Галерея
Интересные факты 1
Актеры 11
Съемочная группа 13
Рекомендуем 23
Похожие 20
Отзывы к
фильму
20
Мир сегодня томится, но часто сам себе не признается, что это тоска по утраченной ментальности. Конечно, глобализация имеет огромные преимущества, но она не имеет характера — у нее нет своих привычек, поверий, промыслов и диалектов. Утолить эту тоску можно, наверное, и «антропологическим» кино, которое рассказывает об других народах. Причем, если в документальном кино здесь нет дефицита, то и игровом очевидно есть. Тем более захватывающими становятся ленты вроде «Боги, наверное, сошли с ума» (1980) Джейми Юйса.
Очарование этой простой истории о бушмене из африканского племени, наверное, прежде всего в ее наивности, вернее в том особом восприятии мира, о котором создатели фильма постарались рассказать. История бушмена Кси, отправившегося искать край земли, может показаться только экзотической зарисовкой, но на самом деле она может рассказать зрителю гораздо больше. О силе добра, об умении идти до конца за своей целью, о вере, о единстве с природой, о простоте.
Кси отправляется искать край света, чтобы сбросить с нее бутылку из-под кока-колы, которая стала причиной ссор и раздоров в его родном племени. И если оставить за скобками рассуждения о примитивных космических знаниях и представлениях о плоской земле, то понимаешь, что на этом наивности приходит конец: в плане понимания общечеловеческих ценностей и отношений между людьми Кси и его соплеменники для нас — недостижимая высота. Казалось бы, героизм и мудрость не зашкаливают: микроскопическое племя отказалось от весьма удобной вещи в пользу мира внутри себя. Но эта ситуация аналогична той, что описана в детской сказке про слона и муравья: важно не то, насколько тяжелый предмет ты можешь поднять, а то, насколько он больше тебя. То есть даже если ты очень маленький, ты способен неси непосильную ношу, а если вас таких маленьких много, то невозможного уже не существует. Поэтому есть ощущение, что африканское племя — это идеальное общество, рай, где для каждого важнее всего не «я», а «мы». Они достигают гармонии несмотря на то, что не знают психоанализов, теорий личности и различных «измов».
Понимание важности друг друга идет, наверное, из единства с природой и следования за ее законами, а не навязывания ей своих. В условиях, далеких от идеальных, бушмены умеют радоваться каждой капле воды. Наблюдать за ними — это, как наблюдать за детьми: вроде бы простые действия, начала постижения мира… Но ведь именно в детстве мы, образно выражаясь, ворочаем самые тяжелые камни — узнавая мир, себя, язык. Поэтому не такие уж наивные показанные нам люди, и то, что они никогда не пили колу — еще одно доказательство тому.
«Боги, наверное, сошли с ума» — легкая комедия, которая не оставляет привкуса горечи или мудрствования. Благодаря ее юмору удается сохранить веру в человека — что он сумеет найти свой потерянный рай, что прекратит развлекать себя охотой и сафари, что научится вновь смотреть на мир открыто. И пусть эти мечты кажутся наивными, но ведь именно этому мы хотели бы научится у быстроногого Кси из маленького бушменского племени.
За более чем вековую историю кинематографа, жанр комедии, бесспорно, был обогащён многими не то, что конкретными фильмами, но целыми школами, направлениями и течениями.
Можно вспомнить и эксцентричные советские комедии Гайдая с целой уймой завуалированных политико-сатирических сносок на полях, и лирико-трагические комедии Рязанова, более универсальные по тематике и типажам для восприятия иностранными зрителями, и россыпь классических французских комедий с неподражаемым Луи де Фюнесом во главе, и потрясающие чёрно- (ну просто антрацитно-) юморные эпики от Квентина Тарантино, и невероятные фигуры высшего пилотажа от Джеки Чана, и монументального Чарли Чаплина, и совершенно сумасшедшую трилогию от «Монти Пайтона», где досталось не только всему человечеству, но и — Вселенной, вместе со всеми абстракциями вроде смерти, времени, истории и т. д., и, конечно, гениального «Доктора Стрейнджлава» Стэнли Кубрика, за полтора часа поставившего шикарную точку в истории человечества, и многих-многих других…
Вполне логично, что с учётом столь безграничного ассортимента, которого любому шутнику более чем целиком хватит на всю жизнь, придумать и реализовать что-либо новое в комедийном жанре — дело столь же почётное, сколь и трудное.
Вот у южноафриканского режиссёра Джейми Юйса это получилось. Была выбрана серьёзная проблема, имеющаяся в наличии у человечества на исходе ХХ века. Она заключается в том, что «мы не знаем мир, в котором живём». Разломы между разными цивилизационными группами (восточная, западная, африканская и т. д.), несмотря на поразительный технологический прогресс всего человечества, нисколько не уменьшаются, что оставляет место для существования таких народностей, как бушмены, именно в том виде, который был ими сохранён на протяжении многих веков.
Таким образом, можно сказать, что в данном фильме режиссёром предложен своеобразный вариант путешествия во времени, когда в результате совершенно невероятного стечения обстоятельств вынуждены соседствовать и даже взаимодействовать разные цивилизации, разные взгляды на жизнь, смерть, порядок, реакцию на невзгоды, справедливость, благоразумие, счастье…
Думаю, всё же правильно, что фильм не был перегружен сатирическими, политическими или социальными элементами. Они, конечно же, там есть, раз уж это, бесспорно, хороший фильм, но они не стоят во главе угла, не определяют авторский взгляд на не сильно уж и замысловатые, но всё же по-своему важные конфликты.
Другим важным элементом успеха картины, как мне кажется, стало отсутствие нелепого в такой ситуации морального проповедничества режиссёра, его наставлений, как и что делать зрителям данного фильма после просмотра: не бросать насиженные цивилизованные гнёздышки, не сливаться в экстазе с природой, не срываться в Африку на помощь местным жителям…
Из всего этого проявляется главное свойство, которое Юйсу удалось придать своему самому известному фильму — простота.
Просто смешно.
7 из 10
В детстве это была одна из самых любимых комедий. А может быть, и самая. (Наряду со вторым фильмом) Много-много раз пересмотренная, смешная до упаду, любимая комедия.
Вчера захотел пересмотреть её — но, увы, впечатление оказалось совсем иным, нежели в детстве. Сейчас фильм показался мне скорее зарисовкой из жизни Африки: военные перевороты, охота на террористов, деревенские дети умеют пользоваться оружием, древность встречается с современностью… Многое, что в детстве казалось уморительно-смешным, сейчас кажется лишь забавным. А некоторые сцены и вовсе вызывают жалость: например, то, как герои ездят на полуразвалившемся джипе, ежечасно проявляя чудеса изобретательности. Это показалось мне очень знакомым по взрослой жизни. Неуклюжий главный герой тоже не насмешил меня — похожие дурацкие ситуации порой случались и со мной самим, и это совершенно не смешно.
Но всё равно фильм я пересмотрел не без удовольствия. Замечательная работа оператора, музыка, запомнившаяся на всю жизнь, прекрасные пейзажи…
Второй фильм я тоже люблю — но пока не пересматривал. Насколько я помню, в нём гораздо больше абсурда и он ближе к привычному нам представлению о комедиях. А вот китайские продолжения, N3 и N4 — уже пародии сами на себя.
10 из 10
Цивилизованные люди не привыкли адаптироваться под окружающую среду. Они адаптируют среду под себя.
Для этой картины свойственна довольно необычная подача материала. С первых кадров зрителя окунают в африканский колорит, а закадровый голос, заставляющий вспомнить Дроздова, неспешно повествует о тяжелых условиях жизни в пустыне Калахари. Выжить здесь могут лишь бушмены, умеющие обходиться каплями росы и влагой из клубней местных растений. В общем, можно подумать, что перед нами очередная серия передачи ВВС.
Дальше роль закадрового голоса начинает постепенно уменьшаться, хотя он не покидает нас до самого конца. Сюжет предстает эдакой косичкой из трех историй, имеющих различное начало, но органично сплетающихся воедино. История первая: племя бушменов чуть не передралось из-за несчастной бутылки «Кока-Колы», и тогда бушмен по имени Хико объявил ее «злой вещью» (в какой-то мере я не могу не согласиться с ним) и пошел «на край света», дабы вернуть богам утерянный ими предмет. История вторая: девушка по имени Кейт Томпсон решила поехать в Ботсвану, подальше от цивилизации, чтобы учить местных детишек грамоте. Ее встречает и помогает устроиться Эндрю Стейн — неплохой парень, ученый-энтузиаст. У него только один недостаток: при виде женщин он теряется, начинает нести чушь и поступать по-идиотски. Конечно, Кейт полагает, что он немного не в себе.
- Она думает, что я сумасшедший. Спросила меня, чем я занимаюсь, я ответил: собираю фекалии. Ведь не сказал же, что занимаюсь исследованиями для докторской диссертации.
История третья: группа террористов после неудавшегося покушения на президента рвет когти из страны, а чтобы обезопасить себя, берет в заложники группу детей. Среди них оказывается Кейт. У Эндрю, таким образом, появляется шанс проявить героизм, а помогает ему маленький, но храбрый и ловкий бушмен Хико…
Фильм интересен не только в плане насыщенности событиями, но и за счет фактологической базы. Среднестатистический человек едва ли знаком с обычаями и языком бушменов, это относится к области интересов этнографов, антропологов. Между тем, лично я была очень рада, что мой кругозор еще немного расширился. Приятно, что бытовые особенности племени были перенесены на экран максимально достоверно, хоть и немного идеализированно.
Нкъхау, первая и единственная бушменская кинозвезда, на момент съемок не знал, сколько ему лет и за всю жизнь видел всего трёх белых людей, а поселение своего народа считал самым крупным населённым пунктом на свете. Однако Нкъхау прекрасно справился со своей ролью, сыграв с очаровательной непосредственностью человека, искренне считающего происходящее вокруг каким-то магическим действом.
Один из самых колоритных фильмов национальных кинематографов.
На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Боги, наверное, сошли с ума 1981 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.
В дикие, девственные леса Африки с небес падает бутылка «Кока-колы». Здесь же обитает по-детски невинное племя бушменов. Вокруг столкновения двух цивилизаций происходит масса комедийных моментов.
Боги, наверное, сошли с ума / The Gods Must Be Crazy 1981, Ботсвана, боевик, комедия