, ибо его практически нет. Кроме того, фильм изобилует неуместными и порой вовсе не нужными обнаженными сценами. В целом, эту ленту можно посмотреть только из-за потрясающей игры Джима Бродбента и Джуди Денч.
6 из 10
Каждый человек должен иметь чувства, мысли, эмоции, потому что только так он по-настоящему поддерживает в себе жизнь, потому что обычно человек живёт благодаря своей памяти, которые помогает ему ощутить себя свободным и независимым от чужого мнения. Однако, если потихоньку лишать человека способности запоминать важнейшие события в жизни, то это делает его слабее, и единственное, что поддерживает в нем стержень — чувства. Скорее всего, так и прожила последние годы своей жизни знаменитая английская писательница Айрис Мёрдок, чья необычная судьба легла в основу биографической драмы «Айрис».
Синопсис Известная английская новеллистка Айрис Мёрдок написала 26 романов, сохранив в истории английской литературе память о себе как о талантливой писательнице, проницательном философе и просто удивительной женщине. Во многом этому способствовал ее брак с любимым мужем Джоном Бейли. И вот в пожилом возрасте пара вынуждена столкнуться со страшным недугом — у Айрис обнаружен синдром Альцгеймера.
Думаю, ценителям английского кинематографа фильм понравится, прежде всего, из-за игры актёров. Прежде всего, стоит отметить невероятное исполнение Джуди Денч, сыгравшей роль пожилой Айрис, сохранившей в себе былую страсть, которая стала внезапно куда-то исчезать с появлением болезни, и мы видим, как Айрис, словно свечка, постепенно затухает, пока тихо не покидает этот мир. Также очень понравилась игра Джима Бродбента, сыгравшего роль пожилого Джона Бейли, верного мужа Айрис, который, несмотря на Альцгеймера, не покинул жену, а, сохранив прежние теплые чувства, продолжил поддерживать в ней жизнь.
Режиссёр Ричард Эйр снял не просто биографическую драму, которая отражала жизненный и творческий путь писательницы Айрис Мёрдок, а тонкую психологическому мелодраму, которая раскрывает зрителю Айрис как человека. Действие фильма развивается не линейно, а параллельно, т. е. мы видим главных героев в схожих ситуациях, но в разное время, чтобы понять насколько сильно они изменились, а что осталось прежним. Режиссеру также удалось передать трагизм того положения, в котором оказались пожилые Айрис и Джон, поскольку мы видим, как быстро гениальный разум Айрис, а вместе с ним и она сама угасают, покидая Джона. Единственный недостаток в режиссуре — это идиллия, т. е. герои и их жизнь предстает перед нами такими чистыми и идеальными, что получается как-то нереалистично. Тем не менее, зритель поверит, что между ними всегда жила настоящая любовь.
Как я уже писал выше, сценарий фильма состоит из параллельно развивающих сюжетных линий. Одна происходит в 50-е годы, друга — в 90-е. В одной линии мы видим знакомство и складывание отношений между Айрис и Джоном, который был влюблен в нее с первого взгляда, но долгое время не мог понять её, понять ту бурную жизнь, которой она живет. В другой линии мы видим героев в качестве пожилой четы, Айрис уважаемая в обществе писательница, которая внезапно сталкивается с провалами в памяти, символизирующими, что она вскоре уйдет из этого мира. Однако этот факт не ослабляет чувства Джона, который остается верным своей жене.
Итог Несмотря на наивно добрую атмосферу фильма, «Айрис» — очень хорошее кино, стоящее просмотра. Все же он открывает мир удивительной женщины, которая, не взирая на недуг, сохранила в себе какие-то поразительные черты характера, ставшие притягательными для ее окружающих и, прежде всего, для её мужа. Поэтому я определенно рекомендую кино к просмотру.
9 из 10
Айрис Мёрдок — английская писательница, поэт и философ, одна из искуснейших романисток XX века. Её произведения интеллектуальны, полны остроумия и психологизма, разобраны на цитаты и высоко оценены литературным сообществом (так, помимо того, что в 1978 году Мёрдок стала лауреатом Букеровской премии за роман «Море, море», она также остается лидером по числу попаданий в букеровский шорт-лист). Символизм, красноречие, культурные и литературные аллюзии, поэтичность, сложность и простота, беглость мысли и безбрежность взглядов — все это притягивает определенный круг читателей. Романы автора в некоторой степени элитарны, тяжеловесны, замысловатые любовные линии синтезируются с размышлениями достойными лучших философских трактатов, а персонажами зачастую являются представители английской интеллигенции или академического сообщества (к которым относилась и сама Мёрдок), размышляющие на тему творчества или решающие экзистенциальные проблемы. Быть может, поэтому произведения писательницы так малоизвестны широкой аудитории.
«Айрис» (2001) — это биографическая драма о жизни выдающейся личности, оставившей яркий след, как в литературе, так и в душах людей, её окружавших. Это кино о бурной молодости и болезненной старости. Кино о жизни как таковой.
Стоит упомянуть, что в более чем сорокалетней фильмографии режиссера Ричарда Эйра полнометражных фильмов не так много («Красота по-английски» (2004), «Скандальный дневник» (2006) и ещё несколько не столь известных картин). Эйр специализируется в основном на телевизионных проектах, что, на мой взгляд, у него получается намного виртуознее (тот же мини-сериал «Пустая корона» (2012) по пьесам Шекспира — просто бесподобен). Исходя из этого, «Айрис» многим кажется скучноватой, однобокой и блеклой, а может и излишне сентиментальной. Несмотря на большое количество завоеванных наград, картину критикуют за отсутствие кинематографа. Безусловно, некий отпечаток «сериальности» и связанные с этим упущения тут присутствуют, режиссеру не с полной мере удалось раскрыть величие Айрис как писательницы, но, тем не менее, это не умаляет достоинств ленты.
Один из плюсов — построение повествования на антитезе: молодость/старость, жизнелюбие/угасание, энергия/немощность, писательский успех/разрушающий недуг. Изображение последних месяцев жизни романистки, омрачённых болезнью Альцгеймера, прерывается флешбэками, в которых рассказывается о начале писательской карьеры, знакомстве с её будущим мужем, непредсказуемых выходках, вращении в университетских кругах (изучение классической филологии в Оксфорде и философии — в Кембридже).
Главное достоинство картины — подбор актеров. Роль молодой Айрис — свободолюбивой, независимой, дерзкой — исполнила очаровательная Кейт Уинслет. Ум и сексуальность, чуткость и непринужденность, талант и любовь к жизни — актриса наметила некоторые черты характера писательницы, в своей игре отразила огромный спектр эмоций. Уинслет раскрылась в тандеме с Хью Бонневиллем, сыгравшим молодого мужа Айрис — литературного критика Джона Бейли (за роль актер получил премию на Берлинский кинофестивале). Итак, она — полна планов, чувств, желаний, он — скромен, нежен, застенчив, даже зауряден. «Почти в каждом браке один из партнеров — эгоист, а другой нет. Выявляется образец поведения и скоро становится обязательным: один из супругов постоянно требует, а другой уступает», — пишет Мёрдок в одном из своих романов, иллюстрируя глубокое познание жизни.
Джуди Денч (Айрис в старости) — постаралась воплотить сущность писательницы, столкнувшейся с роковой болезнью, мастерски передав ужас потери памяти, невозможность вспомнить названия даже обыденных вещей. Режет глаза грубый натурализм, мы видим Айрис опустившейся и безумной в декорациях неустроенного быта. Все это производит тяжелое, угнетающее впечатление. Выдающаяся игра актрисы заслуживает отдельной похвалы. Кстати, за исполнение роли писательницы Уинслет и Денч получили по номинации на премию Американской киноакадемии (это был второй случай после «Титаника» в истории премии, когда две актрисы номинировались за роль одного и того же героя).
Многие свои романы (самые популярные) Айрис писала от имени мужчин, с их позиций, с легкостью обрисовывая их чувства, мысли и поведение в тех или иных пограничных ситуациях. В картине Эйра особое внимание уделено именно мужу писательницы, мемуары которого легли в основу повествования. За роль Джона Бейли в старости Джим Бродбент заслуженно получил заветную статуэтку, воплотив на экране мужа непростой женщины, преодолевающего неожиданные трудности, берущего ответственность за судьбу супруги на себя. Бродбент преобразил «Айрис» в трогательную драму. Хотя его роль весьма спорна, как спорна безоговорочная правдивость трех книг мужа о годах, проведенных в тени гениальности собственной жены и описание подробностей её немощности в последние месяцы жизни (к слову, альтернативная версия биографии, рассказанная другом семьи — Эндрю Уилсоном «Айрис Мёрдок, какой я ее знал», а именно ветреной и непостоянной, шокировала общественность даже сильнее). Хотелось бы видеть больше разноплановости в героях, больше событий, но как писала сама Мёрдок: «Все мы знаем только кусочки чужих жизней, и очень бы удивились, если бы могли увидеть всё».
Пару слов о музыкальном сопровождении. Саундтрек к фильму написал Джеймс Хорнер, безвременно ушедший в прошлом году. Автор музыки к таким фильмам, как «Имя розы» (1986), «Храброе сердце» (1995), «Титаник» (1997), «Игры разума» (2001) и др., которая заставляла нас сильнее сопереживать героям, плакать, чувствовать мурашки на коже, тут он в очередной раз продемонстрировал свой талант. Плавная и лёгкая, словно намеченная пастельными красками, или тягучая и печальная — его музыка задаёт настроение всему фильму.
8 из 10
«Айрис» — это полтора часа биографического кино построенного на контрасте и побуждающего к размышлению.
Старость чудовищно несправедлива и непростительно жестока. Стоит ей взмахнуть своим черным крылом — и у человека не останется ничего, он опустеет, выдохнется, как бутылка некогда хорошего вина. В самых ужасных случаях она забирает наиболее бесценное — разум и воспоминания. И вот та женщина, что была остроумна, талантлива, полна жизнелюбия превращается в вялую тряпичную куклу с продырявленной головой, из которой выпадают последние опилки сознания.
Это фильм не о творчестве или таланте Айрис Мердок: это картина о ее угасании, мучительном и унизительном для самой писательницы и неожиданном для ее мужа. Кроме наблюдения за постепенной деградацией Айрис, мы довольствуемся весьма размытыми характеристиками ее личности: кого она любила, как каталась на велосипеде и плавала голой в озере. Собственно, это все ситуации, в которых задействована героиня, еще не попавшая в сети болезни. Сложно понять, действительно ли она любила своего мужа и как много для нее значили связи на стороне. Мы знаем только начало отношений супруг и неизбежный конец: основной отрезок их жизни проходит вдали от зрительских глаз. Но то, как ведет себя нынешний Джон Бэйли достойно уважения, он не опускает руки, до последнего надеясь вырвать подругу жизни из костистых лап забвения.
Невыразимо больно осознавать, что все проходит и все кончается. Обрывки воспоминаний о цветущей молодости ранят своей недоступностью и собственная немощь, с которой так контрастирует бешеная энергия прошлого, становится вдвойне невыносима. Тяжелая и угнетающая картина, словно захламленный дом Айрис, затягивающийся паутиной старости, подобно ее мозгу. Не так сладко, как «Дневник памяти» и не так серьезно, как «Любовь». Но, к парализующему ужасу, так же вероятно, как сама жизнь.
На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Айрис 2001 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.
Одна из величайших писательниц XX века, остроумный мыслитель и проницательный философ Айрис Мёрдок оставила яркий след в современной литературе и заслужила восторженные отклики маститых литераторов и рядовых читателей. Однако самую правдивую летопись творчества и бытия Айрис Мёрдок составил ее муж, профессор Джон Бэйли, описав в своих книгах более 40 лет их супружеской жизни, начиная со знакомства с юной оксфордской преподавательницей Айрис и заканчивая мучительной борьбой кавалерственной дамы Айрис с жестокой болезнью Альцгеймера, лишившей одаренную романистку возможности творить и жить.
Айрис / Iris 2001, США, биография, драма, мелодрама