Актеры 16
Съемочная группа 46
Рекомендуем 4
Похожие 22
Отзывы к
фильму
4
Думаю, для всех, кто смотрел этот фильм, он не прошел бесследно. Рак есть, он существует и он забирает 14 миллионов (!) человеческих жизней в год. И количество больных людей этим заболеванием с каждым годом только возрастает.
Повествование ведется от лица профессора английской литературы Вивьен Беринг — одинокой 48-летней женщины, которая всю жизнь посвятила преподаванию и изучению английской поэзии XVII века. Начинается оно со страшного известия, которое опускается на нее, как гром среди ясного неба — у нее рак 4-й стадии и впереди ее ждут 8 месяцев тяжелой химиотерапии… Вивьен Беринг специалист по поэзии Джона Донна, сонеты которого о осознании неизбежности смерти и преодолению страха перед нею — да уж, как нельзя кстати в сложившейся ситуации.
Вивьен делиться со зрителем всеми своими мыслями и переживаниями в ходе болезни, что позволяет хоть в самой малейшей степени представить, что чувствует человек, который тяжело заболел онкологией. Каким бы не была главная героиня сильным человеком, и как бы она не старалась отвлекаться, ее большие, ясные глаза полны боли и страха. Насколько человек беззащитен перед лицом смерти, какие тяжелые физические и моральные страдания испытывает онкобольной и как не хватает в такие моменты ему простого человеческого тепла и сочувствия, даже если в этом не было особой необходимости на протяжении жизни. Такой вот трагический эпилог жизни.
Потрясающая Эмма Томпсон является соавтором сценария, и она же исполнила главную, такую непростую роль в этом фильме (даже не представляю как сложно на себя примерять подобное, кстати, Эмма обрила голову ради этой картины).
Очень серьезный, тяжелый фильм, который заставляет задуматься
Как бы вы хотели умереть? Вопрос дурацкий, но из тех, на которые отвечаешь, даже если не захочешь озвучивать мнение вслух. Многие, конечно, предпочли бы внезапный вариант — неважно, будет это сосулька, невовремя упавшая на голову, или тихий спокойный уход во сне в окружении любящих прапраправнуков (хотя последнее как-то поприятнее). Иные не возражали бы знать точную дату, чтобы успеть доделать все дела — объездить мир, сделать татуировку во всю спину, написать завещание в пользу приюта для домашних животных или засунуть картофелину в выхлопную трубу машины соседа. В любом случае, ответ на подобный вопрос коварно предполагает возможность выбора. А вот у профессора филологии Вивиан Беаринг такого выбора уже нет. Четвёртая стадия рака как-то не предполагает. Так что всё оказывается очень просто — остаться красивой и быть мёртвой уже через пару недель, или стать немощной, тощей, морщинистой и лысой, но протянуть ещё восемь месяцев на химиотерапии. Врачи, конечно, настаивают на втором варианте — им нужно опробовать новое лекарство, и Вивиан легко поддаётся уговорам, ведь, несмотря на философские взгляды и увлечённость поэзией любителя разговоров о смерти Джона Дона, расставание с жизнью не входит в её планы.
Профессор Беаринг привыкла принимать вызовы, и зритель очень скоро об этом узнает. Узнает из флэшбеков, рассказывающих о детстве и юности героини, из её ироничного отношения к необходимости бесконечных анализов и процедур, из монологов-обращений на камеру. Но желание бороться во что бы то ни стало быстро исчезнет, а ему на смену придёт тупая неотвязная боль тела и души. Унизительный гинекологический осмотр, проведённый бывшим студентом, и цинизм врачей, относящихся к пациентам в лучшем случае как к подопытным крысам, а в худшем — как к просто крысам. Одиночество, окутывающее плотным саваном, и тяжесть бесконечно тянущегося времени, которого осталось так мало. В этих условиях непросто оставаться прежней, не озлобиться, не начать жалеть себя, однако Вивиан удаётся. Она будет послушно отвечать на задаваемые в сотый раз вопросы, наблюдать за измерением уровня рвоты, ждать рентгенолога, ушедшего на положенный ему обеденный перерыв, и облегчать приступы острой боли чтением наизусть сонетов Джона Дона и воспоминаниями о лекциях и студентах. А что ещё остаётся, ведь в жизни мисс Беаринг никогда не было ничего, кроме учёбы, работы и великой английской литературы, кладези мудрости и правильно-философского отношения к жизни.
Смирение, желательно молчаливое — вот главная добродетель по мнению проведшей полжизни в монастырях и больницах Маргарет Эдсон, автора сценария фильма. Отрицание, гнев, торги и депрессия как стадии принятия неизбежного остаются за кадром, эти этапы неважны и ненужны, ведь сколько верёвочке не виться, конец всё равно один. Именно на этом заключительном отрезке пути сосредоточено и внимание режиссёра, однако концентрация на демонстрации кротости, плавно переходящей в святость, играет с ним злую шутку, лишая главную героиню какой-либо индивидуальности. Да, Вивиан — прекрасный преподаватель, отличный специалист, строгий педагог, идеальный пациент. Но за всеми этими безусловно правильными и выверенными характеристиками теряется личность, и никакие нарочитые визуальные контрасты не в силах этого изменить, так что эпизоды тихой декламации патетичных стихов о смерти на фоне яркой таблички, цинично призывающей пациентов помогать своим врачам, останутся лишь эпизодами, очередными частями хронометража. Образ профессора Беаринг растворяется в обилии бытовых подробностей и деталей её последних месяцев жизни, а фиксация Майка Николса на поиске псевдосмыслов в каждой запятой одного сонета, повторяемого героиней раз за разом, нивелирует его значимость в контексте повествования и ещё больше схематизирует историю, превращая её в набор штампов.
«Нужно обращать внимание на текст, а не на выражаемые им чувства», — говорит научный руководитель юной неопытной Вивиан в самом начале фильма, и парадоксальным образом эта фраза становится негласным лейтмотивом картины. Героиня, увлечённая рассуждениями о превосходстве восклицательного знака над запятой, не вызывает никакой эмпатии, ей не хочется сочувствовать или сопереживать, её нельзя любить и странно ненавидеть. Забавно, но равнодушие, столь явно осуждаемое создателями фильма, стало основной транслируемой эмоцией, превратив трагическую историю о сильной женщине в рутинную мелодраму с претензией на притчевость. Мисс Беаринг была абсолютно права, представляя себе, что будет происходить после её смерти. Да, коллеги выпустят сборник статей в её честь, напишут красивое вступление с перечислением достижений безвременно ушедшей. Но решая трудную задачу правильной постановки знаков препинания в предложении своего бытия, героиня упустила из виду одну маленькую деталь. Замена слова «жить» на «существовать» оказалась роковой, и от перемены мест запятых смысл не поменяется. Никаких восклицательных знаков, никаких многоточий, лишь имя на могильной плите и пара строчек в списке необходимой литературы. Вивиан Беаринг. Да, кажется, такая существовала.
Фильм настолько понравился, что вызвал желание написать первую рецензию.
Это искусное сочетание реалистично показанной тяжелой борьбы с раком, неожиданного чувства юмора, сентиментальнейших моментов и прекрасных сонетов Джона Донна.
Смерть, не гордись. Хотя тебя зовут
Могучей, страшной — в деле ты слаба.
Убитые тобою — оживут.
Я не убит. Приятные слова:
Покой и отдых. Страшно? Почему ж?
Покой костям, доставка к Богу душ.
А сколько средств, какая суета:
Война и яд, болезнь и нищета…
Ты служишь всем: случайность, царь, судьба,
Отчаянье… Гипноз и даже мак
Нас, утомлённых, усыпляют так
И даже лучше… Спесь твоя — глупа!
Сон краток. Встань и в вечность посмотри.
Не будет смерти больше. Смерть — умри!
Эмма Томпсон, как обычно, на высоте. Хотя половина фильма построена на монологе её героини, от экрана невозможно оторваться. Потому что она обращается к вам напрямую, заглядывая в глаза, делясь сокровенным.
А в смешные моменты, действительно, смешно. В этой контрастности, наверное, и заключается вовлекающая сила этого фильма, делая его жизненным, вызывая эффект присутствия и подглядывания.
В то же время ощущается некая театральность, видимо, из-за монологов и поэзии 17 века, с которой я была очень рада познакомиться так вот неожиданно, хоть и в переводе.
10 из 10
На фильм наткнулась случайно, переключая каналы. Пропустила несколько минут начала, но оставшееся время просидела в неудобной позе перед телевизором, завороженная совершенной игрой Эммы Томпсон.
Это фильм-исповедь. Героиня обращается к зрителю, глядя прямо в камеру и рассказывая свои ощущения и мысли. Она проходит курс химиотерапии, у нее рак на последней стадии. Благодаря сильному характеру Вивиан Биринг стойко переносит процедуры, физические боли и свое глубокое одиночество.
Фильм поднимает множество проблем: от отношения врачей к пациенту как к подопытному до извечного вопроса «быть или не быть». «И это не отвлеченно вопрос жизни и смерти. Это вопрос моей жизни и моей смерти!..»
Потрясающая, сильная игра Эммы Томпсон, реалистичность происходящего, отсутствие ненужных деталей и великолепная музыка заслуживают твердой оценки
10 из 10
На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Эпилог 2001 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.
Трогательная история о судьбе профессора английской литературы Вивьен Беринг. Оказавшись в сложной жизненной ситуации, Вивьен проявляет необычайную стойкость и силу духа. Ей предстоит принять очень непростое решение и вопрос «быть или не быть» становится вопросом ее жизни.
Эпилог / Wit 2001, США, драма