Китаянка

La chinoise

1967, Франция, драма, комедия

Небольшая группа французских студентов изучают жизнь Мао, пытаясь найти свое место в мире и понять как меняется мир под воздействием маоизма.

UHD
16+   1ч 35м КиноПоиск  7.2 IMDb  6.9
Китаянка

Галерея

Интересные факты 2

Съёмки фильма проходили в Нантере и Париже.
В качестве сценарной основы картины было использовано вольное прочтение романа Фёдора Достоевского «Бесы».

Актеры 9

Съемочная группа 5

Жан-Люк Годар
Режиссёр, Сценарист
Рауль Кутар
Оператор-постановщик
Delphine Desfons
Монтажер

Рекомендуем 8

Мужское-женское
1966, Франция, драма, мелодрама
Две или три вещи, которые я знаю о ней
1966, Франция, драма, комедия
Женщина есть женщина
1961, Италия, драма, комедия, мелодрама
Шафл
2005, Япония, аниме, драма, комедия, мелодрама, сериал
Маленький солдат
1963, Франция, военный, драма
Карабинеры
1963, Франция, комедия, драма, военный
Четыре ночи мечтателя
1971, Италия, драма, мелодрама
Анна и волки
1973, Испания, драма

Похожие 19

Джеймс Бонд 007: Вид на убийство
1985, США, боевик, приключения, триллер
Бумтаун
2002, США, детектив, драма, криминал, сериал, триллер
Испанка
2002, Испания, драма, комедия, мелодрама
Два дня в Париже
2007, Германия, драма, комедия, мелодрама
Безумный Пьеро
1965, Италия, драма, криминал, мелодрама
Просто вместе
2007, Франция, драма, мелодрама
Поезд
1964, США, триллер, военный
Отряд «Америка»: Всемирная полиция
2004, США, боевик, комедия, мультфильм, приключения
Ронин
1998, США, боевик, драма, криминал, триллер
Роковая женщина
2002, Франция, криминал, триллер
Здесь курят
2005, США, драма, комедия
Выскочка
1999, США, драма, комедия
Харви Милк
2008, США, биография, драма, исторический
Из Парижа с любовью
2010, Франция, комедия, боевик, триллер, криминал
Вдовы
2018, США, драма, криминал, триллер
120 ударов в минуту
2017, Франция, драма
Как не стать президентом
2018, США, биография, драма, история

Отзывы к фильму 8

Ваша оценка
Ваша рецензия о фильме
Нам обязательно нужно Ваше имя, ник или ...

Нагромождение философских идей витавших во Франции 60-х годов. Цитаты перетекают в другие цитаты, где герои успешно отыгрывают роли говорящих болванок, как бы символизируя отсутствие эмоционального угара. Нужно копать истину с каменным лицом, чтобы не выдать свою личную заинтересованность. Понятно что ни черта не работает — и каменное лицо имеет свой культурный код, который сделает тебя нагим перед глазом другого. Годар понимает сию дилемму — не зря в этом фильме молодых анархисток играют очаровательные актрисы. Режиссер не упирает в решение проблем, а наоборот деконструирует саму возможность решения. Даже великое Действие, на которое упирали все революции превращается в фарс и банальный заход «не в ту дверь».

А что же Мао? Мао находится далеко от Франции, он знакомый героев только по красной книжечке и вырезкам из газет. Его легко идеализировать, поставить в икону как некий нравственный ориентир. Надежда на перемены уже не представляется такой эфемерной, а приобретает вполне себе материальные очертания в красном переплете

Даже здравый смысл остается не у дел в купе вагона, где умудренный опытом дяденька только и смог что развести руками в конце диалога с Анной Вяземски.

В целом фильм может заставить не раз улыбнуться если разбираться в дискурсе философских течений тех времен. Даже революционный пафос тут обыгран через иронию. А ревизионист ведущий свой рассказ под поглощение еды — это уже анекдот.

Еще один радикалистский киноэксперимент Годара — «Китаянка», выражающая на этот раз маоистские предпочтения не только режиссера, но и большинства западной интеллигенции конца 60-х. Однако, при всей симпатии к молодым героям картины, она не является таким же фанатичным вдалбливанием идеологем, как например, «Ветер с Востока». Можно только удивляться слепоте советских критиков, разглядевших в «Китаянке» лишь апологию маоизма. Напротив, это во многом очень самокритичный фильм, киновысказывание у Годара получилось таким ярким именно потому, что здесь он как никогда ироничен (чего стоит только песня «Мао-Мао», саркастически высмеивающая фанатичный дилетантизм не только героев фильма, но и всех маоистов).

Чтобы в полной мере проникнуться этой замечательной лентой, в которой я лично не вижу концептуальных и эстетических недостатков, для меня это шедевр, надо понимать контекст, когда она создавалась: поколение бэби-буммеров уже выступило на политическую сцену Запада, ведь, как мы понимаем сейчас, 68-м годом протесты не ограничивались, целое десятилетие, особенно его вторая половина бурлила молодежным недовольством. В 60-е мир был молод как никогда, большинство населения Запада было молодым, при том, что люди среднего возраста управляли обществом, сидели на руководящих постах и не хотели уступать места своим детям.

В этих условиях геронтократии (как в каплагере, так и в соцлагере, но в СССР особенно) молодежь выразила недоверие поколению отцов с их империализмом и бюрократизмом. И лишь один политик сделал ставку на молодежь во имя дебюрократизации общества — это Мао Цзэдун, потому он и стал в глазах левой западной молодежи кумиром, часто некритически воспринимаемым. Спустя многие годы главный герой «Нашествия варваров» Дени Аркана — состарившийся больной бэби-буммер, будет вспоминать о своей встрече в 60-е с молодым китайцем, жертвой «культурной революции», и как этот бэби-буммер, по его собственным словам насмотревшийся Годара и начитавшийся Соллерса, (философа и публициста, возглавлявшего французский маоистский журнал «Тель Кель»), не мог поверить словам этого китайца о том, как все было на самом деле.

Так вот Годар, конечно, фактов тоже не знал, он был убежденным маоистом, но не фанатиком (по крайней мере в 67-м), потому, как бы он в «Китаянке» очаровательно, романтически и не в последнюю очередь сексуально не показывал молодых «революционеров» (вспомним хотя бы сцену в поезде, жестикуляцию Вяземски и ее эротический подтекст), он их не возвеличивает и не оправдывает. Единственным трезвомыслящим человеком среди них оказывается Генри, который и рассказывает историю о египетских детях — ключ к пониманию фильма. Позиция самого Годара, конечно, далека от нее, но он достаточно иделогически трезв, чтобы дать ей высказаться.

Большой удачей стал выбор Лео, Вяземски и Берто на главные роли: несмотря на то, что в фильме почти нет ничего кроме политических дискуссий и театрализованных представлений (как сказали бы потом — хеппинингов), смотреть его очень увлекательно, так что невозможно оторвать глаз: неудивительно, что в разгар мая 68-го да и раньше бунтующие студенты буквально молились на этот фильм. В ленте есть несколько сногсшибательных символов, берущих за горло своей неотразимостью, как например, забрасывание танка красными книжечками Мао, или атака «вьетнамки» игрушечными самолетами.

Годар ухитрился сделать в «Китаянке» невозможное (это признавал даже Трюффо) — путем сочетания интуитивных ощущений, символов, дискуссий, ангельской музыки Моцарта представил политический радикализм обворожительным, стильным, сделал его киногеничным при всем том, что не представил его однозначно положительным явлением, а просто как детскую игру, возрастную забаву распоясавшихся подростков. Единственным недостатком картины можно считать реальную кровь — герои идут на крайние меры, и при этом никак не рефлексируют по этом поводу (с другой стороны, чего ждать от фанатиков, Генри в своем монологе высказывает трезвую позицию о терроре и насилии, потому и даже в этом компоненте фильма есть элемент критики).

В «Китаянке» много внимания уделяется дискуссиям о «роли» СССР в мировом антиимпериалистическом движении, вернее ее отсутствии — и именно это заставило брюзжать ядом советских кинокритиков. Мне, как последовательному антисоветчику, слушать эти сентенции было приятно, но даже я понимаю их тенденциозность. Когда в прошлой статье мы анализировали «Все в порядке», то подробно останавливались на антисоветской позиции Годара, ее причинах и следствиях. Сейчас скажу лишь одно: время показало, что отмежевание западных компартий, профсоюзов и самого СССР от молодежных протестов 60-х оказалось роковым для них самих, они просто проворонили реальную революционную силу, потому что сами ее боялись, интуитивно понимая, что борьба молодежи идет не столько против капитализма, сколько против геронтократии. А чего еще ждать было от партийных лидеров СССР, средний возраст которых был 70 лет?!

«Китаянка» — фильм, который невозможно забыть, его брехтианские отчуждающие приемы, акцент на аналитические способности зрителя, общая завораживающая, почти комиксовая атмосфера, аура детской игры без правил при всей критичности авторского взгляда на происходящее (тот же собеседник в поезде разбивает Веронику по всем фронтам) — все это остается в памяти даже когда смотришь фильм с английскими субтитрами, не зная толком ни английского, ни французского, как я десять лет назад. Но, и пересмотрев его сейчас, я не могу забыть крупных планов Лео и Вяземски, которые просто врастают в свои образы (у Лео это, наверное, вообще лучшая роль), граффити на стенах, блестящих символичных хеппенингов и то, с каким жаром и убежденностью герои произносят свои монологи, заключающих в большинстве своем одни банальности. Но их жар и энергия сообщают им силу правды, даже если это идеологическая ложь.

В отличие от того же устаревшего и не такого уж радикального «Уикенда», «Китаянка» способна и сегодня покорить настоящим волшебством кино из ничего: ведь ни сюжета, ни драматургии, ни внятного нарратива, ни традиционно понимаемой актерской игры в ней нет. Зато есть энергия и обаяние молодости, которая права просто потому, что она — молодость. Кроме чисто художественного эффекта в «Китаянке» Годар оказался еще и пророком: ведь установка на политический театр, на эстетизацию повседневности, на высвобождение карнавального, игрового начала стала глубочайшей интенцией постмодернистского мировоззрения, захватившего позиции в культуре уже в 1970-е. Потому это не просто очаровательный и самокритикующий фильм, но еще и актуальный для нашего времени.

Фильм «Китаянка» режиссера Жан-Люка Годара в 1967 году получил специальный приз жюри Венецианского фестиваля. В основе сценария использован роман «Бесы» Федора Достоевского. Сюжет фильма состоит в том, что небольшая группа французских студентов изучают жизнь и учения Мао, пытаются найти свое место в мире и понять, как меняется мир под воздействием маоизма.

Пару слов об актерах — у них выразительные и умные глаза, порывистые движения и нервные руки, то есть Годар четко рисуется образы представителей молодежи того времени, а именно — молодежи, ищущей «себя».

Фильм «Китаянка» однозначно социологический, но в начале просмотра сложно понять — это фильм документальный или художественный, так как есть попытки конструкций событий и в то же время персонажи играют роли самих себя… Герои постоянно кидаются цитатами, но это все до меня доходило обрывками текстов, при этом естественно даются какие-то разъяснения (например, что существует два коммунизма). Для меня показался сложным данный сектантский марксистский язык. Но было интересно наблюдать за театрализованными действиями — это и есть жизнь маленькой молодежной ячейки революционного авангарда. Годар четко показал обезумевший мир, уродства и аномалии буржуазного мира, но абсолютно не видно социальных противоречий. Герои фильма из «автоматов» стреляют во все стороны, они против всех, но не понимают и не осознают суть явлений. И в конце фильма приходит горькое осознание, что такая молодежь «обречена» и для этого мира революционных движений не может существовать…

Данному фильму сложно дать оценку, но Годар однозначно мотивирует — еще раз понимаешь что нужно больше читать литературы, учиться мыслить критически, думать всегда своей головой. Зачем авторитеты? — сделай что-нибудь сам!

8 из 10

Фильм интересен прежде всего тем, что он прекрасно отражает общие настроения того времени и смотрится буквально как документальное кино. Складывается впечатление, что действительно смотришь запись жизни в маоистской коммуне со скрытой камеры. Превосходная съёмка, естественная игра актёров. Плюс ко всему, претензия на историческую составляющую. Подкупает и то, что Годар по факту живой свидетель событий того времени и кто, как не он, может претендовать на объективное отображение событий?

1968-ой давно минул. Сгинули и французские маоисты, и порождённые ими террористы-леворадикалы. Сегодняшняя левая тусовка, в том числе и французская, больше напоминает кружки по интересам. Угольки, оставшиеся от пламени, которое было описано Годаром в «Китаянке». Быть может, молодёжь, наткнувшись на этот фильм задумается мол, были люди в наше время, не то что нынешнее племя. А если осознание истин, заложенных бунтующими студентами почти 50 лет назад всё-таки не придёт, то фильм даст хотя бы представление о времени, которое сформировало облик сегодняшнего мира.

Вердикт? Атмосферно, в первую очередь. И, во многом, поучительно. Мало кто помнит революцию 1968, которой не случилось. А надо бы.

9 из 10

На emblix (эмбликс) Вы можете смотреть Китаянка 1967 онлайн бесплатно в хорошем качестве 720 1080 HD и отличной озвучкой.

Небольшая группа французских студентов изучают жизнь Мао, пытаясь найти свое место в мире и понять как меняется мир под воздействием маоизма.

Китаянка / La chinoise 1967, Франция, драма, комедия